Как самостоятельно разработать дидактическую игру (Мастер-класс)


Как проводятся игры в детсаду

Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:

  • структурирование;
  • разновидности;
  • картотеку базы;
  • нормативы регламента.

Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы. Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики.

Дети играют

Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

Классификация дидактических игр ДОУ

По содержанию ДИ могут иметь различные предметные направления:

  • окружающий мир;
  • развитие речевого аппарата;
  • языковедение;
  • математические знания;
  • ОБЖ.

Любое занятие может выполняться в данной форме. Более успешны и результативны интегрированные мероприятия.

Математическая игра

По применяемому материалу воспитатели подразделяют ДИ:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Характеристика у каждого вида своя.

Содержание и выбор предметов для игры

По содержанию и материалам игры различаются. В детсадах применяются ДИ:

  • С предметами. Предметы в них — это обучающий материал. Применять можно все: игрушки, материал природного происхождения, вещи, используемые в быту, поделки. Творческий подход педагога дает возможность организовать игровое мероприятие, применяя и уникальные магазинные игрушки, инновационные комплексы для игр и любые имеющиеся дома предметы, даже то, что обычно выкидывают, или то, что валяется под ногами. Варианты игр с предметами — это инсценировки, сюжеты и ДИ с игрушками, развивающими моторику (пирамиды, матрёшки, кубики). Обучение при игре с предметами первостепенно развивает мышление. Ребенок учится анализировать, искать общее в вещах и отличать их, осваивает навыки пользования предметами различной направленности. Играя с предметами, малыши расширяют кругозор, узнают о самоконтроле поведения, концентрации внимания. Действия улучшают память, позитивно влияют на работу мозжечка.
  • Настольно-печатные. Эти ДИ решают важнейшие обучающие задачи. Улучшают кругозор и показывают ребенку окружающий мир, систематизируют знания, которыми малыш обладает, развивают мышление, логическое восприятие, внимание, а также воображение. В данной категории более актуальны игры на основе парности карточек, которые распределяются по задачам обучения и сложности.
  • Словарные. Для них характерно то, что решение задачи обучения дошкольника идет как процесс мышления. Играя, участник игры может пофантазировать, пользуясь знаниями без помощи игрового материала, не наглядно. Среди данного типа ДИ много известных пословиц, загадок, шуток. Педагог может применять стихотворения, небольшие отрывки из книг.

Зажигательные песенки для детей чтобы было весело танцевать

К сведению! Благодаря игровому процессу получается развивать детей младшей, средней и старшей групп.

Примеры дидактических игр своими руками для дошкольников

Игры по математике

Дидактические игры по математике для дошкольников не только развивают навыки счета, углубляют знания геометрических фигур, но и помогают развить логику и абстрактное мышление. Так, например, можно помочь ребенку в произведении арифметических действий. В ходе игры взрослый и ребенок бросают друг другу мяч. Взрослый при броске называет элементарный арифметический пример (к примеру, 5-3). Ребенок, бросая мяч в ответ, называет правильное число.

Другая дидактическая игра, которую можно создать своими руками буквально из бросового материала, способна научить детей правильно составлять различные геометрические фигуры и анализировать их. Для такой игры понадобится несколько толстых ниток длиной 20-25 сантиметров или пару десятков счетных палочек. Нужно предлагать ребенку различные задания. Например, составить одинаковые фигуры разного размера, составить прямоугольник из определенного количества палочек, составить геометрические фигуры в определенном порядке.

Игра «Спорт – наш друг!»

Эта игра поможет развить у ребенка представление о важности сохранения собственного здоровья, а также поспособствует развитию физических качеств и хороших свойств характера ребенка. С помощью игры «Спорт – наш друг» можно развить мелкую моторику малыша, его зрительную память, образное мышление и расширить кругозор дошкольника.

Для игры необходимо подобрать несколько черно-белых рисунков (их можно без труда найти в интернете и распечатать на принтере), на которых изображены различные виды спорта, а также предметы, относящиеся к тому или иному виду спорта. Взрослый называет ребенку определенный вид спорта, а ребенок должен правильно выбрать картинку и раскрасить черно-белое изображение.

В конце игры можно подготовить мозаику-пазл, разрезав одну из картинок на разные части, и предложить ребенку собрать картинку заново. В ходе такой деятельности у ребенка развивается логическое мышление. Когда картинка готова, можно вместе с малышом составить небольшой рассказ по сюжету картинки.

Игра «Собери бусы»

Целью этой игры является развитие координации, создание эмоционального отношения к плодам своего труда, а также она учит ребенка группировать предметы по цвету. Для создания игры «Собери бусы» понадобятся колечки и ниточки определенных цветов.

Взрослый показывает несколько кукол, которым нужны украшения для праздника. У некоторых из них есть бусы, но другим куклам их не хватило. Чтобы они не огорчались, нужно самим сделать бусы для оставшихся кукол. Взрослый предлагает ребенку собрать на каждую из ниточек колечки нужного цвета и надеть готовые бусы на кукол.

Надеемся, что приведенные нами примеры помогут вам создать и другие дидактические игры своими руками для дошкольников. Создавая свои авторские дидактические игры, учитывайте способности и потребности малышей, для которых они предназначаются. Такие игры принесут неоценимую пользу и могут сыграть ключевую роль в интеллектуальном развитии детей.

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели в детсаду, да и мамы, папы дома могут делать многое для воспитанника. Не исключение — игры по развитию речи в средней группе своими руками.

Самодельная игра

Цель занятий направлена на то, чтобы ребенок стал творческим, умел фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Помимо этого, ДИ для дошкольников, сделанные самостоятельно, помогают сформировать навыки и различные знания о планете, окружении. Также помогают:

  • усовершенствовать их умения последовательно и связно излагаться;
  • расширять запас слов;
  • развивать мыслительный процесс, память, внимательность;
  • социально адаптироваться.

Хорошо игры влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно сделать самостоятельно дома с ребенком. ДИ для дошкольников своими руками могут быть связаны, к примеру, с разными необычными поделками. В украшениях, делать которые ребенок будет сам, применяют разные материалы:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубки разной длины;
  • бусины;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счётные палочки;
  • фишки;
  • шнурки;
  • проволоку.

Разглядывая подготовленный самостоятельно материал, малыш на выбор будет нанизывать его на проволоку, делать различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, моторику, координацию, творческие способности. Можно сделать музыкальное сопровождение и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня продается много шаблонов, поделок для детей раннего и более старшего возраста.

ДИ для дошкольников

ДИ длятся примерно 10-20 мин. Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно.

Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.

Совместные игры

Особенности и отличия

Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:

  • катать цветные шары в обручи;
  • раскладывать и собирать матрешки, пирамидки;
  • отличать по голосу, кто звал «зайку»;
  • вытаскивать вещи из «волшебного мешка».

К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.

Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.

Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания.

Как самостоятельно разработать дидактическую игру (Мастер-класс)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 315» городского округа Самара

_________________________________________________________________

Как самостоятельно разработать дидактическую игру

(Мастер-класс)

Воспитатель — Жигова Е.В.

Январь 2022 г.

Как самостоятельно разработать дидактическую игру

(Мастер-класс)

Педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям.

Мы часто сами разрабатываем свои авторские дидактические игры.

Цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки детей.

Дидактическая игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Дидактические игры бывают разнообразные:

  1. На усвоение части и целого (например: картинки «руль», «колесо», «кабина» — собираются в единое целое «машину»).
  2. На усвоение предмета(объекта) и его признаков (например: для картинки «платье синего цвета» подбираются картинки отображающие цвет, материал, куклу).
  3. На усвоение предмета(объекта) и его места (например: отдельные картинки «птица» и «гнездо», «человек» и «дом»).
  4. На усвоение предмета(объекта) и его назначения (например: для картинки «чемодан» подойдут картинки «самолёт», «поезд»).
  5. На выявление последовательности событий (картинки, расположенные в разном порядке нужно разложить по принципу «что сначала, и что потом»).
  6. На классификацию и обобщение (предлагаются картинки, из которых нужно составить серию картинок. Например: на тему «Одежда», «Посуда»).

Дидактические игры мы разрабатываем по определённому алгоритму.

Разберём мою авторскую дидактическую игру по обучению детей дошкольного возраста ПДД «Добрая Дорога Детства».

  1. Разработку игры начинаем с постановки цели.

Цель игры: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах

  1. Были поставлены следующие задачи:
  • Учить детей различать дорожные знаки;
  • Уточнить и закрепить знания детей о ПДД на улице, о различных видах транспорта;
  • Дополнить представление об улице: дома бывают разными; машины движутся по проезжей части дороги; движение машин может быть односторонним, двусторонним; проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией;
  • Формировать представление детей о том, что машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального назначения;
  • Добиваться от детей чёткого выполнения правил при переходе через проезжую часть;
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности.
  1. Формулирование игровой задачи для детей.

Игровые задачи зависят от уровня (возраста), навыков и знаний детей.

Игровые задачи в данной игре могут быть разные:

  1. Построить перекрёсток, расставить знаки приоритета;
  2. Построить улицу с домами и с дорогой двустороннего движения;
  3. Построить дорогу от дома до детского сада;
  4. Построить главную дорогу с примыкающими второстепенными дорогами.

Разберём один из вариантов игры «Добрая Дорога Детства» — «Моя улица».

По условиям игры дети на игровом поле расставляют участки дороги с разметкой от дома до детского сада, строят перекрёстки, расставляют знаки дорожного движения, выстраивают дома и играют соблюдая ПДД.

4 .Формулирование результата игры.

  1. У детей будут сформированы знания о безопасности поведения на проезжей части и вблизи её.
  2. Дети станут разбираться в дорожных знаках, в участках дорожного движения (перекрёсток, тротуар, проезжая часть) и их назначении доступных возрасту детей.

5.Определение игровых действий детей, обеспечивающих решение обучающей задачи.

Игровые действия будут зависеть от игровой задачи.

По игре «Моя улица» игровая задача — построить участок дороги с разметкой от дома до детского сада, с перекрёстками. Расставить знаки дорожного движения, дома.

Необходимо взять участки дороги с разметкой, перекрёстки, пешеходный переход, дорожные знаки и построить дорогу. А также из геометрических фигур разных форм и цветов построить дома и детский сад.

6 .Определение необходимого материала.

Для игровых действий детям предлагается: игровое поле, участки дороги с разметкой, разные модели машин, знаки дорожного движения, фигурки людей, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) разных цветов и размеров для построек домов, зданий.

  1. Формулирование правил.

Правила будут отличаться, если дети:

  • Выполняют задание воспитателя — работают одной группой.

Правильно построить дорогу от дома до детского сада с перекрёстками, пешеходными переходами, с дорогой двустороннего движения и с домами.

  • Либо дети делятся на две группы (автомобилисты и пешеходы), то тогда дети будут выполнять правила для пешеходов и автомобилистов.

Расставить на игровом поле дома, участки дороги с разметкой, перекрёстки, знаки дорожного движения и стать участниками дорожного движения в качестве пешеходов и водителей автотранспорта.

Как проводятся игровые мероприятия в детсаду

Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).

Развитие внимательности

Как создать мотивирующую среду

Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени. В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.

К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.

Структура и временной план

Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:

  • задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
  • игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
  • игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
  • игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
  • итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.

Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.

Мероприятия полезны для детсада как основа развития и воспитания личности, но важно выбрать хороший садик с грамотными педагогами.

Требования к оформлению дидактического пособия

Ирина Александровна Голубева

Требования к оформлению дидактического пособия

Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно — образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. В магазинах ассортимент таких игровых материалов представлен широко, но, тем не менее, не всегда можно найти именно то, что необходимо. Кроме того, дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Не говоря уже о том, что в ДОУ не всегда предусмотрен бюджет на такие затраты.

Тогда можно самостоятельно изготовить оригинальные познавательные дидактические пособия для дошкольников.Сделать такие развивающие игры можно самые разнообразные: на развитие логического мышления, для формирования понятий про цифры и формы, закрепления фонетического слуха, правильного произношения звуков и другие.

С чего начать?

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС, рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей.Затем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

1. Определить, для какого возраста рассчитано пособие;

2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;

3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми)

;

4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;

5. Сроки работы над созданием дидактического материала;

6. Непосредственное изготовление игры.

Требования к представлению авторской работы.

1. Титульный лист с название дидактического пособия.

2.Фоторяд:

1-3 фото с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах

Серия фото, на которых изображена разнообразная деятельность детей или педагога с пособием

3. Краткая аннотация.

Описание — представление практики работы с пособием:

его предназначение (о чем, для кого, указать возраст. возрастные особенности данного возраста,

в решении каких проблем будет полезно, многофункциональность и алгоритм (способы)

использования,

образовательный эффект.

Как составить аннотацию.

1. Автор.

2. Описание.

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Название»

, которое можно использовать для (разминки, игрового момента на занятии, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей)

Указать возраст. Возрастные особенности данного возраста.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использования его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми.

3. Цель, задачи.

4. Описание дидактического пособия.

Что представляет, из чего состоит.

5. Как можно использовать.

Привести примеры использования пособия в разных видах деятельности, в обучающих, развивающих, закрепляющих моментах.

7. Предполагаемый результат.

8. Вывод.

Таким образом, мы видим, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности.

9. Приложения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]