Конспект доминантного музыкального занятия с детьми старшей группы «Чувства и настроение в музыке».


Музыкальные занятия в детском саду

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном — какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия – выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.

Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие – чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Практика показывает, что реже всего используются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, преобладает пение и музыкально-ритмические движения. В этом заключается большая ошибка, так как отсутствие раздела «Слушание музыки» обедняет музыкальные впечатления детей, а игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха, что недостаточно только в пении. Слушание музыки развивает важнейшую музыкальную способность – эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности. Фронтальные занятия имеют традиционную структуру, но необходимо постоянно варьировать ее, чтобы не исчезал интерес к музыкальным занятиям.

Структура фронтального занятия:

— вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

— музыкально-ритмические упражнения.

— дети садятся, и педагог переходит к разделам «Слушание музыки», «Пение» и «Игра на музыкальных инструментах, включая творческие задания.

— в завершении занятия – песня или игра.

— выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально — ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности – песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Выделяют три разновидности: собственно тематические, музыкально-тематические, сюжетные в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие иногда проводят вместо утренника. Вместо концерта, педагог рассказывает об интересных событиях, из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование звучанием музыки в записи, дети могут исполнить любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

В музыкальнотематическом занятии тема связана с самой музыкой, например такие темы «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Динамика» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию – занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий – дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер, а объединялась задачей – передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений. По теме «Сказочные персонажи» необходимо проследить, как передается один и тот же образ в разных видах искусства, а так же сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого является само искусство, особенности выразительных средств. Подготавливают комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

Волшебная шкатулка

Конспект доминантного музыкального занятия для детей подготовительной группы с использованием музыкально-


дидактических игр.

Музыкальное занятие «Волшебная шкатулка» разработано с целью развития музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.

Обучающие задачи:

закрепить представления о разновидностях танцевального жанра, ритмическом рисунке мазурки и польки; формировать ладотональный и звуковысотный слух.

Развивающие задачи:

развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение понимать содержание и характер музыкальных пьес, творческое воображение средствами музыкально-ритмических движений.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и интерес к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского.

Оборудование:

фортепиано, музыкальный центр, фланелеграф.

Демонстрационный материал:

музыкальная шкатулка; «гармошка» из цветной бумаги; куклы Мажор и Минор, шапочки Мажора и Минора; куб с изображениями музыкальных инструментов; снежинки, бутафорский снежок; схемы фигур танца.

Раздаточный материал: «

гармошки» из бумаги; белые шифоновые шарфики; детские музыкальные инструменты.

Ход занятия

(Дети входят в зал под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, их внимание привлекают к музыкальной шкатулке.)

Муз. рук.:

Ребята, сегодня я обнаружила эту шкатулку с загадками. Если мы их отгадаем, то шкатулка останется у нас в саду. Без вашей помощи здесь никак не обойтись! Вы согласны помочь?
(Дети выражают согласие.)
Шкатулка не простая, она музыкальная!

Ты, шкатулка, открывайся поскорей.

Постарайся очень-очень, чтобы стало веселей.

Шкатулка наша тайнами и песнями полна,

Секреты музыкальные откроет нам она.

(Педагог открывает шкатулку, из которой звучит музыка, и достаёт сложенную из бумаги «гармошку».)

Муз. рук.:

Эта гармошка может совершать волшебные превращения в зависимости от музыки! Если зазвучит полька, то она превратится в юбочку, если мазурка — в веер, а если зазвучит вальс, то станет бабочкой.
(Педагог демонстрирует превращения «гармошки».)
Давайте попробуем!
(В музыкально-дидактической игре «Гармошка-говорушка» дети выполняют эти превращения под звуки «Детской польки» М.И. Глинки, «Ната-вальса» и «Мазурки» П.И. Чайковского.)
Муз. рук.:

Молодцы! Как вам удалось безошибочно отличить мазурку от польки?

Дети:

У неё свой ритмический рисунок, не такой как у польки.

Муз. рук.:

Давайте, прохлопаем его, чтобы лучше запомнить!
(Проводится игра «Повтори ритм». Дети прохлопывают ритмический рисунок мазурки.)
Теперь прохлопаем ритмический рисунок первой музыкальной фразы польки и выложим его на фланелеграфе.
(Дети прохлопывают ритмический рисунок польки, и один ребёнок выкладывает его значками, обозначающими долгие и короткие звуки.)
Муз. рук.:

Есть ли ещё что в шкатулке?
(Педагог достаёт кукол Мажора и Минора.)
Ребята, кто это? Из какой они сказки?


Дети:

Это Мажор и Минор из «Сказки о музыке».

Муз. рук.:

Подскажите, какой характер у Мажора? Что он любит? Что можно сказать о Миноре?
(Дети отвечают на вопросы.)
Сегодня эти два музыкальных лада появятся у нас на занятии.
(Педагог одевает двум детям шапочки Минора и Мажора.)
Минор:

Ребята, угадайте, из какой зимней сказки эта снежинка?
(Показывает снежинку.)
Какой танец она танцевала со своими подругами?

Муз. рук.:

Ответить Минору поможет снежок. У кого он будет в руках, тот скажет о музыке.
(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского; дети передают снежок друг другу.)
Дети:

Музыка сказочная, волшебная, стремительная, летящая, волнующая.

Муз. рук.:

Ребята, звуки каких инструментов подходят по звучанию к этой музыке? Посмотрите на куб и выбирайте!
(Дети рассматривают изображения музыкальных и шумовых инструментов на гранях куба.)
Дети:

Подходят колокольчик, треугольник, бубенцы. У них звучание «холодное».

Муз. рук.:

Как интересно смотреть на падающие снежинки! Каждая свой танец исполняет, кружась в воздухе. Давайте, устроим вьюгу! В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь! Вы, девчонки, покружитесь и в снежинки превратитесь! Эй, мальчишки, прыг да скок, превратитесь в ветерок!
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Передай характер музыки движениями». Под муз. П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» девочки с шарфиками импровизируют танец снежинок, мальчики изображают ветер; дети, выбравшие музыкальные инструменты, подыгрывают на них.)
Муз. рук.:

Получился замечательный вальс снежных хлопьев! А теперь вы покружитесь и в ребяток превратитесь.
(Педагог подносит к уху снежинку.)
Зима приходит к нам весёлая, задорная. Дети, снежинка хочет услышать песню. Угадать её вам поможет Мажор.
(При выполнении игрового упражнения «Узнай песню по губам» Мажор поёт без звука, дети угадывают и называют песню «Приходи, зима».)
Муз. рук.:

Только что здесь кружила вьюга, мы её изобразили движениями, а сейчас попробуем передать голосом завывания ветра.
(Дети выполняют фонопедическое упражнение.)
Свистели метели: «У-у-у»
(глиссандо снизу вверх)
; летели снега: «О-о-о»
(глиссандо сверху вниз)
. Стелила постели морозом она: «А-а-а»
(глиссандо сверху вниз)
. Какой же характер у этой зимней песни?
(Дети отвечают.)
Постарайтесь в пении передать характер музыки.
(Дошкольники исполняют песню «Приходи, зима!», муз. Э. Большаковой.)
Мажор:

А теперь самое время играть в снежки и кататься на санках!

Муз. рук.:

Давайте, продолжим разучивать весёлый танец!
(Педагог демонстрирует схемы 3-х элементов 1-й фигуры танца. Дети разучивают танец-игру «Русская зима», муз. Л. Олифирова.)
Муз. рук.:

Ребята, каков характер этой музыки? К какому из ладов его можно отнести: к мажору или к минору?
(Дети отвечают на этот и следующие вопросы.)
Давайте вспомним, какие разновидности танцевального жанра вы знаете? Какие танцы мы слушали сегодня? Музыку какого русского композитора вы старались изобразить движениями? Как считаете, удалось вам это? Ребята, вы справились со всеми заданиями! Музыкальная шкатулка остаётся у нас, а в ней ещё много разных секретов хранится.
(Сюрпризный момент: Мажор и Минор дарятдетям снежинки.)
Светлана Кожедуб, муз. Руководитель

МБДОУ Д/с № 81 «Электроник», г. Новороссийск

Тема моего выступления «Доминантные занятия»

Тема моего выступления «Доминантные занятия».

В структуре доминантного занятия превалирует один из видов музыкальной деятельности. Используется для того, чтобы развить какую-либо музыкальную способность и активизировать ребёнка. Если на доминантном занятии преобладает определённый вид музыкальной деятельности (остальные, вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать её.

Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.

Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).

Все занятие подчинено одной цели — привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести и беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.

Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если включить в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит, затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально — ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры — угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.

При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах, симфонического оркестра), с помощью аудиозаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.

Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.

В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности — песенное творчество, творчество в музыкально – ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все в музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.

Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал.

Пример Доминантное занятие – пение. Электронная презентация.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]