Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Старший воспитатель
МБДОУ д/с№7 г.Алагир
Таболова З.М.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в процессе партнерства с взрослым. Это игровая деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, трудовая деятельность.
Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
«От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности» (Савенков А.И.).
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. В контексте ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира.
В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду рекомендуется включать такие виды активности:
- наблюдения (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы и т.д.);
- проведение опытов (проращивание семян, превращение воды в пар или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
- коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
- просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
- работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);
- оформление тематических выставок;
- сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции открыток, растений и др.);
- разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания;
- поисково-исследовательские проекты («Вода – это жизнь», «Необыкновенные свойства магнита», «История моей семьи», «Откуда берутся книги», «Что в имени тебе моем…», «Земля – наш общий дом», «История новогодней игрушки», «Эти удивительные камни»).
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи детей. Нельзя не отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
И задача педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Воспитатель использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
- обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);
- обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);
- помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки);
- использует приемы развития творческого воображения, творческой педагогики.
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. И опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Нельзя упрекать ребенка за неудачи, или испорченный материал. Важно разобраться, почему не получилось. Важно выслушать ребенка и услышать его мысли, мнение.
Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):
1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.
3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить…
4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится из четырёх блоков педагогического процесса:
1.Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые мероприятия).
2.Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
3.Самостоятельная деятельность детей (работа в экспериментальном уголке).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
В процессе эксперимента:
— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
— идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
— развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы и обобщения.
Одним из эффективных методов познавательно-исследовательского обучения дошкольников является проектный метод.
Использование проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта познания. Проектная деятельность – это партнерская деятельность взрослого и ребенка, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, потому что они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Н.А. Рыжова выделяет три основных этапа в познавательно-исследовательском проекте:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — исследовательский (основной): поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций, представление результатов.
Презентация результатов проекта может быть в любой интересной для детей форме: выставка, мини-музей, книжки-малышки, развлечение, праздник, драматизация сказки, викторина и др.
Перед воспитателем в группе детского сада стоит задача: создание условий и оказание активной помощи в познавательно-исследовательской деятельности детей. С этой целью в группе создаются уголки экспериментирования.
Уголок экспериментирования включает в себя:
1. Дидактический материал: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции.
2. Оборудование:
-микроскопы, лупы, песочные часы, магнит, зеркало, ситечко, воронка, мерный стаканчик;
— природный материал: камни, листья деревьев, мох, семена, шишки, ракушки, почва разных видов (песок, глина) и др;
— бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, резины и др;
— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др);
— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, пробирки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
— другие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы и др;
-фартучки из клеёнки, резиновые перчатки, тряпочки.
3. Стимулирующий материал: персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки-подсказки, мини-стенды, личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность (содержательно-насыщенная);
- доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Используемая литература:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2014.
- Рыжова Н.А.
Экологический проект «Мое дерево». М., «Карапуз-Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.
- Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду. М., 2015.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.
Детское экспериментирование, М., 2003.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
- Савенков А.И.
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2007.
- Короткова Т.А.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду. «Дошкольное воспитание» — 2003г. — №3.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.