Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?»


Дети приходят в театр за помощью

Дети приходят в студию с разными целями. Часто их приводят родители, чтобы у них было хобби, чтобы не шатались по улицам, чтобы начали, наконец, читать.

«Я спрашиваю ребят на входе: „Ты зачем пришел в театр?“ И вот у них варианты ответов: „хочу стать актером“, „мама велела“, „мой папа здесь учился“. Очень редко говорят, что театр развивает. Но и это не вся правда», — говорит Евгений Сазонов.

Дети приходят за помощью, хотя даже не осознают этого. Они хотят побороть страхи и комплексы, неумение взаимодействовать с другими. Ими движет желание удовлетворить свои человеческие потребности:

  • в общении;
  • в познании;
  • в игре.

Реализовать права:

  • на собственное мнение;
  • на совершение ошибки;
  • на озорство.

Театр откликается именно на эти потребности. Даже репетиция — не столько процесс создания спектакля, сколько удовлетворение порывов души, которые в большинстве случаев даже не формулируются. Выбор репертуара — как выбор судьбы. Нет такого ребенка, которого не взяли бы в театр, как и нет детей, не пригодных к театру.

«Я всегда говорю ребятам, которые переступают порог ТЮТа: «Ты хочешь заниматься театром? Заходи!»

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА КУЛЬТУРО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Синтез различных видов искусства имеет особое значение, они находятся одновременно в сфере образования и воспитания. Одним из самых известных синтезов пространственно-временного и пластического жанра искусств является театр. С незапамятных времен искусство театра сопутствует человечеству, потому что обладает исключительными возможностями правдиво и мудро отражать на сцене жизнь общества. Сценическое искусство дарует зрителям ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе. Театр построен на игре образов, игре во что-то. Игра — это самая близкая форма деятельности маленьких детей. С помощью игры дети познают мир, учатся; наконец, общаются между собой. Любое общение детей — это игра двух маленьких актеров. Сценическое искусство дарует маленьким зрителям и юным актерам удивительное чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества. В дошкольном образовательном учреждении создание театрализованного представления — это особый творческий процесс. Педагог, дети и их родители проходят различные сюжетные линии, победы и неудачи во время действа вместе с героями спектакля. Дети во время этого творческого процесса проживают определенный временной отрезок, совершают увлекательное путешествие в любую точку планеты и в любую эпоху. Театр может вернуть нас на много веков назад и, изображая события далекого прошлого, сделать их близкими и понятными ребенку; может помочь в получении знаний. Театрализация в восприятии целостного образа мира помогает педагогу научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Театральная игра приносит удовольствие от знакомства с новыми персонажами, событиями, историческими сюжетами. Дошкольники привлекаются к участию в сценках, знакомятся с образцами устного фольклора, переносятся в конкретные исторические события, разные географические пояса, подробно знакомятся с культурой определенной эпохи. Дети с большим удовольствием следят за событиями спектакля, выбирают для себя роли, придумывают костюмы. На основе самостоятельной работы, работы с педагогом родителями дети не просто созерцают действие спектакля — они становятся главными создателями спектакля. Происходит сознательная адаптация ребёнка в творческом процессе, которая переходит в непреодолимое желание участвовать и созидать. Так осуществляется начальная ступень активизации культуро-творческой деятельности дошкольников. Активизировать культуро-творческую деятельность дошкольников необходимо начиная с личностно развивающего обучения ребёнка в игровой форме. Организация театральной деятельности дошкольников должна осуществляться на основе разноуровневого, дифференцированного и субъектно-личностного подхода к каждому ребёнку. Для этого необходимо протестировать детей. Особенно сложно определить способности дошкольников. Ребёнку требуется особая среда и условия, располагающие дошкольника не только к активизации, но и к творчеству. В основном в младшем и среднем дошкольном возрасте творчество у детей может быть только коллективным – следовательно, необходимо организовать процесс, в котором дети и взрослые будут создавать коллективное действо на основе театрализации. В процессе создания театрализованного представления выявляются актёрские способности у детей старшего дошкольного возраста, способность к творческому переживанию роли, темперамент, наблюдательность, умение анализировать сценическое действие, способность к импровизации. А как быть с младшими и средними дошкольниками? У детей младшего и среднего возраста выявляются способности к творческому воображению, желание к совместному коллективному творчеству и сценическому действию. Необходим коллективный творческий процесс в особом пространстве театра. Театрализованное образовательное культуро-творческое пространство — это поле активного продуктивного взаимодействия дошкольника, педагога, родителей и создаваемого представления на основе особой среды между ними, в которой коллективный опыт благотворно влияет на субъективный опыт каждого ребёнка. В этом пространстве действуют особая педагогическая модель, особые отношения «педагог — ребёнок», «ученик — родитель». Это дает возможность для максимального творческого использования имеющихся навыков младших и средних школьников и развитие новых, а также способствует социо-культурному развитию детей разного возраста на основе коллективного творчества и создания итогового продукта — театрализованного представления. На основе культуро-творческой деятельности младших дошкольников успешно прослеживается динамика развития способностей детей, педагогом производится анализ и соотношение промежуточных состояний до и после участия в театрализованном представлении или групповом пребывании внутри творческого процесса, а также процесс рефлексирования. Педагог проводит анкетирование самостоятельно и повторно привлекает родителей к созданию более развёрнутой аналитической карты изменения творческого самочувствия ребёнка. Вопросы могут быть различными, например: 1. Какие сказки или истории ты больше всего любишь? 2. Тебе каждый день читают истории или сказки? 3. Любишь ли ты слушать сказки под музыку? 4. Если ты испачкаешься в краске, ты расстроишься? 5. Можешь ли ты без костюма показать животное? 6. Хочешь ли ты поиграть на необычном музыкальном инструменте? 7. Хочешь ли ты очутиться в волшебном мире? 8. Попробуй пересказать и закончить сказку или историю по-другому, тебе сложно? 9. Трудно ли животным или растениям разговаривать? Как они общаются? 10. Почему мир вокруг нас живой и со всеми надо дружить? Младший и средний дошкольный возраст — это возраст ежеминутного общения со взрослыми. Дети задают тысячи вопросов. Джулия Кларк указывает, что дети дошкольного возраста могут задать взрослому до трёх тысяч вопросов в день, а взрослый может ограничиться несколькими десятками. Не только дети, но и взрослые должны задавать вопросы, чтобы узнавать ребёнка. Это даст возможность педагогу выстроить грамотный поэтапный процесс культуро-творческой деятельности на основе театрализации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста должны быть задействованы следующие ступени знакомства с творчеством: 1. Пробуждение интереса. 2. Вовлечение в коллективный творческий процесс. 3. Проявление собственного темперамента. 4. Определение собственных возможностей: «Я могу, я смогу». Все эти ступени можно объединить в первый этап — «Погружение в творчество» (обретение навыков). Второй этап для детей среднего и старшего возраста — «Творим вместе» (наблюдение и воображение). Третий этап для детей старшего возраста — «Поделюсь творчеством» (анализ и импровизация). Организация культуро-творческой деятельности дошкольников должна строиться на следующих принципах:  принцип востребованности каждого ребёнка независимо от его возраста и возможностей;  принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;  принцип коллективного творчества и сотворчества с родителями. Педагог должен быть человеком творческим, стоять в авангарде творческого развития и движения в дошкольном образовательном учреждении. Он должен пользоваться особыми, деликатными методами, так как речь идет о детях трех, четырех лет, которые не должны получать отрицательные эмоции в образовательном пространстве. Иначе ребенок получает психологическую травму, а иногда и душевное заболевание, которое сложно диагностируется и исправляется в дальнейшем. Чтобы избежать этого, нужно строить образовательное пространство на основе искусства. Искусство — вот ориентир и инструментарий для педагога дошкольного образования. Для педагога, работающего с маленькими детьми, необходима еще и особая форма общения. Эту функцию берет на себя театрализация. Именно театрализация выступает как универсальная форма общения с младшими школьниками внутри образовательного пространства. Иначе дети как заложники инновационных процессов, проходимых в дошкольных образовательных учреждения, помещаются в школьные классы с самого раннего возраста. В чем преимущество театрализации в работе с дошкольниками? Образовательный материал, обогащенный театрализацией, всегда понятен детям, любим, не воспринимается как обучение, вызывает особую наблюдательность у ребенка, работает на развитие эмпатии, вызывает рефлексию, обеспечивает эффективное формирование коммуникативных способностей и различных творческих навыков. Цель любого занятия с дошкольниками — это тренинг и закрепление навыков. Театральные занятия — это всегда творческий тренинг, социо-культурный навык. Для ребёнка театральные занятия — это всегда игра со взрослыми, а не учёба, к которой ребёнок не всегда готов. Ребёнок-дошкольник воспринимает мир образно, ему непонятны буквенные знаки и математические символы. Театрализованные игры ближе всего подведут ребёнка к образному ощущению происходящего. Театральная ситуация внутри образовательного пространства поможет педагогу воплотить, почувствовать и решить социальные, художественные, образовательные задачи, а детям — освоить жизнь, пополнить свои мироощущения и создать для себя собственную картину мира. Психологическая роль театрализованной игры состоит в том, чтобы надлежащими упражнениями развить и подготовить чувства и способности дошкольника. Это развитие органов восприятия, речи, механизмов движения. Психология театрализованной игры должна нравственно развивать личность ребенка, а философия игры — определять свойства игры, ее театрализованный стиль, наполняющий её образовательным содержанием. Психология театрализованной игры показывает материальные свойства игры — чем играет, а философия — для чего и как играет ребёнок. Психология и философия театрализованной игры призваны разрешать всё ребёнку внутри образовательного пространства, но не бессознательно, а направленно: в образовательном диалоге, основанном не на авторитете старшего (педагога или воспитателя), на решении поставленных обоюдных задач в творческом диалоге. Сегодня дошкольное и школьное образование давно уже связаны. Но как пагубно это отражается на ребёнке, которого с пяти, а иногда и с трёх лет готовят в престижные школы, втискивая в него комплексный набор знаний, необходимый для вступительных экзаменов в школу, не обучая его образно-художественному мышлению и образной логике, тем самым пренебрегая психологией и физиологией ребёнка. На основе этого можно сделать несколько выводов. 1. Всесторонне развитый ребёнок — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился к ценностям культуры, владеет методом образного художественно-эстетического мышления, понимает искусство, участвует в диалоге культур, чувствует своё социальное право. 2. Задачи современного образования дошкольника должны строиться на развитии инстинктов труда, знания, красоты, религиозного чувства и приобщении ребёнка к многогранной целостности культуры; через прекрасное художественно-эстетическое к нравственности и знаниям — это лозунг современного дошкольного образования. Не отрицание детского творчества, а наоборот — развитие его через новые театральные технологии и приобщение детей к великому художественно эстетическому опыту различных культур. Не принуждение к познанию, а образное восприятие образовательного пространства, основанного на диалоге культур. Определяя естественную деятельность ребёнка как игру, можно выделить основополагающий момент — момент воображения. При этом нельзя игнорировать её психо-биологическое значение — упражнение участвующих в будущей работе органов. Необходимо связать через театрализованную игру комплексное развитие дошкольника и дальнейшее образование в школе, а научно разработанную систему театральных образовательных технологий использовать как часть образовательного пространства дошкольника. Тем самым удастся подвести воображение к реальности и дать возможность ребёнку подняться на высшую ступень работы, комфортно себя чувствуя, не перенапрягаясь физически и не уставая эмоционально. Болгарский ученый Г. К. Лозанов указывал, что создание благоприятного эмоционально-психологического климата на занятиях с дошкольниками — это еще не всё: нужно создать еще более благоприятную атмосферу во время тестирования, когда ребёнок должен ответить на поставленные перед ним вопросы и решить определённые образовательным пространством задачи. Вот здесь-то и происходит главный психо- эмоциональный зажим ребёнка, когда он не хочет общаться, рассказывать, или отвечать на вопросы. Радость и ненапряженность в образовательном процессе дошкольников является основополагающим моментом. И этот момент может обеспечить театрализованная игра, которая устранит тот «зажим, мешающий повышению “уровня интимности”, под которым понимается уровень взаимоотношений или общения, соответствующий большей или меньшей степени взаимного согласования между обучающим взрослым и обучаемым ребенком». Учение как приобретение условных рефлексов начинается на самых ранних этапах жизни. Когда ребенок начинает ходить, он начинает активно овладевать речью. С овладением этой способности связан качественно новый период его учения, в который при преобладании игры происходит нарастание вклада в учение речи. Благодаря игровому речевому общению со взрослым, учение ребенка делает резкий скачок вперед. В игровом общении с родителями и другими окружающими его людьми ребёнок приобретает новые знания и присваивает общественный опыт. Социализация внутри детского коллектива приобретается тоже за счёт театрализованной игры. Как только убирается игровое пространство, ребёнок теряет инициацию. Поэтому обучающее пространство дошкольника должно быть основано на игровой среде с преобладанием интерактивных иллюстраций, с применением новых театральных технологий. Сохранить естественную для ребёнка игровую среду, обогатив её обучающим, интересным для ребёнка образовательным движением на основе театральных игр к намеченной вместе с педагогом цели — вот что, на наш взгляд, очень важно в дошкольном образовании. Чтобы построить новое образовательное пространство дошкольника, нужно изменить его содержание. Игровое образовательное пространство, в которое помещается дошкольник, должно представлять собой совокупность условий, обеспечивающих теоретически, методологически, содержательно, максимально художественно-эстетически комфортную среду, которая обеспечивает методически органическую целостность развития интеллекта в единстве с эмоциональным миром ребёнка в целях формирования образованной и эстетически социализированной личности. Театрализованная игра — это создание «второго» плана реальности с помощью специфических образно-символических средств, которая является средством сохранения и передачи в обобщенной знаковой форме жизненного опыта. Таким образом, театральная игра может быть предложена как система обучающих действий преподавателя, направленная на организацию, мотивирование и контроль активной, творческой, коллективной познавательной деятельности дошкольников начиная с трёхлетнего возраста. Одно из направлений современной педагогической дошкольной психологии связано с обучением коммуникативным умениям как способам использования знаний и социальных навыков ребёнка для решения практических задач общения и обучающего движения в образовательном пространстве. Театрализация — это раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного образа, преображение и перевод данной художественной формы в пространственное действо с использованием художественных модальностей — цвета и звука, звука и пространства, пространства и движения, пространства и декламирования. Дошкольники должны стать свидетелями создания живого звука, цвета, формы, движения. Живое лучше любого вида копии или опосредованной демонстрации. Синтез пространственных, временных, визуальных, акустических искусств помогает в преобразовательной, познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника. Это доказывает креативную роль искусства — в развитии и эмоциональном становлении дошкольника. Перед ребёнком раскрывается эмоциональная и нравственная картина мира через движение, цвет, пространственные структуры, звучания в виде музыки, танца, поэзии. Для ребёнка дошкольного возраста и педагога это рецепты психотерапии, рецепты педагогического искусства. О многих подобных явлениях знали в глубокой древности, и в Греции, и в Египте, и в Китае. Сказки, мифы и легенды облекались в устные эпосы, народную музыку. Декоративно-прикладное искусство, так понятное ребёнку, представало в виде народных игрушек, масок, костюмов, песен и музыкальных инструментов. В Древнем мире, что было очень мудро, всё новое ребёнку не только рассказывалось, но и показывалось или проигрывалось вместе с ним. Сейчас всё чаще новый материал ребёнку прочитывается, экранно показывается и молча, безучастно, обездвиженно поглощается дошкольником и школьником. Исчезла художественно- эмоциональная окраска диалога дошкольника и педагога, остался только монолог обучающего. Словесные отчёты, а тем более письменные опросы далеко не всегда применимы и совсем не годятся для дошкольников, которые не владеют ни речью, ни письмом свободно. Дети плохо анализируют самих себя: им легче, например, поиграть, нарисовать, спеть, образно перевоплотиться, показать улыбчивое или грустное лицо. Надёжнее живые наблюдения за деятельностью детей и за тем, как при этом раскрывается ребёнок. Нужно создать для ребёнка адаптированную и более привычную для него сферу пребывания, а не пугать его тестами и расспросами. Это задача номер один для педагога дошкольного образовательного учреждения. Необходимо дошкольнику предоставить возможность попробовать себя быть кем- то другим, перевоплотиться и обрести степень свободы, которая потеряна на уроке во время прослушивании нового материала. Ребёнок — художник, а значит, творец. Дети не просто ученики, исследователи, а творцы на разных ступенях своего развития, главное — помочь детям почувствовать себя именно творцами. В образовательном процессе, основанном на театрализации, творчески одаренный ребёнок выходит на ступень творческой индивидуальности — способность показа результата. Поэтому так важно использовать в педагогической науке педагогику искусства, а значит, выйти на новый уровень в предшкольном образовании. У ребёнка парадоксально-образное мышление, это даёт ему стремление к самовыражению, у него появляется тяга к актёрскому самопредставлению. Хоровое пение — самовыражение, рисунок — самовыражение, театрализованная игра — самовыражение. Для достижения положительного результата принцип один: ребёнок творчески развивается при помощи диалога с педагогом на основе педагогики искусства. Формирование познавательной мотивации у дошкольника происходит на основе театрализованной игры. Ребёнок, участвующий в театрализованных играх, не только приобретает отдельные знания и умения – он проходит ступени стадиального развития, которое определяется установлением новых отношений его с людьми, формированием новых мотивов поведения и ценностных установок. Создание игрового пространства — это процедура преобразований исходной ситуации, когда дошкольник и педагог работают в общепринятой системе монолога учителя и закрепляющего полученные знания дошкольника. В диалоге можно преобразовать модель обучающего пространства, основываясь на общенаучных принципах педагогики искусства, в обучающее игровое пространство. Искусство и только искусство должно стать основой дошкольной педагогики и не только. Почему именно искусство? Потому что образовательное игровое пространство дошкольника и школьника — это взаимодействие и общение с искусством. Воспитательный и образовательный процесс дошкольников невозможно представить без игр. Игры могут стать театрализованными. Театрализованные технологии — то многомерное пространство для творчества взрослых и детей, которое качественно изменяет образовательное пространство дошкольника. Сюжетно-ролевые игры, становясь театрализованными, приобретают новые формы. Участие дошкольников с трёх-летнего возраста в играх мини-театра или создание спектакля обогащает ребёнка новыми знаниями, заставляет напрягать свой ум не механически, а творчески, развивает у детей различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения — все эти эмоции являются необходимой базой для психологического развития ребёнка с самого раннего возраста. Через приобщение к искусству на основе театрализации активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление дошкольника к анализу ценностей мировой культуры и соотношению ценностных ориентиров разных эпох и народов. Детский театр открывает для педагогов огромные возможности: он является тем синтезом, который объединяет проблемы художественного и аналитического видения мира, способствует социальной адаптации детей, помогает им преодолевать конкретно поставленные задачи через игру, участие в мини-сценах, театральных постановках. Театр — это особый язык, которым с нами разговаривает писатель, художник, скульптор, композитор, балетмейстер, историк, географ, искусствовед. В одних случаях он более прост, в других — более сложен, но, несомненно, всегда интересен для детей, потому что дает ребенку право выбора: остаться просто зрителем или перейти непосредственно в роль участника и создателя. В каждой эпохе можно найти подсказку к эстетическому прочтению того или иного театрального произведения. Она заключена в самой атмосфере эпохи, в трактовке идеала, в отношении к человеку (главному герою) и окружающему его миру. На анализе театральных постановок, при непосредственном участии в них происходят знакомство ребенка с окружающим миром и становление его как личности. Нетрадиционные методы формирования активного восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста на театральных занятиях имеют большое значение. На театрализованных занятиях развивается познавательная деятельность дошкольников через их сценическое творчество. Ведь детство — это радость, игра, слияние с природой, знакомство с семьей и с Родиной, с другими людьми и с другими странами. Театр — это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, и в игре он познаёт всё новое. Во многих дошкольных образовательных учреждениях знакомство с миром русского быта, русской культуры, организацию музея русской культуры создание фольклорного ансамбля происходит на основе театрально-игровой деятельности малышей, но носит оно фрагментарный характер. Качество и уровень сложности материала увеличивается с каждым годом и имеет принцип «сквозного воспитания». Недостаточно ещё объединены различные предметы одной темой, связанной с искусством. Но есть и положительные примеры. Например, в Центре Раннего Развития «Галеас» знакомство с художественной литературой происходит с применением театральной деятельности. Для детей трёх, четырёх лет это кукольный или пальчиковый театр, для детей старшего возраста — участие в театральных постановках. Музыкальные и занятия изобразительным искусством объединены с познавательными занятиями. Происходят диалог педагога и ребёнка на основе изучаемого материала, работа с произведением, поиск коллективных образов, музыкального оформления шумовыми инструментами — это также театр детей и взрослых. На театральных занятиях для ребёнка трёх-четырёх лет всё необычно. Вместо живой природы-декорации, которые рисует педагог, здесь живут различные герои (персонажи). Театр переносит ребёнка в далекое прошлое, будущее и в сказку, дети узнают о древних мифах и легендах. На сцене разговаривают не только люди, но и животные, птицы и даже предметы. Знания о театре, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложному», начиная с младшего школьного возраста, а также использование всего комплекса средств и методов театральной и учебно-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи. Педагог побуждает детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего товарища, стремиться помогать ему. Жанровые фольклорные сценки, пальчиковые театры, иллюстрации шумовыми инструментами любимы детьми младшего дошкольного возраста. Педагог ставит детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивает способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. Искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и настоящего. Широкое вовлечение искусства в школьную практику дошкольного воспитания даёт возможность детям получить более целостное представление о мире, об особенностях мировой, русской культуры, об их взаимодействии, взаимовлиянии как в прошлом, так и в настоящем. Приобщение к искусству способствует формированию эстетического сознания юного человека, обогащает его духовно и развивает эстетически. Театр — это синтез педагогики и искусства. Театральные занятия обладают особым дидактическим потенциалом. Театр — это особое, духовное общение с ребёнком. Это вербальное общение наиболее близко детям. Для ребёнка оно начинается с младенчества: с колыбельных, потешек, прибауток, пестушек. Это особая театральная форма общения ребёнка и мамы. Трудно найти другое такое средство словесного воздействия на ребёнка, с которым сравнимы театрализованные игры, спектакли, где переплелись реальные и фантастические события. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека; растения, приобретающие невиданные качества; люди, совершающие необычные поступки и подвиги; боги и богини, помогающие героям бороться со злом и справедливо карающие силы природы; это поучительные случаи из жизни. В современном процессе обучения дошкольников театральные занятия могут стать основой образовательного пространства. С позиций социально-педагогического подхода художественно-эстетическое освоение мира дошкольниками трактуется как совместная деятельность сообщества педагогов, воспитателей и детей по освоению разно-содержательных частей образовательного пространства. Такая трактовка предполагает особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирует сферы художественно-эстетических переживаний продуктивного воображения, способствуют особому формированию отношения к действительности, которое понятно детям и побуждает их к творчеству. Всё это выдвигает на первый план использование театрализованной мироосваивающей деятельности в работе с дошкольниками, осуществление творческого процесса по созданию коллективного оригинального продукта — театрализованного мини-спектакля или представления. Таким образом, что использование театрализованных методов обучения в процессе культуротворческой деятельности детей дошкольного возраста является перспективным в свете модернизации системы дополнительного художественного образования. ЛИТЕРАТУРА 1. July Clark. Baby dolittle, The Hebrew University of Jerusalem. – 2001. 2. Баркова А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2000. 3. Власова С. Театр начинается: Методы психол. подгот. детей к участию в театр. постановках / С. Власова // Обруч. — 1997, № 6. — 4. Габай Т.В. Педагогическая психология. — М., МГУ, 1995. 5. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности: Программа «Из детства в отрочество» // Ребенок в дет. саду. — 2001, № 2. 6. Дьюи Д. Психологическое исследование игры. — М., 1995. 7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М.: Просвещение, 1988. 8. Лашкина Н. С. Изобразительная деятельность и театрализованные игры / Лашкина Н. С. Дошкол. воспитание. — 1998, № 2. 9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры: Проблемы развития психики. Изд. 4-е. — М., 1981. 10. Лозанов Г.К. Ускоренное обучение и возможности человека — М.: Перспективы, 1982. 11. Программа «Театр — творчество — дети»: Развитие творч. Способностей детей средствами театр.искусства / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович // Дошкол. воспитание. — 1996, № 9. 12. Филатов В.П. Загадка человеческого понимания. — М.: Политиздат, 1990.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]