ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: воспитатель Ольга Николаевна Козачкова с. Октябрьский Удмуртской республики
Цель: формирование у детей представлений о свойствах металла
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.
- Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими свойства и качества металла (гладкий, холодный, твердый, прочный, тяжелый, может притягиваться магнитом).
- Формировать умения с помощью взрослого фиксировать полученные знания в виде графических рисунков и схем в лист исследования.
- Формировать умения рассказывать по алгоритму о свойствах металла используя свой лист исследования.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам с металлом.
- Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
- Развивать умение выдвигать предположения и выводы.
- Продолжать развивать двигательные навыки посредством физминутки.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Продолжать воспитывать умения выслушивать собеседника.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр видео «Как добывают и изготавливают металл?»; игры – эксперименты «Что из чего?», рассматривание посуды из различных металлов (чугун, алюминий, железо).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: робот, оформленный светодиодами, портативные колонки – 2 шт, большая карта путешествия, шапочки исследователей, большой кубик, металлические предметы по одной штуке для каждого ребенка: палочки, металлические пластины, монеты, ложки, дверные алюминиевые ручки, скрепки. Так же на каждого ребенка магнитные жезлы, стеклянные камушки, поднос, стеклянные и пластиковые стаканы, простые карандаши, исследовательские листы для фиксации результатов, магнитные роботы, значок «Знаток».
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
ХОД НОД:
Вводная часть.
Воспитатель: Доброе утро ребята, я очень рада вас видеть! Пусть сегодняшнее утро принесет вам радость и много новых открытий!
Игра – приветствие «Мой друг» (создание психологического настроя на занятии)
Собрались все дети в круг, Я — твой друг и ты — мой друг, Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся И скажем: «Доброе утро!»
Дидактическая игра «Кубик» (актуализация знаний).
— Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружают в группе, и все они сделаны из разных материалов. Сейчас я предлагаю, вспомнить какие материалы мы знаем и что из них делают. Поиграем в игру «Веселый кубик». Передаем кубик по кругу со словами: «Ты катись веселый кубик, быстро, быстро по рукам, у кого остался кубик, тот скорей расскажет нам: расскажет, что делают из материала, который выпал на кубике (например: «Это дерево – из него делают столы, стулья, карандаши).
Дети играют совместно с воспитателем
Сюрпризный момент «Робот» (музыка доносится из-за двери).
Воспитатель: ребята, вы это слышите? Какой-то странный звук доносится из-за двери (воспитатель заглядывает за дверь).
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
Знают дети всего мира – он умная машина. Носик-лампочка, внутри – гаечки Он с прямоугольной головой, и почти как мы живой. У него полно забот и конечно это… (РОБОТ)
Дети отгадывают загадку (воспитатель вносит робота в группу)
Основная часть.
Воспитатель вносит Робота в группу
Робот (звук идет от портативной колонки, которая находится внутри робота) здравствуйте ребята, я пришел к Вам за помощью. Я попал под снегопад и из-за этого у меня пропали знания. Теперь я про себя я ничего не знаю. Вы можете про меня рассказать из какого материала я сделан?
(ответы детей)
Какими свойствами обладает металл?
Воспитатель: ребята, поможем роботу узнать о себе много интересного?! (ответы детей)
Воспитатель: А как мы можем узнать свойства металла?
(возможные варианты ответов детей – провести опыты, эксперименты, спросить у взрослого человека, посмотреть передачу, подумать самостоятельно, почитать в книге…) Хвалю детей за ответы.
Воспитатель: Где проводят опыты, исследования?
(возможные ответы детей – в лаборатории)
Воспитатель: И сегодня мы с вами развернем лабораторию на острове «Металла, а поможет нам в этом карта Профессора Почемучкина и волшебные слова. Вы готовы их произнести? (воспитатель разворачивает карту, показывает остров на карте, дети выполняют упражнение вместе с воспитателем).
Кинезеологическое упражнение «На остров»:
«Мы на остров попадем, все исследуем поймем,
Пусть ученые узнают, мы на смену им придем»
Тогда присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лаборатории, (дети садятся за столы, надевают мед. шапочки, воспитатель то же и белый халат. Слежу за осанкой). Но прежде чем приступить к делу вспомним дружно правила безопасности в лаборатории (показываю картинки на мольберте).
Дети называют правила лаборатории. Хвалю детей за ответы.
Опыт №1: «Металл — гладкий
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат различные предметы и исследовательские листы для записи новых знаний.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, металл гладкий или шершавый? Как это можно выяснить? (предположения детей).
Давайте проверим? (дети выполняют действия). Что вы чувствуете, когда гладите по металлу пальчиком? (ответы детей). Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, мы узнали первое свойство – металл гладкий.
Опыт №2: «Металл прочный».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с металлической палочкой, если ее попробовать сломать? (предположения детей). Проверим! (дети выполняют действие). Что можно сказать? Какой вывод можно сделать? (Палочка не ломается, значит, металл прочный и твердый.)
Ответы детей.
Воспитатель: Мы узнали второе свойство – металл
твердый и прочный.
Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.
Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).
Выбираю лучший вариант и предлагаю зарисовать на доске.
Физкультминутка: «Двигайся как робот»
Воспитатель: Предлагаю немножко отдохнуть. Робот приготовил для нас веселую разминку.
Дети совместно с воспитателем выполняют движения под музыку.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вернуться в лабораторию, за другой стол.
Опыт №3: «Металл тяжелый».
Воспитатель: Как вы думаете, металл тонет в воде? А как это можно проверить? (предположения детей). Проверим? (возьмем металлическую деталь от конструктора и опустим ее в емкость с водой). Что с ней произошло? (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему утонула металлическая деталь? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Итак, мы узнали еще одно свойство металла – металл тяжелый, поэтому тонет в воде.
Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.
Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).
Воспитатель: зарисовываю на доске. Хвалю детей.
Опыт 4. «Металл притягивается магнитом»
Воспитатель: на подносе у вас лежат разнообразные предметы из разных материалов. Как вы думаете, какие предметы может притягивать магнит? Как это проверить? (предположения детей) (дети с помощью магнита определяет, какие из предметов металлические).
Давайте проверим ваши предположения, опустите магнитный жезл в тарелочки, скажите, что же притянул магнит к себе?
(Ответы детей — скрепки.)
-А как вы думаете, из чего сделаны скрепки?
(Ответы детей – из металла.)
Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы узнали четвертое свойство металл – притягивается магнитами.
Хвалю детей за ответы. Предлагаю занести результат опыта на листок.
Воспитатель: Возьмем свой лист исследования и зарисуем новое знание (дети с помощью графических изображений и схем зарисовывают свойство металла в первую клеточку листа исследования).
Воспитатель: зарисовываю на доске. Хвалю детей.
Воспитатель: Спасибо ребята, мне с вами очень понравилось работать в нашей лаборатории. Люди, зная свойства металла учитывают их при изготовлении разных предметов. Мы провели много опытов и что же можем рассказать Роботу о нем и о свойствах металла, из которого он состоит по нашим листам исследования (чтение мнемотаблицы). Выберем по считалке:
Робот делает зарядку и считает по порядку
Раз – контакты не искрят, два – суставы не скрипят,
Три – прозрачен объектив, робот весел и красив.
Раз, два, три, четыре пять, можно к делу приступать.
Д/и защита исследования «Расскажи по алгоритму»
Защита исследования. В конце защиты ребенок вклеивает значок «Знатока» на большую карту.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из лаборатории. Вместе произнесем волшебные слова.
Кинезиологическое упражнение «Знания мы получили»
Дети: Секрет острова раскрыли, знания мы получили,
Возвращаться нам пора, вот научная игра!
Заключительная часть.
Сюрпризный момент «Починка робота»
Робот: (звук воспроизводится из колонки, расположенной внутри робота). О, ребята, вы отличные исследователи, я много интересного узнал о себе, вы наполнили меня знаниями!!! Спасибо Вам! (робот засиял разными цветами).
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришел Робот, что с ним случилось? Что мы делали, чтобы помочь роботу? Что интересного мы можем рассказать ребятам из группы и родителям?!
Воспитатель: Молодцы, ребята, Похвала каждого ребенка.
Воспитатель: А хотели бы вы узнать может ли магнит притягивать металлические предметы через стекло, пластик, дерево, ткань? (ответы детей). Об этом мы обязательно узнаем в следующий раз.
Сегодня за ваши старания, Робот дарит вам вот такого магнитного Робота, с его помощью вы можете исследовать и находить предметы, сделанные их металла.
Следующая > |