Программа кружка по изобразительной деятельности в средней группе
Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Лазуренко Нину Васильевну, воспитателя МОУ «Начальная школа, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 2» г. Волгограда Волгоградской области. Сегодня Нина Васильевна предлагает вашему вниманию Программу кружка по изобразительной деятельности в средней группе. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Нины Васильевны:
«Разработанная мною программа поможет воспитателям планировать работу по ИЗО в образовательной деятельности».
Творческого чтения…
Программа кружка по изобразительной деятельности в средней группе
Посмотреть статью в полной версии
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Декоративное, или декоративно – прикладное искусство является одним из видов художественного творчества. Велик диапазон тем, сюжетов, произведений, художественных техник, используемых в образовательном процессе:
- народную роспись;
- национальную одежду;
- народную игрушку и др.
Произведения всех этих видов декоративно-прикладного искусства объединяет их главное назначение: служить художественному обогащению окружающей ребёнка обстановки.
Цель программы: приобщение обучающихся к художественной культуре; ознакомление с декоративно – прикладным искусством, определение его значения в жизни человека, общества.
Общие задачи:
- обогащать представления детей об окружающем мире, о мире искусства в том числе;
- повышать речевую мотивацию, развивать речи, учить организации связного высказывания в процессе анализа произведения декоративно – прикладного искусства;
- развивать психические процессов личности воспитанников на материале занятий;
- формировать и развивать изобразительно – графических навыков, решать проблем моторики;
- воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к жизни.
Задачи кружка второго года обучения:
-помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
-способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
-постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
-способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада);
-развивать речь на материале занятий. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Занятия в рамках кружковой работы наиболее эффективно формируют графические умения и навыки:
- удержание направления движения;
- прекращение движения в нужной точке;
- регуляцию силы нажима на карандаш и др.
В процессе целенаправленных занятий преодолеваются недостатки
моторики. Разнообразные специальные упражнения в значительной мере
развивают глазомер. Отрабатывая технические навыки различных видов декоративно – художественного творчества, воспитанники развивают зрительно – двигательную координацию.
Программа предлагает различные формы занятий:
- индивидуальные и коллективные;
- организация выставок;
- конкурсы;
- игры – путешествия;
- экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.
Понимание ритма, гармонии цветовых сочетаний, зрительного равновесия форм и цвета находит применение на всех занятиях.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игровые методы,
- Словесные методы – рассказ, беседа, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты
Второй год обучения:
- умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- умение использовать трафареты и печати при работе;
- умение убирать за собой рабочее место.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в МОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.