Чем отличаются друг от друга растения: деревья, кустарники и травы?
Первое, что приходит в голову, — размером, а точнее, ростом. Деревья выше всего, за ними — кустарники, и ниже — трава. Обычно так и бывает, но не всегда. В природе встречаются низкорослые деревья, и трава иногда вырастает выше кустарников. Так что главное различие — в строении. В частности, в наличии ствола.
У дерева — толстый твердый ствол, единственный для растения. Сверху он разветвляется. Повреждение ствола ведет к гибели всего дерева.
У кустарников нет одного основного ствола (или он есть, но очень маленький и у самой почвы) — у них многочисленные стебли — ветки: древесные, толстые, но не слишком крепкие; причем они могут отмирать и меняться на молодые побеги — то есть гибель одной или нескольких веток не приведет к гибели всего растения.
У трав вообще нет ствола, все растение представляет собой тонкий мягкий стебель, который не имеет разветвлений.
Некоторые различия есть и в жизненном цикле: травы могут быть и однолетними, и двухлетними, и многолетними; кустарники, как правило, многолетние, а деревья — всегда многолетние растения.
Строение дерева
Корень питает дерево, всасывая необходимые вещества и влагу из почвы и передавая их в ствол. Корень также отвечает за устойчивое положение дерева. Именно благодаря распространению корней в почве дерево сохраняет вертикальное положение. Корни могут уходить на глубину до 30 метров и разрастаться в разные стороны на значительные расстояния — до 100 метров. Часто, особенно на неровной местности, корни выходят на поверхность земли и можно наблюдать их сложные переплетения.
Ствол — это опора для всего дерева. Причем во всех смыслах. Он не только физически держит верхнюю часть дерева — листья и ветви, — но и служит проводником питательных веществ от корней в крону. Ствол дерева крепкий и плотный, он обычно покрыт корой, под которой прячется древесина. Практически у всех деревьев ствол имеет форму вытянутого цилиндра, более широкого внизу, у корня, и постепенно сужающегося кверху.
Верхняя часть растения — его ветви и листья — образуют крону дерева. Крона бывает самой разной формы: раскидистая (ветви растут в разные стороны), шарообразная, плакучая (когда ветви направлены вниз), колонновидная (приблизительно одинаковая по ширине по всей высоте), пирамидальная (сужающаяся к верху), зонтичная (действительно, напоминающая зонтик на длинной ручке) и стелющаяся, когда крона пригнута к земле.
В природе можно наблюдать и другие виды крон, но их относят к отклонениям от норм, деформациям, «уродствам», хотя на самом деле это выглядит иногда привлекательно и интересно.
Дидактические игры «Деревья» в старшей группе
В старшей группе дошкольники учатся различать, описывать, классифицировать, у них расширяются представления об окружающем мире, развиваются речевые навыки.
Расскажи про листок
Игра учит составлению сложных предложений, у дошкольников расширяется представление о цветах и формах. Для занятия подготовьте высушенные листья разных видов деревьев, знакомых детям. Либо распечатайте реалистичные изображения. Каждый воспитанник по очереди выбирает листок, который ему приглянулся больше остальных, пытается развернуто его описать.
Найди дерево
Игру лучше проводить в парке, где много разных видов флоры, знакомых дошкольникам. Дети рассматривают растения вокруг себя, при этом внимательно слушают педагога. А тот рассказывает о дереве, не называя его. По услышанному описанию дети должны догадаться, о каком растении идет речь. Например, вот описание рябины: «Стройное дерево с длинными и узкими листьями, собранными вместе по нескольку штук. Осенью на ветвях образуются ягодные кисти. Ягодки мелкие и красные, ими любят лакомиться снегири».
Я — дерево
Подвижная игра способствует физическому развитию, стимулирует фантазию, расширяет кругозор. Перед занятием обсудите с воспитанниками, что деревья бывают разных форм и размеров: с узкой и широкой кроной, с устремленными вверх или вниз ветвями. Пусть воспитанники представят, что они деревья: их руки — ветви, ноги — корни, туловище — ствол. Каждый ребенок воображает себя растением определенного вида, но не рассказывает, каким.
Каждый игрок по очереди становится перед товарищами, жестами и телодвижениями изображает дерево и то, что с ним происходит. Остальные игроки догадываются, что пытается показать их друг. Например, изображая дуб, ребенок демонстрирует, что он силач, расставляет ноги, выпячивает грудь, издает звуки, имитирующие шелест листвы под ветром, щебетание птиц на ветвях. При изображении ивы игрок делает печальное лицо, имитирует плач, безвольно опускает руки.
Что лишнее?
Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Для занятия сделайте карточки, на каждой из которых должны быть изображены 4 вида деревьев, из них один принадлежит другой категории.
Игроки рассматривают изображения по очереди, определяют лишнее растение, а для остальных подбирают объединяющую категорию. Если игрок ошибается, право хода передается следующему ребенку. Тот, кто правильно определил лишнее дерево, получает балл. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее число баллов.
Вот примеры для игры:
- клен, осина, ель, тополь — категория лиственных пород;
- ель, кедр, сосна, каштан — хвойные породы;
- осина, груша, алыча, яблоня — плодовые культуры;
- сирень, береза, жасмин, черемуха — кустарники.
Подлети ко мне, листок
Для подвижной игры нужны высушенные опавшие листья разных видов и силуэтные виды этих же листьев. Игроки получают силуэты по одной штуке. Педагог становится в другой конец помещения, демонстрирует высушенные листки детям. Например, показывает лист клена, при этом призывает: «Подлети ко мне, кленовый листок». Игрок, увидевший у себя соответствующий контур, подбегает к педагогу, рассказывает об особенностях, характерных для дерева, которому принадлежит демонстрируемый лист.
Игру можно усложнить, не называть вид растения, а просто говорить: «Подлети ко мне листок». Тогда ребенок, обнаруживший у себя соответствующий контур, должен сам определить видовую принадлежность дерева, затем рассказать о нем.
Дидактические игры «Деревья» в подготовительной группе
Представленные игры расширяют представление о видах растений, развивают воображение и мыслительные способности, формируют начальные математические и лексические знания.
Деревья
Цель дидактической игры «Деревья» — знакомство с разнообразием флоры, обучение навыку выявления и различения растений. Игра проводится в форме лото, для нее необходимы 24 карточки, изображающие разные виды флоры, и 4 игровых поля, разбитых на 6 ячеек с изображениями соответствующих растений.
Ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем демонстрирует карточки по очереди, называет изображенное растение. Ребенок, обнаруживший на своем поле соответствующее изображение, получает карточку. Игра завершается, когда один из игроков закроет картинками все ячейки поля, он и становится победителем. Но перед этим игрок должен назвать категорию, в которую входят растения на его поле. Например:
- осина, тополь, клен, каштан, липа, рябина — лиственные породы;
- жасмин, сирень, облепиха, боярышник, черемуха, мимоза — кустарники;
- ель, кедр, можжевельник, сосна, туя, кипарис — хвойные породы;
- яблоня, абрикос, слива, алыча, груша, вишня — плодовые культуры.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Для игры подготовьте карточки, на которых в верхней части изображены деревья 4-х разных видов, а под ними — 4 листочка. Например, вверху изображения клена, осины, березы, рябины, а под ними осиновый, рябиновый, кленовый, березовый листья. Попросите воспитанника правильно соединить растения с листками: провести между ними линии.
Что такое дерево?
Ведущий начинает фразу по теме важности растений для живых существ и людей, а игроки по очереди продолжают:
- дерево для птиц — это… дом, место отдыха, место для витья гнезда, кормушка;
- для живописцев — художественный объект, основа пейзажа, объект вдохновения;
- для жуков — жилище, корм, место откладывания яиц, место зимней спячки;
- для путешественников — место отдыха, защита от палящего солнца;
- для строителей — материал для строительства домов;
- для столяров — материал для изготовления мебели.
Деревья
Игра рекомендуется не только дошкольникам подготовительной группы, но и младшим школьникам с дефектами речи. Для занятия нужны комплекты карточек 4-х категорий: цифры от 1 до 10, два варианта признаков и сами деревья. Из представленных карточек ребенок составляет предложения, которые произносит вслух. Для начала следует показать дошкольнику, как это делается. Первой в ряд выкладывается карточка с цифрой, далее картинка растения, в конце 2 карточки с признаками.
Например, ребенок выкладывает цифру 3 и изображение осины. Произносит: «Три осины». Между этими карточками кладет символические изображения признаков объекта: высокий и стройный. Произносит полное предложение: «Три высокие стройные осины».
Дидактические игры «Деревья» в средней группе
Игры, предназначенные для средней возрастной группы, продолжают знакомить дошкольников с признаками и особенностями разных деревьев, воспитывают любознательность, расширяют кругозор, развивают речевые навыки и способность логически мыслить.
Что на чем растет?
Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:
- на яблоне висят… яблоки;
- на березе висят… сережки;
- на лещине висят… орехи;
- на дубе висят… желуди;
- на елке висят… шишки.
Составь картинку
Для игры подготовьте картинки, изображающие знакомые дошкольникам деревья, разрежьте их на несколько произвольных частей. Раздайте разрезанные изображения детям, попросите сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит, описывает его. Например: «Это дуб. Он большой и крепкий. Это лесное дерево. На нем висят желуди».
Угадай по описанию
Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком растении идет речь:
- стройная, с белым стволом, с сережками, кудрявая, тонкая — береза;
- колючая, треугольная, покрытая иголками, с широкими лапами, зеленая зимой — елка;
- крепкий, с толстым стволом, с желудями на ветках, с широкой кроной, вековой — дуб;
- плакучая, стройная, с длинными ветвями, склоняющаяся над водой — ива;
- красивый осенью, с большими резными листьями — клен.
Скажи прилагательное
Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют определяющее прилагательное:
- береза, а сок… березовый;
- сосна, а шишка… сосновая;
- осина, а лист… осиновый;
- дуб, а мебель… дубовая;
- тополь, а пух… тополиный;
- черемуха, а цвет… черемуховый;
- яблоня, а джем… яблочный;
- липа, а мед… липовый;
- ель, а лапа… еловая.
Хорошо или плохо
Пусть игроки разделятся на две группы. Первые по очереди должны называть все, что приносит пользу деревьям. Например, полив, солнце, дождь, удобрения, пчелы, тепло. Вторые называют то, что является для растений вредным. Например, насекомые, пожар, холод, мороз, жара, засуха. Важно, чтобы дети развернуто объясняли свое мнение.