Цели:
- Коррекционно – образовательная: закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки.
- Коррекционно – развивающая: развитие слухового внимания, фонематического слуха.
- Коррекционно – воспитательная: воспитывать понимание различия гласных и согласных звуков.
Оборудование: артикуляционные профили, зеркала, символы гласных и согласных звуков, предметные картинки.
План урока :
- С помощью организационного момента подвести к теме урока .
- Решение учебной задачи.
- Упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков.
Ход:
Ориентировочно – мотивационный этап.
1. Упражнения на дыхание. Логопед просит определить по положению губ какой звук она задумала, а потом произнести его на выдохе.
2. Сядет тот, кто определит общий звук в слогах. Как он образуется. Ва-ка-па, со-ро-бо, ку-бу- лу, ми-ди-ки, дэ-бэ-тэ, сы-вы-пы.
3. Задания в группах:
— какие звуки вы произнесли?
— как вы узнали, что они гласные?
— назовите гласные звуки.
Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды. Показ профилей.
Операционально — исполнительский этап.
1. Сказка о согласных звуках. Жили- были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,О,У,Э, Ы,И. А всех вместе называли “ Гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
— П-п-п- запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “ Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса”.
— К-к-к- закряхтел звук к. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
-Т-т-т-затукал звук т. Тукал, тукал, а спеть песенку не смог. Загоревал и он
Гласные звуки их успокоили:
-Не печальтесь, мы вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами. Согласны?
— Согласны! Согласны!- закричали не певучие звуки.
Их назвали согласными.
Затем ученики перед зеркалом произносят п, т, к. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде ……
Физминутка: “ Пила”. Завизжала пила, зажужжала как пчела .Ж, ж, -треснула и встала — начинай сначала.
2. Задания каждому ребенку –определить общий звук. Как он образуется. Ок-ос-ор, уп-ул-ум, ар-аш-ан, эт-эв-эк, эд-эж-эт, им-ис-ип.
3. Задания каждому ребенку— определить какой звук чаще всего слышится в стихах Маршака С. Я. Рассказать как он образуется.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Песенки по таблице Н. Зайцева.
6. Игра. Я назову слово, но последний звук съел Звукоедик — его я простучу. Назовите этот звук, расскажите как он образуется.
7. Задание. Назвать картинки так, чтобы мы услышали общий звук, как он образуется.
8. Назвать первый звук в названиях картинок. Гласный или согласный. Почему?
9. Игра “ Чего не стало”.
Рефлексивно – оценочный этап.
— как произносятся гласные звуки?
— как мы узнаем согласный звук? Конюхова И.Э., учитель-логопед высшей квалификационной категории МОБУ СОШ села Амзя г.Нефтекамск РБ.
Метки: внимание, гласные звуки, звуки, звуки в словах, развитие внимания, развития внимания, разговорные звуки, слуховое внимание, согласные звуки
- Похожие записи
- Интегрированное психолого-логопедическое занятие «Пословица не зря молвится» с использованием говорящей ручки «Знаток».
- Познавательно-речевое занятие Насекомые. Составление описательного рассказа о насекомом
- Занятия по теме «Дикие животные», «Охотничья территория.»
« Предыдущая запись
Знакомство с согласными буквами
Обучение дошкольников грамоте по методике Л.Е.Журовой
Лидия Ефремовна Журова — известный психолог, авторитетный учёный в области дошкольного и начального образования, является автором педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе и успешности обучения в начальной школе, позволяющей педагогу выявлять интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика. Это особенно важно в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты.
Лидия Ефремовна является автором курсов «Азбука для дошкольников» в учебно-методическом комплекте «Предшкольная пора», интегрированного курса «Грамота» (ныне учебников «Букварь») в системе учебников «Начальная школа XXI века».
Предложенная автором система обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста способствует более эффективному формированию навыков чтения. По учебникам Лидии Ефремовны учиться читать — это увлекательная игровая деятельность. Педагогам и родителям эти пособия позволяют повысить интерес у детей к чтению, делают процесс обучения менее утомительным и монотонным.
При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков(умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
определение места звука в слове.
Старшая группа
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели.
Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.
Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Знакомство с гласными звуками
После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов (мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
Гласные звуки обозначаем красной фишкой.
Модели слов их трех звуков
Модели слов их четырех звуков
Знакомство с ударным гласным звуком
После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.
Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:
— учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,
— знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии,
— овладевают слоговым и слитным способом чтения.
8.Правила обозначения звуков буквами
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» — пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» — после мягких согласных звуков.
По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» — мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» — твердые согласные, не имеют мягкой пары.
Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
Разбор слова ЮЛА.
Знакомство с согласными буквами
В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква М обозначает в слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный, и звук «м», т.е. твердый согласный звук; буква Н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т.п.
В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» — соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой — «н».
После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква — мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий.
Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.
3. Обучение чтению
При обучении чтению выделяются три задачи:
обучать словоизменению,
формировать послоговое чтение,
формировать слитное чтение.
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать.
При чтении слогов ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами (пособие «Окошечки») уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он сам должен руководить своим чтением.
Перейти от слогового к слитному чтению помогает ударение.
4. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и речевого внимания у дошкольников
Упражнения для детей трёх лет:
«Колокольчики»
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой круг) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький круг) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой круг, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький круг, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.
«Слоны и ослики»
Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов. Они встают друг против друга.
Воспитатель. Ослик (показывает картинку) кричит: «Ииии- иии», а слон (показывает картинку) кричит «Ыыыы- ыыы» (дети повторяют звукосочетания).
По команде «Идут слоники» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.
По команде: «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.