Игры—занятия по конструированию с детьми раннего возраста


Игры—занятия по конструированию с детьми раннего возраста

Екатерина Требушная

Игры—занятия по конструированию с детьми раннего возраста

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.

Цели конструирования:

Способствовать активному формированию технического, простран-ственного и математического мышления.

Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Задачами по данному разделу являются:

Формирование у детей познавательной и исследовательской деятельности.

Стремление к умственной деятельности.

Приобщение к миру технического изобретательства.

От 1 года до 2 лет.

Занятие №1

Тема: «Дом из кубиков одного цвета и размера».

Цель: Учить детей играть, накладывать кубик на кубик. Активизация пассивного и активного словаря детей за счет слов: возьми, сделай, поставь, дом, посади кошку на домик, звукоподражания мяу-мяу.

Материал: 4 кубика одного цвета и размера (длина ребра 8-10 см, игрушка- кошка на каждого ребенка.

Ход игры-занятия: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель показывает, как делать постройку. Возьму кубик, еще кубик. Затем читаем стишок:

Тили-бом! Тили-бом!

«Вот построили мы дом!

Затем ставим наверх кошку и говорим:

Киска на домике сидит,

И на нас с тобой глядит.

Мяу-мяу — говорит».

А теперь Танечка построит для киски домик. Возьми кубик, еще кубик. Что построили? домик. Кто в домике живет? Киска. Как киска говорит? Мяу-мяу.

Занятие № 2

Тема: «Дом из кубиков одного размера двух цветов».

Цель: продолжать учить играть, накладывать кубик на кубик. Активизиро-вать пассивный и активный словарь детей за счет слов и звукоподражаний: возьми, сделай, поставь, дом, посади собачку, гав-гав. Учить детей различать кубики по цвету.

Материал: 4 кубика одинаковой величины (длина ребра 8-10 см) двух цве-тов, игрушка — собачка на каждого ребенка.

Ход игры — занятия: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель показывает, как делать постройку, при этом называя цвет кубика. «Я возьму желтый кубик, еще желтый кубик, сверху красный кубик, еще красный кубик:

«Вот построили мы дом!

Тили-бом! Тили-бом!

Кто же будет жить в нем?»

Показывает собачку. «Кто это? Собачка. Она будет в домике жить». Ставит наверх постройки игрушку: «Как говорит собачка? Гав-гав».

«А теперь Танечка построит дом для собачки. Возьми желтый кубик, еще желтый кубик, затем красный кубик, еще красный кубик. Что построили? Домик». Ребенок сажает собаку на домик, воспитатель читает стихотворение:

«К нам пришла собачка,

Умная собачка!

С детками играет,

Очень громко лает: гав-гав-гав!»

Занятие №3

Тема: «Дом из кубиков разных размеров одного цвета».

Цель: учить детей строить дом из двух разных по величине кубиков. Про-должать учить понимать речевые инструкции. Произносить звукоподража-ния, обыгрывать игрушки.

Материал: 2 кубика, контрастные по размеры (длина ребра 10 и 5см, одного основного цвета (на выбор, петушок на каждого ребенка.

Ход игры-занятия: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель ставит перед ними кубик, привлекая к нему внимание словами: «Посмотрите, это кубик! Какой большой кубик! Танечка, дай мне маленький кубик (он стоит перед малышом, это маленький кубик. Воспитатель берет маленький кубик и ставит его на большой кубик, наверх домика ставит петушка и говорит:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Ку-ка-ре-ку!»

Как петушок песенку поет? Танечка, возьми большой кубик, теперь маленький кубик. Прилетел петушок и запел: ку-ка-ре-ку!

Занятие №4

Тема: «Дом из кубиков двух размеров двух цветов».

Цель: продолжать учить различать кубики по величине, не отвлекаясь на цвет, учить понимать слова: большой, маленький, строить дом из двух раз-ных по величине кубиков двух цветов. Выполнять речевые инструкции, произносить звукоподражания, обыгрывать игрушки.

Материал: 2 больших красных кубика и 2 маленьких желтых кубика. Ма-ленькие игрушки для обыгрывания на каждого ребенка.

Ход игры-занятия: Перед детьми поставьте большой красный и маленький желтый кубики, перед воспитателем такие же. Он строит дом на виду у детей и говорит: «Я буду строить дом. Я ставлю большой кубик. Какой большой кубик! Возьмите такой же большой кубик. Возьму маленький кубик и поставлю его на большой. Возьмите маленький кубик и поставь на большой. На мой домик прилетела птичка (ставит на домик птичку, кто у вас в домике живет? Дети выбирают игрушку, ставят на домик, звукоподражают животным.

Занятие №5

Тема: «Синяя башня».

Цель: учить детей действовать по показу, акцентировать внимание на синем цвете, способствовать речевому общению.

Материал: 4 кубика красного для детей и 4 синего цвета для показа, птичка на каждого ребенка.

Ход игры — занятия: Воспитатель показывает и подробно объясняет процесс возведения постройки (использует синие кубики). «Я найду синий кубик, поставлю его на столе, возьму еще такой же кубик и поставлю его вот так на этот кубик, подравняю их. Теперь возьму еще один кубик и поставлю сверху, тоже подравняю. Вот какая башня получилась. Прилетела на башню птичка.

Маленькая птичка прилетела к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам.

Маленькая птичка зернышки клюет.

Маленькая птичка песенку поет.

А теперь постройте такую же башенку.

С 2 до 3 лет

Занятие №1

Тема: «Башенка из 5 кубиков и призмы».

Цель: учить детей действовать по показу воспитателя, акцентировать внимание на синем цвете, способствовать речевому общению.

Материал: по 5 синих кубиков и призма на каждого ребенка.

Ход игры-занятия: предварительно рассмотреть с детьми образец, подробно объяснить и показать, как надо делать («Кубик на кубик, кубик на кубик, вот и получилась башня»)

Упражнять детей в названии постройки: «Танечка, что это у нас? Правильно, башня, она какая? Высокая».

Занятие №2

Тема: «Башенка низкая и высокая».

Цель: продолжать учить сооружать постройки по образцу и словесной ин-струкции воспитателя. Учить изменять высоту постройки, надстраивая ее в высоту. Акцентировать внимание детей на красном и синем цвете. Развивать воображение, конструктивное творчество.

Материал: кубики и призмы синего и красного цвета, матрешки по количеству детей.

Ход игры-занятия: на столе у воспитателя построены две башни разной высоты. «Что это? (башня). Какая это башня? (Высокая). А каким она цветом? (Красным). Правильно, это высокая, красная башня. А что вы можете сказать про эту башню? (она низкая, синяя). К нам пришла матрешка, погуляла у высокой красной башни, пошла к низкой синей. А теперь постройте свои башни, и к ним тоже придут матрешки и будет гулять около башен». После того как дети построят башенки, спросить: «Маша, какая у тебя башенка? А у тебя, Миша?» Предложить детям поиграть с матрешками около своих башенок.

Занятие №3

Тема: «Праздничная башенка из кубиков и кирпичиков».

Цель: продолжать учить сооружать постройки по образцу и словесной ин-струкции воспитателя. Продолжать учить анализировать образец, пользуясь точными названиями деталей строительного набора. Развивать воображение, конструктивное творчество, учить использовать детали разного цвета.

Материал: набор строительного материала, матрешки.

Ход игры-занятия: на столе построена башня. «Что построено? Башня. Какая башня? Низкая. Из каких деталей построено основание башни? (кирпичики) да, они поставлены на узкую короткую грань, а сверху на них положен еще один кирпичик. Что на самом верху башни? (кубик, а на кубике флажок). Какая красивая, праздничная башня. Пришла матрешка, очень ей башня понравилась, стала она около башни гулять. Когда дети выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Как ты строил свою башню? Какая получилась башня?

Занятие №4

Тема: «По словесному указанию».

Цель: продолжать учить детей строить по образцу, используя разнообразный материал. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, побуждать детей включаться в совместную игру с другими детьми.

Материал: набор строительного материала, матрешки.

Ход игры — занятия: построить образцы разных башен. Предложить детям построить башню, которая им нравится.

Воспитатель не объясняет способы конструирования, а лишь помогает во-просами, советом, обращением к образцу, действием (при необходимости).

Занятие №5

Тема: «Дорожка узкая».

Цель: продолжать учить детей производить элементарные действия с одно-родным строительным материалом, приставляя, кирпичики друг к другу узкой короткой гранью. Акцентировать внимание на зеленом цвете. Развивать желание общаться, продолжать учить игровым действиям.

Материал: кирпичики зеленого цвета, маленькие игрушки.

Ход игры-занятия: воспитатель напоминает детям стихотворение «Скачут по дорожке маленькие ножки», и предлагает построить дорожку для куклы или зайки. Показывает и подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу, как их выравнивать. Построив дорожку, ребенок играет (можно украсить дорожку по краям елочками, погулять по ней с игрушками и т. д.)

Воспитатель учит детей игровым действиям. Сначала сам водит куклу, затем ребенок ведет куклу по дорожке. Постоянно активизирует речь детей: «Что построили? Как зовут твою куклу? Кого ведем по дорожке?»

РАЗДЕЛ 2. ЧТО МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МАЛЫШ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ ИЗ КОНСТРУКТОРА

В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:

Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.

Например:

  1. Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
  2. Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
  3. Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
  4. Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!

Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.

Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.

Примеры:

  • Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
  • Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
  • Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.

Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.

3. Дорога (Ozon, My-shop, MyToys)

Бытует мнение, что девочки всегда играют с куклами, а мальчики с машинками, может отчасти это и правда, но только дорожного конструктора точно не касается . Когда дочке в 2 года подарили дорогу, она настолько увлеклась ею, что в течение месяцев двух каждый день с утра на полу в детской нас встречала автотрасса новой формы. Надо сказать, что Тасе нравился именно процесс строительства, до катания машинок порой даже и не доходило. Думаю, для мальчиков любой конструктор в виде авто- или железной дороги покажется еще более интересным.

Для самых маленьких очень важно подобрать дорожный конструктор так, чтобы детали сцеплялись без лишних усилий, и ребенок мог собрать дорогу сам, без помощи взрослого. Мы играли авто-конструктором малоизвестной фирмы Dolu. Мне не удалось найти его в продаже, поэтому даю ссылки на железную дорогу фирмы Brio (Ozon, My-shop, MyToys) и его аналоги (Ozon, My-shop, Read).

Лего Дупло и его аналоги (Ozon, My-shop)

Лего не нуждается в представлении, это конструктор, проверенный временем и миллионами детей во всем мире. С 2 лет ребенку будет интересно строить из него дорожки, заборчики, домики, воротики, стулья, столы, а также какие-нибудь несложные декорации, которые могут понадобиться для сюжетно-ролевых игр. Надо сказать, что имеющиеся в наборах Лего животные и человечки здорово повышают интерес ребенка к игре, мотивируют соорудить ту или иную постройку. Например, одна из наших самых любимых построек – это зоопарк для животных. Сначала возводим заборчики, потом организовываем игру с продажей билетов и посещением животных.

Правда, при покупке ролевого набора с животными и другими фигурками надо быть внимательнее. Очень часто наборы сделаны так, что ограничивают фантазию ребенка только одним вариантом игры, а также содержат готовые элементы, которые можно применить одним единственным способом. Так, присутствие в наборе готовых крыш, стен, столов, стульев лишает ребенка возможности пофантазировать и придумать, как сделать то же самое из конструктора самому. Поэтому постарайтесь покупать такие наборы конструкторов, которые содержат много универсальных элементов и как можно меньше готовых решений.

Если вы хотите конструктор, с еще более крупными деталями, чем у Лего Дупло, то можно остановиться, например, на конструкторе Mega Blocks (Ozon, MyToys). Но вообще говоря, все аналоги Лего заметно проигрывают оригиналу по точности деталей и качеству пластика.

Конструктор «Zolo» (Ozon, My-shop)

Совершенно необычный конструктор с деталями причудливой формы и нестандартным принципом соединения деталей. Такой конструктор нужен вовсе не для того, чтобы строить дома или заборчики, этот конструктор для того, чтобы будоражить детское воображение и создавать непривычные формы. Строить из него можно самых невероятных существ (возможно, у вас это будут чудики или пришельцы). Процесс создания очень увлекательный, можно посмеяться от души, дав волю своей фантазии. Ну а когда существа инопланетного происхождения будут готовы, им можно придумать забавные имена вроде пятиножки, глазастика или бубузяки.

Я считаю, наиболее ценно в этом конструкторе то, что он помогает ребенку научиться мыслить нешаблонно: ведь совершенно необязательно, чтобы у неведомого пришельца было два глаза и две ноги, да и зачем вообще ему туловище и почему нос обязательно на голове? В общем фантазируем. Возможно, кто-то сочтет этот конструктор сумасшествием, но у меня он самый любимый.

Очень надеюсь, что конструктор Zolo снова появится в продаже в магазинах, ведь аналогов у него просто нет. Чем-то похож на него конструктор Ogobild, но с ним, как мне кажется, лучше фантазировать на неодушевленную, техническую тематику. Да и скреплять детали в Ogobild гораздо тяжелее, так что он больше подходит для детей после 3-4 лет.

« На лодочке»

Цель: научить строить лодочку из разных деталей, различая их по форме, цвету, величине, обогащая словарный запас новыми словами.

Материал: набор строительного материала, матрёшки – большая и маленькая.

Занятие.

По сюжету Маша хочет покататься на лодочке. Предложите ребёнку построить для неё лодку.

Возьмите две пластины и положите их параллельно друг другу. Попросите малыша подать призму – это будет нос судна.

В процессе игры задавайте вопросы по цветам деталей, которые применяются в строительстве лодки.

Заднюю часть судна закройте кирпичиком, а по центру положить ещё один для скамеечки, на которой будет сидеть Маша.

Продемонстрируйте катание матрёшки по воде.

У Маши есть подружка, маленькая матрёшка, которая тоже хочет покататься на лодочке.

Предложите ребёнку для неё самостоятельно построить судно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]