Анализ результатов исследования по методике Е.Г. Речицкой и Е.А. Соминой
Результаты исследования по методике, разработанной Е.Г. Речицкой и Е.А. Соминой на основе теста «Неполные фигуры» Е. Торренса.
Детям показывают картинки простых геометрических фигур (круг, квадрат и треугольник) на отдельных заготовках. На основе каждой из предложенных фигур ребенку предлагается сделать как можно больше рисунков, причем, кроме того, рисунок может быть выполнен как внутри, так и снаружи контура при удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, то есть можно использовать каждую фигуру под разными углами.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не рассматривается, поскольку интерес представляет прежде всего сама идея композиции, разнообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническое исполнение рисунков.
Время работы не ограничивается, иначе ребенок будет выглядеть тревожным и неуверенным, что противоречит сути творческого процесса, который должен быть смоделирован в ходе эксперимента.
Эта техника активизирует деятельность воображения и раскрывает одно из его фундаментальных свойств — видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предложенные тестовые фигуры как части какого-либо целого и достраивает, реконструирует их. Возможность реализации такой реконструктивной функции воображения заключается в специфике этого психического процесса. Механизм воображения всегда основан на процессах диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза существующих представлений. Ребенок, который выстраивает фигуры в предметные образы, выполняет операцию синтеза. Однако это возможно только путем предварительного анализа данной фигуры, выделения ее из множества объектов, выявления ее свойств, изучения ее функциональных характеристик и т.д. Степень сформированности операций анализа и синтеза во многом определяет продуктивность образной деятельности.
Кандидаты психологических наук, профессора Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина разработали шесть качественных уровней, по которым может быть распределено все множество детских рисунков:
Уровень 1 — работы характеризуются крайней схематичностью, почти полным отсутствием деталей. Дети изображают отдельные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
Стадия 2 характеризуется менее схематичным изображением, появлением большого количества деталей как внутри, так и вне основного контура.
Уровень 3 характеризуется появлением вокруг базового образа «поля вещей», т.е. предметного оформления среды (например, трапеция — это уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг — это не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне также происходит изменение масштаба изображения за счет использования конкретной тестовой фигуры в качестве большой части целостного образа (например, круг — это уже не мяч или воздушный шар, а голова человека или животного, колесо автомобиля; квадрат — не зеркало или шкаф, а тело робота, кузов грузовика и т.д.). В то же время геометрическая фигура как участок картины продолжает занимать центральное положение в картине.
Стадия 4 — работа характеризуется широким тематическим окружением. Превратив тестовую фигуру в любой объект, дети добавляют к рисунку все новые элементы и организуют всю композицию в соответствии с придуманным сюжетом.
5 этап — работы характеризуются многократным использованием данной фигуры в построении единой смысловой композиции. Тестовым фигурам в таких композициях придается привычная маскировка путем уменьшения их масштаба, изменения пространственного положения и усложнения композиции. Возможность повторного использования тестовой фигуры в качестве внешнего стимула при формировании имагинативного образа свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его оперативных компонентов.