Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.
Что относится к звуковой культуре речи
Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:
- Развитие речевого слуха;
- Постановка правильного звукопроизношения;
- Формирование орфоэпической стороны речи;
- Обучение средствам звуковой выразительности речи;
- Отработка дикции.
Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.
Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.
«Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»
«Звуковая культура речи в работе
воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»
1. Понятие звуковой культуры речи.
2. Задачи развития звуковой культуры речи.
3. Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.
4. Работа над развитием звуковой культуры речи с учетом ФГОС.
5. Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам.
6. Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ.
1.
Понятие звуковой культуры речи
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Культура речи
— это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами
(в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами)
.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.)
, элементы звуковой выразительности речи
(интонация, темп и др.)
, связанные с ними двигательные средства выразительности
(мимика, жесты)
, а так же элементы культуры речевого общения
(общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора)
. Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, о
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.
Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Воспитание звуковой культуры предполагает
:
— формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
— воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
— формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
— выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
— воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза
. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации
(мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
2.Задачи развития звуковой культуры речи
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
— звуковысотный слух;
— слуховое внимание;
— восприятие темпа и ритма речи.
2. Формировать произносительную сторону речи:
— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
— развивать артикуляционный аппарат;
— работать над речевым дыханием;
— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
— формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
3. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах
:
1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения)
;
4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)
.
5.
3. Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:
— дидактические игры
— подвижные или хороводные игры с текстом
— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
— образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
— краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
— утрированное (с подчеркнутой дикцией)
произношение или интонирование звука
(ударного слога, искажаемой детьми части слова)
;
— образное называние звука или звукосочетания (з-з-з
— песенка комара, туп-туп-туп — топает козленок)
;
— хоровые и индивидуальные повторения;
— обоснование необходимости выполнить задание педагога;
— индивидуальная мотивировка задания;
— совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца)
;
— оценка ответа или действия и исправления;
— образная физкультурная пауза;
— показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Работа над развитием звуковой культуры речи с учетом ФГОС.
При реализации ФГОС в первую очередь необходимо выделить для себя следующие систематизирующие факторы: 1. В ФГОС выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде.
· коммуникативно-личностное развитие; ● познавательно-речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие.
Они должны взаимодополнять друг друга, быть ориентированными на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно. Т.о. мы можем говорить о том, что работа по разделу: звуковая культура речи является основой для реализации следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация» Данные образовательные области реализуются через следующие виды организованной деятельности: • Игровая • Коммуникативная • Познавательно-исследовательская • Чтение • Музыкально- художественная • Продуктивная • Трудовая
2. ФГОС нацеливают педагогов на формирование интегративных качеств личности, выпускника. Работа по ЗКР направлена на формирование следующих параметров: Выпускник • владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, задает вопросы взрослому. • Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе. • Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации 3. возникает необходимость разработки «креативного поля», т.е. возможности для творческой деятельности детей, как совместной с педагогом, так и самостоятельной. Мы знаем, что согласно ФГОС, в образовательный процесс включено два основных составляющих блока: — Совместная партнерская деятельность взрослого и детей; — Свободная самостоятельная деятельность детей, которая предполагает деятельность воспитанников в условиях создания педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
1 блок раскрывает Руководство познавательной активностью детей в ходе учебной деятельности. Оно заключается: — в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой; — в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. — в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.
2 блок раскрывается в самостоятельной познавательной деятельности. Здесь совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о звуке, умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивается фонематический слух. Ее организация возможна лишь при определенном уровне речевого развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр речевого содержания, руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом. Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. . Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с учебной деятельностью. Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям: 1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи). 2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности. 3.Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами. В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения на основе звукоподражания, использования потешек. В старшем возрасте внимание направлено на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
5. Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам
:
РАННИЙ ВОЗРАСТ (третий год жизни).
— учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;
— упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);
— поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
— учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);
— учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (Четвертый год жизни)
— учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;
— формировать умение вслушиваться в звучание слов;
— учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;
— готовить к правильному произношению шипящих звуков;
— побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.
Пятый год жизни.
— совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым;
— совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук);
— уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные);
— совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);
— развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (Шестой год жизни)
— совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи;
— учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [ Л ] и [ Р ]);
— побуждать правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки (Шла Саша по шоссе и сосала сушку.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию);
— тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.
Седьмой год жизни.
— совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи);
— упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]);
— устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));
— развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Условия для выполнения задач по развитию звуковой культуры речи:
— Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей. — Наличие полноценной окружающей речевой среды.
6.Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ
.
Для организации работы по развитию звуковой культуры речи группах создаются и эффективно используются речевые уголки. Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них: • альбомы на разные звуки; • предметные картинки; • упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками; • атрибуты для формирования правильной воздушной струи, • картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др. • разнообразные речевые игры • книги • фоно- и видеотеки
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка. Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
Звукопроизношение
Чистота звукопроизношения гарантирована, если органы артикуляционного аппарата ребенка достаточно подвижны и без труда переключаются с одного уклада на другой.
Работу по коррекции звукопроизношения разделяют на несколько этапов.
Этап подготовки. Педагог формирует умение опознавать и отличать друг от друга звуки речи.Также на этом этапе логопед ставит правильную артикуляцию с помощью гимнастики. Отрабатываются опорные звуки.
На следующем этапе складываются первичные произносительные умения и навыки. В этот период педагог занимается постановкой звуков. Она осуществляется тремя возможными способами:
- По подражанию. Логопед дает образец правильной артикуляции звука, а дошкольник повторяет.
- Механический способ предполагает применение вспомогательных средств – логопедических зондов или их заменителей. Нужный уклад органов речи придается с помощью этих приспособлений.
- Смешанный способ синтезирует два предыдущих.
Когда звук поставлен, его нужно автоматизировать в речи. Тренировочные упражнения предусматривают последовательную отработку звука. Сначала автоматизируют в начале слова, перед гласными, затем в конце (исключение – звонкие согласные), после этого – в середине слова, в последнюю очередь – в лексемах со стечением согласных.
Необходимо также научить ребенка дифференцировать проблемный звук от других со схожей артикуляцией.
На последнем этапе работы формируются коммуникативные умения – дошкольник учится использовать отработанный звук в различных ситуациях общения.
Речевая выразительность
Выразительность речи достигается за счет интонационных средств и подразумевает такие компоненты: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.
Мелодика – это изменение высоты голоса. Благодаря мелодике человек может выразить всевозможные эмоции высказывания, его подтекст, а также собственное отношение к тому, о чем говорит.
Ритм – это чередование ударных и безударных речевых элементов, идущих в определенной последовательности, через определенные временные промежутки. Элементы речи здесь – это слог или слово.
Темп – это скорость произнесения высказывания. Темп речи может быть более быстрым или медленным. Эта характеристика может иметь зависимость от длины речевой единицы. В более длинном слове время, потраченное на произнесение одного слога, меньше. Во время обычного разговора человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп помогает оформить интонационную целостность высказывания. Слушатель понимает, что фраза завершается по замедлению темпа, которое обычно бывает в конце высказывания. Также темп позволяет противопоставить важное и неважное в высказывании. Отрезки речи с более значимой информацией произносятся медленнее.
Ударение помогает выделить один из речевых элементов. Это выделение происходит за счет того, что удлиняется произнесение либо меняется тон. В зависимости о того, что говорящий хочет маркировать в своем высказывании, различают логическое ударение (выделяется отдельное слово) и фразовое (выделяется группа слов).
Паузы представляют собой перерывы в звучании речи и являются очень значимым средством воздействия на слушателя.
Игры для детей от 2 до 4 лет для развития речи — советы родителям
Индивидуальный колорит голосу придает тембр. Создается за счет добавочных тонов голоса, сопутствующих основному тону. Индивидуальность этого компонента зависит от строения гортани, носовой и ротовой полостей конкретного человека.
Речевая выразительность предстает в двух ипостасях: выразительность повседневной речи и выразительность при произнесении заранее подготовленного высказывания. Последняя является обдуманной и произвольной. Детям дошкольного возраста сложно одновременно отвечать на вопрос и придавать своему высказыванию выразительность. Сформировать данное умение – задача педагога.
Большие возможности для воспитания произвольной выразительности речи дает театрализованная деятельность. Начинать такую работу целесообразно с предложения ребенку поговорить за куклу. Педагог может построить целый диалог с дошкольником, озвучивающим игрушку. Игровая форма занятия поможет снять напряжение и добиться положительного эмоционального настроя.
Дополнительные занятия логоритмикой помогут закрепить приобретенные навыки. Логоритмические упражнения содержат упражнения, различные по скорости, движения в такт музыке, что помогает воспитать чувство ритма, высоты и силы голоса.
Речевое дыхание
Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:
- Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
- Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
- Частые доборы воздуха.
Самая типичная ошибка – ключичное или верхнереберное дыхание при производстве речи. Такой тип дыхания несложно узнать по признакам: плечевой пояс и грудная клетка сильно поднимаются, мышцы шеи находятся в напряжении, дыхание шумное и напряженное.
Устранить подобные недостатки помогает дыхательная гимнастика. Она решает следующие задачи:
- Научиться применять нижнереберное диафрагмальное дыхание
- Задействовать мышцы брюшного пресса
- Научиться осознанно управлять дыхательным ритмом
- Научиться верно соотносить вдох и выдох.
Постепенно следует усложнять задания. Тренировать речевой выдох нужно прежде всего на единичных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контроль правильности речевого дыхания осуществляется с помощью ладони, которую кладут на диафрагмальную область.
Комплекс дыхательных упражнений включает статические (в покое) и динамические (в сочетании с движениями туловища, рук и шеи) упражнения.
Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речистатья по развитию речи по теме
Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Понятие звуковой культуры речи
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.
Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.
Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.
Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.
Еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.
Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.
Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?
Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» — песенка комара, «Р» — работа мотора самолёта, «Ш» — из лопнувшего шара выходит воздух).
Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.
Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.
Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз…»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).
В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова
Методы и приёмы работы по формированию фонематического слухаРечевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?). Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках бубна или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках — опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?. В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.). Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью 3—7 мин), которые желательно проводить с детьми 1—2 раза в неделю на занятиях и вне их. Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал». Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе — слова с шипящими и сонорными звуками, в старших — многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки. Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове. В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог» (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности: 1. «Вспомним разные слова, поищем похожие слова» (по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка). 2. «В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками». 3. «В слове есть части — слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?» Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м). Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.
Методы и приёмы работы по формированию речевого дыхания
Неречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта. Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса. Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи. Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление. Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.). Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха. Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи
Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.
Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.
Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.
Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.
В младших группах часто используют образное называние звука.
Занятие по формированию звуковой культуры речи
Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.
В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.
Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.
В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.
В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.
В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.
Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.
Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.
Формирование правильного произношения
Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:
- Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
- Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
- Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.
Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.
Тренировка дикции и выразительности
Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:
Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.
Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.
Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.
Дидактические игры
Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.
Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.