Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование предпосылок ЗОЖ дошкольников посредством валеологии»


Картотека дидактических игр по валеологиикартотека на тему

Картотека дидактических игр по валеологическому воспитанию.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: мяч

Описание : воспитатель бросает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).

———————————————————————————————————

Когда что одеваем?

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Описание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.

——————————————————————————————————————

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало;

Описание: — Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

————————————————————————————————————

Назови спортсмена

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

———————————————————————————

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

————————————————————————————————————

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

—————————————————————————————————————

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

———————————————————————————————

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

———————————————————————————————————

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом. При ответе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

——————————————————————————————————-

Азбука настроения

Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг , недовольство и т, д.).

Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

—————————————————————————

Чтобы глазки не болели

Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.

Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.

Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать , чтобы сохранить свое зрение.

————————————————————————-

Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?

Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.

Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.

Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

—————————————————————————-

Если ты заболел

Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.

Материал: картинки с изображением определенных действий.

Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.

————————————————————————————

Чтобы не заболеть…

Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Материал : сюжетные картинки.

Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.

———————————————————————————————

Посылка от обезьянки

Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.

Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

——————————————————————————————

Угадай по звуку

Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: музыкальные инструменты.

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их. — Что помогло вам услышать разные звуки?

——————————————————————————————

Видим, слышим, ощущаем

Цель: закрепление представления об органах чувств.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: выбрать из предложенных картинок сначала , те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.

———————————————————————————————

Определи на запах

Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.

Материал: фрукты, тарелки с вареньем , ватные диски с парфюмерным ароматом.

Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.

————————————————————————————————-

Кто что делает?

Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.

——————————————————————————————————

Хвастунишка

Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.

Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: « Мои ручки маленькие , кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать…»

——————————————————————————————————

Правильные картинки ( как беречь своё сердце )

Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить сердце здоровым.

Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.

Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот — красную.

———————————————————————————————————

Лови, бросай, предметы гигиены называй

Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.

Материал: мяч.

Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.

———————————————————————————————-

Консультация для воспитателей на тему «Проблемы воспитания валеологической культуры у дошкольников»

Проблема воспитания валеологической культуры у дошкольников — одна из актуальных на сегодняшний день. Актуальность объясняется снижением здоровья современных детей. Имеется в виду их психическое и физическое здоровье. Об этом свидетельствует статистика: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в I класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Установлено, 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. Причины этого связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких — и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% — от его образа жизни.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, С. А. Козлова, О. Л. Князева, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова и др.

Углубленная работа по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием разных форм и методов оздоровления детей (экспериментирование, музыкотерапия, релаксационные упражнения, решение житейских ситуаций и др.) ведется шестой год.

Накоплен определенный опыт. Вначале были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

  • формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
  • накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
  • становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, форм и методов работы проводилась предварительная работа: анкетирование среди родителей, наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья, но для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Формирование валеологической культуры у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей.

Нами были выделены терапевтические механизмы валеологиченского воспитания:

  • помогает укреплению здоровья;
  • способствует развитию и укреплению костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем;
  • повышает работоспособность;
  • оказывает положительные результаты на привитие культурно-гигиенических навыков; способствует сохранению и укреплению осанки;
  • помогает приобретению навыков ухода за органами.

В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место заняли занятия с детьми познавательного характера.

Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует графическое изображение.

Блоки системы работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

Знай свое тело:

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам:

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой:

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Соблюдай режим дня:

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решем во всех видах детской деятельности.

Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность через: самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение мы осуществлем с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, семинары-практикумы, консультации; педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые по проблемам); показ занятий для родителей; родительский клуб «Здоровье»; совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, педагог-психолог, физинструктор); дни семейных увлечений «Что умею сам — научу детей»; «Справочное бюро».

Система работы с семьей включала следующие компо­ненты:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики психомоторного развития ребенка, состояния здоровья детей группы, определение задач по оздоровлению детей, составле­ние плана оздоровительных мероприятий для всей группы и индивидуальных планов оздоровления для часто болеющих детей.

2.Целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические знания и необходимость коррекции обра­за жизни ребенка, режима дня, закаливания, организации ра­ционального питания, оптимального воздушного и темпера­турного режима в квартире.

3. Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении: фи­тотерапия (полоскание полости рта после приема пищи); аэрофитотерапия с использованием эфирных масел, фитоионизатора — 2 курса в год по 15 сеансов; использование фитонцидов чеснока для профилактики острых респираторных заболеваний 2 раза в год и во время эпидеми­ческих ситуаций; прием витаминных травяных коктейлей (отвар шиповника — 2 раза в год; настой зверобоя с медом — 1 раз в год для часто болеющих детей), настоек растений-иммунокорректоров (элеутерококк,- радиола) — 2 раза в год по 3 недели для часто болеющих детей; общее УФО — 2 курса в год по 15 сеансов; прием поливитаминов — 2 раза в год, дрожжевого напитка — 10 дней 1—2 раза в год для часто болеющих детей; смазывание миндалин ингалиптом, маслом шиповника; закапывание в нос настоев трав, масла шиповника; использование тимогена для профилактики острых респираторных заболеваний в период адаптации некоторых часто болеющих детей и с лечебной целью при выявлении острых респираторных заболеваний; биокоррек­ция (по показаниям); массаж общий и лечебный.

4. Ознакомление родителей с содержанием воспитатель­но-образовательной работы, педагогическими мероприятиями, направленными на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка: трехразовые прогулки в течение дня, обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках, утренней зарядке, занятиях, гимнастике после дневного сна, в самостоятельной двигательной деятельности; включение в физкультурные занятия циклических движений, упражнений на формирование осанки, профилактику плоскостопия, раз­витие сенсорики, познавательных интересов детей, элементов дыхательной гимнастики, самомассажа: дифференцированное содержание упражнений с учетом уровня физической готов­ности и пола детей.

5. Обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (приемам массажа, способам полоскания слизистой носа и горла, постановке компресса, завариванию трав, проведе­нию закаливания воздухом и водой, игр на открытом воздухе, утренней зарядки).

6. Привлечение родителей к элементарной диагностике (выявление работоспособности ребенка; индивидуальная се­зонная длительность сна и др.).

7. Консультации психолога, педагогов, направленные на формирование у родителей умения понимать ребенка, нала­живать с ним контакты, меняя стиль общения (переход на позицию партнера или опекаемого), организовать интересную деятельность, развивающую среду дома, раскрывающие вли­яние типов семейного воспитания на личность ребенка.

8. «Физкультурно-образовательное» просвещение родите­лей посредством ведения устного журнала (выступления ро­дителей с опытом семейного воспитания, педагогов, психо­логов), организации семинаров, дискуссий, деловых игр на родительских собраниях и консультациях; тренингов для различных типов семей; прослушивание магнитофонных записей бесед с детьми о том, как их семьи соблюдают здо­ровый образ жизни. Проведение совместных с родителями физкультурных досугов, занятий, КВН, праздников; при этом участники познают возможности друг друга, выполня­ют упражнения, предусматривающие тактильно-мышечное сближение, а также упражнения с тренажерами и в спорт­комплексах. Родители убеждаются в тесной связи физичес­кого и психического развития дошкольника, необходимости создания для двигательной деятельности специальных усло­вий дома. Некоторая модернизация «Родительских уголков» также стимулирует родителей. Большой интерес вызывают паспорт здоровья группы и экран оздоровительных меро­приятий (с указанием их содержания в виде условных обо­значений и как следствие — результатов посещаемости). Родительский уголок может стать центром обмена инфор­мацией между всеми участниками воспитательно-оздорови­тельной работы, если его содержание меняется по сезонам, вносятся ответы на интересующие родителей вопросы (по результатам анкетирования — «Родители спрашивают»), от­крываются рубрики с конкретными рекомендациями: «На­чнем с себя» (о диагностике состояния здоровья), «Хочу, чтобы мама и папа были здоровы» (рекомендации по оз­доровлению взрослых), «Папа и мама, позанимайтесь со мной», «Наш дневник здоровья на неделю», «Совместное ателье» (одежда по сезонам), «В гостях у Айболита» («По­моги себе сам», «Биоритмы — это серьезно», «Новое в пи­тании детей», «Простуды отступают»), «В гостях у „Неболейки»» (по материалам журнала «Здоровье»), «Физические упражнения для развития психики ребенка, анализаторных систем», «Наша игротека»; советы психолога («Физкультура и музыка», «Стресс», «Школа психического здоровья»); «Ре­портажи с места отдыха», «Азбука для родителей» (где в алфавитном порядке даны отдельные рекомендации), библи­отека для родителей.

9. Посещение родителями дошкольного образовательно­го учреждения с целью обеспечения успешной адаптации детей.

10. Активизация интереса родителей за счет выполнения неожиданных заданий (например, бабушкам, дедушкам, мамам и папам вспомнить свои любимые игры и записать в копил­ку-альбом группы, записать пословицы, стихи и поговорки о здоровом образе жизни и т.п.).

Нам удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении здоровьеразвивающей среды в группе: наглядности, спортивного инвентаря, оказывают посильную помощь в проведении различных мероприятий.

Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.

В нашем детском саду есть большие возможности для воспитания у детей валеологической культуры: физкультурный зал, музыкальный зал, мед. кабинет, сухой бассейн, диски «Здоровье», разнообразные приспособления для самомассажа.

В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, фотоматериалами (созданными детьми и педагогами, а также родителями), библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Оформлена зона тишины и покоя, позволяющая ребенку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой.

Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяется как педагогическая поддержка: помощь в активном использовании среды в решении обозначенных задач.

Важным условием педагогической поддержки считаем диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать.

Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому поддерживаем эту активность, создаем условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Мы осуществляем свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования: музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания).

Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:

  • компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
  • валеологическая культура родителей;
  • интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
  • создание валеологически развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
  • учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

Об эффективности работы по воспитанию валеологической культуры свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости на 0,8%.

Положительная динамика в уровне сформированности валеологической культуры у дошкольников составила в 2007/08 учебном году по сравнению с 2006/07 учебным годом 25% (средняя группа), а в текущем году по сравнению с прошлым учебным годом — 10% (старшая группа).

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Библиографический список

  1. Деркунская, В. А. Валеологическое образование дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 4 (19) /июль-август/. — с. 11-14.
  2. Деркунская, В. А. Что думают современные дошкольники о здоровье // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 4 (19) /июль-август/. — с. 6-8.
  3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — Изд. 2-е, перераб. — СПб. : Акцидент, 1996. — 244 с.
  4. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
  5. Павлова, А. М. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. — Волгоград: Учитель, 2009. — 186 с.
  6. Copyright 2009 c Женский интернет-журнал «Я звездочка» — https://www.yazvezdochka.ru/zdorove/zdorove_doshkolnikov/.

Консультация для педагогов по теме: «Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении»

Консультация для педагогов

по теме: «Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении»

Подготовила воспитатель

МБДОУ детского сада №33 «Светлячок»

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях. Успех воспитания здорового ребёнка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

— готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;

— личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;

— активным участием родителей в воспитательном процессе;

— установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительно образования.

Валеология — наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении им. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Валеологическое воспитание дошкольников основывается на следующих принципах:

— системный подход – т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей;

— деятельностный подход – валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с взрослыми.

Основопологающим принципом в работе считается – принцип «Не навреди», который предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.

Немаловажным является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»

И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Чтобы помочь детям лучше запомнить информацию, нужно включать в занятие несколько приёмов запоминания – через звуки, запахи, вкус, движения, воображение. Например, через физкультурные минутки и гимнастику для глаз, рассказы и сказки на нравственно-эстетические темы и т. д. При этом включается максимальное количество органов чувств.

Какими бы слабыми способностями ни обладал человек, он может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приёмов запоминания. Один из таких приёмов запоминания. Один из таких приёмов называют мнемотехническим. Составление коллажей и мнемотаблиц – творческая работа. Их можно сделать разнообразными и интересными.

Таким образом, коллажи – учебные пособия, выполняющие следующие задачи:

1) Развитие зрительной памяти,

2) Умение говорить, рассказывать,

3) Обучающая задача, т. к. они содержат различную информацию.

Мнемотаблицы – это схемы, структуры, в которые можно заложить различную информацию.

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни должны стать одним из направлений деятельности нашего детского сада.

Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду должны быть созданы все условия: экологическая комната, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет медперсонала, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, аромолампы, дорожки здоровья; работать логопед и психолог. Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно — развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, валеологический уголок, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагать детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры детям должны быть представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]