Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»


Педагогический совет на тему: «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Рекомендации: четко и точно формулировать вопросы к детям; включать литературные образцы в речь воспитателя (пословицы, поговорки, стихи)

2. Проверка документации педагогических работников (Приложение 4.)

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа, но не всегда планируется словарная работа с детьми. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

Анализ планирования в подготовительной к школе группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день. Мало планируется игры-драматизации, режиссерских игр, игры-фантазии.

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.

Рекомендации: Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах (Приложение 2.)

В группах сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков; картотека артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук, прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок. В группах №11, 10, 12 имеются фланелеграфы и ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

ПЕДСОВЕТ 4. Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Транскрипт

1 ПЕДСОВЕТ 4 Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС» Форма проведения: деловая игра Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей; 2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников; 3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; Зам.зав.по ВО и МР Ход педсовета. Я рада вас приветствовать на очередном заседании Педагогического Совета. Тема нашего заседания «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета 2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста 3. Основные направления и средства речевого развития дошкольников 4. Итоги тематического контроля 1

2 5. Деловая игра 1. Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета. 1. Педагогам постоянно держать на контроле выполнение законодательных актов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в детских объединениях; планировать и проводить занятия в соответствии с принципами здоровье сбережения, и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебновоспитательного процесса. Ответственные: воспитатели всех групп. Срок: постоянно 2. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Ответственные: воспитатели. Дата: постоянно в течение года 3. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей всех групп в день Защиты ребенка. Ответственные: воспитатели, муз. руководители Дата: 1 июня. 2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста: Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Сошнина А.С. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Основные задачи развития речи — это воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. 2

3 Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Кроме того, развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду следует осуществлять во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности. 3.Игра «Умники и умницы» Сейчас я предлагаю вам игру «Умники и умницы». Правила игры: -играют все педагоги — время для обдумывания одного вопроса не более 10 секунд. — если воспитатель считает, что знает ответ на вопрос он поднимает сигнал. — если ответ неверный, другие педагоги могут дать свой ответ, но тоже по сигналу. — за каждый правильный ответ на вопрос педагог получает медаль — если педагог набрал 5 медалей происходит обмен на 1 орден — в итоге кто больше наберет орденов, тот и станет «Педагогом премудрым». Тема нашей игры «Методика речевого развития детей дошкольного возраста» Вопросы: 1.Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников. 1. Развитие словаря. 2. Формирование грамматической стороны речи. 3. Воспитание звуковой культуры речи. 4. Формирование разговорной (диалогической) речи. 5. Обучению рассказыванию (монологической речи). 6. Ознакомление с художественной литературой. 7. Подготовка детей к обучению грамоте. 2.Назовите виды связной речи. (монологическая и диалогическая речь) 3. Какие формы диалогической речи Вы знаете? (разговор, беседа) 3

4 4. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи — Не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов — Специально организованные плановые разговоры: индивидуальные и коллективные — Словесные поручения — Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг — Объединение детей разных возрастов — Организация посещения другой группы -Сюжетно ролевые игры — Трудовая деятельность 5. Назовите структурные компоненты беседы. Структурные компоненты: 1.Начало 2.Основная часть 3. Окончание 6. Какой прием считается ведущим при организации беседы? (вопрос) 7.Какие виды вопросов педагог использует при организации беседы? — Вопросы поискового и проблемного характера (Почему? Зачем? Из за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?) — Обобщающие вопросы — Репродуктивные вопросы (Что? Где? Сколько?) 8. Какие виды монологической речи существуют? 1. Пересказ 2. Рассказывание по картине 3. Рассказывание об игрушке 4. Рассказывание детей из опыта 5.Творческие рассказы 10. Назовите средства развития речи. 1. Общение взрослых и детей; 2. Культурная языковая среда, речь воспитателя; 3. Развивающая предметная среда; 4. Обучение родной речи и языку на занятиях; 5.Художественная литература; 6.Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр); 7. Трудовая деятельность; 4

5 8.Детские праздники 12. Какое из средств развития речи является ведущим? (общение) 13. Какие приемы ориентированы на развитие общения? 1. Сюжетно ролевая игра 2. Бытовая деятельность 3. Словесное поручение 4. Беседа 5.Собеседование по поводу картин, рисунков, книг. 16. Назовите практические методы развития речи — Дидактическая игра -Игра драматизация — Трудовая деятельность 20.Назовите основные методические приемы развития речи детей раннего возраста. 1. Показ с называнием 2. «Перекличка» 3. Просьба «скажи» и «повтори» 4. Подсказывание нужного слова 5. Поручения 6. Вопросы 6. «Живые» картинки 7. «Детское кино» 8. Теневой театр 9.Рассказ взрослого без подкрепления показом (с 2 л. 6 мес. до 3 лет) (По окончании игры происходит подсчет медалей, обмен их на ордена, определение победителя) Молодцы. Итак, «Педагогом премудрым» стала. Поздравляем! (вручаем грамоту). Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного возраста. Теорией вы владеете. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела на практике. В нашем детском саду был проведен тематический контроль «Развитие речи в условиях детского сада» 5

6 Зам.зав.по ВО и МР Итоги тематического контроля (справка). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема речевого развития является актуальной. Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения. Мозговой штурм Подумайте и скажите, какие проблемы в области формирования речевого развития следует отметить. (Практическая часть) (Малоэффективная организация развивающей среды по речевому развитию Отсутствие методической базы Не эффективная система работы педагогов детского сада по развитию фонематического восприятия и произношения фонем) Я предлагаю объединиться в пары, выбрать одно из направлений и определить пути решения поставленных задач. На работу вам дается 5 минут. Практическая часть (составление плана) Время подошло к концу. Заканчиваем. И я попрошу вас представить вашу работу. Презентация плана Каждая пара педагогов рассказывает присутствующим, какие нашел пути усовершенствования. Наше заседание Педагогического Совета подходит к концу. Сегодня мы с вами вспомнили методику развития речи детей дошкольного возраста, наметили основные пути речевого развития детей нашего детского сада. В заключении, мне бы хотелось узнать: — Что вы, лично, измените в своей работе для совершенствования речевого развития детей своей группы? 6

7 Запишите ответ. И второй вопрос: — Какие формы работы необходимо внедрить в систему работы детского сада для эффективного развития речи воспитанников? Проект решения Педагогического Совета (обсуждается и утверждается). 1.Усовершенствование предметно развивающей среды на группах в соответствии с возрастом детей Ответственный: воспитатели 2.Организация консультации для воспитателей «Создание речевого центра в группе» до г. Отв.зам.зав.по ВО и МР 3.Оптимизация методического обеспечения речевого развития воспитанников до сентября 2022г. А) Пополнение методической литературы Б) Создание библиотеки детской художественной литературы В) Подбор дидактических игр по развитию речи Г) Обновление наглядного материала Отв.зам.зав.по ВО и МР 4.Организация мастер класса «Игровые упражнения развития грамматического строя речи дошкольников», «Развитие фонематического восприятия детей», «Активизация словаря детей». 7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]