Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста
Анна Андреева
Игровые культурные практики с детьми старшего дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3 Белоглинского района»
(МБДОУ
«ЦРР д/с №3»
)
«Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.»
Воспитатель: Андреева А. А,
2020г.
С. Белая Глина
Игровые культурные практики как эффективное средство формирования дружеских отношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Игра – это одна из форм «самотерапии»
, благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Игровая культурная практика ребенка- это основанный на его текущих и перспективных интересах и привычный для него вид самостоятельной игровой деятельности, поведения и душевного самочувствия в ней, а так же складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта. Игровая культурная практика имеет тесную и непрерывную связь с жизнью ребенка.
Игровая культурная практикапроектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения, эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм)
и поведенческого аспектов
(обогащения опыта гуманного поведения)
гуманного отношения.
На сегодня тема актуальна,так как появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Старший дошкольный возраст — сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе, успешность его социализации и т. д.
Эффективным средством формирования дружеских отношений являются игровые культурные практики, которые очень разнообразны и рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно,как:
1) интегративное явление, которое соединяет в индивидуализированное целое различные элементы (освоение во время игры ребенком способом действий, культурных норм, правил или образцов поведения с друзьями, обогащение опыта вербальною и реального дружелюбного поведении и др.);
2) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах- ребенка виды игровой деятельности, обеспечивающие актуализацию культурных способов выстраивании взаимодействия с товарищами, за счет ориентации на потенциальным социальные возможности детей согласующиеся с ФГОС;
3) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок полноправный субъект деятельности, игрового взаимодействия и общения, формирования способов освоения позитивного жизненного опыта, сопереживания доброжелательности, дружбы, помощи и заботы.
Игровая культурная практикапроектируется на основе следующих принципов:
Насыщение социокультурным содержанием;
Интеграции когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого аспектов формирования дружеских отношений.
Учитывая особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста и специфику формирования между ними дружеских отношений, мы определили следую-щие целевые ориентиры организации игровых практик:
• организация культурного практикования бесконфликтного взаимодействия и примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов (не поделили куклу, одновременно хотят несколько человек исполнять одну и ту же роль, невольно и нечаянно обидели товарища и пр.);
• актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения;
• содействие обогащению опыта вербального и реального дружелюбного поведения и пр. ;
• формирование умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей, формирование позитивного образа сверстника.
Для организации культурного практикования примирения дошкольников в ситуациях столкновения интересов целесообразно на этапе мотивирования детей и постановки задачи использовать беседы «Хорошо — плохо»
(педагог вместе с
детьми рассматривают картинки с изображениями поссорившихся детей и обсуждают их состояние, постепенно педагог подводит детей к выводу о причинах обид, а в завершение предлагает закончить предложение «Я обижаюсь, когда.»
);
«Обиженные друзья»
(инсценируется стихотворение А. Барто
«Несли мы облако с собой»
, и педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих друзей и гостей, а любой подарок надо принимать с благодарностью и пр.);
«Кто кого обидел?»
(педагог знакомит
дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим друзьям, используя рассказ И. Бу
);
«Что такое ссора по пустякам»
(педагог, используя стихотворение А. Кузнецова
«Поссорились»
, обсуждает ситуацию, возникшую между девочками, и способы избежания ссоры).
С целью организации культурной практики целесообразно создание предметно-развивающего пространства, обогащающего опыт проявления дружеских отношений к сверстникам (например, «дерево дружбы»
,
«волшебную тарелочку»
,
«подушечка- мирилочка»
,
«сердечки любви и доброты»
,
«волшебный сундучок»
,
«уголок настроения»
, альбомы для рассматривания фотографий и рисунков на тему о дружбе,
«стаканчик гнева»
и
«стаканчик добрых слов»
,
«копилка добрых дел»
,
«скамейка-мирилка»
,
«коврик примирения»
, а также активное использование
«мирилок»
, то есть коротких стихотворных строчек, которые проговаривают дети после ссоры
(при этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга)
.
Важным аспектом формирования дружеских отношений среди старших дошкольников является актуализация опыта выражения личного положительного отношения к другу в процессе общения. Учеными доказано, что если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего, они подружатся. Для постановки проблемной ситуации целесообразно использовать беседу о дружбе, упражнение- рисовалку «Мой друг»
, чтобы
дошкольники могли как можно больше рассказать о своих друзьях и о том, как они их любят.
Для организации культурной практики, актуализирующей стремление выражать личное положительное отношение к другу и дорожить друзьями, в процессе игровойдеятельности следует организовывать различные игры: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие.
«Комплименты»
(во время игры дети стоят по кругу, поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят соседу-товарищу комплименты);
«Объятия»
(воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг и обменяться объятиями: взрослый начинает с легкого маленького объятия, а дети по кругу обнимают друг друга, с каждым разом сильнее);
«Хороший друг»
(воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем реальном или идеальном друге,а затем обсуждаются следующие вопросы: Что ты думаешь об этом человеке? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы любите вместе делать? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? Ответа на эти вопросы можно нарисовать на бумаге, а затем составить альбом друзей);
«Ветер дует на.»
(дети стоят в кругу, взявшись за руки,при легком покачивании рук воспитатель говорит:
«Ветер дует на детей которые.»
Все дети с названным признаком выходят в центр круга. т. д. Каждый раз воспитатель дает сажные положительные характеристики детям);
«Ты мне нравишься»
.Во время игры дети садятся в общий круг: педагог предлагает составить одну большую цветную паутину из клубка шерсти, для этого каждый участник, должен обмотать два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и, покатив клубок в сторону одного из ребят, сопроводить свое движение добрыми словами, а последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый
дошкольник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно;
«Назови друга ласково»
. Дети встают в круг так, чтобы
видеть глаза друг друга, и, передавая сердечко, говорят какое-нибудь ласковое слово своему соседу, а после игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей;
«Конкурс хвастунов»
(перед началом игры воспитатель читает сказку
«Заяц-хвастун»
,а затем предлагает детям провести конкурс хвастунов: выиграет тот, кто лучше похвастается своим другом).
Для актуализации опыта детей и формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить беседы «Секреты дружбы»
и
«С чего начинается дружба?»
(чаще улыбаться, ценить дружбу, понимать и помогать тому, кто нуждается в помощи, быть доброжелательными и пр.).
Для формирования умений понимать и принимать мнения и решения своих товарищей целесообразно проводить игры:
«Угадай настроение»
(воспитатель рассказывает детям о том, что у друзей могут быть разные настроения, далее он описывает ситуации и просит детей ответить,какие чувства они будут испытывать в конкретных случаях: например, друг отнял игрушку и др.);
«Какое настроение?»
(1-й вариант:
игрокам нужно найти карточки, на которых изображены люди с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме; 2-й вариант, дети по очереди выбирают любую карточку и изображает эмо-цию, изображенную на ней, а другие игроки угадывают эмоциональное состояние и обсуждают причины его возникновения);
«Дорисуй рисунок»
(ребенку дается рисунок и предлагается дорисовать людей с определенным эмоциональным состоянием);
игровое упражнение «Мостик дружбы»
(участники встают в нескольких метрах друг от друга и продолжают фразу
«Дружба — это быть.»
— например, добрым; без крика и ссор договариваться и пр., а когда фраза правильно продолжена, дети делают один шаг навстречу друг другу).
Важным аспектом формирования дружеских отношений является обогащение вербального и реального опыта дружеского поведения и пр.
Для актуализации и мотивирования работы детей в этом направлении важно проводить беседы. «В чем секрет дружбы?»
(обсуждаются способы сохранения дружбы: помогай всем, кто ждет твоей помощи, и у тебя будет много друзей.);
«Хорошие товари-щи»
(воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается и пр.)
Для обогащение опыта дружелюбного поведения можно организовать игры:
«Поступаем правильно»
(воспитатель разъясняет детям плохие и хорошие поступки, а далее раздает каждому
игроку по две карточки: на одной изображен хороший поступок, а на второй — плохой, при этом карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока, чтобы участникам приходилось общаться с другими игроками и сравнивать рисунки на своих карточках с другими; игроки соблюдают важное правило — вежливо и дружелюбно обращаться друг к другу);
«А что сказали бы вы?»
(воспитатель описывает детям ситуацию и дает три варианта ответа, как следует отвечать; задача детей — выбрать из трех вариантов верный ответ и обосновать свой выбор);
«Попроси игрушку»
(группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например игрушку или карандаш, а другой должен доброжелательно и вежливо попросить этот предмет, подбирая нужные слова, чтобы его отдали добровольно, после чего участники меняются рублями);
музыкальная игра «Танец в парах»
(воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к друг/; когда начинает звучать музыка, дети танцуют,
стараясь удержать на голове лист бумаги как можно дольше)
игровое упражнение «Подари улыбку другу»
(участники берут друг друга за руки, и каждый, глядя в глаза соседу, дарит ему самую добрую и приветливую улыбку);
игровое упражнение «Приветствие жестами»
(дети становятся в круг, держась за руки, по очереди вербально и жестами приветствуют доброжелательно и дружески друг друга);
«Кто больше назовет пословиц о дружбе»
;
«Построй башню»
(дети работают в парах: одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом, и они должны построить вместе башню из кубиков, а затем
игроки меняются местами, и игра-сотрудничество повторяется);
игровое упражнение «Опрос по цепочке»
(педагог предлагает по цепочке ответить на вопросы: Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей? Как нужно относиться к другу? Чего нельзя делать? и пр.);
игровое упражнение «Помоги другу»
(выполняют парами: педагог предлагает
дошкольникам помочь друг другу — поправить воротничок, застегнуть пуговицу, поправить бантик и пр.);
«Словесный портрет лучшего друга»
(детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить, как он относится к окружающим, есть ли у него друзья, ценит ли он дружеские отношения);
«Доскажи словечко»
(педагог произносит начало пословицы, а участники викторины заканчивают)
;
«Самая дружная пара»
(дети делятся на пары, одному завязывают глаза, а на полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки; второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула до другого’ так, чтобы ни одна игрушка не была сбита);
«Продолжи сказку»
(детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств,в которые попадут главные герои: у героя появляется новый друг, друг нуждается в поддержке и пр.).
Они все объединены одной целью – способствовать формированию дружественных взаимоотношений у старших дошкольников.Это значит:
1. Формировать умения разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров, бесед или мирилок. Уметь взаимодействовать в ситуациях столкновения интересов.
2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты в группе, снимать внутреннего напряжения.
3. Развивать эмпатии, доверительные отношения друг к другу, раскрепощения в выражении эмоций.
4. Формировать адекватное принятия себя и других, повышать уверенность в собственных возможностях.
5. Развивать навыки сотрудничества, сплочённости детей. Способствовать созданию дружеской и радостной атмосферы в группе.
Итак, важно соблюдать следующий алгоритм организации культурных практик дошкольников,который эффективен для комплексного решения задач формирования дружеских отношений:
• ритуал начала любого мероприятия «Дружба начинается с улыбки»
;
• постановка или создание проблемной ситуации (проблемный вопрос в процессе беседы, рассказа о дружбе и пр.)
с последующей постановкой задачи и мотивированием детей в соответствии с их интересами и опытом;
• организация решения проблемной задачи или проблемы в процессе различных видов игровой деятельности и взаимодействия участников, которая содействует обогащению знаний детей, появлению нового опыта и его фиксации;
• совместная формулировка вывода и выяснение причинно-следственных связей на основе культурных практик, вербального и реального плана поведения;
• организация условий для перенесения накопленного опыта в иные ситуации и обеспечение возможности культурного практикования с опорой на творческий потенциал дошкольников во время игр-путешествий;
• ритуал окончания мероприятия «Круг друзей»
.
Большая роль в формировании дружного детского коллектива принадлежит педагогу. Если проводить постоянную и последовательную работу по формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками через игровые культурные практики, то результат не заставит себя ждать.
Литература:
1. Буянова Е. М. Игровые культурные практики в ДОУ // Культурнее практики моделирования образовательной среды дошкольнойобразовательной организации: Материал» Всероссийской научно-практической конференции. —Иркутск: Аспринт 2016.
Зайцева 0. И., Драйлинг И. В Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования.
Кондрашова Н. В. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, В. А. Мялькина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3.
Кондрашова Н. В. Формирование ценностного отношения • дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики / Н. В. Кондрашова С В. Советникова //Концепт: научно-методический электронный журнал, 2022, Т. 39. —Режим доступа 1пйр://е-копсер1. ги/2017/ 970479
Мокшина О. В. Игровая деятельность дошкольника как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольнойобразовательной организации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. —Иркутск: Аспринт, 2016.
Пушкина Н. В. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика.
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?
• Какую роль играет образование в профессии педагога?
• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)
• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять»
кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).
2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?
• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)
• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики»
не существует.
Как можно трактовать это понятие?
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.
4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?
В литературе выделены следующие виды культурных практик:
• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно — исследовательская деятельность и др.)
• практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры)
.
• практики игрового взаимодействия (сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры)
.
• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.
• Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).
• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд)
.
• Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно — патриотическое воспитание, самопознание)
5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
• восприятие художественной литературы и фольклора
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребенка.
6. Ведущая культурная практика?
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
7. Зачем нужны культурные практики?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
• В результате реализации культурных практик происходит формированиеуниверсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.
• Творческие мастерские.
• Музыкально-театральные и литературные гостиные.Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера.
• Экспериментирование.
• Детский досуг,например: развлечение «Развеселая матрешка»
, развлечение
«День матери»
и др.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.
• Осознанная мотивация педагогов.
• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)
• Готовность педагога организовать содержание деятельности.
• Компетенция педагога в области культурной практики.
• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.
• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.
• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска»
культурной практики.
• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка
• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике
10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?
• Кто является их инициатором?
• Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
• Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
11. Когда практика ребенка становится культурной?
(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики?»
Кто ответит?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.
• культурные практики напрямую решают задачи социализации.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук)
.
«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО» — презентация
«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО»
Что такое «культурная практика»? Культурная практика… СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИНЯТИЕ ИЛИ НЕПРИНЯТИЕ ЧЕГО- ЛИБО, ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ РАЗЛИЧНОГО ОПЫТА ОБЩЕНИЯ, КУЛЬТУРНЫХ НОРМ ОСВОЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВАЖНО! Результат реализации культурных практик — готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, приобретение культурных эталонов. Основная цель организации культурных практик:
1. Правовые практики — это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. РЕЗУЛЬТАТ! Воспитание у дошкольников уважения и терпимости друг к другу, формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, умение контролировать свое поведение, вовлечение в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения. ВАЖНО! Разработка правил! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
2. Практики культурной идентификации — это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры. РЕЗУЛЬТАТ! Формирование у ребенка представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализация ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др., интеграция ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. ВАЖНО! Включение исследовательской и продуктивно-творческой деятельности! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
3. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка — это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность. РЕЗУЛЬТАТ! Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни, способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность, проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы, усвоение правил безопасного поведения. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
4. Практики свободы — практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. РЕЗУЛЬТАТ! Принятие живого и заинтересованного участия в образовательном процессе; умение обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением; способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), проявление инициативы и творчества. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
5. Практики расширения возможностей ребенка — практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности. РЕЗУЛЬТАТ! Развитие способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
Виды детской деятельности для детей от 3 до 8 лет (ФГОС ДО п.2.7 ) Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование Изобразительная (рисование, лепка, аппликация); Музыкальная Двигательная
1. СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
2. СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
3. ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! РЕЗУЛЬТАТ Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
4. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
5. СЕНСОРНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ — ЭТО система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
6. КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
Слово «адвент» происходит от латинского «adventus», что означает «приход», «пришествие». Адвент-календарь в работе с дошкольниками
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Консультация для воспитателей «Культурные практики»
Юлия Неметуллаева
Консультация для воспитателей «Культурные практики»
Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).
Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются»
и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе
культурных норм и выражают:
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность)
его действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• • принятие общезначимых (общечеловеческих)
культурных образцов деятельности и поведения.
Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.
Субъектами культурно-образовательнойсреды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.
Основная цель педагогики — переход образования от информационно – демонстративной, репродуктивной модели к активно – деятельностной.
Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности»
— это
культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной индивидуальности.
Виды и формы культурных практик
• Совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра
(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные
игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.
• Ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
• Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.)
. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»
, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки (
«Мастерская книгопечатания»
,
«В гостях у сказки»
, игры и коллекционирование.
• Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
— форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию
восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя иь детей на литературном или музыкальном материале.
• Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, отдыха (например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.)
.
• Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
По содержательной направленности развлечения классифицируются на театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, обычаев и традиций родной страны, экологические;спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты; музыкально-литературные, музыкальные концерты;
• Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Реализация культурных практикв образовательном процессе происходит по двум направлениям:
1. Культурные практики на основе инициатив самих детей.
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования,
тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.
2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами в соответствии с содержанием тематического планирования, возрастными возможностями детей, актуальными интересами.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т. п.Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы»
,
«День птиц»
, праздник выпускников
«До свидания, детский сад»
и др. Участие дошкольников в увлекательных
культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Технологии организации культурных практик
1. Технология ситуации (ситуационный подход)
.
Ситуативный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего сообщества детей и взрослых.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта)
в ходе специально организованного взаимодействия
воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание)
. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального)
. Предоставление дошкольникам реальных прав
практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.
Образовательные ситуации могут «запускать»
инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Алгоритм организации ситуации.
а) Определение цели.
Цель ситуации может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к проблемам нравственной жизни людей, искусства, интересам детей. Главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. б) Построение содержания и выбор формы ситуации.
Содержание ситуации непосредственно связано с формой ее реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовой будет ситуация, какая форма общения будет ведущей – монолог, диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов)
. Целесообразны такие игровые формы, как КВН,
«Что? Где? Когда?»
,
«Поле чудес»
,
«Угадай мелодию»
. в) Подготовка ситуации.
— Оформление ситуации. Каждая ситуация требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть эмблемы участников, шары и цветы.
— Организация участников ситуации. Воспитатель выступает в роли ведущего, активными участниками являются воспитанники. Отдельным детям или микрогруппам могут быть даны поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя ситуации кому-либо из детей.
г) Проведение ситуации. Если алгоритм технологии ситуации выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.
д) Анализ итогов ситуации. Такой анализ организуется в ближайший день после ситуации.В центр обсуждения итогов ситуации следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что можно сделать в будущем.
2. Технология игры.
Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр.
Алгоритм организации игры:
а) Создание у участников игрового состояния.
Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, атрибуты, организует сюрпризный момент. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется эмоциональное предчувствие чего-то загадочного и интересного.
б) Организация игрового общения.
Игровое общение –процесс двуединый: оно предполагает, как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии.Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии.
Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:
— установления личного контакта участников игры;
— добровольного принятия детьми игровой роли;
— установления игровых правил, обязательных для всех участников;
— обеспечение авторитетного «судейства»
, контроля за выполнением правил игры;
— организации общения «от ребенка»
(
воспитатель эмоционально идентифицирует себя с играющими детьми).
Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания.
Игровая позиция воспитателя:
— быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);
— проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация»
своего поведения;
— косвенное педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.
в) Организация игрового действия.
Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений 14 (командная игра в мяч, трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»
, поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра
«В поисках таинственного острова»
). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи,когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает
«скрывать»
прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.
Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно»
,
«чтобы выиграть»
,
«чтобы победить противника»
,
«чтобы получить приз»
.
Детская игра должна иметь результативное завершение.В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий»
и
«титулов»
; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь.
2. Технология коллективного творческого дела.
Решение детским сообществом общей задачи может иметь следующий алгоритм.
а) Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея может выдвигаться путем «мозгового штурма»
, приводящего к накоплению банка коллективных идей.
б) Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности,прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки спектакля – костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на равных»
— это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).
в) Выбор способа организации сотрудничества.Самое простое — объединение детей общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий каждый ребенок выполняет индивидуально (например, общая цель — сделать пригласительные билеты для родителей, каждый ребенок разрабатывает и выполняет свой вариант такого билета; результат — все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой вариант
— общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности (например, 15 при создании общего панно «Волшебная страна»
, разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).
г) Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя – организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчеркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитательвыступает как режиссер и занимает разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия, участника (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных»
детей, подчеркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству,
консультанта (помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество)
.
д) Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей — родителей.
Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни»
,
«Сделаем выставку рисунков для наших родителей»
,
«Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками»
,
«Проводы зимы»
,
«Готовимся к ярмарке»
и др.
3. Проектная деятельность.
Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.
Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека»
,
«Страна Витаминия»
,
«Азбука здоровья»
имеют валеологическое направление и ориентируют детей на
культурные практики здоровьясбережения. Проекты «Моя семья»
,
«Книга друзей»
,
«Вместе весело шагать»
связаны с социально-нравственным развитием детей и
культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы»
,
«Загадки воды»
,
«Мои любимые домашние питомцы»
,
«Царство Снежной королевы»
связаны с познанием природы и
культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное направление и соответствующие 16 культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка»
,
«Литературное лукошко»
,
«Книжкина неделя»
.
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик. Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок, концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.
Проектная деятельность включает в себя:
— задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
— целенаправленную детскую деятельность;
— формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
— результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Результатом организации культурных практик является индивидуальный социокультурный опыт ребенка:
— опыт поведения в различных жизненных ситуациях;
— опыт применения норм и правил поведения;
— опыт эмоциональной реакции на происходящее;
— опыт организации своей деятельности;
— опыт общения и взаимодействия; — опыт проявления инициативы и самостоятельности.