Конспент занятия по звуковой культуре речи «Путешествие в волшебный мир звуков»


Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (подготовительная группа)

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

Упражнение «Найди товарища»

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».

Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

В игре принимают участие все дети.

Игра «Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.

Упражнение «Куда ударит молоточек? »

— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».

— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.

Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.

Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

Игра «Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Отгадай загадку»

На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания — это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание — это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение — складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду — это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры — развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста — задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Мой детский сад

Выполнила: учитель – логопед высшей категории Дельман Евгения Васильевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад N 65» г. Находка.

Звуковая культура речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешение их – этап дифференциации.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами. Продолжительность занятия колеблется от15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игры, упражнение и т.п.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам воспитателя.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны, Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка. Я предлагаю несколько занятий по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [й] в активно речи».

Цель:

  1. Закреплять навыки правильно произносить и различать звук [й].
  2. Отрабатывать умение удерживать нужные позы при произнесении звука [й]: а) губы приближены к зубам; б) зубы на расстоянии 2- 3 мм; в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к средне части нёба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха; г) мягкое нёбо поднято и прижато к заднее стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки: попугай, улей, сайка, майка, лейка, зайка, йод, Незнайка.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.

Ход занятия.

  1. Сообщение цели.
  2. Воспитатель вносит большого медведя. «Дети, какой большой медведь – ой, ой, ой!» (Дети повторяют). «Какие у медведя грязные лапы – ай, ай, ай!» (Дети повторяют).
  3. Какой второй звук в словах: ай, ой? (Какой одинаковый звук в словах: ай, ой?) Произнести звук й, посмотрев в зеркало.
  4. Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [й]? Как выходит воздух, когда произносим звук й? Есть ли голосок в горлышке, когда мы произносим звук [й]?
  5. Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий). Докажите, почему звук Й согласный, почему этот звук звонкий.
  6. Дидактическая игра «Без ошибки повтори».

Ай – ой – уй – ый и т.д.

Физминутка:

Ну-ка зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи, Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Прыгать снова начинай! Быстро к ёлочке беги И скорей назад скачи.

Назовите слова со звуком [й], которые встречались в нашей физминутке.

Скажи, где находится звук [й] в этом слове: в начале, в середине или в конце. Я раздала вам картинки, рассмотрите их внимательно и зачеркните картинки, в названии которых нет звука [й]. (карточки на каждого ребёнка). Мишка принёс картинки. Дидактическая игра «На картинку посмотри, её верно назови». Назвать, где находится звук [й] в слове. Можно предложить составить предложения по этим картинкам. Дидактическая игра «Запомни, повтори» – воспроизведение ряда слов (балалайка – скамейка – кофейник).

Выучить потешку:

Холода не бойся, Сам по пояс мойся.

Дидактическая игра: «Измени слово».

Заяц – зайка. Осень – осенний. Лето – летний. Зима – зимний. Весна – весенний. Зелень – зелёный. Синева – синий и т.д.

Итог занятия:

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Назовите слова со звуком [й] в начале, в середине и в конце слова. (предложить картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук [л].
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы в улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами); г) участвует голос. Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок; д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.
  3. Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух.

Материал:

  1. Картинки к упражнениям.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.
  3. Картинки: лампа, ласточка, ландыш, юла, пила, халат, лошадь, ложка, лук, лужа, луна, тулуп, желудь, голубь, малыш, вилы, бокалы, столы, клубок, клубника, пенал, волк, флакон, плот, слон, клумба, булка, бутылка, ёлка, сёл, дятел, козёл, индюк.

Ход занятия: Сообщение цели Загадка: Характер мой гадкий, Я вырос на грядке. Куда ни приду Всех до слёз доведу. (Лук). С какого звука начинается слово лук? Сказка «Весёлого язычка». Однажды Язычок сидел дома. Открыл он свой домик и стал смотреть во двор. На дворе важно гулял большой индюк, а Вова его дразнил (показ картинки). Он махал перед индюком красным флажком. Вдруг индюк надулся и сердито заклокотал: «бл-бл-бл» (воспитатель показывает клокотанье индюка: надувая щёки, быстро делает лакательные движения с включением голоса), Вова испугался индюка и убежал. Попробуйте вместе со мной поклокотать.

Артикуляция звука.

«Попробую я тоже спеть песенку индюка» – сказал Язычок. Он надул щёки, забегал взад-вперед и заклокотал, как индюк: «бл-бл-бл». Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». Эта песенка похожа на песенку индюка, сказал Язычок, Такая песенка слышится в речи людей, Она звучит твёрдо.

Споём вместе «л-л-л» и посмотрим в зеркало, что делают губы. Зубы, язычок, когда мы произносим звук л. Как проходит воздух, когда произносим звук л? Есть ли в горлышке голосок, когда произносим звук л? Закрепление произношения звука л в играх «Пароход» и «Самолет летит». Какой звук л? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук л согласный? (Потому что воздух не проходит свободно, встречает преграду язычок). Почему звук л звонкий? (потому что в горлышке есть голосок). Дидактическая игра «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши на звук л. Выделение звука [л] среди звуков. Р, н, л, р, л, л, й и т.д.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори».

Ла-ло-лу, лу-ло-лы, лы-ла-ло, клу-клы-кла, пла-плу-плы, сла-сло-слу и т.д.

Дидактическая игра «Что я видел?»

На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 картинок (лампа, ласточка, ландыш, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, ландыш, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.

Физминутка.

Дети садятся на пол друг за другом и гребут вёслами. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, лодка весело плыла. Ло-ло-ло, ло-ло-ло, поднимаем мы весло. Лы-лы-лы, лы-лы-лы, наши песни всем слышны. Дидактическая игра «Я начало, ты словечко». Ла – лапа, лу –лужа, лы – лыко и т.д.

Дидактическая игра «Пила».

Дети парами взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:

Запилила пила, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Заучить:

Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но всё мышке было мало.

Итог занятия.

  1. Какой звук мы учились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [л]?
  3. Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ж] в активной речи детей».

Цель:

  1. Закрепить правильное произношение звука ж изолированно, в слогах словах, во фразе.
  2. Отработать правильное положение органов артикуляции для хорошего произнесения звука ж: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперёд; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат; г) посередине языка идёт не сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту; д) участвует голос.
  3. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: жаба, жакет, жасмин, пижама, ежата, медвежонок, жук, ежевика, дождик, желудь, лыжи, ножи, одежда.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия:

  1. Сообщение цели.
  2. Загадка Жу-жу, жу-жу, Я на вешке сижу, Букву «ж» всё твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом.
  3. Какой звук поёт жук? С какого звука начинается слово жук?

Дидактическая игра «Улей».

Дети – пчёлы жужжат сначала громко, а потом затихают, произносить звук ж перед зеркалом.

Артикуляция звука. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ж? Как проходит воздушная струя? (Воздух не проходит свободно, встречает преграду – зубы, язык) – значит этот звук согласный.

Звонкий или глухой этот звук? (Звонкий потому, что в горлышке работает моторчик). И этот звук всегда твёрдый.

Какой звук ж? (согласный, звонкий, твёрдый).

4. Дидактическая игра «Телеграф» (повторить слоговую таблицу)

Жа-жо-жу-жи, жда- ждо- жду- жди и т.д.

5. Назови картинку, назови, где находится звук ж? (в начале, в середине или в конце).

6. Дидактическая игра «Измени слово». (измени слово так, чтобы появился звук ж. Сапог – сапожок, луг, утюг, шаг, флаг, снег, долг.

Физминутка:

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь Низко-низко наклоняюсь.

Назовите слова со звуком ж, которые встречались в физминутке.

7. Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Ножницы нужны девочке, Где находится звук [ж]в слове ножницы? Кому нужны лыжи, ежи, медвежата, одежда, пижама? (Определить позицию звука ж в этих словах). Предложить назвать со словом еще (этот медвежонок низкий, а этот ещё ниже), слова – близкий, узкий, молодой (аналогично).

8. Работа с текстом.

Заучить потешку: Жук упал, и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет.

9. Дидактическая игра: «Жуки».

Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: «Я жук, я жук, Я тут живу, Жжужу, жужжу». По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу «дождь» «жуки» летят в домишки (на стулья). Итог занятия. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Что вы узнали про звук [ж]? Какой он? Назовите слова, в которых звук [ж]в начале, в середине, в конце слова.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [ч] в активной речи детей».

Программное содержание:

  1. Закрепить правильное произношение звука[ ч]
  2. изолированно, в слогах, в словах, во фразе.
  3. следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед; б) зубы на расстоянии 2мм; в) широкий кончик языка ударяется в передний край нёба; г) посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту; д) если у ребёнка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорить слитно тш, всё, убыстряя темп, пока не получится хороший звук [ч].

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Куклы Тонечка, Валечка, Анечка, Леночка, Лидочка.
  3. Картинки: тачка, бабочка, удочка, девочка, квочка, мяч, ключ, меч , печка, яичко, чайник, чайка, чашка, бычок, паучок, печенье, качели.

Ход занятия:

Сообщение цели.

Загадка.

Закипит, исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: -Эй, сними меня! – кричит (чайник).

С какого звука начинается слово чайник?

Артикуляция (с зеркалом).

Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ч?

Как воздух выходит изо рта?

Есть ли в горлышке голосок?

Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук ч глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.

Дидактическая игра «Поезд». Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он даёт сигнал отхода поезда: «У-у-у…». Поезд поехал. Дети, делая движения руками, произносят «ч-ч-ч…». По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается и дети замолкают. Потом выбирается новый машинист и игра продолжается.

Дидактическая игра «Телеграф».

Воспроизведение слоговых рядов Ач-оч-уч-ич. Ча-чо-чу-чи. Чня-чнё-чню-чни и т.д.

Выделение звука [ч]. Дидактическая игра «Поймай звук».

а) в слогах: ча, тя, ач, ти, ать, ся, чм, ись, си, ти,ить и т.д. б) в словах: ситец, чаша, гречиха. Петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо.

Работа со словом.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Подушка – подушечка, кувшин, палец, избушка, птица, шапка, ваза, утка, вода и т.д.

Физминутка.

Чики-чики-чикалочки Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке. Зайчик на тачке. Мальчик на собачке.

Назовите слова со звуком [ч], которые встречались в нашей физминутке.

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём много лежит интересного. Каждый может узнать, что в нём лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок. Дети по очереди достают из сундучка картинки и называют их.

Работ с фразой.

Дидактическая игра «Угостим кукол чаем».

Дети дают куклам ласковые имена: Танечка, Валечка, Анечка, Манечка.

Воспитатель предлагает детям налить чай из чайника в чашки.

Я взял чайник и налил чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье.

Что делал Саша?

Налил Танечке в чашку чай из чайника, Дал ей печенье.

Заучить потешку.

Чащи чаще в нашей пуще, В нашей пуще чащи чаще.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить? Какие слова со звуком [ч] вы запомнили, где находится этот звук?

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [щ] в активной речи детей.

Программное содержание:

  1. Закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах, во фразе.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы в легкой улыбке, зубы видны; б) зубы сближены; в) широкий кончик языка поднят к альвеолам; г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту; д) если у ребёнка звук [щ] не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь-шь-шь, получится звук [щ]. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить [шч].
  3. Развивать внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: щавель, щёки, щит, лещи, ящик, овощи, щенок, лещ, вещи, плащ, щука.
  3. Картинки для упражнений.

Ход занятия.

Сообщение цели

Загадка:

Полосатая злодейка, Съест любого малыша – Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша. (щука). С какого звука начинается слово щука?

Дидактическая игра «Кто наблюдательный?»

Артикуляция: предложить детям произнести звук [щ] и посмотреть в зеркало. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук[ щ]? Как проходит воздух, когда произносим звук [ щ]? Есть ли голосок в горлышке? Какой звук [щ] (согласный или гласный)? Звук [щ] согласный потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду зубы и язык. Почему звук [щ] согласный? Звук [щ] звонкий или глухой? Звук [щ] глухой потому, что в горлышке нет голоска.

Дидактическая игра «Разведчики»(хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [щ]из ряда звуков): ч, щ, ш, ж, ч, щ, щ, и т. д.; из ряда слогов: ча, щу, шу, жи и т.д.; из ряда слов: щенок, стол, вещи, врач, щенок, шапка, клещи, честный, шоколад, ищейка.

Работа со слогами.

Дидактическая игра «Без ошибки повтори»

Ща-щу-ще, Ща-щи-ще, Ащ-ощ-ущ-ыщ и т.д.

Физминутка:

Щука в омуте жила, Щеткой мела, Щи готовила гостям, Угощение лещам.

Работа со словами.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

На доске вывешиваются по четыре картинки со звуком [щ]. Появляется гном и убирает картинку. Дети закрывают глаза. Ребёнок должен назвать убранную картинку и назвать, где находится этот звук в данном слове.

Дидактическая игра «Разведчики». Воспитатель прячет картинки : щетку, щепку, щенка, ящик, клещи в разных местах комнаты. Для поисков выделяют группу «Разведчиков», каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Когда разведчик принесёт предмет и назовёт предмет, можно повторить с детьми название предмета хором. А потом попросить повторить тем детям, которым надо закрепить этот звук в речи.

Работа с фразой.

Составление предложений по картинкам (щука, клещи, щётка, щенок).

Например: Мне нужны клещи, поспеши их отдать.

Заучивание чистоговорки.

Щёголь щетку уважает, Щёткой щёголь пыль счищает. Если вещь не вычищать Не в чем будет щеголять.

Итог занятия.

Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?

Назови слова, в которых звук [щ] в начале, середине, в конце слова (выставлены картинки)

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [р] в активной речи».

Программное содержание:

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук р.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции: а) губы находятся в положении следующего гласного; б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров; в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует: г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.

Материал:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки со звуком р.

Ход занятия.

Сообщение цели.

Загадка: Это что за зверь таёжный Полуночный любит мрак. И, как все на свете кошки Ненавидит злых собак! (Тигр).

Как рычит тигр?

Артикуляция звука [р].

Язычок сидел в своём домике. Ему захотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел «р-р-р». Бумажка отклонилась (показ), язычок подставил пузырёк и опять запел: «р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел (показ). Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка».

Что делают губы, зубы, язычок, когда произносим звук р? Как проходит воздух, когда произносим звук [р]? Есть ли голосок? Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук р согласный? Почему этот звук звонкий?

Дидактическая игра «Телеграф».

(повторить слоговую таблицу).

Ра-ро-ру, бра-бро-бру, Ро-ру-ры, бро-бру-бра, Ор-ур-ыр, бру-бра-бро, Ир-ар-ор, бры-бро-бра и т.д.

Физминутка:

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны Кар-кар (громко) Целый день они кричали Спать ребятам не давали, Кар-кар-кар (громко) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают Кар-кар-кар (тихо).

Вспомните слова со звуком [р] из физминутки.

Дидактическая игра «Что прибавилось?».

Воспитатель ставит на числовую лесенку 4 картинки со словами, в которых есть звук р. Дети называют эти слова и определяют позицию звука в слове. Потом кто-то отворачивается, а в это время добавляется ещё одна картинка. Затем ребёнок поворачивается, смотрит и говорит, что прибавилось. Картинки частично заменяют, и игра продолжается.

Работа с фразой

Выучить чистоговорки. ( Можно выборочно)

Ра-ра-ра – высокая гора. Ро-ро-ро-новое перо. Ру-ру-ру- коза грызёт кору. Ры-ры-ры – летят комары. Ар-ар-ар – летит комар. Ор- ор- ор – у Ромы топор. Ур-ур-ур – не гоняй кур. Ир-ир- ир- мы за мир. Орка-орка-орка – крутая горка. Ара-ара-ара – идёт Тамара. Гра-гра-гра – хорошая игра. Тро-тро-тро – едем на метро.

Итог занятия.

  1. Какой звук мы сегодня научились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [р]?
  3. Назовите слова со звуком [р] в начале, в середине, в конце слов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]