Отчет по самообразованию воспитателя Григорьян Нины Владимировны за 2022 -2020 учебный год


Отчет по самообразованию воспитателя Григорьян Нины Владимировны за 2022 -2020 учебный год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Отчет по самообразованию воспитателя

Григорьян Нины Владимировны

за 2022 -2020 учебный год

г. Березники

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Ведущая цель формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

развитие крупной и мелкой моторики рук;

способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

А для этого необходимо внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2022 г.г. инженерное образование является приоритетным направлением в системе развития современного общества.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования.

Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Тема:
«Конструктивно-модельная деятельность как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника».
Цель:
изучение влияния конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности.
Задачи:

Изучить и обобщить учебную и методическую литературу по теме самообразования;

Создать картотеку методической литературы и дидактических игр;

Перенять передовой опыт педагогов. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству»;

Пополнить РППС группы для конструктивно-модельной деятельности;

Выявить влияние конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности;

Вовлекать родителей в единое образовательное пространство детского развития.

В отчетный период работала с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

По итогам мониторинга «Конструктивно-модельная деятельность»

Критерии:

Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.), умеет выделять основные части и характерные детали конструкций.

Умеет заменять одни детали другими.

Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

На начало отчетного периода было выявлено:

низкий уровень

– 100% (20детей)

ниже среднего

– 0%

средний уровень

– 0%

высокий уровень

– 0%

На основании чего обозначила проблему: низкий уровень умений конструктивно-модельной деятельности дошкольников.

Изучив, учебную и методическую литературу по теме самообразования

Бедфорд А. «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский , 2002- 192 с.

Фешина Е.В. «Лего — конструирование в детском саду» — М.: Творческий , 2012 г.

И обозначив проблему; я приняла для себя решение обратить особое внимание в воспитательно – образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников и создание условий для всестороннего развития личности дошкольников.

В течении всего учебного года пополняла РППС группы. В ноябре 2019 года был составлен паспорт уголка конструирования в старшей группе. Составляла картотеку методической литературы:

Сборник познавательных задач технической направленности для дошкольников (из опыта работы ДОО Пермского края)/ Институт развития образования Пермского края. – Пермь: 2022. – 53 стр.

Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) / авт.-сост.: Н.О. Лелявина, Б.Б. – Корвет, 1993. – 46 стр.

Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2022. – 98 стр.

Играю и развиваюсь с конструктором Лего. Методический сборник игр с конструктором Лего для дошкольников.

Картотеку дидактических игр («Леготека») и внедряла в работу с детьми.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO — технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой.

В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями. Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда — это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты. Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:

— изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя;

— принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы;

— встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования;

— выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный объект.

Также за прошедший период была проведена такая работа с детьми:

КОП «Бусы для ёлочки». На этой практике дети украсили новогоднюю елочку бусами — логическими фигурами, при этом научились «читать схему», закрепили порядковый счёт.

Проекты: «Мама – солнышко моё», «Мастерская Деда Мороза», где детям была предоставлена возможность творческой самореализации. Воспитанники смогли проявить свою творческую активность и воображение, желание включаться в творческую деятельность; совершенствовали коммуникативные навыки.

Также я проводила работу с родителями:

Проведены консультации: «Детское конструирование. Что это такое?», «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».

Индивидуальные беседы по теме: «Какой приобрести конструктор ребёнку?».

Составлен буклет для родителей. «Значение конструирования в развитии ребенка».

Провела анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка», что позволило обозначить тему родительского собрания.

Родительское собрание «От кубиков к роботу», на котором с помощью слайд презентации дала определение приоритетным направлениям государственной политики в области развития образования; детское техническое творчество. Рассказала и показала виды конструкторов.

Дети совместно с детьми приняли участие в заочном творческом конкурсе «LEGO- город» и стали призёрами.

Также приняли активное участие в семейном конкурсе творческих работ внутри группы «До чего дошёл прогресс».

В конце года по итогам мониторинга

выявления уровня сформированности умений «Конструктивно-модельная деятельность»

было выявлено:

низкий уровень

– 0%

ниже среднего

– 10% (2 реб.)

средний уровень

– 45% (9 детей)

высокий уровень

– 45 % (9 детей)

Таким образом,

в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.

Поставленная цель и задачи выполнены мной в полном объёме.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию

было написание отчета с кратким анализом и описанием форм и мест отчётов проделанной работы в 2019-2020 году:

1. Открытое занятие для воспитателей ДОУ по конструированию «Мост для Буратино».

2. Выступление на педагогическом совете «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях реализации ФГОС».

3. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству» детский сад № 71. Предоставление материалов в электронном виде для создания педагогического кейса: Опыт работы по конструктивной деятельности.

— Родительское собрание на тему: «От кубиков к роботу». Слайд презентация «Детское техническое творчество. Виды конструктора».

— «Леготека». Картотека игр с использованием Лего-конструктора или его аналогом.

4. Педагогические чтения «Мое самообразование» презентация картотек дидактических игр с конструктором Лего и дидактических игр.

Перспективы работы по теме:

Я продолжу работать по данной теме в период 2022 -2021 года, но с уклоном на LEGO-конструирование и образовательную робототехнику.

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]