Звуки [М ] [М`]. Буквы М, мметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Проект «Город Букв» — всё о букве «М» для 1 класса

Цель проекта: Познакомиться со всеми буквами русского алфавита и выбрать свою самую любимую букву. Нарисовать и рассказать о её характере, а также поведении в Городе Букв, узнав о ней из произведений учебника «Литературное чтение». Сделать макет буквы, подготовить доклад для выступления и презентацию с иллюстрациями.
План выполнения проекта:

  1. Моя любимая буква
  2. Сделаем макет буквы из картона.
  3. Характер буквы «М».
  4. Стихотворения о букве «М».
  5. Загадки о букве «М».
  6. Текст о букве «М» для Музея букв.
  7. Пример готовой презентации.

Доклад к проекту

Я выбрала для Музея букв — букву «М». Так как она моя самая любимая. Об этой букве различные писатели сказали много интересного.

С буквы М начинается слово Мышь, которое обозначает грызуна, спасающегося от кошки в стихотворении В. Данько.

Весёлый Маскарад затеяли буквы в стихотворении Саши Чёрного.

Буква М является согласной и её нельзя петь.

Зато её можно Мычать, как это сделал цыплёнок в стихотворении И. Гамазковой.

В стихотворении С. Маршака с буквы М начинается слово Медведь, который угрожал съесть всех остальных пассажиров.

Также с этой буквы начинаются слова Мужество, Мама, Малина, Мяч.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания» Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. Познакомить детей с механизмом образования звуков «М», «МЬ». Коррекционно-образовательные . Закреплять умение выделять звуки из слов. Сравнить артикуляцию звука «М» с артикуляцией гласных звуков «А», «О», «У». Познакомить с термином «согласный» звук. Учить условно обозначать согласные звуки (твердые звонкие — фишкой синего цвета с колокольчиком, мягкие звонкие — фишкой зеленого цвета с колокольчиком). Коррекционно-развивающие . Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать учить детей выделять звуки «М», «МЬ» в начале, середине, конце слова. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные . Формирование положи¬тельной установки на участие в занятии. Оборудование: Кар-карыч, Совунья, картинки машина, муха, мак, мяч, звуковички для согласных звонких звуков, пеналы, разрезные азбуки, демонстрационный материал буква «М», семена, счетные палочки, губки. Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье». Ход НОД. I. А) Игра с мячом «Думай и отвечай» Игра способствует активизации глаголов, близких по значению. Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят? Ребёнок. Рыбу, яйцо, картофель. Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут? Ребёнок. Пироги, торты, печенье. Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят? Ребёнок. Кашу, суп, компот, макароны. Б) Игра «Деление слов на слоги» (с губками) Молоко мак кофе мука суп булочка соль сметана кефир колбаса сыр рыба сок сахар торт салат кисель В) Д/и «Запомни и назови» Дети должны запомнить слова, в которых есть звук «О» (садятся). Мул суп бук сок пух Мол сын бок сук кол Мал сон бак сом пас Г) Массаж лица Совместное с логопедом выполнение массажа Ласковая кошечка облизывается Поглаживающие движения Козочка маленькими рожками бодает Постукивание подушечками пальцев Кошка когти точит Растирающие движения по массажным линиям Ласковая кошечка ластится Поглаживающие движения

II. А) Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды – как называются такие звуки – ГЛАСНЫЕ. А У О Б) Есть звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка. Это СОГЛАСНЫЕ звуки. — Сегодня мы с одним из звуков познакомимся, он спрятался в словах: МАК МУХА МАШИНА — Какой одинаковый звук мы слышим в словах – «М» — Произнесите звук «М». При произнесении звука «М» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) — Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) -Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то этот звук называется согласным. — Твердые согласные звуки мы обозначаем фишками синего цвета. В) Характеристика звука «М» — Звук «М» — согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «М», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «М» твердый, звонкий мы будем обозначать его фишкой синего цвета с колокольчиком.  Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: — Звук «М» — согласный или гласный? Почему? — Звук «М» — звонкий или глухой? Почему? — Звук «М» — твердый или мягкий? — Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «М»?

III. Физминутка. Пейте все томатный сок, Ходьба на месте Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх. Все ребята будете руки на пояс, наклоны в сторону Крепкими и ловкими руки на пояс, приседания. Грипп, ангину, скарлатину — руки на пояс, прыжки Все прогонят витамины! ходьба на месте.

Б) Работа над развитием дыхания и голоса. Вдохнуть и на выдохе произносить М-М-М-М-М

IV. Загадка (КАРТИНКА) Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут… (мяч) А) — Произнесите звук «МЬ». При произнесении звука «МЬ» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) — Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) — Произнесите поочередно звуки «М» «МЬ». С одинаковой ли силой сжимаются губы? (При произнесении звука «МЬ» губы сжимаются сильнее.) Такой звук называется мягким. — Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишками зеленого цвета. Б) Характеристика звука «МЬ» — Звук «МЬ» — согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «МЬ», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «МЬ» мягкий, звонкий мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета с колокольчиком.  Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: — Звук «МЬ» — согласный или гласный? Почему? — Звук «МЬ» — звонкий или глухой? Почему? — Звук «МЬ» — твердый или мягкий? — Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «МЬ»?

V. Дидактическая игра «Камень – вата» На полу скребется мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. Убежала в норку мышка, Спать залег в берлогу мишка, Мальчик мал, но очень мил. Он водичкой руки мыл.

VII. Знакомство с буквой. Характеристика буквы «М». 1. Показ буквы логопедом. Буква «М» с двумя горбами, Как верблюд – смотрите сами.

Две палочки мы Взять наискосок должны, И у нас, понятно всем, возникает буква «М». 2. В индивидуальных кассах найти букву (большую и маленькую). Рассмотреть и ответить на вопросы. — Чем похожи большая и маленькая буквы? (они одинаковой формы) — В чем их различие? (они отличаются по размеру) — Из каких элементов состоит буква «М»? — На какие предметы похожа буква «М»? (на бублик, обруч, баранку, колесо) — Домик согласных. — Обвести пальцем букву «М», напечатать пальцем на столе, в воздухе (я делаю на доске), выложить семенами.

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

Следующая >

Конспект занятия — Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами); б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну; в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..» Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему? Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей) Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре». – Почему так сказала Маша? Маша все съела и спасибо сказала. Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.



5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем, ма-ши-на – протопываем, му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки — муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха — летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает… Машина — едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает… Мышка — пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М». Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия) Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз), Мы ногами — топ-топ-топ (6раз). Кулаками постучим (6раз), Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Анжеро – Судженский городской округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 42 Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна

Также по теме:

Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь

Тест «Буква М»

Для того, чтобы развивать фонематический слух, будет полезно послушать слова, содержащие М в начале, середине и конце слова. Я подготовила небольшой тест для этого случая.

Попроси родителей прочитать тебе каждое слово вслух и постарайся определить, где М произносится твёрдо, где мягко, и определи место звука М в слове: начало, середина, конец.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]