Маркеры игрового пространства
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Я. А. Коменский
Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.
В проекте «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» представлены следующие психолого-педагогические требования:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия) целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе
- Следует руководствоваться следующими принципами:
полифункциональности среды, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями
- Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная) а также для активизации двигательной активности ребенка.
- Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
- Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки-персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
Детально изучив требования к созданию предметно-развивающей среды, мы проанализировали существующие условия в группе. Оказалось, что созданная предметно-развивающая среда отвечает лишь некоторым ФГТ, не всегда учитываются принципы ее построения, страдает качественный и количественный состав предметно-развивающей среды. В связи с этим, целью нашей работы стало создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующих вышеизложенным требованиям. Определились и задачи:
- Проанализировать уже существующие маркеры игрового пространства.
- Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям
- Разработать новые разнообразные модели маркеров для различных видов деятельности.
- Изготовить маркеры.
- Опробовать маркеры на практике.
- Выявить недоработки, устранить выявленные недоработки, по возможности усовершенствовать модели.
Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали строительные ячеистые полипропиленовые листы (сертификат качества имеется). Эти листы бывают красного, желтого, белого, синего, зеленого цветов. Они доступны по цене, легко режутся обычным строительным ножом или портновскими ножницами. Для изготовления маркеров нам понадобилось:
- строительный нож;
- линейка;
- ножницы;
- скотч;
- самоклеющаяся разноцветная пленка.
Рис. 1. Разрезание полипропиленового листа
Рис. 2. Склеивание частей маркера при помощи скотча
Тематическое содержание сюжетов игры с использованием многозначных маркеров разнообразнее, чем при использовании традиционных маркеров (кухня, магазин, парикмахерская и т. д.).
Маркер «Корабль» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:
- Полипропиленовый лист разрезается на 4 равные части.
- Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4–5 мм, чтобы модель можно было сложить.
- Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой.
- По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминатор из самоклеющейся пленки.
Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор, арку и т. д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (подлезание, перепрыгивание),
Рис. 3. Маркер «Корабль»
Рис. 4. Бассейн, аквариум, песочница
Рис. 5. Горы, арка
Рис. 6. Речка, дорога
Маркер «Машина» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета (цвет можно выбрать любой). Технология изготовления этого маркера следующая:
- Полипропиленовый лист разрезаем на две равные части.
- Одной части при помощи портновских ножниц придается форма кабины и вырезается окно.
- Вторая часть разрезается на две равные части. Эти части прикрепляются к кабине при помощи скотча на расстоянии не менее 4–5 мм.
- По желанию на кабину можно приклеить «фары» из самоклеющейся пленки.
Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, электричку, маршрутку, автобус, телевизор, театр и т. д. Его также можно использовать для развития двигательной активности в качестве мишени или ворот.
Рис. 7. Маркер «Машина»
Рис. 8. Театр
Маркер «Ракета» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:
- Полипропиленовый лист разрезается на три равные части.
- Все части соединяются при помощи скотча в одно полотно.
- В средней части вырезываются круглые отверстия диаметром 15–16 см.
Это маркер дети использовали в как стиральную машину, раздевалку на море, подводную лодку, льдину с прорубью, тоннель и т. д. Если проделать небольшие отверстия около угла и привязать шнур, то можно использовать этот маркер как заправочную станцию для машин.
Рис. 9. Маркер «Ракета»
Рис. 10. Тоннель
Рис. 11. Льдина с прорубью
Маркер «Ширма» изготовлен из двух полипропиленовых листов белого цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:
- Каждый полипропиленовый лист разрезается на две равные части.
- Одна из четырех получившихся частей делится на две равные части.
- Все детали склеиваются при помощи скотча. Расстояние между частями не менее 4–5 мм. Детали приклеиваются поочередно: большая, маленькая, большая, маленькая.
- Одной маленькой детали при помощи строительного ножа придается форма домика (вырезаем треугольную крышу). На другую маленькую деталь приклеиваем «пенек» из самоклеющейся пленки.
- На больших деталях приклеиваем из самоклеющейся пленки стволы и ветви дерева и ель.
- На все детали приклеиваем «липучки» для того, чтобы в процессе игры можно было прикрепить на модель маркера листья, животных, грибы, ягоды, птиц и т. д.
Этот маркер удобно использовать не только как ширму, но и как дидактическое пособие при рассматривании времен года, в игре «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» «Бывает — не — бывает?». Можно его использовать в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений: «Сосчитай все грибы, ягоды, животных и т. д.», «Что на дереве, под деревом, над деревом?», «Состав числа» и т. д. Также его очень удобно использовать и в театральных постановках
Рис. 12. Маркер «Ширма»
Рис. 13. Театр
Маркер «Дом» изготовлен из двух полипропиленовых листов разного цвета (в нашем случае — желтого и зеленого). Технология изготовления этого маркера следующая:
- По центру каждого полипропиленового листа делается надрез толщиной равной толщине листа от края до центра.
- Листы вставляются один в другой.
- В одной части вырезается «дверь», в другой — «окно».
При помощи этого маркера можно обыграть огромное количество сюжетов: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.
Рис.14. Маркер «Дом» (магазин, семья)
Рис. 15. Маркер «Дом» (семья)
В процессе изготовления маркеров у нас оставались небольшие куски полипропиленовых листов. Из них мы сделали мини-маркер «Дом» для игры за столом. С этим маркером можно также играть и на ковре. При игре с этим маркером дети могут использовать как кукольную мебель, так и мебель, сделанную из конструктора «ЛЕГО», настольного конструктора или бросового материала. А для запуска сюжета детям предлагаются фигурки животных, солдатики, маленькие машинки, куколки, картинки с изображением окна, ковра, телевизора, природы и т. д.
Рис. 16. Мини-маркер «Дом»
Рис. 17. Мини-маркер «Дом»
Нашли мы применение и для самых маленьких обрезков. Нарезали из них полоски размером 3х15 см. Разложили их в ряд на расстоянии 1 см. друг от друга и проклеили их двумя полосками самоклеющейся пленки с двух сторон. Полоски приклеили параллельно друг другу. Получился заборчик. Дети сразу нашли для него другое применение: железная дорога, зоопарк, ферма и т. д. Из прямоугольников большего размера (примерно 10х25) сделали длинный забор. Прямоугольники можно приклеить скотчем или обклеить весь заборчик самоклеющейся пленкой. Во время склеивания деталей забора не забывать оставлять зазор между деталями 4 -5 мм.
Рис. 18. Мини-маркеры. Заборчик, автодорога, железная дорога
Рис. 19. Мини-маркер. Железная дорога
Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
- легко трансформируются;
- многофункциональные;
- вариативны;
- развивают детскую фантазию и воображение;
- активизируют двигательную активность;
- рассчитаны на все возрастные категории от 3–7 лет;
- отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
- имеют эстетический вид;
- занимают мало места при хранении;
- выполнены из недорогих, доступных материалов.
Литература:
- ФГОС ДО
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ашкрумова Светлана Рафаэлевна МАДОУ Детский сад № 99, воспитатель Уфа 2021
Актуальность: Одна из задач, которая стоит сегодня перед педагогами — как организовать развивающую предметно-пространственною среду (далее РППС) в группе, чтобы она соответствовала вышеперечисленным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и была комфортна детям. Ведь большую часть времени дети находятся в группе детского сада и именно от взрослых зависит качество организации среды. Также необходимо повысить психологическую безопасность дошкольников. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно — развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести. Исходя, из этого необходимо подходить комплексно и системно к наполнению РППС ещё на этапе её планирования.
Проблема: Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В процессе работы столкнулась с тем, что в классической модели содержания РППС было много неудобств, несоответствий для успешного ведения педагогического процесса. Проведенный мониторинг показал, что развивающая среда в группе не соответствует требованиям ФГОС ДО: имеет бедное оснащение, недостаточно созданы условия для реализации основных видов деятельности детей, следовательно, среда не обеспечивает в полном объеме разностороннее развитие ребенка. А вступивший в силу ФГОС ДО ставит к РППС определённые требования: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (п 3.3. 4.)
Цель: Разработка модели, развивающей предметно – пространственной среды, способствующей гармоничному развитию личностных и коммуникативных качеств детей через освоения навыков проектирования собственной деятельности и творческого самовыражения.
Задачи:
- Изучить новые подходы и принципы в организации РППС ДОО.
- Разработать рекомендации для педагогов по совершенствованию РППС для каждой возрастной группы.
- Организовать развивающую среду детского сада, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов, обеспечивающую дошкольникам максимальный психологический комфорт и соответствующую санитарно-гигиеническим нормам.
- Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды
Поэтому была поставлена задача, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности.
Новизна: данной работы заключается в разработке и создании оригинальной
современной модели РППС в условиях группы ДОО с использованием безопасных ярких элементов и пособий, с соблюдением всех принципов построения, согласно требованиям ФГОС ДО.
Предполагаемый результат:
- Изучение новых подходов в организации развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
- Деление опытом с педагогами ДОУ и приобщение их в организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образовании ДОО (презентации воспитателей игровых маркеров в группах)
- Создание и оформление игровых ширм по разным видам детской деятельности, оптимизация игрового пространства.
- Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно
требованиям ФГОС.
5. обеспечение охраны, укрепления физического и психического здоровья, а
также эмоционального благополучия детей.
6. Организация пространства игровой комнаты таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться; давало возможность одновременно играть нескольким группам детей; и в случае необходимости позволяло любому ребенку уединиться для индивидуальной игры.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Информационно-аналитический.
- Анализ нормативных документов и методических рекомендаций по созданию РППС ДОО.
- Мониторинг среды группы на степень соответствия РППС требованиям ФГОС ДО.
- Выявить у детей уровень игровой деятельности.
2 этап — Организационно-содержательный.
- Разработать макеты создания игровых маркеров в группе.
- Изготовить компоненты предметно-пространственной среды для поддержки индивидуальности и инициативы детей (маркеры игрового пространства).
- Организовать взаимодействие с родителями и пополнить развивающую
предметно-пространственную среду группы развивающими играми и атрибутами.
3 этап — Контрольно-аналитический.
- Диагностико-аналитическая оценка эффективности работы.
- Презентация игровых маркеров среды для педагогов и родителей.
Реализация данного проекта поможет сделать группы привлекательными для
воспитанников, которые станут более инициативны, самостоятельны, коммуникативными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности. Дети почувствуют себя компетентными, ответственными и будут стараться максимально использовать свои возможности и навыки.
Реализация 1 этапа – Информационно-аналитический.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Надежда Александровна Короткова, Нинель Яковлевна Михайленко – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды. Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования, в России происходит преобразование системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одним из направлений деятельности педагогического коллектива детского сада является преобразование РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
На первом этапе я изучила нормативные документы:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19. 12. 2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
- Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- О.А. Карабанова. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Москва, 2014г.
Мониторинг среды группы на степень соответствия РППС требованиям ФГОС ДО показало, что:
- В групповых пространствах наблюдается перегруженность малофункциональным предметным материалом, что затрудняет ребенку дошкольного возраста сделать выбор, рассеивает внимание, не позволяет педагогу продуктивно организовать и сопровождать индивидуальную увлеченность ребенка;
- отмечается недостаток технических средств обучения, интерактивных игрушек, игрушек-моделей, сборных моделей, игрушек-трансформеров; макетов-предметов, представляющих в уменьшенном виде реальные сооружения и территории, материалов на развитие мелкой моторики;
- игровой материал и оборудование быстро изнашивается, вследствие его низкого качества;
- материалы для трансформируемости предметно-пространственной среды в учреждении есть в наличии. Однако, деятельности по изменению «фонов», изменению обстановки до неузнаваемости не наблюдалось. Отсутствует разнообразие материалов и оборудования для индивидуализации пространства;
- атрибуты и материалы для разных видов деятельности для детей доступны частично;
- места для хранения атрибутики ограничены.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной у нас встал вопрос о необходимости произвести новые изменения в группе, чтобы она соответствовала вышеперечисленным требованиям ФГОС ДО. В 2022 году мы приняли участие в районном конкурсе «Лучшая организация развивающей предметно-пространственной среды группы» и заняли 1 место в конкурсе (приложение 1,2) В группе были сделаны следующие изменения.
С целью полифункциональности пространство группы мы условно разделили на три части:
- «Спокойная» — для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.
- «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.
- «Рабочая» — для организации партнерских форм занятий детей. Разделение предметно-пространственной среды по центрам обеспечивает разные виды активности (игровую, интеллектуальную, поисково-исследовательскую, физическую и др.), способствует развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка.
Продумывая оформление группы в детском саду, мы разделили ее на центры активности: «Красоты», «Королева кисточки», «Заниматика», «Читайгород», «Познавайка», «Мастерилка», «Спортландия», «Веселый язычок»», «Играйка», «Театральная», «Экологическая». Центры активности создавались на основе интереса детей и образовательных задач, которые педагог должен реализовать. Название, количество и содержание центров определялись совместно с воспитанниками. Центры активности функционируют до тех пор, пока востребованы детьми.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.
Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.
Но стабильные тематические зоны не позволяют вариативно использовать предметно-пространственную среду. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм создания многофункциональных маркеров игрового пространства, соответствующих требованиям ФГОС Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства. Нас привлекло, что маркеры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Используя маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство.
Реализация 2 этапа — Организационно-содержательный.
Маркеры игрового пространства – это игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Такие маркеры будут: служить стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций; решать развивающие задачи (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная); способствовать развитию двигательной активности ребенка.
Универсальная ширма должна быть:
- многофункциональна
- трансформируема;
- вариативна;
- отвечать гигиеническим требованиям;
- безопасна в использовании детьми;
- эстетична;
- соответствовать возрастным категориям детей от 3 до 7 лет;
- иметь гендерную специфику;
- занимать мало места при хранении.
Игровые маркеры условно можно разделить на настольные и напольные.
Настольные или мини-маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором. Это может быть многокомнатная квартира, гараж, ферма или лесная опушка настольный театр и др. Такие маркеры способствуют развитию воображения и творчества.
В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она целенаправленно, поэтапно формируется.
Сюжетно – ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Игра для ребенка – это его работа. Особое место в группе занимает сюжетно-ролевая игра. В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, игровая среда должна быть оснащена пособиями и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранными с учетом возрастных и гендерных особенностей детей. Весь игровой материал должен находится в свободном, доступном для детей расположении. А маркеры игрового пространства могут создать такую развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая обеспечивает ребёнка всевозможным материалом для активного участия в различных видах деятельности. Ведь естественная, комфортабельная обстановка в группе, насыщенная предметным и игровым материалом, вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группе мы придумали макет своего игрового маркера. Это напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр.), как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности, а используя кусочки ткани яркой расцветки, которые можно закрепить прищепками или кольцами, использовать ширму для театральных постановок. При помощи этого многофункционального маркера можно обыграть огромное количество сюжетов с дополнительным съёмным материалом, который крепится на крючках и легко откручивающимися саморезами. Ширма устойчиво стоит на полу. Две крайние стороны нашего маркера с одной стороны, обклеены самоклеящейся цветной печатью. На средней створке ширмы вырезано окошко. В нашем случае развернута сюжетно-ролевая игра «Эколакомка», которая объединена единым сюжетом, играми «Банк «Росток» и «Минизаправка», они расположены с другой ширмы. Также на створках маркера сделаны прозрачные карманы, в которых можно расположить наглядный материал. Дети, совместно с родителями, помогали мастерить различные атрибуты, предметы-заместители из бросового материала (Приложение 3).
3 этап — Контрольно-аналитический.
Созданная нами совместно с родителями в группе предметно-развивающая среда позволяет обеспечить свободную творческую деятельность в соответствии с желаниями и склонностями детей. Используя маркеры, ребёнок самостоятельно организовывает и преобразовывает игровое пространство, игра увлекает и доставляет радость. Действуя в игровой ситуации приближенной к реальным условиям жизни, ребёнок легче усваивает материал любой сложности. Наша роль заключается в том, чтобы показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Таким образом, мы убедились, что игровые конструкции являются необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребёнка, а также развивают детскую фантазию и воображение. Они расширяют представления детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности:
- о труде людей, их общении, взаимоотношениях;
- закрепляют способность строить сюжеты с большим количеством персонажей;
- учат самостоятельно вести ролевые диалоги;
- обогащают словарь детей;
- совершенствуют лексико-грамматический строй речи;
- развивают любознательность, воображение, внимание, память, мышление и творческие способности детей.
- Развитие умения самостоятельно организовывать игры и упражнения; воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности. (Приложение 4,5).
Свой опыт использования игровых маркеров мы рекомендовали для работы другим педагогам, которые приняли активное участие в практической части на педагогическом совете, по теме: «Развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации в условиях интеграции образовательных областей» — презентация игровых маркеров пространства «Волшебный мир игры». (Приложение 6).
В дальнейшем мы планируем создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующим всем требованиям ФГОС ДО, выявить недоработки, устранить их по возможности усовершенствовать модели.
ЛИТЕРАТУРА:
- Мандыч И.В. «Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среде ДОУ». Выступление на Городском Методическом Объединении.
- Тихонова Л.Н. «Игровые маркеры как условие совершенствования социально –игрового пространства дошкольного учреждения». Сборник научно –методических материалов.
- Интернет источники:https://www.maam.ru,https://nsportal.ru, https: //pedportal. net.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010 гг.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
Следующая > |