Роль художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается анализ результатов диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Так как художественная литература является доступной темп пониманию ребенка быть старшего куда дошкольного куда возраста, на формирующем этапе было разработано тематическое планирование на месяц с опорой на модель комплекса мероприятий по развитию связной речи.
Ключевые слова: речь, художественная литература, старшие дошкольники, связная речь, художественная литература, развитие речи.
В соответствии с ФГОС ДО и «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот — путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Цель исследования — теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития связной речи средствами художественной литературы.
В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 — экспериментальная, 20 — контрольная группа).
Для определения роли художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:
1. Констатирующий этап.
Цель: определение уровня развития связной речи у дошкольников.
Для диагностики связной речи у дошкольников нами использовалась методика В. Н. Макаровой [3, с.6].
он Задание: пересказать текст как можно подробнее. В ходе обследования выявлялось умение детей пересказывать незнакомый текст (рассказ В. Сутеева «Под грибом»).
Рис. 1. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Исходя из результатов обследования, в экспериментальной группе выявлено 5 % (1 ребенок) дошкольников с высоким уровнем образного воспроизведения текста, тогда как в контрольной группе выявлено 15 % (3 ребенка). Выделена группа дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека), которые не справились с заданием, не сумели самостоятельно воспроизвести текст. По 75 % дошкольников экспериментальной и контрольной группы (15 человек) выполнили задание на среднем уровне: помощь экспериментатора и наводящие вопросы способствовали воспроизведению текста, дети только со второго раза сумели сформулировать основную мысль.
В результате выявлено, что 20 % дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека) затруднялись воспроизводить текст, тяжело формулировали смысл текста.
Из анализа результатов видно, что наблюдается неумение передавать содержание, из-за недостаточного, бедного словаря. Самостоятельные высказывания характеризуются ненужными паузами, разговорными штампами, искажением звуковой структуры слов.
Дети затруднялись составлять рассказ, даже имея в наличие стимульные картинки, многим требовалась помощь со стороны взрослых в виде наводящих вопросов, подсказок слов.
Анализ результатов указывает на следующие ошибки у детей: при переходе из одной части в другую отсутствовал связующий элемент, резкий скачок. В повествовании наблюдались множественные аграмматизмы.
Все дети частично составляют рассказ из 3 частей, отмечались неумышленные расширения, либо сужения сюжета. Дети при составлении рассказа в основном пользуются простыми предложениями, неправильно оформляют их.
Полученные результаты исследования старших дошкольников позволили нам разработать и апробировать занятия по развитию связной речи посредством художественной литературы.
2. Формирующий этап.
Цель: развитие связной речи посредством художественной литературы у старших дошкольников.
Во втором параграфе второй главы (формирующем этапе исследования) мы описали этапы формирования связной речи у старших дошкольников, посредством художественной литературы.
Развитие связной речи у старших дошкольников производилось посредством чтения и обсуждения таких классических произведений как:
«Аленький цветочек» С. Аксакова, русской народной сказки «Снегурочка» и «Никита Кожемяка», «Загадочное исчезновение гуся» В. Сутеева, «Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Четыре желания» К.Ушинского.
Таким образом, при изучении художественной литературы дети научились:
– строить связно свои высказывания;
– использовать образность высказываний;
– пополнили и развили словарный запас.
3. Контрольный этап.
Цель: определение динамики в развитии связной речи у дошкольников после проведения формирующего этапа посредством художественной литературы. На данном этапе мы описали результаты исследования, проведённого по той же методике В. Н. Макаровой.
Рис. 2. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Из анализа результатов видно, что у дошкольников экспериментальной группы наблюдается повышение умения воспроизводить содержание услышанного текста. Количество детей, сумевших самостоятельно сформулировать основную мысль текста, легко воспроизвести прослушанный текст увеличилось в экспериментальной группе на 25 %, в контрольной — на 15 %.
Детей, которые не справились бы с заданием, не осталось, что свидетельствует о положительной динамике и правильно выбранных коррекционных мероприятиях.
Количество детей со средним уровнем в контрольной и экспериментальной группе снизилось на 5 %.
Таким образом, обследовав 2 выборки дошкольников, мы пришли к следующим выводам, что в экспериментальной группе динамика по развитию связной речи лучше, у них наблюдается уменьшение количества логических ошибок, отсутствует «застревание» на второстепенных деталях, главные события выступают на первый план повествования при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента указывают на положительную динамику.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2017. — 400c.
- Гербова В. В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Свет, 20144. — 94 с.
- Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 80 с.
- Ушакова О.С, Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей. — М.: Просвещение, 2015. — 200 с.
- Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. — М.: Академия, 2013. — 90 с.
Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»
ПЕДСОВЕТ
«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»Цель:
Выполнение годовой задачи: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.
Подготовка к педсовету
1. Зам.зав. по ВМР Герасимовой И.В. провести тематический контроль в старшей и подготовительной группах «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе», Подготовка справки по итогам тематической проверки. 2. Подготовить материал о художниках иллюстраторах и писателях. – воспитатели Савельева Г.И. Полонейчик А.В. 3. Подготовить пословицы о книге и чтении. — воспитатели Васильева Т.А., Вислова И.А. 4. Черновой Н.Н., Висловой Е.П. подготовить сценарий деловой игры по теме годовой задачи, необходимые материалы и оборудование.
План проведения педсовета:
Первая часть. 1. Выступление-обращение руководителя ДОУ к участникам педсовета. 2. Итоги тематической проверки по теме «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе».- заместитель заведующей МБДОУ №16. 3. Выступление о художниках иллюстраторах и писателях (Савельева Т.А., Полонейчик А.В.) 4. Пословицы о книге и чтении (Васильева Т.А., Вислова И.А.)
Вторая часть. Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы». Третья часть. Подведение итогов педсовета. Ход педсовета.
Первая часть.Выступление руководителя о значимости годовой задачи-темы педагогического совета.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Чтение впервые выделяется как самостоятельный вид основной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Вторая часть.Деловая игра для воспитателей. «Знатоки детской художественной литературы».
Цель: • повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; • развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. • раскрыть творческий потенциал каждого педагога. Игроки делятся на 3 команды:
Ход игры:
Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.
Разминка
: Предложить командам назвать одним словом 1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка) 2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня) 3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина) 4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка) 5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот) 6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор) 7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня) 8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка) 9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица 10. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка). 11. «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка) 12. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» (Потешка) 13. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.) 14. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка) Участники должны вспомнить название сказки. — О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».) — О ветеринаре. («Доктор Айболит».) — Об общежитии для зверей. («Теремок».) — О хлебобулочном изделии. («Колобок».) — О деревянном мальчике. («Буратино».) — О трудолюбивой девочке. («Золушка».)
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе: составлено на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным. (В средней группе.) — Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок на фланелеграфе, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (В первой младшей группе.) — Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. (Во второй младшей группе.) — Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (В подготовительной к школе группе.) — Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (В старшей группе)
Задание 2
. Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения: 1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа) 2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая) 3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя) 4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
Задание 3
Назовите автора произведения: 1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари) 2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов) 3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков) 4. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)
Задание 4
Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К.И. Чуковским за 1 минуту 1. Айболит 2. Бармалей 3. Краденое солнце 4. Крокодил 5. Мойдодыр 6. Муха-Цокотуха 7. Одолеем Бармалея 8. Приключения Бибигона 9. Путаница 10.Собачье царство 11. Тараканище 12. Телефон 13.Топтыгин и Лиса 14.Федорино горе 15. Чудо дерево.
Задание 5.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку: 1. …Ну так видите ль, миряне, Православные христиане, Наш удалый молодец Затесался во дворец; При конюшне царской служит И нисколько не потужит Он о братьях и отце В государевом дворце… ( П.П. Ершов «Конек-горбунок») 2… Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер… (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке») 3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н.Носов. «Живая шляпа») 4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потом взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… . ( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)
Задание6
Домашнее задание. Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении. Подведение итогов деловой игры.
Третья часть.Подведение итогов педсовета.
Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности.