Семинар-практикум для логопедов и воспитателей
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗв развитии речи дошкольников».Т-творчество, Р-развитие, Из-изобретательность. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.Вы можете использовать данный материал для проведения в рамках своего ДОУ, а также как открытое городское мероприятие. Семинар составлен в оригинальном авторском стиле, для участия в нем можно привлечь воспитателей, учителей-логопедов, детей старших и подготовительных групп.
Винограденко Ирина Михайловна, учитель-логопед высшей категории, учитель-методист. |
Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
1. Организационная часть «Доброжелательное общение»
Факультет психологии
- Психологический тренинг «Давайте познакомимся»
- Организация творческих лабораторий
2. Основная часть «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Факультет «Развитие»
- Блиц-опрос «В стране грамоты»
- Речевой тренинг «Волшебный мир слов»
Факультет «Творчество»
- Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»
- Схема творческого подхода «Страна противоположностей»
Факультет «Изобретательность»
- Авторские разработки: «Веселые таблицы»
- Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»
3. Подведение итогов работы
- Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.
- Выводы ученого совета
- Обратная связь
Цели семинара-практикума:
Учитель-логопед:
— Уважаемые коллеги, на базе детского сада №18 открывает свою работу «Научно-исследовательский институт инновационныхтехнологий развития речи детей дошкольноговозраста».
Как и каждый НИИ, институт имеет свой ученый совет, который представляют:
Методист ГОРОО (ФИО)
Руководитель методического объединения воспитателей (ФИО)
В нашем НИИ сегодня работают эксперты: Воспитатель-методист (ФИО) Воспитатель-методист (ФИО) Учитель-логопед (ФИО)
Факультеты нашего института:
— факультет психологии — факультет развития — факультет творчества — факультет изобретательности
Методический состав факультетов:
воспитатель-методист (ФИО) воспитатель (ФИО) музыкальный руководитель (ФИО) музыкальный руководитель (ФИО) учитель-логопед высшей категории, учитель-методист Винограденко И.М.
Все участники семинара-практикума будут проводить свою научно-исследовательскую работу в творческих лабораториях, которые будут организованы позже.
Организационная часть.
Учитель-логопед: — А сейчас, друзья, вы пройдете обучение на факультете психологии нашего НИИ. Давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!
1. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.
Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с двумя замками и двумя ключами к ним)
— Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками и два ключа, попробуем открыть его. Первый замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Ирина, ваше имя? (участники семинара называют свои имена, после этого логопед открывает первый замок)
— Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй замок)
— Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз!
Развиваться! Развивать! Вдохновляться! Вдохновлять! Творить! Любить! Хотеть все знать! Чтоб лучшим педагогом стать!
Учитель-логопед:
— А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать несколько творческих лабораторий и выбрать им названия, сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на группы – творческие лаборатории).
— Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
— Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.
Основная часть.
Факультет «Развитие»
Каждому исследователю выдается карточка блиц – опроса.
Блиц-опрос «В стране грамоты»
1. Закончи предложения, подобрав нужные слова: 1.1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим) 1.2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)
2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного — (минус)
2.1 Я одеваю кукле шапку. (-) 2.2 Я одеваю куклу Наташу. (+) 2.3 Я надеваю шапку на куклу. (+) 2.4 Я надеваю кукле шапку. (+) 2.5 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)
3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:
3.1 кот…[т] 3.2 дед…[т] 3.3 конь…[н’] 3.4 столб…[п] 3.5 мышь…[ш] 3.6 лыжи…[ы] 3.7 нож…[ш] 3.8 зуб…[п]
4.Ответь на вопросы.
4.1 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы]) 4.2 Сколько гласных звуков в русском языке? (6) 4.3 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц) 4.4 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ) 4.5 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)
Учитель-логопед:
— Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.
Команда экспертов оценивает работу участников.
Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов, П – правильные ответы; Ч — частично правильные ответы; Н — неправильные ответы;
Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.
Учитель-логопед:
— Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».
Речевой тренинг «Волшебный мир слов»
1. Игра: «Подбери слово»
Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.
Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.
С Сом + Усы + Кисель – (мягкий звук) Миска + Коза – (звук [з]) Саша + Стакан + Коса + Собака + Нос + Сила – (мягкий звук) Пес + | З Зоя + Зима – (мягкий звук) Зайка + Коза + Сом – (звук [с]) Арбуз – (звук в конце слова оглушается) Березка — (звук в середине слова оглушается) Зубы + Зонт + Пазлы + |
Ш Шапка + Кошка + Нож + (звук в конце слова оглушается) Кошелек + Живот – (звук [ж]) Штаны + Душ + Паштет + Багаж + (звук в конце слова оглушается) | Ж Ножницы + Пожар + Кожа + Нож — (звук в конце слова оглушается) Живот + Ложка — (звук в середине слова оглушается) Жучок + Женя + Стриж — (звук в конце слова оглушается) |
Б Банка + Боты + Кубик – (мягкий звук) Бабушка + Пудра – (нет звука [б]) Столб — (звук в конце слова оглушается) Белый — (мягкий звук) Рыбак + Кабина — (мягкий звук) | Д Бидон + Дочка + Дима — (мягкий звук) Дымок + Пруд — (звук в конце слова оглушается) Радио — (мягкий звук) Борода + Водичка — (мягкий звук) Род — (звук в конце слова оглушается) |
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – серую тучку.
Учитель-логопед: — А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.
2. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – тучку.
3. Игра: «Кошка»
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.
Загадка Вчера была мышегонятельной, Вполне сметаноуплетательной, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная. (кошка) |
— Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
Задание: подобрать существительное по ассоциации.
Исследователи складывают из пальцев фигурку – кошку.
Кошка:
из пальцев — …фигурка, из карамельки, ириски — …конфетка, из глины, пластилина — …поделка, из теста — …печенье, из бумаги -…аппликация, из плюша, резины, пластмассы -…игрушка, из ниток -…вышивка, из сказки -…герой.
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку.
4. Игра: «Мозговой штурм»
Задание: почему так произошло, предложить версии.
— Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?
(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).
5. Игра: «Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет … банан. Расскажи обо мне. |
— Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили). Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный). Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить). Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить). Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы). Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик). С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком). Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий тучку.
6. Игра: «Многозначные слова».
Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.
Многозначные слова
Ручка | |||||
Рама | |||||
Иголка | |||||
Ключ | |||||
Резинка | |||||
Труба | |||||
Звезда |
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку. Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.
Учитель-логопед: — Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».
Факультет «Творчество»
Задание – пробник «Нарисуй стихотворение»
Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Опора – это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, — как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.
Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем: — заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность; — привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании; — выбор нужного вида опоры помогает найти личностно — ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.
1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».
2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.
3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Давайте попробуем, коллеги, применить этот замечательный метод запоминания на практике.
Лаборатории получают карточки со стихотворениями.
Задание: изобразить стихотворение в рисунках, схемах, пиктограммах, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.
Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать, Хвостик некуда девать
Ира просит: — Ёжик, ёж, Ты мне платьице сошьешь? Ёж ответил из-под елки: — Ниток нет — одни иголки!
На базаре ежик Накупил сапожек. Сапожки на ножки себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застежками дочке И все уложил в мешочек.
Методика экспертной оценки: анализ представленных рисунков, схем, таблиц, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий — тучку.
Критерии оценки: достаточное количество предметов, правильное расположение, доступность графических изображений.
Схема творческого подхода «Страна противоположностей»
Учитель-логопед: — Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.
1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун – грустный клоун, молодое дерево – старое дерево, зима – лето, ночь – день и т. д.
2. Покажи противоположность: написать – стереть, брать – давать, здороваться – прощаться, говорить – молчать, ссориться – мириться и т. д.
3. Потрогай противоположность: мягкий – твердый, гладкий – шершавый, редкий – густой, свежий – черствый и т. д.
4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный – красный, черный – белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.
5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.
6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.
Сказку с использованием противоположностей можно сочинить самим, или воспользоваться уже известными, например, «Сказка о старухе Завиде». Хорошо привлечь ребят к практической деятельности, например, смастерить макет сказочной страны из песка. |
Учитель-логопед: — Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».
Факультет «Изобретательность»
Учитель-логопед: — Хочу познакомить вас с авторскими разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематические процессы у ребенка. Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такую таблицу?
Таблица: «Звук [к] |
Таблицы: «Звук [з]» «Звук [ж]» |
1. Авторская разработка по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Веселые таблицы» — картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар – [ш], корабль – [к] и т. д. Предлагаемые игры: «Найти общий звук», «Выделить голосом опорный звук», «Назвать картинки с опорным звуком», «Определить позицию звука в слове», «Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции», «Найти слова из 2-х,3-х слогов».
2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»
Учитель-логопед: — Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи – это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.
В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.
Вот снежная хрустальная зима.
А это прекрасная цветущая весна.
Веселое разноцветное лето.
И золотая волшебница осень.
Учитель-логопед: — В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Отгадайте, где, чей портрет?
Вот и стали дни короче, и длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, пожелтели лес и луг. (Осень) Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная? (Зима) Шагает красавица, легко земли касается, идёт на поля, на реку и по снежку, и по цветку. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт — в лесу подснежник расцветёт. (Весна) Песен полон лес и крика, брызжет соком земляника, дети плещутся в реке, пляшут пчелки на цветке. Как зовется время это? Угадать нетру дно … (Лето) |
Галерея весны
Пришла весна — красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.
Весна в марте! – нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.
Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня прямиком Шлепает по лужам, Гонит талые снега С гомоном и звоном Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым. Скоро, скоро быть теплу,- Эту новость по стеклу Барабанит по стеклу Серой лапкой верба. |
Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Веселее и теплее Стали мартовские дни. В парке, сквере на аллеях Уж проталины видны.
Весна в апреле! – волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как — будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы – детки солнышка.
Птицы в воздухе танцуют, Небо солнышко целует, Аромат весны знакомый Прогоняет напрочь дрёму. На проталинах лесных Тёплых дней предвестник, Появился дар весны – Первоцвет – подснежник. Видно в сказке ты родился, На полях у феи цвёл, Белым шёлком нарядился И весну с собой привёл. |
Весна в мае! – самая красивая, смелая, сильная, радостная! Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!
Месяц май цветет и греет, Над полями ветер веет, Белый ландыш расцветает, Мотылек над ним летает. Полосата, весела Первый мед несет пчела, Шелестят травой луга И крутые берега. Глухо рыкнул первый гром И рассыпался дождем. Всё поёт, играет, пляшет. Наступает месяц май. Нет его светлей и краше. Руки к солнцу поднимай! |
Подведение итогов работы
Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.
Учитель-логопед: — Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.
Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.
Обратная связь.
Все участники семинара получают бумажных жаворонков, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.
Выводы ученого совета.
- Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
- Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора.
Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.
Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист: Винограденко Ирина Михайловна
Также по теме:
План взаимодействия учителя с участниками коррекционного педагогического процесса
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление не литературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия иногда педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, то есть на занятии мы наблюдаем, что говорит один педагог. Причины — недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Речь у педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
— активизации познавательной деятельности детей;
— созданию мотивационных установок на проявление творчества;
— созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок, — использует так, как хочет.
На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.
ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Использование ТРИЗ в познавательном развитии ребенка
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
— Мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.