Приёмы
Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.
Словесные
В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.
- Объяснение. Для того чтобы ребята точно следовали правилам игры, знали набор действий, педагог детально описывает каждый этап с указанием всех движений каждого участника.
Воспитатель должен комментировать каждое действие в игре
- Загадки. Этот приём отлично мотивирует маленьких воспитанников на игру, подготавливает их к выполнению заданий. Учитывая возраст ребят, загадки лучше подбирать с договорками по рифме. Так, начало игры «Воробушки и автомобиль» можно предварить такой загадкой: Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый…(Воробей).
- Короткие словесные зарисовки. Обычно для презентации сюжета игры воспитатель сам составляет небольшие по объёму сказки. Например, забава «Курочка и цыплятки» может начинаться с короткой зарисовки. Жила-была Курочка и было у неё много цыплят. Часто они не слушали маму, выбегали из-под её крылышка. Однажды, когда малыши разбежались, прилетела Большая Птица и погналась за птенцами. Цыплята испугались, но успели спрятаться у мамы-Курочки под крыльями. С этого времени малыши очень внимательны и не разбегаются далеко.
Наглядные
Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:
- картинки (с изображением героев игр и/или детей, выполняющих условия забавы);
- образец действий (взрослый обязательно участвует в любых играх, изначально демонстрируя движения всех участников).
Демонстрация помогает детям убедиться в том, что взрослый такой же участник игры, как и они
Практические
Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.