Цели и задачи: Систематизировать накопленные представления детей об осени. Закреплять с детьми названия овощей, знаний детей о живой и не живой природы. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Активизировать словарный запас по теме.
Оборудование: картинки «Приметы осени», зонт, мяч, письмо.
Воспитатель читает стихотворение. Ход занятия:
Осень — грустная пора, Вот и дождь идёт с утра. По стеклу дождинки, Сбегают, как слезинки, Плачет осень, вот беда, Стала улица пуста. Теперь все ребятишки, Читают дома книжки.
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет у детей:
-После, какого времени года наступает осень?
-Назовите осенние месяцы.
-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
-Какая погода бывает осенью? (дождливая, дует ветер — ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.)
-Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях? У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.
Поиграем в игру «Осенние приметы»
Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Осенью цветут цветы? (нет). Осенью растут грибы? (да). Тучки солнце закрывают? (да). Часто — часто льют дожди? (да). Туманы осенью плывут? (да). Ну а птицы гнёзда вьют? (нет). Звери норки закрывают? (да). Урожай все собирают? (да). Птичьи стаи улетают? (да). Солнце светит очень жарко? (нет). Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет). Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да). Сапоги всем обувать? (да). Молодцы! Вы знаете приметы осени.
Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. «Появилась в небе клякса, Если клякса заревёт, Разбежится весь народ» (туча) Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется, дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик» Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе) Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе) Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе) А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе) Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны) От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом). Дождь прошёл. Выглянуло солнышко. «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай».
Дидактическая игра «Один — много».
Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец — огурцы, помидор — помидоры, яблоко — яблоки).
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).
Как готовятся к зиме осенью эти звери?
Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).
Для чего звери делают запасы на зиму?
Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Итог: О чём мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали об осени? Что узнали нового о зверях?
Комплексное занятие на тему «Поздняя осень» Средняя группа
Транскрипт
1 Комплексное занятие на тему «Поздняя осень» Средняя группа Провела: воспитатель МДОУ «Д/с 21 «Гнѐздышко» Кротикова О.В. Образовательная область: развитие речи Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая Тема: Поздняя осень Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей. Обогащать словарный запас. Развитие речи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное). Методические приемы: Воспитатель: Ребята, послушайте загадку. «Природа скинула наряды, Стоят деревья без листвы, Седые, плотные туманы, К нам в этом месяце пришли! Ответ: Ноябрь Воспитатель: Ребята, а ноябрь это месяц какого времени года? Ответ: поздней осени Воспитатель: — правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — осени. Обратите внимание на картину «Осень в лесу» и подумайте, какая она бывает? Игра «Опиши осень» Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени. ( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, грибная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая) Беседа: -На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) — Какие изменения происходят в природе осенью?
2 Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.) Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья). Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу? Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, дует ветер и т.д. Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками. ФИЗМИНУТКА «Листочки» Осенние листочки закружились, Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели, И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Все листочки в воздух он поднял. Весело они летели, И на землю сели.
3 Воспитатель: Ребята, почему не слышно весѐлых птичьих голосов? Ответы: Улетели в тѐплые края Воспитатель: Почему они от нас улетели? Ответы: Стало холодно и голодно Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели? Ответы: Перелѐтные Воспитатель: Назовите этих птиц? Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д. Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют? Ответы: Зимующие Воспитатель: Назовите зимующих птиц? Ответы: Сорока, ворона, дятел, воробей, синица и т.
4 Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Игра «Помести птицу в свой дом» Воспитатель: Ребята, где живут птицы? Ответы: В скворечниках, гнѐздах, на крышах домов и т.д. Воспитатель: Соедините линиями, какая птица, где живѐт, поместите еѐ в свой дом. Дети работают около мольберта.
5 Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги осеннее дерево. А из окна группы понаблюдаем за последним осенним днѐм и рассмотрим, какие стали деревья поздней осенью. Сегодня мы проведем занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение и каждый из вас почувствует себя художником. Мы будем рисовать с помощью волшебных палочек — это трубочки. Сначала мы возьмем широкой кисточкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Затем берем ватную палочку и, обмакнув в краску, рисуем падающий снег и «снежную шапку». -Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?- нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Рисование «Последний осенний день» нетрадиционной техникой рисования «выдувание трубочкой» (кляксография) и рисование ватными палочками. (Дети рисуют)
6
7 Воспитатель: Посмотрите, какие разные деревья у вас получились! Кто запомнил, как называется техника, которой мы рисовали? (выдувание трубочкой или кляксография). Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти! Итог занятия.