Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью
палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.
2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;
4. Закреплять представление детей о размере (длине) и цвете.
6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,
умение рассуждать, доказывать.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
Оборудование:
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, презентация. Угощение для детей.
Методические приёмы:
Наглядные;
Словесные (напоминания, указания, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой
Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Первый этап – игровой. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.
Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.
Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок.
Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.
Постепенно, занятие за занятием, игру за игрой, малыш освоит простейший счет в пределах десяти.
Другие примеры заданий на начальном этапе:
- Разложите палочки по длине и цвету.
- Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
- Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.
- Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
- С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.
- Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
- Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?
- На сколько одна палочка длиннее другой?
- Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Что из себя представляют палочки Кюизенера
Методика Кюизенера реализована в палочках, которые также называются: счетные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки, cчетные палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелипипидов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.
Палочки Кюизенера соответствуют обозначению чисел: чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает 2, коричневая – 4, вишневая – 8: таким образом все перечисленные выше палочки Кюизенера можно отнести к семейству чисел, кратных 2.
Всего получается 5 семейств или классов:
Палочки Кюизенера возможно изготовить самостоятельно: для этого вам понадобится цветной картон и ножницы. Самая маленькая полоска, отвечающая за «единицу», имеет размеры 2 на 2 см, все последующие полоски увеличиваются по длине на 2 сантиметра.
Задания, которые можно выполнять с картонными полосками, довольно ограничены — плоский вариант не предусматривает возведение объемных фигур. Тем не менее, картонный вариант исполнения палочек Кюизенера также популярен и подойдет для знакомства с методикой.
Палочки Кюизенера могут храниться в отдельном пакете или коробке, но лучше всего — если это будет специальная коробка с отсеками, предназначенными для каждой палочки. В этом случае по завершении занятия ребенок должен будет правильно подобрать «домик» для разноцветного семейства и сложить все палочки аккуратно.
Самоанализ педагога
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры — путешествия, используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.
Задачи:
1) Закрепить состав числа 8, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия «предыдущее» и «последующее»;
Закрепить умение строить по заданной схеме из палочек Кюизенера (находить связь между цифрой и цветом, числом и цветом палочки), учить анализу и синтезу;
Закреплять навыки вычислительной деятельности, умение выбирать блоки по заданным свойствам; учить детей выполнять арифметические действия на сложение и вычитание, упражнять в обозначении результата сложения и вычитания числом;
Учить детей измерять с помощью трех условных мерок длину предмета, формировать знание о независимости длины от мерки;
Развивать логическое мышление: умение координировать и декодировать информацию о свойствах объектов, разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». («Познавательное развитие»)
2) Активизировать словарь детей: диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы: какая? какой?, употреблять сравнения (длинная, короткая, короче, еще короче). («Речевое развитие»)
3) Содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения («Социально-коммуникативное развитие»).
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели была создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы и приемы:
— практические – работа со схемами, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, игра «Нарисуй недостающее изображение в пустой квадрат», физминутка, игра «По порядку становись», решение задач.
— наглядные – схемы моста, корабля; карта с символами, мультимедиа.
— словесные – вопросы, беседа, напоминание, пояснения.
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач.
В начале занятия использовала сюрпризный момент – телефонный звонок из Африки с просьбой помочь измерить длину удава. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Деятельность всех детей оценивала положительно, их личное достоинство не принижалось.
Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
Автор: Ермолаева Марина Владимировна, воспитатель ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области структурное подразделение детский сад «Звездочка», Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Палочки Кюизенера и обучение языку
Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударыне и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.
Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:
Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.
Методика Кюизенера: плюсы
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический
Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?
Это 2/4
Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это 3/4
Это 9/10
Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».
Другие примеры заданий на втором этапе:
- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
- Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.
- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.