Оформление патриотических уголков в детском саду своими руками

Страна, Родина, Отчизна… Как только слышишь эти слова, сразу представляешь близкие нам еще с детства образы: родной дом, мать, отец, Россия.

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма — задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками.

Значение патриотического воспитания

Судьба России напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны. Каким будет это будущее, в большой степени зависит от нас и от тех понятий, которые будут заложены в сознание детей.

Первые годы жизни ребенка являются самым важным этапом в воспитании и развитии будущего гражданина и человека. В этом возрасте закладываются те чувства и черты характера ребенка, которые уже с самого рождения связывают его со своей семьей, народом, страной и определяют дальнейший жизненный путь.

Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа. В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей.

Задачи воспитателя в развитии патриотизма

Любовь к своей стране у дошкольника начинается с любви к своим родным – матери, отцу, дедушке, бабушке, своему дому. Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство.

Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию:

  • воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей;
  • сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края;
  • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

Преемственность поколений

С детского сада начиная, тема патриотизма должна присутствовать в воспитании. Если в начальных классах школьнику нравится выполнять задание патриотическая поделка в школу, значит, ребёнок развивается в правильном направлении.

Из него растёт гражданин страны. Когда множество людей, особенно молодых, инициативных – чувствуют сопричастность друг к другу на всём пространстве необъятной страны – дела будут делаться хорошие, с чистыми помыслами.

Тут поделка – Вечный огонь – как символ преемственности славных страниц истории. С живым огнём, сделанным из цветной бумаги. Украшенный обрамлением из зелёной травы по сторонам. Как напоминание о том, что надо беречь заветы предков. Беречь свою Родину.

Главные атрибуты

Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» и др.

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:

  • Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
  • Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
  • Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
  • Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.

Разнообразие подходов к проблеме

Чаще всего военно-патриотические поделки не требуют особого расхода материала. Для изготовления нужно иметь:

  • ножницы;
  • картон и бумагу;
  • карандаш;
  • краски;
  • клей.

Применяя всё это, при умелом обращении с материалом, можно создать даже такие поделки, которые можно послать на выставку.

Но ведь патриотическая тематика шире, чем просто военная тема. Тут широкое поле для творчества. Вот, к примеру, макет памятника Родина-мать. Малышу это трудно сделать. А вот старшекласснику, если он хорошо лепит и рисует – посильная задача.

Сделать макет из гипса. И если получится – родители могут гордиться таким сыном или дочерью. Пусть гипс и мягкий материал, но создать из него скульптуру в миниатюре – не каждый сможет.

Уголок патриотического воспитания в младшей группе

Ребятишки, которые только пришли в детсад, еще не понимают значение таких слов, как народ, страна, культура. Родина, в их понимании, это их близкие, родители, поэтому всю необходимую информацию они должны получать в специальном уголке.

Оформление патриотических уголков в детском саду должно быть выполнено в зависимости от возраста детей. В младшей группе созданием такого уголка могут заняться сами родители, т. к. они также заинтересованы в воспитании будущего гражданина своей страны.

Малышам будет интересно рассматривать находящийся в уголке макет их малой Родины – города, в котором они родились, памятников, их детсада. Такую информацию дети с удовольствием воспримут. Воспитатели могут направить внимание детей на воспитание любви к своему городу, на охрану его памяток и архитектурных сооружений.

Выбор места и главные требования

Уголки в детском саду обычно располагаются по тематическим зонам: физкультурный, книжный, творческий, патриотический и так далее. В каждой возрастной группе продумывается целесообразное расположение мебели, настенных материалов для каждой зоны в соответствии с возрастом детей. Оформление уголков в детском саду в каждой группе должно отвечать ряду общих требований. В первую очередь это – безопасность.


Наша безопасность

Данное требование подразумевает, что мебель, стенды и наглядные пособия, расположенные в в зоне безопасности, должны быть выполнены из качественных, экологически чистых материалов. Также безопасность оформления этой зоны включает: устойчивость мебели, хорошо закрепленные полки и стеллажи, отсутствие острых углов и сколов.

Второе требование – это доступность. Эта зона должна располагаться в месте, свободном для доступа детей, быть хорошо обозреваемым, соответствовать росту детей. Материалы зоны безопасности должны учитывать половозрастные и индивидуальные возможности детей.

Третье требование – эстетичность оформления. Она обеспечивается за счет красивого оформления стендов, полок, самих демонстрационных и методических материалов. В этой зоне не должно быть порванных книг, сломанных игрушек. Цвета для оформления лучше подбирать яркие, насыщенные, но при этом хорошо сочетающиеся между собой.

Еще одно требование – гибкость. Оно предполагает возможность периодического обновления материалов в зоне безопасности, внесения в её оформления новых деталей, интересных книг, игрушек, наглядности.

Отдельно оформляется в дошкольном учреждении информационный стенд «Уголок безопасности в детском саду». Чаще всего он располагается в вестибюле, чтобы родители воспитанников в любое время могли ознакомиться с актуальной и грамотной информацией. Материалы для стенда разрабатываются совместно с сотрудниками Госавтоинспекции.

Особенности работы с детьми в уголке

Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина — Россия».

Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город).

После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину.

Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.

Варианты детского патриотического уголка в детском саду


Варианты уголков
Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

Также на территорию средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города/поселка, знаменитыми горожанами, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества». По соседству с материалами о транспорте родного края целесообразно оформить «Уголок пдд в детском саду». Это позволит подойти к решению образовательных задач комплексно.

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.

Уголок по пдд в детском саду для старших дошкольников также целесообразно разместить недалеко от патриотического уголка. В него включаются рисунки детей по безопасности дорожного движения, отдельные иллюстрации или фотографии с видами светофоров и переходов, знаков дорожного движения. Сюда могут быть включены фотографии с улиц родного города.

Таким образом, оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]