Конспект познавательно-игрового занятия для детей старшей группы «Сундучок народных игр»


(игры народов Сибири и Дальнего Востока)

Играющие встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят .Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Сокол и лиса (Якутская народная игра)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«Народные подвижные игры в ДОУ»

  • 3 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Белинский.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое заново для себя открываем и переоцениваем, это относится к прошлому нашего народа. К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо с русским народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным творчеством (игры, считалки),
  • развивать интерес к истории народной культуры, фольклору.

Наша детство непосредственно связано с игрой. Дети очень любят играть в различные игры, но больше всего они любят подвижные игры. Подвижные игры бывают разные: сюжетные ибезсюжетные. Но хочется отдельно поговорить о народных подвижных играх.

Народные игры по своему содержанию доступны детям. В игре дети совершенствуют свои физические умения инавыки, повышают двигательную активность, развивают физические качества. Через народные игры дети расширяют свой кругозор, получают представления об окружающем мире. Большое воспитательное значение заложено в правилах этих игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.

Народные игры часто сопровождаются весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, которые имеют большое эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прилюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Помимо считалок, существуют жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.

Полагаю, что предлагаемые сценарий будет представлять практический интерес для тех, кто хочет расширить представления детей о народном творчестве. Задача педагога и родителей, вернее, их святой долг – научить любить свою Родину.

Физкультурный досуг для старшего дошкольного возраста.

Занятие-конспект. Русские народные игры.

Автор: Котова Елена Леонидовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад № 16 «Аленка», г. Спасск-Дальний, Приморский край.

Перетягивание на палках (Якутская народная игра)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Луна или солнце (Чувашская народная игра)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Выгони мяч (Русская народная игра)

На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 — 10 м.

Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Правила игры. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

Стадо (Русская народная игра)

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок! Травка мягкая,

Роса сладкая. Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]