Отчет по самообразованию воспитателя Григорьян Нины Владимировны за 2022 -2020 учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №49»
Отчет по самообразованию воспитателя
Григорьян Нины Владимировны
за 2022 -2020 учебный год
г. Березники
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.
Ведущая цель формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:
инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
развитие крупной и мелкой моторики рук;
способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
А для этого необходимо внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2022 г.г. инженерное образование является приоритетным направлением в системе развития современного общества.
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования.
Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Тема:
«Конструктивно-модельная деятельность как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника».
Цель:
изучение влияния конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности.
Задачи:
Изучить и обобщить учебную и методическую литературу по теме самообразования;
Создать картотеку методической литературы и дидактических игр;
Перенять передовой опыт педагогов. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству»;
Пополнить РППС группы для конструктивно-модельной деятельности;
Выявить влияние конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности;
Вовлекать родителей в единое образовательное пространство детского развития.
В отчетный период работала с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
По итогам мониторинга «Конструктивно-модельная деятельность»
Критерии:
Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.), умеет выделять основные части и характерные детали конструкций.
Умеет заменять одни детали другими.
Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
На начало отчетного периода было выявлено:
низкий уровень
– 100% (20детей)
ниже среднего
– 0%
средний уровень
– 0%
высокий уровень
– 0%
На основании чего обозначила проблему: низкий уровень умений конструктивно-модельной деятельности дошкольников.
Изучив, учебную и методическую литературу по теме самообразования
Бедфорд А. «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский , 2002- 192 с.
Фешина Е.В. «Лего — конструирование в детском саду» — М.: Творческий , 2012 г.
И обозначив проблему; я приняла для себя решение обратить особое внимание в воспитательно – образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников и создание условий для всестороннего развития личности дошкольников.
В течении всего учебного года пополняла РППС группы. В ноябре 2019 года был составлен паспорт уголка конструирования в старшей группе. Составляла картотеку методической литературы:
Сборник познавательных задач технической направленности для дошкольников (из опыта работы ДОО Пермского края)/ Институт развития образования Пермского края. – Пермь: 2022. – 53 стр.
Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) / авт.-сост.: Н.О. Лелявина, Б.Б. – Корвет, 1993. – 46 стр.
Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2022. – 98 стр.
Играю и развиваюсь с конструктором Лего. Методический сборник игр с конструктором Лего для дошкольников.
Картотеку дидактических игр («Леготека») и внедряла в работу с детьми.
LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
LEGO — технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой.
В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями. Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.
Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда — это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты. Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:
— изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя;
— принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы;
— встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования;
— выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный объект.
Также за прошедший период была проведена такая работа с детьми:
КОП «Бусы для ёлочки». На этой практике дети украсили новогоднюю елочку бусами — логическими фигурами, при этом научились «читать схему», закрепили порядковый счёт.
Проекты: «Мама – солнышко моё», «Мастерская Деда Мороза», где детям была предоставлена возможность творческой самореализации. Воспитанники смогли проявить свою творческую активность и воображение, желание включаться в творческую деятельность; совершенствовали коммуникативные навыки.
Также я проводила работу с родителями:
Проведены консультации: «Детское конструирование. Что это такое?», «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».
Индивидуальные беседы по теме: «Какой приобрести конструктор ребёнку?».
Составлен буклет для родителей. «Значение конструирования в развитии ребенка».
Провела анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка», что позволило обозначить тему родительского собрания.
Родительское собрание «От кубиков к роботу», на котором с помощью слайд презентации дала определение приоритетным направлениям государственной политики в области развития образования; детское техническое творчество. Рассказала и показала виды конструкторов.
Дети совместно с детьми приняли участие в заочном творческом конкурсе «LEGO- город» и стали призёрами.
Также приняли активное участие в семейном конкурсе творческих работ внутри группы «До чего дошёл прогресс».
В конце года по итогам мониторинга
выявления уровня сформированности умений «Конструктивно-модельная деятельность»
было выявлено:
низкий уровень
– 0%
ниже среднего
– 10% (2 реб.)
средний уровень
– 45% (9 детей)
высокий уровень
– 45 % (9 детей)
Таким образом,
в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.
Поставленная цель и задачи выполнены мной в полном объёме.
Завершающим этапом моей работы по самообразованию
было написание отчета с кратким анализом и описанием форм и мест отчётов проделанной работы в 2019-2020 году:
1. Открытое занятие для воспитателей ДОУ по конструированию «Мост для Буратино».
2. Выступление на педагогическом совете «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях реализации ФГОС».
3. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству» детский сад № 71. Предоставление материалов в электронном виде для создания педагогического кейса: Опыт работы по конструктивной деятельности.
— Родительское собрание на тему: «От кубиков к роботу». Слайд презентация «Детское техническое творчество. Виды конструктора».
— «Леготека». Картотека игр с использованием Лего-конструктора или его аналогом.
4. Педагогические чтения «Мое самообразование» презентация картотек дидактических игр с конструктором Лего и дидактических игр.
Перспективы работы по теме:
Я продолжу работать по данной теме в период 2022 -2021 года, но с уклоном на LEGO-конструирование и образовательную робототехнику.
Первое направление
В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:
- для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
- для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
- для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
- для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».
Группа продленного дня
В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.
Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.
Второе направление
Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:
- мышления;
- внимания;
- памяти и восприятия;
- речи;
- творческого воображения.
Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.