Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста


Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Ирина Кравченко

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи)

и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Поэтому мы выделили главную задачу: создание педагогических условий, которые будут способствовать полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребёнка. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Дети часто задают вопросы и ждут готовых ответов. Как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения.

Работая в данном направлении, мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность позволяет ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.

3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.

5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

*** О мире животных,насекомых и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)

.

***О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

***О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

***О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

***О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

***О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

Создание условий для самостоятельной исследовательской активности детей

Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе мы преобразовали предметно-развивающую среду и создали центр экспериментально-исследовательской деятельности «Научная лаборатория»

,соответствующий требованиям:

• безопасности для жизни и здоровья детей;

• достаточности;

• доступности расположения материалов и оборудования.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.

Организация совместной деятельности воспитателя c детьми

выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников:

-Первый вид (специально организованная совместная деятельность)
познавательно–исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется воспитателем, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены воспитателем.
Основной формой познавательно-исследовательской деятельности первого вида являются опыты, которые чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. На первых этапах экспериментирования предлагаем детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дается возможность им самим самостоятельно экспериментировать. Воспитанники принимают активное участие,с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тем самым у них развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Опыты проводятся как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.

Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся вид деятельности с другими видами.

• Взаимоотношения между экспериментом и трудовой деятельностью тесно связано, так как экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

• Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

• Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

• Также прослеживается связь познавательно – исследовательской деятельности и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

• Прослеживается связь и с чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, а также в игровой деятельности.

Считаем важным при организации познавательно – исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка.Придаем большое значение игровым технологиям: дидактические, словесные игры, строительные игры с песком, водой, сюжетно-ролевые игры.

Применяя ИКТ средства в познавательно-исследовательской деятельности, мы увидели, что это способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности, задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы)

. У детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или
деятельности, они проявляют активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментирования. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоение нового.
Второй вид познавательно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Необходимо, чтобы каждый из детей имел всёдля проведения самостоятельных исследований: оборудование и материалы, фундамент приобретённых знаний и умений. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру необходимо поддерживать их стремление исследовать все. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. Необходимо снимать скованность детей, боязнь «неправильных»

действий, давая им взамен ощущение радости открытий, возможность свободного решения проблемы.

Для положительной мотивации детей мы используем различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта; тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так)

; ситуация выбора.

При организации самостоятельной исследовательской работы детей необходимо формировать умение придерживаться следующих определённых правил:

— самостоятельное выдвижение детьми или принятие от взрослого познавательной задачи;

— анализ её условий самостоятельно или с помощью воспитателя;

— выдвижение предположений (гипотез)

о причинах явления и способах решения
познавательной задачи;
— отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи (при использовании карточек – алгоритмов, схем, рисунков – символов)

;

— непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

— анализ полученных фактов и формирование выводов;

— обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

Для проведения самостоятельных исследований нами были разработаны различные карточки — алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет.

Работа требует соблюдение техники безопасности. Их дети составили совместно с игровым персонажем.Они очень просты и легко запоминаются:

— бери только нужные для работы материалы;

— работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;

— пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

— центр любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Привлечение родителей к детской экспериментальной деятельности

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях.Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

• собрана подборка консультаций для родителей с целью дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей, развитию познавательной активности.

• изготовлены памятки для родителей с целью соблюдения правил техники безопасности во время экспериментирования, для ознакомления родителей с видами экспериментальной работы с детьми.

• проводим мастер-классы, чтобы дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.

Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Заключение.

Результаты проведенной работы показали позитивную динамику роста уровня элементарных основ исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность оказала влияние на:

— повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);

— развитие навыков планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;

— речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

— развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);

— расширение кругозора детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;

об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.)

и их свойствах;

о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т. д.)

о применении их человеком в своей
деятельности.
В своей работе будем продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в познавательно-исследовательской деятельности своих детей.

В завершении хотелось бы привести слова В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Принципиаль­ное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.

Что препятствует развитию исследовательской деятельности ребенка?

Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:

1. Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.

Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. При этом необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Например, окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области для него интересны и занимательны. Приведем пример организации исследовательской деятельности детей.

Занятие по теме: Масса и размер

Исследовательская задача: доказать, что масса предмета не зависит от его размера.

Материалы: весы, два ведерка, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы

Ход деятельности

1. Сделайте из реек весы. На концах рейки сделайте крючки, чтобы ведерки можно было снимать. Наложите в одно ведерко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Накладывайте в другое ведерко песок, пока не достигните равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведерках одинаковое количество песка? Объясните, почему?

2. Высыпьте песок из одного ведерка. Попробуйте достичь равновесия, накладывая в него камешки. Можно ли сказать, что масса ведерок с камнями и песком одинаковая? Почему камешков в ведерке меньше, чем песка?

3. Может ли маленький предмет уравновесить большой? Как это доказать? В одно ведерко положите маленький камешек, а в другое накладывайте вату. Попробуйте достичь равновесия. Можно ли сказать, что масса ведерок с ватой и камешком одинаковая? Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?.

4. Поэкспериментируйте с другими предметами. Какой можно сделать вывод о массе и величине предметов? Масса предмета не всегда зависит от его величины. Бывает так, что маленький предмет может быть тяжелым, а большой – легким. Назовите маленькие, но тяжелые предметы. Какие вы знаете большие, но легкие предметы?

5. Как вы думаете, масса сухих и сырых вещей одинаковая? Как это можно доказать? Насыпьте в оба ведерка одинаковое количество песка. Налейте в одно ведерко воды. Масса какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод? Повторите эксперимент с вещами, хорошо впитывающими воду (полотенцами, губками, бумагой), и вещами, плохо впитывающими и совсем не впитывающими воду (деревянными, стеклянными, железными, пластмассовыми предметами). Почему без точных весов мы не смогли увидеть разницу в массе сухого и мокрого стакана? Какой можно сделать вывод? Масса непромокаемых вещей увеличивается незначительно, если их намочить, а масса вещей, хорошо впитывающих воду, значительно увеличивается по сравнению с сухой вещью.

6. Ответьте на вопросы, доказывая свою точку зрения:

  • Почему пуховик легче шубы?
  • Может ли арбуз быть легче яблока?
  • Прозрачная вода тяжелая или легкая?
  • Пыль и снежинки имеют вес?
  • Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?
  • Почему замороженная рыба весит меньше, чем размороженная?
  • Летящая птица весит столько же, сколько плавающая?
  • Стакан мороженого с изюмом равен весу такого же стакана мороженого без изюма?
  • Может ли половина яблока весить больше целого яблока?

Этапы освоения исследовательской деятельности

В соответствии с законом поэлементного усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне от детей требуется наименьшая самостоятельность. Здесь педагог сам ставит проблему и намечает основные вехи для ее решения, включая детей лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого. Поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.

По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. На втором уровне педагог только ставит проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае, если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня исследовательской деятельности к более высокому основывается на принципе сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности.

При всей массе достоинств исследовательского метода обучения ребенок не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования. Разберемся – почему?

Во-первых, потому, что в образовательных программах есть такая информация, которую просто необходимо заучить, запомнить и научиться использовать.

Во-вторых, самостоятельное исследование «не экономично», оно требует на много больше времени, чем обычное восприятие объяснений, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в образовательном учреждении.

В-третьих, результаты исследования не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа детей может содержать в себе элементы случайности. Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости. Материал описательного, иллюстративного характера эффективнее изучать репродуктивным путем.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образовании

Подготовили воспитатель Муниципального Бюджетного Дошкольного образовательного учреждения Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка» Шерина Наталья Анатольевна

Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте детских видах деятельности. В нём прописаны следующие показатели интегративного качества «Любознательный, активный», которые он может приобрести в результате освоения программы:

  • интересуется новым, неизвестном в окружающем мире
  • задаёт вопросы
  • любит экспериментировать
  • способен самостоятельно действовать.

Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных для решения этих задач.

ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций, как на уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного процесса.

На уровне теории:

  1. Отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепции «активного ребёнка» и вклад ребёнка в своё образование.
  2. Отказ от концепции «ведущей деятельности», все виды детской активности имеют равное значение — не только игра, но и исследовательская активность.

На уровне процесса:

Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между активностью ребёнка и активностью взрослого выстраивается элемент наблюдения, целью которого является индивидуализация образовательного

процесса и оптимизация работы с группой детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с те, будучи в не состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его,

если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес и представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи в той или оной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия. В которых раскрывается содержание данного объекта.

На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В пункте 3.3. 6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Л. С. Выгодской писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем большим количеством элементов действительности он

располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.»

Исследовательская деятельность, имея в виду активность ребёнка, впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого диффериенсация восприятия, возникает простейшая категоризация предметов, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, основанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.

Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме появляется в виде так называемого — детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?) Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности является -исследовательская.

В наиболее полном развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает:

  • Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
  • Предлагает возможные решения
  • Проверяет решения, исходя из данных
  • Делает выводы
  • Делает обобщение

Интересные представления В.В. Кларина об уровнях исследовательской деятельности зарубежных дидактов, они предлагают:

  1. Ставится проблема методы её решения (решение и поиск дети осуществляют самостоятельно).
  2. Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам
  3. Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно ребёнком.

Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного возраста.

Как и любая деятельность — исследовательская имеет свою структуру:

Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораториях», условиях, как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

  • Развитие мыслительных процессов
  • Развитие мыслительных операций
  • Освоения метода познания
  • Развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание:

Информация об объектах и явлениях.

Мотив:

Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный возраст: «Узнать-научиться — познать».

Средства:

Язык, речь, поиск действия.

Формы:

  • Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия:

  • Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.

Результат:

  • Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования.

В процессе исследований ребёнок отвечает на вопросы: Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?

Выделяются особенности организации исследовательской работы старших дошкольников:

При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит уже полностью к детям, а педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозированные последствий прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. Начинается вводиться длительный эксперимент, в процессе которого устанавливается общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта. дети учатся находить не только

разницу, но и сходство, что позволяет усваивать приём классификации. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности. У самых старших дошкольников (подготовительная к школе группа) проведение экспериментов

стаёт нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Если дети сами задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности. В этом возрасте доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы. Если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркие, красочные описания увиденного. Со старшими дошкольниками можно начать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

  1. Дети проводят исследование, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.
  2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия педагога с детьми. Исследовательская технология строится на основе деятельного подхода, когда ребёнок получает новые знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе практической деятельности.

Существует классификация детского экспериментирования:

  • По характеру объектов. используемых в экспериментировании: опыты: с растениями, животными, с объектами неживой природы.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке.
  • По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 минут) длительные (свыше 15 минут)
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, однократные, многократные, циклические.
  • По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • По месту в цикле: первичные, повторение, заключение, итог.
  • По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Методика организации исследовательской деятельности.

В соответствии с основами общеобразовательной программы «От рождения до школы» воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки задач является- создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда дети не могут решить её сразу. Самостоятельная работа в такой ситуации носит проблемный характер, учитывается жизненная значимость, интерес к поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами, а незнание — частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения.

Цель исследовательского обучения: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. В соответствии с целью отсюда вытекают задачи:

  1. Организовать предметно-развивающую среду.
  2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
  3. Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
  4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.

Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности- от простых к более

сложным. В процессе организации деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установления аналогий. В процессе обучения исследовательской деятельности происходит переход от принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению.

Технология моего опыта по исследовательской деятельности заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме познавательной деятельности взрослого и ребёнка, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнёрская позиция воспитателя, которая сопутствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь, что получится не правильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятному эмоциональному комфорту. Партнёр -всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая

общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, я ставила перед собой цели:

  • Развивать познавательную инициативу ребёнка (любознательность)
  • Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта: причинно-следственные, родовые, пространственные и временные отношения.
  • Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических действий к уровню символического действия.
  • Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений
  • Расширить кругозор посредством выведения за пределы непосредственного практического опыта в более широкую и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.

Примерная структура занятия-исследования:

  • Постановка исследовательской задачи (привлекательный организационный момент)
  • Уточнение правил безопасности
  • План исследования (обсуждение идей, предположений)
  • Выбор оборудования, размещение
  • Распределение детей на подгруппы, выбор командира
  • Выполнение исследования
  • Анализ и обобщение результатов эксперимента

Использую следующие формы организации исследовательской деятельности:

  • Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование)
  • Совместно-групповая (познавательно –исследовательское, учебная деятельность)
  • Индивидуальная (исследование)

А также: занятия-эксперименты, работа в мини –лабораториях, организация мини-музея, мини-конференции, просмотр кинофильмов и мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность (выпуск газет, создание буклетов)

В процессе исследовательской работы:

Дети получают реальные представления о и различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со стороной обитания.

Развивается речь ребёнка

Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.

Формируется самостоятельность.

Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется огромный интерес к расследованиям, экспериментам, опытам. Поэтому к организации исследовательской работы я подключила родителей. На родительском собрании (в августе) родители знакомятся с тематическим планированием на год и,согласно требованиям программы, мы планируем какое оборудование нужно приобрести для мини –лаборатории. И в течении месяца лаборатория пополняется оборудованием, детскими справочниками и энциклопедиями, иллюстрированными книгами, доступными детскими плакатам и,соответствующими возрасту. В 2014 году в группе был организован «Цветочный островок» на окнах. Каждый воспитанник принёс в группу цветочное растение (заранее с родителями была проведена консультация: «Комнатные растения для детского сада»), за которым ухаживал сам, зарисовывал наблюдения, составлялись буклеты, совместно с родителями о способах ухода, лекарственных качеств данного растения. Также дети

изготовили своими руками паспорта на своё растение, где в рисунках указывались основные сведения о растениях, в том числе и способы размножения, форма семени и цветка, способы полива и содержания в зависимости от попадания солнечного, дневного света необходимости использования удобрений. Имея знания о комнатных растениях организовывались открытые занятия для родителей, КВН для младших детей,

оформлялись газеты: «Моё любимое комнатное растение» с фото, рисунками и стихами, загадками. Весной некоторые растения, под руководством воспитателя, были пересажены и подарены в другие группы детского сада. В уголке для родителей периодически меняется информация о полезных и вредных комнатных растениях, лекарственных, о старинных легендах, способах выращивания размножения. В течении всего гада работа шла не только по этому направлению. Исследования продолжались с песком, водой, воздухом, бумагой, с превращениями красок -нетрадиционные способы рисования. Очень нравятся детям опыты с магнитом. В этом году с воспитанницей защитили проект «Тайны озера Ярового». В котором исследовали свойства солёной воды.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование, как метод обучения/Управление ДОУ №4-2004, с. 84-92. /
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4, 5. 2003.
  4. Прохорва Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под редакцией Прохоровой Л.Н. М,2004.
  5. Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей детей. /Дошкольное образование 2004.
  6. Веракса. Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Серия Библиотека. Программа «От рождения до школы»
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]