Инновационный опыт воспитателя Панковой Оксаны Александровны
Инновационный педагогический опыт воспитателяМБДОУ»Булгаковский детский сад»Теремок»Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия Панковой Оксаны Александровны Тема: «Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
2. Условия формирования опыта 3. Теоретическая база опыта 4. Актуальность и перспективность опыта 5. Новизна опыта 6. Адресность опыта 7. Трудоемкость опыта 8. Технология опыта 9. Результативность опыта 10. Приложени. . 2 Условия формирования опыта
«Игра – это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Игра – основное и любимое занятие детей. Ребенок приходит в мир…. Взрослые должны окружать малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А.И. Сорокина, А.П. Усова, Л.А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А.В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». Материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме, поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений у детей проводят в форме дидактической игры или как часть занятия. Используя дидактические игры по ФЭМП мы решаем ряд задач: — сравнивать предметы между собой. — прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине. — развивать память, мелкую моторику рук, логическое мышление, внимания. — давать определение тем или иным понятиям. — развивать находчивость и сообразительность, интеллектуальные способности. Таким образом, дидактическая игра и упражнения являются эффективным средством развития ЭМП у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать ее в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие идет более интенсивно и успешно. По данной проблеме я подобрала методическую литературу: 1. Т.А. Павлова «Развитие пространственного ориентирования». 2. В. Волина «Учимся играя». 3. Д.В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре». 4. И.В. Скворцова «Сто логических игр». 5. А.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей». 6. И.А. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». 7. Л.В. Михайлова «Математика это интересно». 8. Л.А. Обромян «Игра дошкольника». 9. Касабуцкий «Давайте поиграем». 10. Н.В. Бабкина «Развивающие игры с элементами логики». Статьи в специализированных журналах, например в «Дошкольном воспитании», «Обруч». Методы и приемы: практические, игровые, экспериментирование, моделирование. Дидактические технологии: наглядный материал, книги, компьютер, логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм), игры головоломки, задачи – шутки, кроссворды, ребусы. Таким образом играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей – оперировать свойствами, отношениями объектов, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине, сравнивать и обобщать группы предметов, стремиться и проявлять инициативу, самостоятельность. 3 Теоретическая база опыта
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного образования. Дидактическая игра таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Успешное формирование элементарных математических представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы. Перечислим их. • Принцип межпредметной связи – формирование элементарных математических представлений у детей осуществляется с учетом содержания всех разделов для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений. • Принцип систематичности и последовательности – предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому. Обеспечивается логика формирования математических знаний, установления связи между приобретаемым жизненным опытом и математическими представлениями. Процесс обучения осуществляется в соответствии с определенным планом поэтапно, при этом устанавливается связь каждого предыдущего этапа с последующим. • Принцип деятельного подхода – предполагается учет особенностей структуры деятельности детей, представленной следующими компонентами: мотиватионно-целевым, операциональным, оценочно-контрольным. В процессе обучения большое внимание следует уделять поддержанию интереса к выполнению практических действий, организации и контроля деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций. • Принцип активности – предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности и инициативы. • Принцип логического мышления – формирование навыков работы с объектами из плоскостных фигур, обучение анализировать, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели. • Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному взаимодействию на функции сенсорных систем, участвующих в логическом развитии. Наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к математическим упражнениям, ускоряет формирование математических представлений. Все принципы воспитания и обучения осуществляются в единстве.Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбивая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, цвет, форму и другие признаки предметов. Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Игры с дидактическими игрушками, картинками, природным материалом способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположения. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним: 1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. 2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Играя без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». 3. Дидактизм в игре должен сочетается с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнения задачи .4. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Так как игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в свою работу я включила дидактические игры и упражнения. Благодаря дидактической игре дети решают умственные задачи предложенные им в занимательной игровой форме. Все выше изложенное убедило меня в необходимости включения в развитие математических представлений дидактические игры и упражнения и послужило выбором темы: «Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений». С целью формирования у детей математических представлений были взяты за основу дидактические игры и упражнения, для логического мышления, внимания, памяти. 5. Новизна опыта
Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что данный метод является новым в современной педагогике. Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование, что способствует повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями. Отличительной особенностью дидактических игр и упражнений является то, что эти игры и упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение математических упражнений предлагается активное включение в этот процесс таких функций, как внимание, память, мышление. Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычислить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Наглядный материал, книги, компьютер, плоскостные дидактические игры (Пифагор, Танграм), игры – головоломки, задачи-шутки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствуют решению умственных способностей детей. 6. Адресность опыта
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства, работающих с творческим интересом. Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы. Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность. Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
7. Трудоёмкость опыта Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что сам педагог должен хорошо овладеть математическими способностями, только потом приступить к обучению дошкольников. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение математических способностей. Трудности в реализации данного опыта состоит в том, что необходимо изготавливать много раздаточного материала, наглядного, подобрать и разобрать дидактические игры и упражнения. Необходимо чтобы сам педагог владел хорошими знаниями в области дидактических игр. 8. Технология опыта. Обучению детей началам математики отводится важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желании сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются, принимать самостоятельные решения. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений, к достижению поставленной цели. Я работаю по программе Е. В. Колесниковой: «Математические ступеньки». Задания сгруппированы по следующим разделам: 1. Количество и счет 2. Геометрические фигуры 3. Величина 4. Ориентировка во времени 5. Ориентировка в пространстве 6. Логические задачи Задачи раздела «Количество и счет» — развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Для реализации поставленной цели использую следующие игры:-«Назови следующее, предыдущее число»; — «Назови соседей числа»; — «Назови больше на 1,меньше на 1»; — «Вверх, вниз по числовой»; — «Составь и реши задачу». Данные игры помогают совершенствовать навыки, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. В разделе «Геометрические фигуры» закрепляю представления о многоугольниках, их свойствах, развиваю умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно- пространственное восприятие, логическое мышление. В работе использую игры, помогающие реализовать задачи раздела: — «Назови предметы заданной формы»; — «Что общего и чем отличаются фигуры»; — «Найди предметы такой же формы»; — «Подбери предметы по цвету, размеру и форме»; — «Найти лишнюю фигуру»; — «Конструктор»; — «Почини одеяло»; -«Танграм». Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, вызывает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление. Следующий раздел — «Определение величины». Задачи раздела — развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. В работе по данному разделу использую игры-эксперименты: — «В каком сосуде больше воды?»; — «Что легче, что тяжелее?»; -«Что тонет, что плавает»; -«Подбери шарфик для кукол»; -«Короче -длиннее»; -«Подбери мебель для трех медведей». В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путем сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. Игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность. В разделе «Ориентировка во времени» развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлюсь с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяц года. В работе использую следующие дидактические игры: — «Вчера, сегодня, завтра»; — «Дни недели»; — «Мой режим дня по часам»; — «Определи время по часам»; — «Когда это бывает?»; — «Что перепутал художник?». Используемые игры способствуют развитию ориентировки детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев времен года; совершенствую представление детей о режиме дня, развиваю чувство времени, умение определять время по часам. Особенно выделяю логические задачи. Они развивают у детей приемы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Использую пособие («Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», головоломки, кроссворды, задачи в стихах). Эти игры развивают у детей самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание у детей заниматься математикой.. По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, выбираю тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь индивидуальной работой. Особенности этой работы, заключаются в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. У детей формируется важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
9. Результативность опыта Формирование математических способностей у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от занятий и с привлечением: различных дидактических игр. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В то же время специальные исследования в области развития математических способностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста практически отсутствуют. При этом понятие «математическое развитие» рассмотрено только в последних двух исследованиях, где оно понимается как формирование математических знаний и умений у ребенка. Таким образом, даже в рамках исследований о развитии познавательных способностей и творческой одаренности детей младшего возраста, математическому развитию ребенка уделено мало внимания. При этом понятие «математическое развитие» трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Математическое развитие дошкольника — это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий. Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.
Дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи- шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки. Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Опыт работы старшего воспитателя детского сада. Интеграция ФЭМП в разных образовательных областях
Интеграция формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)
в разных образовательных областях (слайд 1) Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. (слайд 2) Интеграция (по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием ( ФГОС ДО) федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка. (слайд 3) Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. (слайд 4) Согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей: (слайд) -социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие, -речевое развитие, -художественно-эстетическое развитие, -физическое развитие в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников. (слайд 5)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на получение первичных (слайд 6) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). (слайд 7) Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных (слайд свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. (слайд 9) Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (слайд 10) Во время проведения (НОД) непосредственной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, (слайд 11) где левая сторона, а где правая. На занятиях мы используем различные плоские и объемные геометрические фигуры и цифры. (слайд 12- 2р) Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела. При закреплении количественного счета воспитанники выполняют различные упражнения : (слайд 13) «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», (слайд 14) «Занять домик определенного цвета или формы»). Дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают. (слайд 15)
(ФЭМП) Формирования элементарных математических представлений (слайд 18) непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. (слайд 19 — 2р) В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. (слайд 20) Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение. Так, качественные отношения (слайд 21) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; На занятиях дети учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления ; (слайд 23) отличать изменения общего объема ; находить более сложные ориентировки в величине предметов(слайд 24) ; осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры , (слайд 25) а так же пространственные отношения и временные обозначения. (слайд 26) Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; (слайд 27) это развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. (слайд 28) Во время чтения художественной литературы и составления небольших рассказов, нами обращалось внимание на количество частей того или иного произведения. (слайд 29) В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Сказка «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье» и «Телефон» знакомит с количественным и порядковым счетом, да еще и основами арифметических действий. (слайд 30) В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки. (слайд 31) Математика проникает в «Художественно эстетическое развитие» и помогать решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, (слайд 32) осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (слайд 33) (слайд 34) Мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина или полоску бумаги. (слайд 35)Как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, (слайд 36)форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. (слайд 37) При проведении рисования растений, природы, (слайд 38-2р)отмечаем расположение предметов, считаем сколько частей и где, нужно изобразить объект (слайд 39) , (слайд 40) (слайд 41-2р) На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким (слайд 42-2р) Музыкальные подвижные игры способствует закреплению знания цвета, формы предмета . А так же закрепляется навык ориентировки в пространстве.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. (слайд 43) Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей сегодня накрыты столы и т.д. (слайд 44) Во время прогулок мы с детьми отмечали нынешний день, месяц, время года. (слайд 45) Рассматриваем объекты живой неживой природы, называют цвет, форму, размер предмета или объекта. (слайд 46) (Найди самое высокое или низкое растение на участке и т. д.). В самостоятельной деятельности дети используют «кубики Никитина», «Геоконт», различные мозаики, пазлы, дидактические игры (слайд 47) При знакомстве детей с весами знакомим (слайд 48) с измерением массы предмета. Рассказываем какие бывают часы: (слайд 49-2р) (слайд 50) Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности (слайд 51) ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, (слайд 52-2р) и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. (слайд 53) Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, (слайд 54) когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. (слайд 55) Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. (слайд 56-2р) (слайд 57) Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому мы внедряем (слайд 58-2р) новые технологии в свою работу и используем мультимедийное оборудование — как наглядный материл. (слайд 59-2р) Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия и новые обучающие технологии. А так же обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. (слайд 60)
Рекомендуем посмотреть:
Педагог дошкольного образования в воспитании детей Образец аналитической справки по результатам мониторинга в ДОУ по ФГОС Аналитическая справка по результатам диагностики физического развития и эмоциональной сферы дошколь Опыт работы старшего воспитателя детского сада по методической работе
Похожие статьи:
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Визитная карточка воспитателя детского сада
Презентация детского сада для родителей
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста