Картотека игр на развитие мелкой моторики
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.
Карточка №9
«Поиск предметов в миске с крупой»
Задачи:
детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.
Материал:
Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).
Описание игры.
Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
Карточка №10
«Завязывание и развязывание бантиков»
Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Материал:
Деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом
.
Развязывание
. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание.
Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем
Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» Образовательная программа
Руководитель: Пурзикова Елена Владимировна, воспитатель. 2015-2016 гг
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Детская деятельность детей по интересам «Говорящие пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Детская деятельность детей по интересам проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение всего учебного года. Форма работы: с подгруппами.
Прогнозируемые результаты.
- Умение детей работать с бумагой;
- Использование в театральных играх образные игрушки;
- Развивать умение держать карандаш (ручки станут более гибкими, послушными);
- Умение дошкольников самостоятельно и творчески работать;
- Овладение необходимыми знаниями и навыками в совместной с воспитателями деятельности.
Целевое назначение программы:
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи, гармоничное развитие детей.
Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- формирование практических умений и навыков
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук
- совершенствование движений рук
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
- воспитывать и развивать художественный вкус
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса.
Педагогические принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему)
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Методы и формы:
- Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
- Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
- Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..
Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Обеспечение программы.
Кадровое: педагог, имеющий высшее образование.
Материально – техническое:
Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:
- резиновые игрушки
- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.
- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр
- картотека художественного слова (стихи, загадки)
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Методическая литература:
- Абрамова Л.П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
- Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
- Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
- Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз. 1999.
- Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». — М.: «Генезис», 2008.
- РазенковаЮ. А., Одинокова Г.Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
- «Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. — № 6. – с.22 – 28.
- Журнал «Обруч».
Следующая > |