Строительно-конструктивные игры, их своеобразие, воспитательная ценность.


Строительно — конструктивные игры учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

  1. Характеристики строительно-конструктивных игр.

В истории педагогики игры со строительными материалами описаны давно и представлены во многих системах воспитания дошкольников. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н.Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).

Особенностью игр со строительными материалами является то, что они основаны на построении навыков и умений, в результате чего в большей степени, чем любой другой вид детской игры, они приближаются к творческой и продуктивной деятельности человека. Конструктивные игры строительства способствуют развитию мышления, пространственного воображения, которые являются основой проектной деятельности, что убедительно продемонстрировано в исследованиях Н. Н. Поддякова, Л. А. Парамонова и других.

В процессе конструктивных игр-построек педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы построения, акцентировать внимание на последовательности действий. Дети изучают схему изготовления здания, учатся планировать работу, представляя ее в целом, анализировать и синтезировать постройку и проявлять воображение.

Содержание игр со строительным материалом – это создание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Выделяют следующие виды строительного материала:

– специально созданные (пол, настольный стройматериал, гарнитур типа «Старый замок», набор типа «Молодой архитектор», конструктор);

-природные (песок, снег, камни, глина);

– подставка (карточки, шкатулки, коробки и др.).

Игры со стройматериалами связаны с другими видами игр (ролевыми, театральными, мобильными, дидактическими).

Наличие концепции игры, ее свободная разработка, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со стройматериалами.

один

Строительство.

Строительство (от латинского construo – строить, создавать) означает строительство в целом, приведение различных предметов, частей, элементов в определенное взаимное положение и процесс создания модели, машины, конструкции, технологии с выполнением чертежей и расчетов.

Детский дизайн обозначает процесс постройки построек, таких конструкций, в которых предусмотрено взаимное расположение деталей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс оформления проходит в игровой форме, чтобы заинтересовать дошкольника.

В теории и на практике существует несколько типов конструкций:

  • Дизайн по шаблону – самый распространенный тип дизайна. В нем много положительных моментов: дети развивают различные навыки, осваивают общие приемы действий, разучивают последовательность действий.
  • Конструирование на определенную тему – приближает ребенка к творческому воплощению задачи, но ограниченной тематики.
  • Проектирование по собственному проекту – это сложный тип дизайна, в котором ребенок самостоятельно решает все задачи, ставит цель деятельности, планирует ее, собирает материал и реализует концепцию.
  • Условный дизайн: содержит большие возможности для развития. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
  • Модельное здание – это тип конструкции, разработанный А. Р. Луриа. Ребенку предлагается макет постройки (рисунок, сделанный учителем постройки, обклеенный бумагой), на котором скрыты очертания составляющих элементов конструкции (макет дивана, ворот, машины).

Каждый из рассмотренных видов строительства имеет свои преимущества, ведь совмещать их необходимо в воспитательной работе, в детстве в дошкольном учреждении.

Из всего разнообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, хотелось бы остановиться на LEGO

2

конструктор, который представляет собой «яркий, красочный и многофункциональный материал, открывающий огромные возможности для исследовательской и экспериментальной исследовательской деятельности ребенка». С его помощью можно решать сложные задачи через увлекательную творческую игру, в которой не будет проигравших, ведь с ней справится любой ребенок. Элементы набора LEGO имеют разные размеры, разную форму, простые варианты скрепления с другими элементами.

LEGO – конструктор широко используется в конструкторских классах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство улучшения мышления – проектировать по моделям, по схемам, чертежам, планам, образцам, по памяти.

LEGO – конструктор также используется на уроках математики для закрепления и развития навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава чисел, геометрических фигур; умение ориентироваться на самолете, умение классифицировать по характеристикам.

На уроках по ознакомлению с окружающей средой LEGO используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего он сделан?», «Найди то же самое», «Чем они похожи и чем они отличаются).

С помощью LEGO дети передают полученные знания и впечатления от уроков, экскурсий, наблюдений и прогулок по постройкам.

LEGO – мощный источник развития у детей интереса к строительству.

  1. Условия для развития игр со строительными и натуральными материалами.

Для развития игровой активности детей необходимо создать следующие условия:

  1. Организуйте игровую среду: выберите необходимый строительный материал в соответствии с задачами развивающей строительной деятельности в дошкольном учреждении. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные типы строителей,

3

набор и так далее), красиво оформленный, достаточно стабильный, чтобы соответствовать способностям детей.

  1. Найдите время и место, чтобы поиграть со строительными материалами. Игры требуют концентрации мысли и внимания. Поэтому игровые стойки с настольными стройматериалами конструкторы нужно размещать так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
  2. Уважение к постройкам, сооружениям, сделанным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» в свои постройки, вносить изменения. Поэтому необходимо воспитывать у всех детей бережное и внимательное отношение к своим постройкам и чужим постройкам.
  3. Чтобы создать для этого условия игры со строениями, следует выбрать небольшие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и т.д.).
  4. Комбинируйте детей для совместных построений от строителя. Создайте ситуацию, в которой ребенок, который приобрел новые навыки строительства, будет обучать их другим детям.
  5. Учите детей бережно обращаться со строительными материалами. Тщательно разберите постройку, поделку от конструктора, расставьте детали, формы в ячейках стеллажа, ящиках.

Что еще почитать: Имитационные игры и упражнения в речевом развитии детей: понятие, функции

Игры с натуральным материалом.

Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Только научившись ходить, ребенок берет лопату, лопату, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Но без специальной подготовки дети не приобретают необходимых навыков, а игры с натуральным материалом однообразны и лишены содержания.

Между тем они содержат большие возможности для развития детского мышления, воли и усидчивости.

Эти возможности во многом определяются природой природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, которые диктуют разные способы его использования в качестве строительного материала.

Ребенок познает многие свойства природных материалов через органы чувств. Способы сенсорного познания, умение выделять определенные свойства и качества предметов вырабатываются в процессе смысла

4

интересное занятие, особенно в игре.

Игры с природным материалом – снег, вода, песок, глина, трава, палки, ракушки, сосновые шишки, каштаны, желуди, плоды шиповника, семена клена, липа, шипы, листья, корни, кора, мох и т.д. – отличное сырье для поделок и игр с ними.

С каждым годом современная педагогика осваивает все большее количество различных методов и направлений.

Педагогическая песочница – это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.

Песочную игру нельзя интерпретировать. Воспитатель должен играть роль внимательного зрителя. Позиция педагога – «активное присутствие», она не руководит процессом. Высвобождение накопленной энергии приводит к ее преобразованию, что позволяет направить преобразованную энергию на личное развитие и дальнейшее обучение.

Основные задачи педагогической песочницы:

– Саморазвитие ребенка через творческие игры на песке.

– Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

– Закрепить навыки фонетического и грамматического строя, звукового произношения, обучение грамоте и письму.

– Развитие творческой личности.

  1. Руководство строительно-строительными играми в разных возрастных группах.

Педагог выполняет следующие задачи:

– расширить представления детей и обратить их внимание на работу строителей, на оборудование, которое они используют; – методы обучения построению, воспитанию и развитию самостоятельности и мыслительной деятельности, конструктивных и творческих способностей; – формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений между детьми, объединение их в дружный коллектив.

Первая младшая группа

В программу детского сада для младших групп входят конструкторские игры с игрушками, уроки конструирования

5

материал, на котором обучают необходимым действиям, формированию простейших, но понятных и прочных навыков. Детей знакомят со строительным материалом, его формой, размером, разным расположением на столешнице (лежанками, опорами); научитесь класть один на другой, кладите кирпичи горизонтально (поезд, колея); образуют простейшее перекрытие (калитка, дом). Педагог находит сходство между знакомыми зданиями и предметами окружающей жизни.

Вторая младшая группа

Их учат не только различать основные части постройки (куб, кирпич, плита), но и давать им названия, а также размещать кирпичи на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу, в четырехугольнике (забор, забор).), поместив их на меньшую плоскость. Уже в этом возрасте детей учат целенаправленному осмотру предметов и построек.

Пособие учителя – создание игровой среды: подбор строительных материалов.

Центральная группа

Образовательная программа детского сада предусматривает дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование созданных построек в ролевых играх, обучение умению строить не только по предложенной модели, но и самому предмету, обучение более сложным методы работы. Под руководством учителя дети 4-5 лет могут отражать впечатления от окружающей среды в строительной игре. Им предоставляются самые разные материалы (строительный материал; строитель; куски фанеры, картона, материалы для отделки зданий). В походах, целевых прогулках воспитатель обращает внимание детей на постройки, мосты, транспорт, дороги, заборы и так далее, учит видеть красоту построек, замечать не только общее, но и разные, выделять отдельные части. Поэтому в процессе обучения детей этого возраста строительными играми их представления об окружающей среде, которую они используют в игре, расширяются.

Старшая группа

Образовательная программа детского сада предполагает обучение детей предварительному проектированию коллективных строительных игр, постановку цели игры, выявление участников по предварительной договоренности, использование строительных и строительных навыков не только для

6

наглядный пример, а также с рисунков, фотографий различных конструкций. Игра детей старшего возраста в игры больше ориентирована на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Педагог учит их обдумывать следующие игровые действия, сравнивать между собой, развивает интеллект, поощряет домыслы, побуждает их реализовывать решение. Для дошкольников старшего возраста различные

строительные материалы. Вы должны показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как сделать постройки мобильными, прочными, красивыми. Правильное ведение игры и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворенность игрой, их интерес к ней и, следовательно, ее продолжительность.

Что еще почитать: Игры в раннем и младшем дошкольном возрасте

Подготовительная группа

Строительные игры в подготовительной группе отличаются самой разнообразной идеей, так как дети знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре фильмов, через книги. В игре они часто имитируют строительную деятельность взрослых. Интересы детей подготовительной группы, их умения предъявляют высокие требования к ведению строительных игр. Педагог должен обладать необходимыми знаниями, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из широкого разнообразия зданий, сооружений, типов конструкций выберите те, которые доступны для детей и имеют образовательное и образовательное значение.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотографии, рисунка) в объемную конструкцию, что предъявляет значительные требования к ребенку и способствует развитию аналитической деятельности. Учитель учит анализировать результаты игры. Это дисциплинирует ум, учит детей связывать цель и процесс построения с результатом.

7

Библиография:

  1. Давидчук А. Н. Развитие конструктивного творчества у дошкольников. М., 1976.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. – М .: Издательство, 2009
  3. Куцакова Л.В. Дизайн и ручная работа в детском саду. – М .: Просвещение, 1990.
  4. Лиштван З.В. Дизайн / Под ред. ТАМ. Парамонова. – М .: Просвещение, 1981.
  5. Парамонова Т.Е. Теория и методика креативного дизайна в детском саду. – М., 2002.

восемь

Значение игр и занятий со строительным материалом

ЗНАЧЕНИЕ ИГР И ЗАНЯТИЙ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В «Программе воспитания в детском саду» конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп.

Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.

В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.

Иногда стройка предшествует игре: дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс стройки является собственно игрой: дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость в постройке может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет. Стройка может быть лишь поводом для развития сюжета игры. Так, построив из строительного материала сказочный домик, дети начинают игру в «сказку».

К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. Пароход, например, должен вмещать играющих, на нем должны быть мостик для капитана, трап для пассажиров и т. д.

В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий. Например, нужно по ходу игры как можно скорее лететь на самолете, поэтому достаточно руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет детей. В этом случае такая постройка целесообразна.

Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников. В этом случае все внимание играющих сосредоточивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребенок тут же заселяет жильцами новый дом, сажает шофера в автомобиль, дает гудок паровоза и т. д.

Иногда строительство продолжается несколько дней, а сюжет отсутствует. Когда дети строили здание Большого театра, все внимание, умственное напряжение и воображение были направлены на правдивое изображение театра с особенностями его архитектуры. Постройка продолжалась несколько дней. Дети меняли конструкцию театра, стараясь придать ей более правдоподобный вид, но сюжета не развивали.

Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурбаки; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи.

С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. «…Дети, — писал , — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».

Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения. В тех детских садах, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководство строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер.

Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами. Так, при рассматривании моста через реку нужно обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки), которые красивы своим симметричным построением.

Для более полного представления о конструктивных особенностях моста нужно рассказать детям о том, что существенной частью в нем являются опорные части (устои, быки), так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенности их скрепления с полотном моста. После такой предварительной работы детям будет понятно, почему при сооружении игрового моста для опорной части нужны наиболее устойчивые детали.

На занятиях со строительным материалом осуществляется развитие сенсорных способностей детей. При правильной организации строительной деятельности дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами (системами геометрических форм и тел, пространственных отношений, спектральных цветов и др.). Действия детей становятся осознанными. В связи с этим вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных, конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и сооружать знакомые постройки в новых вариантах. Условия эти определяются либо воспитателем на занятиях (например, построить такой железнодорожный мост, под которым могли бы проплывать катера, теплоходы), либо диктуются игрой. Например, дети никогда на занятиях не строили здания фабрики, а в игре возникла в этом необходимость. Владея обобщенным способом постройки зданий, дети легко самостоятельно справляются с новой возникшей перед ними задачей, выполняя новую постройку в знакомой для них последовательности и усвоенным способом, а не методом проб и ошибок.

Дети в процессе обучения усваивают, что прежде чем строить, нужно хорошо представлять предмет, внимательно и определенным способом рассмотреть его, а уже затем, владея обобщенным способом действий при сооружении подобных построек, в определенной последовательности возводить новый вариант ее.

Поэтому при планировании занятий уделяется внимание не только тому, чтобы научить детей сооружать конкретные постройки, но особенно тому, чтобы эти занятия способствовали развитию качеств личности, развитию умственных способностей, произвольности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). При этом овладение навыками уже не становится самоцелью. Ребенок приобретает их осознанно как средство для решения более сложных умственных задач. Воспитателю при планировании занятий каждый раз необходимо подумать, какими приемами наиболее целесообразно можно решить те или иные задачи, связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и какими техническими умениями он должен при этом овладеть.

При определенной организации обучения целенаправленному рассматриванию у детей развивается способность самостоятельно осуществлять его, когда возникает желание воспроизвести какое-нибудь новое сооружение. В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность, дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел (детали строительных наборов представляют собой различные геометрические тела).

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.

Умение обдумывать, планировать работу является важной стороной развития умственных способностей, которые формируются во всех видах деятельности. Конструктивная деятельность предоставляет богатые возможности для этого. Планирование состоит в том, чтобы, прежде чем строить, хорошо изучить, рассмотреть предмет или образец, учесть возможности имеющегося строительного материала, затем определить форму основания будущей постройки, ее размеры, учесть те условия, с которыми связано практическое назначение постройки.

Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж — для автомобилей, дом — для кукол, при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает на занятиях в процессе обучения, ведущая роль в котором принадлежит воспитателю.

Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации ). Антон Семенович писал, что один из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия». Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям, — перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования приобретенных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом, к развитию основных умственных операций.

Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у детей стереометрические представления. Учителя постоянно отмечают, что при изучении геометрии и стереометрии в школе возникает много затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны.

При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т. д.). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький, длинный — короткий и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.

Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например: брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.

Рассматривая вопрос о подготовке детей младшего школьного возраста к политехническому обучению, указывала, что эта подготовка должна состоять в воспитании интереса к технике, к труду на основе непосредственных наблюдений детей, а также их самостоятельной деятельности. Подготовка детей к политехническому обучению, говорила , должна состоять также в воспитании некоторых умений и навыков в области рисования, лепки и работы с разными материалами, в воспитании умения наблюдать и проверять свои наблюдения в практической деятельности. считала также необходимым научить ребят осмысливать свой труд. Все эти задачи могут быть поставлены и в некоторой степени разрешены в детском саду. Для этого используют доступные для детей дошкольного возраста формы. Основные формы — занятия со строительным материалом и игры детей. Детали строительных материалов — правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это дает ребенку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой сам создает части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании получение изображения вначале затруднено тем, что ребенку трудно еще управлять своей рукой, координировать ее движения глазом настолько, чтобы получить необходимую в данный момент линию: круг, овал, прямую и т. д. Изображение формы предметов в рисунке и лепке дается ребенку нелегко. В стройке же мысль его направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями.

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.

В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.

Строительные игры и занятия при условии систематического обогащения опыта детей являются не только средством знакомства с окружающим, но и средством воспитания моральных качеств. Постоянно наблюдая, как сооружаются вокруг все новые жилые дома, школы, детские ясли, магазины, дети под руководством воспитателя знакомятся с реальным воплощением заботы нашей партии и правительства о народе.

Конкретные примеры строительства, которые непосредственно наблюдают дети, помогут им понять, что советские люди любят свой труд. Это окажет влияние на воспитание трудолюбия у детей. Обучение строительной деятельности детей, организованное в соответствии с указанными требованиями, способствует формированию таких ценных качеств личности, как умение проявлять самостоятельность, инициативу, быть организованными и ответственными в деятельности. Кроме того, в непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями. Игры и занятия со строительным материалом имеют большое значение для организации детского коллектива. В детском саду ребята часто играют со строительным материалом группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. При определенной направленности строительных игр и обучении детей на занятиях совместной конструктивной деятельности имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

говорила, что, чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу. учила, что умственное воспитание детей должно осуществляться в тесном взаимодействии с воспитанием этическим. Социалистическая школа, говорила она, на всех своих ступенях должна иметь одну общую цель — воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, ясно понимающих все, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни.

особенно подчеркивала, что из детей нужно растить коллективистов, умеющих жить и работать сообща. И в этом отношении высоко ценила совместную работу детей, их общие игры со сверстниками. Все это, говорила она, «дает богатый материал для выработки у ребенка общественной этики». Необходимо систематически направлять взаимоотношения детей. В противном случае они могут сложиться на неправильной основе. Если отношения между строящими устанавливаются стихийно, более активные и самостоятельные дети берут инициативу в свои руки: диктуют тему стройки, выполняют творческую, созидательную работу, остальные же помогают воплощать замыслы более активных детей. В результате одни попадают в разряд хороших строителей, другие в разряд «малоспособных».

«Способные» строители часто оказываются плохими товарищами. Они подавляют инициативу малоактивных детей, не приобретают опыта внимательного отношения к работе товарища, совместного обдумывания замысла. И такие положительные черты, как умение проявлять инициативу, творчески воплощать свои замыслы, легко уживаются с отрицательными чертами личности ребенка, которые ставят его вне коллектива.

У «малоспособных» строителей закрепляется неуверенность в своих силах, так как им не удается практически осуществлять свои замыслы, накапливать опыт. Они вынуждены подчинять свои действия воле и инициативе более активных детей и постепенно привыкают к мысли, что строить они не умеют или строят плохо. Чтобы воспитать дружный коллектив, воспитатель должен постоянно следить за взаимоотношениями детей. Опыт передовых воспитателей и наша экспериментальная работа убеждают в том, что у каждого ребенка можно воспитать интерес к игровой строительной деятельности, каждый ребенок при известных условиях способен к творческому участию в строительной игре, где воспитывается уважение к товарищам, к их труду.

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предполагается далекое плавание; либо строители нового канала, охваченные единым стремлением скорее завершить свое сооружение.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашей эпохи (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности конструктивного оформления здания: назначение витрин в магазинах, часов на вокзале и т. д.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с интересными постройками и сооружениями своего города. Воспитатель учит детей выполнять и свои постройки как можно лучше, видеть красоту их форм. Важно довести до сознания ребенка, что красота постройки состоит, с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой — в продуманном украшении, в грамотности и четкости форм.

Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Воспитатель учит их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы действия были экономными; учит целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учит детей видеть красоту самого процесса стройки.

Игры со строительным материалом отвечают особенностям детского сознания, которые очень тонко подметил еще : «Ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения».

Занятия и игры со строительным материалом помогают осуществлять подготовку детей к школе. В этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Велика роль конструктивной деятельности в подготовке детей к школе: она способствует формированию у детей умения учиться. Основная особенность учебной деятельности, как отмечает , заключается в том, что в процессе ее дети начинают видеть основной смысл обучения не в получении практического результата, а в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив учебной деятельности, говорит он, вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, направляя их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, в способности к умственным действиям, в способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Но такое многостороннее значение строительная деятельность имеет только тогда, когда перед детьми раскрываются конструктивные возможности материала, когда программа конструктивной деятельности предусматривает развитие ценных качеств личности ребенка, его умственной деятельности и в педагогическом процессе в ходе обучения применяются для решения программных задач наиболее эффективные методы.

Решение этих задач облегчается тем, что на протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов.

Получить текст

Основные пути реализации руководства строительными играми дошкольников

Строительные игры и их оптимальная организация необходимы для развития дошкольников. Они ориентированы на воспитательное развитие детей, на формирование у них конструктивных навыков. Эффект от их воспитательного воздействия напрямую связан с рациональной организацией лидерства, применением оптимальных приемов и методов воспитательного воздействия.

Рисунок 1. Строительные игры. Author24 – обмен документами для студентов онлайн

Чтобы научить детей конкретным строительным навыкам и умениям, выработать в их сознании определенную концепцию проектной работы, необходимо регулярно знакомить детей с методами строительства различных построек, характеристиками материалов и их функциональным назначением. Это ведет к постепенному расширению объема знаний ребенка, что, в свою очередь, делает конструкторские игры более значимыми, формирует умение строить более сложные конструкции и улучшает технику строительства.

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

Рисунок 2. Характеристики строительных игр. Author24 – обмен документами для студентов онлайн

Управление строительной игрой ориентировано на решение следующих учебных задач:

  • Формирование и развитие у детей представлений о важности труда, необходимости развития трудовых навыков, особенно в строительной сфере, акцентирование внимания детей на организации труда строителей, привитие уважения к этой сфере деятельности, стремление для сохранения первозданного внешнего вида постройки необходимость бережно относиться к ней и уважать ее;
  • Ознакомление с различными методами строительства. Это позволяет развивать творческие и конструктивные способности ребенка, активизирует его интеллектуальную деятельность, развивает мыслительные процессы;
  • Обучение трудолюбию, уважению к труду, развитие навыков командной работы и методов коллективного взаимодействия.

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

Наблюдение 1

Осуществляя руководство строительными играми, воспитатель формирует оптимальное игровое пространство, позволяющее организовать строительные работы, подобрав необходимый материал в достаточном количестве, чтобы все дети могли участвовать в игре.

Предоставление возможности реального наблюдения за строительством любого объекта важно для грамотной организации управления строительным игровым процессом. Для этого педагог может принести иллюстрации различных этапов строительных работ, показать фильмы на строительную тематику, подготовить презентацию или организовать экскурсию на строительную площадку. Это обогатит детские идеи построения, что благотворно скажется на развитии игрового сюжета.

Кроме того, немаловажное значение имеет знакомство со строительством, основанным на использовании специальных строителей. Детям известны детали конструкции различных форм и модификаций: кубики, кирпичики, тарелки, цилиндры. Педагог в свою очередь показывает способы их соединения, варианты оформления. Освоив возможности работы с конструктором, ребенок начинает фантазировать и разрабатывать новые варианты модификаций.

Строительные игры проводятся по двум основным направлениям:

  1. Ознакомление с конструктивной деятельностью в специально организованных классах.
  2. Демонстрация приемов строительства и отработка основных навыков, необходимых для успешного строительства, осуществляется в самостоятельном игровом процессе детей.

В специальных строительных классах дети учатся строить различные конструкции и расширяют строительную тему. Строительство начинается с отдельных мелких деталей, предметов и постепенно переходит к возведению более крупных построек и сооружений. В процессе обучения дизайну у детей развивается умение строить планы своей работы, прогнозируя результаты, на основе материалов, использованных для конструирования, и методов их модификации. Это благотворно влияет на развитие мыслительных процессов ребенка, формирование его интеллектуальных способностей, развитие творческих способностей и творческих талантов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]