ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2098 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.М. ДОВАТОРА» (ГБОУ ШКОЛА № 2098 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.М. ДОВАТОРА)
Воспитатель Зуева Е.В. Москва, 2016
Цель: Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, уметь ориентироваться в пространстве.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания детей о фигурах. Учить группировать их по цвету, величине.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимательность. Развивать память мышления и речь.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде.
Стимулировать интерес к математике.
Воспитывать навыки культурного поведения в обществе.
Материалы:
Для детей- карточка с четырьмя полосками, кружки (большие и маленькие) четырех цветов: зеленые, синие, желтые, красные; геометрические фигуры.
Для воспитателя: Четыре корзинки с наклейками фигур (например- первая корзинка треугольник, вторая квадрат…) Геометрические фигуры по количеству детей разного цвета. Четыре мешочка разного цвета: зеленый, синий, желтый, красный. Три ключа. Мягкая игрушка.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей на коврик все ребята подходят встают в круг в центре круга находится воспитатель и предлагает им отправиться в страну не в простую, а волшебную- геометрическую и в этой стране все состоит из фигур. Вход в эту страну заколдован для того чтобы расколдовать вход в волшебную страну нужно получить три волшебных ключа.
В: Приглашаю всех детей в путь отправится скорей, ждут вас испытания,
сложные задания.
Путь наш будет длинный с препятствиями. Ребята вы готовы отправиться в такое путешествие?
Д: Да готовы.
В: В таком случае можно отправиться в путь дорогу. Воспитатель вместе с детьми подходят к первому столу. На столе лежат геометрические фигуры.
В: Наше первое задание: На столе лежат разные фигуры необходимо по очереди брать по одной фигуре и называть их.
Д: Каждый по очереди берет фигуру со стола и четко называет ту фигуру которую взял.
В: Молодцы ребята вы все правильно отвечали. Мы правильно прошли первое задание путь в нашу страну становится короче мы получили наш первый ключ. (ключ лежал под последней фигурой.) Переходим к второму заданию:
На стульчиках в группе стоят четыре корзинки на каждой приклеены фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
В: Ребята у каждого из вас в руках фигуры наша задача сгруппировать все фигуры по величине. Для этого у кого квадраты встаньте к корзине с квадратом. У кого круги встаньте к корзине с кругом. У кого прямоугольники встаньте к корзине с прямоугольником. И у кого треугольники встаньте к корзине с треугольниками.
Д: Находят свои корзины и встают.
В: Ребята если вы готовы поднимите вверх свои фигуры. Молодцы теперь положите фигуры в свои корзины. И в одной из корзин дети находят второй ключ. Теперь мы можем продвигаться дальше.
Подходят к коврику а там весь коврик усыпанный разными фигурами разного цвета. (пока дети выполняли задания младший воспитатель высыпал фигуры на коврик.)
На коврике лежат четыре мешочка разного цвета.
В: Ребята это наше последнее задание. Для того чтобы получить третий ключ вам необходимо собрать и сгруппировать фигуры по цвету затем сложить их в мешочки.
Д: Выполняют задания и в одном из мешочков находят третий ключ.
В: Молодцы ребята вы справились с заданием. Волшебная страна расколдована!!!
Ребята пока страна была заколдована в магазине «посуды» все чашки перепутали полки нужно помочь навести порядок в магазине для этого сядьте за столы у каждого ребенка карточка с четырьмя полосками и 14 кружков.
Воспитатель объясняет. «Это (показывает на кружки) Большие и маленькие чашки.
Их надо расставить по полкам кто как хочет»
Варианты могут быть такими:
- кружки лежат в беспорядке на каждой полке
- кружки лежат на двух полках (большие и маленькие)
- кружки разложены по цвету на четырех полках.
Воспитатель спрашивает у каждого, как он разложил чашки и на какой полке их больше на какой меньше.
Можно предложить детям разложить их так, чтобы на каждой полке стояли «чашки» одного цвета. Спросите каких «чашек» больше: красных или синих; желтых или зеленых.
В: Молодцы ребята навели порядок в магазине теперь жители волшебной страны смогут прийти в магазин и легко выбрать чашки. Предлогаю вам прибрать игрушки и отправиться на прогулку там будет еще много интересного.
На улице можно провести игру: «Найди спрятанную игрушку.»
С помощью считалочки выбирается ведущий:
Чайки жили у причала,
Их река водой качала.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помоги их сосчитать.
Ведущий выходит за дверь. Дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, водящему дают направления: «Иди от качели до песочницы, от песочницы поверни направо, сделай три шага и там ищи»
Варианты игры: Воспитатель обозначает направление асфальте стрелками разного цвета.: Ребенок указывает направление: «С начало иди туда, куда показывает синяя стрелка, затем пройдешь три шага и там ищи.»
При повороте ребенок должен сказать, куда он повернул: направо или на лево.
Игра проводится несколько раз по желанию детей.
Следующая > |
В своей деятельности современные педагоги осуществляют математическое развитие дошкольников через «математические развлечения».
В современной методической литературе это понятие используется в двух основных смыслах:
- — как разновидность занимательного материала, включающего разнообразные головоломки, лабиринты, задачи-шутки математического содержания, игры на пространственное преобразование и т. д., широко представленные в сборниках занимательной математики, интересные по содержанию, занимательные по форме, отличающиеся необычностыо решения, парадоксальностью результата
- — как специальная, особая форма организации совместной деятельности детей, увлекательная и привлекательная, организованная взрослыми для расширения, обогащения или закрепления математических знаний, умений и навыков и их практического применения в нестандартных условиях и ситуациях.
Традиционно развлечения, организуемые в детском саду, подразделяют на виды, исходя из:
содержания (литературные, музыкальные, спортивные);
формы проведения (аттракционы, соревнования, досуги);
деятельности детей (игры, забавы, концерты, драматизации);
материала и оборудования (театры игрушек, кукол, картинок; радио-, телепередачи; кино-, телефильмы);
по степени самостоятельности детей:
зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые полностью взрослыми; развлечения концертного типа и спектакли, организуемые взрослыми при участии детей;
развлечения, подготавливаемые по инициативе и при активном участии детей с помощью взрослых и других признаков.
В своих работах автор Непомнящая Р. Л. (23;143) по аналогии с детскими играми выделяет:
сюжетные развлечения;
бессюжетные математические развлечения.
К сюжетным автор относит развлечения с элементами драматизации и сюжетно-ролевой игры.
К бессюжетным развлечениям относят такие, которые строятся как весёлые соревнования, конкурсы, викторины по типу спортивных досугов.
В педагогическом процессе чаще всего используются развлечения смешанного характера, сочетающие в разных соотношениях отдельные элементы, в которых объединяются действия детей и взрослых. Взрослые обычно направляют действия детей, руководят ими, проводят соревнования, игры, вносят увлекательные сюрпризы. Такие развлечения, где взрослые участвуют наравне с детьми, обычно проходят наиболее интересно.
Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач.
По развивающему воздействию на детей использую следующие основные виды математических развлечений:
- 1. Занимательные вопросы, задачи-шутки.
- 2. Задачи-головоломки
- 3. Группа игр на составление (моделирование) плоских или объёмных изображений объектов («Головоломка Пифагора», «Танграм», «Пентомино», «Кубики для всех», «Уголки» и др.).
- 4. Задачи на смекалку
С помощью хорошо организованного развлечения имеется возможность выявить уровень знаний, как всей группы — детей, так и каждого ребенка в отдельности. Анализ ответов и действий детей свидетельствует «насколько хорошо дети овладели программным материалом по математике, могут ли применять, эти знания при решении задач, сформулированных по- новому, легко ли понимают смысл практических заданий, логично ли действуют и доказывают правильность своего ответа». Развлечение принесёт радость детям, если его подготовка и проведение организуется без спешки и перегрузок, а педагог исходит из интересов и возможностей детей.
Сделать развлечение оригинальным и многообразным помогает использование занимательного математического материала: математических игр, загадок, головоломок, геометрических конструкторов, логических игр и упражнений, лабиринтов, ребусов и т. д.
Таким образом, разрабатывая содержание математических развлечений для детей дошкольного возраста, происходит опора на их опыт, интересы, возможности и учитываются не только уровень математической подготовки, но и особенности развития игровой, познавательной, двигательной и тех видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной и др.), которые включаются при выполнении разнообразных заданий.