Увлекательные занятия с детьми 2-5 лет. Музыкальные занятия
От природы – каждый ребенок музыкален. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Музыкально-дидактические игры способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.
У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Громко — тихо запоем
Игровой материал
Любая игрушка.
Ход занятия
В игре могут принять участие несколько человек. Ими могут быть родные малыша, либо его друзья.
Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку.
Задача водящего – найти ее, руководствуясь звучанием песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее.
Если ребенок справился с заданием, то выбирается другой водящий, а этот ребенок прячет игрушку при повторении игры.
Шум и шорох
(Разработка Климовой С. С.)
Игровой материал
Шуршащие предметы (вы можете выбрать любые, какие у вас есть дома), например:
— погремушки из материи с вшитыми хрустящими-шуршащими элементами;
— лист бумаги;
— дождевая палка;
— полиэтиленовый пакет
Ход занятия
Можно делать в тишине, можно под музыку, например, «Шум и шорох» Е.Попляновой.
Положить все предметы под материал (спрятать от ребенка).
Ребенок сидит рядом. Взрослый по очереди достает предметы и показывает, как тот или иной предмет шуршит. Обязательно после своего показа надо дать ребенку, чтобы он поиграл, по шуршал.
Затем включается песня. Под песню ребенок шуршит вначале одним предметом, при повторном включении – вторым предметом и т.д. При последнем включении всеми предметами.
Сказка Теремок c музыкальными и/или шумовыми инструментами
Игровой материал
На каждого персонажа сказки необходим инструмент или погремушка, чтобы его озвучить. Ниже приведен пример, какие музыкальные и шумовые инструменты можно использовать, но вы можете использовать совершенно все, что у вас под рукой.
Пример инструментов:
— мышка-норушка – любая игрушка для ванны, которая пищит или металлофон верхний регистр;
— лягушка-квакушка – кастаньеты или деревянные ложки или деревянная лягушка – гуиро;
— зайчик-побегайчик – маракасы или шейкеры;
— лисичка-сестричка – металлофон средний регистр или ксилофон;
— волчок-серый бочок – бубен или тамбурин;
— медведь-косолапый – барабан.
Также можно использовать дождевую палку – например, добавляя, что дождик пошел или пан-флейту, губную гармошку – ветер и т.д. Все зависит от вашей фантазии.
Сказка
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает мышку).
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку).
— Я, мышка-норушка! А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает мышку).
— А я лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку).
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, мышка-норушка! (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка! А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— А я зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— А я лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— А я волчок-серый бочок (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
— Я, мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку)
— Я, лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку)
— Я, зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца)
— Я, лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису)
— Я, волчок-серый бочок. А ты кто? (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— А я медведь косолапый (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить (ребенок играет на инструменте, изображает медведя)
Влез медведь на крышу и только уселся, затрещал теремок и развалился.
Еле-еле успели из него выскочить:
— мышка-норушка (ребенок играет на инструменте, изображает мышку),
— лягушка-квакушка (ребенок играет на инструменте, изображает лягушку),
— зайчик-побегайчик (ребенок играет на инструменте, изображает зайца),
— лисичка-сестричка (ребенок играет на инструменте, изображает лису),
— волчок-серый бочок (ребенок играет на инструменте, изображает волка)
— все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Игры — упражнения с музыкальными инструментами для детей 3-4 лет
Игры — упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы
Автор: Крючкова Светлана Николаевна,музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 127 «Северная сказка» г. Петрозаводск Назначение: материал рассчитан на детей 3-4 лет (2 младшая группа), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям. Игры-упражнения с музыкальными инструментами можно включить как фрагмент в развлечение, или в любое занятие с детьми. Цель: развитие творческих способностей детей Задачи: -обучать приемам игры на музыкальных инструментах -развивать творческое воображение -развивать ритмический слух
«Утром солнышко проснется»
(упражнение с ложками) Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц»…).Ведущий: (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок, Становись скорей в кружок.
(дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга.На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей ( 2 ложки на каждого ребенка)Ведущий: Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли. Дети приседают на корточки около своей пары ложек.Воспитатель или музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложкахВедущий: 1.Утром солнышко проснется, Сразу деткам улыбнется. Детки с солнышком встают В ручки ложечки берут. Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.2.Детки ложки в руки взяли, Дружно в ложки застучали. Ударяют ложкой о ложку перед собой3.Мы сейчас растопим печь – Надо блинчиков испечь. Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»4.Нам пора повеселиться, В каруселях прокатиться. Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой5.С вами мы сейчас, ребятки, Поиграем вместе в прятки. Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной6.Будем в горку подниматься, А потом с горы спускаться. Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками7.Наши ложки так устали, Очень весело плясали. На пол ложки мы положим И ладошки вместе сложим. Мы немножко отдохнем, И опять плясать начнем. Дети сидят на корточках, руки под щечкой — отдыхают
Как мы весело плясали, Дружно ложками стучали. Солнце улыбается, Значит ему нравится.
«Музыканты».
(для игры-упражнения можно использовать кукольный театр или игрушки) Каждый персонаж приносит с собой корзиночку с музыкальными инструментами по количеству детей
1.Петя-петушок идет. Он корзиночку несет. А в корзиночке игрушки, Озорные погремушки. Погремушки позвенят , Всех вокруг повеселят. (под любую веселую музыку ударяем погремушкой по ладошке)
2.К нам лисичка прибежала, Палочки нам показала. Мы к лисичке подойдем, В руки палочки возьмем. Палочками ударяем, Очень весело играем. (стучим под музыку палочками)3.В гости курочка пришла, Маракасы принесла, К курочке мы подойдем, Маракасы мы возьмем. Маракасы мы возьмем, Дружно ими потрясем. (под музыку трясем маракасами — можно использовать большие яйца от киндер-сюрпризов, наполнив их крупой)
Музыканты хороши, Все играли от души. Приготовьте все ладошки, Нам похлопайте немножко.
Рекомендуем посмотреть:
Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада
Похожие статьи:
Что такое развивающие игры для дошкольников
Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе
Дидактические игры в младшей группе. Картотека
Игры с песком в младшей группе
Музыкальное развитие детей раннего возраста
Музыка для грудничков: поем ребенку потешки и колыбельные
Психологи по перинатальному (т.е. дородовому) воспитанию утверждают, что ребенок слышит голоса родителей и музыку, еще находясь в утробе матери. А после рождения малыш способен различать высокие и громкие звуки. Кроха реагирует на мамин голос и успокаивается от его звучания. И вы смело можете начинать музыкальное образование своего чада прямо в роддоме. Когда его переодеваете или пеленаете, кормите или укачиваете, пойте малышу песенки-попевки любого содержания. Например, такие.
***
Чук, чук, чу-учки, На горе – стру-учки, Под горой – лопа-атки, Бегают ребя-атки.
***
Ты мне ру-учки подай, Да с крова-ати вставай, Умыва-аться пойдем, Где води-ичка найдем!
***
Потягушки-потягу-ушечки, От носочков до маку-ушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не оста-анемся.
Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?
Для начала подготовим все, что нам понадобится:
- нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
- вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.
Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.
Обучение должно проходить в несколько этапов:
- Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
- Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
- Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
- После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
- На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
- После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.