«Многообразие выразительных средств театра»
Цель для детей: понять новый материал через исследовательскую деятельность
Педагог: Ребята, вот вы, придя на художественную выставку и, разглядывая картину близко перед глазами, видите какие-то масляные мазки или какие-либо штрихи. Но, если отойдете от полотна на некоторое расстояние, то перед глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д Так художник выражает свое видение. Чем он рисует картину?
мы можем их назвать? Они что-то выражают?
Какова тема нашего занятия?
В театре тоже очень много выразительных средств. С эпохи греческого театра и до наших дней выразительные средства прошли путь значительных изменений. Давайте вместе дадим определение, что такое выразительное средство? Выразительное средство — прием, способ внешнего проявления, отражающего внутреннее состояние чего-либо. В данном случае человека, персонажа. Спектакль состоит из выразительных средств, и в первую очередь актерских.
Какие выразительные средства вы можете назвать?
Молодцы, много выразительных средств назвали.
А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?
(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.
Для зрителя — чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)
Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.
Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.
В одном лесу жил-был маленький Пятачок.
А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.
Винни Пух и Пятачок дружили.
Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.
Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.
А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.
Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.
Возле дорожки рос грибок.
Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка. Пятачок сел на нее и поскакал.
А Винни Пух в это время красил забор.
В это время прискакал Пятачок.
Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.
Поэтому он побежал умываться.
А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.
Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.
Потом друзья решили поиграть в шарик.
Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.
Молодцы.
“Разминка театральная”.
Раз, два, три, четыре, пять — Вы хотите поиграть? (Да)
Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на волка, иль на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?
У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:
— старенькую бабушку
— больного с зубной болью
— бабу ягу
Молодцы! Справились с заданием.
А без костюма можно дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Что ж поможет здесь, друзья?
Что такое мимика и пантомимика?
(Мимика – это выражение лица. Пантомимика — это телодвижения, без слов)
.
Маша:
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца! У каждого есть выраженье лица! Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю? Наверное, смелость, наверное, ум! А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?
А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.
Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, попробуйте его мне показать.
Покажите мимикой:
грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон
А теперь пора пришла, Общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду.
“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,
“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».
Молодцы!
Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.
А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим.
Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?
Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.
Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.
Упражнение на силу голоса «Воздушный шар»
Динамическая пауза:
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет
Анна Гончарова
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет
В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности
Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.
Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.
Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
Таким образом,ритмические игры и этюды как средство активизации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста помогают ребенку развивать творческие способности. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Кроме того, ритмические игры и этюды, освобождают человека от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят человека к состоянию покоя и радости, а также способствуют укреплению физического здоровья дошкольников
Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление — это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Цель работы – активизация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет посредством ритмических игр и этюдов.
В работе по театрализованной деятельностидошкольников определяютсяследующие основные задачи:
— формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;
— развитие творческой самостоятельности детей и умение владеть своим телом;
— воспитание устойчивого интереса к театрально — игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
Определяются так же основные принципы,которые легли в основу работы:
— Принцип целенаправленности.
— Принцип систематичности и последовательности.
— Принцип доступности.
— Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
— Принцип прочности.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой работы воспитателя.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи элементы театрализации, воспитатель использует во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Ритмические игры и этюды являются естественным продолжением линии обучения детей языку импровизации, овладению возможностями своего тела, способностью самостоятельно придумывать, творить, тем самым они активизируют театрализованную деятельность дошкольников.
С детьми 4-5 лет начинается работа с того, что дается возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например, игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания,например: в игре — превращении «Мельница»
, которая используется в
непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Я – человек»
, в качестве физкультурной минутки, ребята с интересом выполняют выразительные движения рук, небольшие волнообразные движения дополняют упражнение, превращают его в своеобразный танец. Игра – превращение
«Деревянные и тряпичные куклы»
, способствует раскрепощению
детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности. Игры – превращения «Лесник»
,
«Запрещенное движение»
и другие, в
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у друзей из Цветочного города»
,
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»
, используются в качестве
театрализации. Ритмические игры – превращения помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку. С помощью этих игр у детей развивается ритмическая активность, творческое воображение.Эти игры хорошо использовать на физкультурных минутках: прыжки, бег, различные виды танцевальных движений, ритмические движений, в сочетании с музыкальным сопровождением. Игры-превращения разделяются на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр – превращений отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому в индивидуальной работе, нужно обращать внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ. Например, в игре – превращении «Летящий лепесток»
нацеливайте
детей на импровизацию, проявление собственной фантазии. Дети импровизируют частично, то, что у них получается. Если усложнять игру превращение, тогда нужно подсказывать детям, вместе отрабатывать образ «летящих лепестков»
, а затем дети самостоятельно с использованием музыкального сопровождения импровизируют. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.
Очень интересно вместе с детьми обыгрывать в свободной деятельности, музыкально – ритмические композиции с элементами театрализации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используют разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляют при этом выдумку и фантазию. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Движения, которые, используются при показе, могут соответствовать театральному образу, подчеркивать его характер и средства музыкальной выразительности.
Детям легко перевоплощаться в различные образы, изображать повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражать сказочным героям. Поэтому, лучше поддерживать и развивать творческую инициативу, это способствует прочному усвоению детьми разнообразных этюдов, включающих различные виды ритмических движений.
Для активизации театрализованной деятельности дошкольников можно использовать с детьми всех возрастов этюдные тренажи, которые стимулируют в дальнейшем работу над образами; позволяют определить уровень знаний осознанной импровизации.
В вечернее время или любое другое можно проводить с детьми театральные игры, которые помогают детям, благодаря игровой ситуации перевоплотиться в образы сказочных героев, раскрепощают ребенка, проверяют прочность приобретенных знаний, детскую самостоятельность и их творческие возможности. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно обыгрывают разные образы в театрализованной деятельности, находясь в игровой ситуации.
В свободной деятельности, на прогулке, в качестве физкультурной минутки также можно проводить с детьми ритмические игры – импровизации, которые активизируют творчество детей в танцевальных импровизациях, помогают овладеть языком пластики, в сочетании ритмики и театрального образа. Такие игры дают возможность почувствовать свое тело, создают яркий запоминающийся образ.
Так же в работе с детьми, еще используют театрализованные спектакли по мотивам сказок, на которых дети закрепляют полученные знания в непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, в индивидуальной работе. А все изученные ранее ритмические игры и этюды помогают активизировать театрализованную деятельность, детям легко перейти к спектаклям, инсценировкам. В процессе показа театрализованного спектакля у детей совершенствуется умение перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь, доля театрализованной деятельности, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов – уменьшается.
Работая с детьми над театральным образом, не у всех получается обыгрывание импровизации какого-либо сюжета. Поэтому необходима индивидуальная работа с дошкольниками. Для этого подбираются различные этюды и ритмические игры вместе с детьми, учитывается их заинтересованность. Дети вместе с воспитателем могутзаниматься собирательством различных образов, сочинительством, импровизацией. Индивидуальная работа развивает не только общие, но и специальные углубленные театральные способности на основе природных задатков; поднимает на более высокий уровень развития творческого процесса, все это способствует активизации театрализованной деятельности у детей. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Также нужно обращать внимание на самостоятельную театрализованную деятельность детей. В свободной деятельности детям можно предложить поиграть в знакомые ритмические игры и этюды, тем самым закрепляя, а дети применяют полученные навыки перевоплощения в различные образы. Побуждаю использовать музыкальное сопровождение; короткие театрализованные сценки; игрушки – заменители, ростовые куклы; театральный грим, все это помогает ребенку передать эмоциональное состояние, образ при исполнении театрализованных игр, спектаклей, инсценировок.
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение [7, с. 4]. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [4, с. 5].
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [1, с. 24].
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования [4, с. 7].
Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры [2, с. 36].
Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами — педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.
В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ри и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.
Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы.
- Развивается речь.
- Совершенствуется моторика.
- Развивается эмоционально-волевая сфера.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма.
- Происходит развитие творческих способностей.
Список литературы:
- Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24.
- Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. — 48 с.
- Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. — 320 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. — 128 с.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. — 128 с.
- Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу… — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 160 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 144 с.
Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике
В данной статье рассмотрена проблема использования выразительных средств в массовом театрализованном празднике. Специфика массового представления заключается в особом,часто минималистическом использовании слов. Современное массовое представление часто может включать в себя и такие виды искусств как фрагменты спектаклей, песни танцы и т. д.
Ключевые слова:праздник, масса, сценарий, искусство, иллюстрация, театрализация, идейно- эмоциональное воздействие
Массовый праздник разнообразны средств идейно- эмоционального воздействия. Благодаря им, выстраивается эмоциональная подача и оценка происходящего на праздничной площадке. Однако «не всем организаторам праздника удается добиться высокой эмоционально-содержательной результативности праздников. А именно эмоции и содержание составляют, по словам теоретиков, основу творческой результивности». [1,181].
Они в первую очередь определяют палитру сценариста. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление в череде праздничного действия может охватить большой отрезок времени, ввести собравшихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства.
Специфика массового представления требует чрезвычайно экономного обращения со словом. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театрализованном представлении от других видов выступлений. Слово интересного героя, почетного гостя, участника тех или иных событий —часто обязательная составная часть массового действа.
Другим распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. Зрелищнее и эмоциональнее ход театрализованного праздника при образном решении ведущего, который несет смысловую нагрузку и становится полноправным действующим лицом, театрализованным персонажем. За основу для создания образа ведущего берутся персонажи истории, персонажи собирательного образа: земля, книга, учитель, воины, молодые люди, и др. Действенным средством для сценариста служит также и поэтическое слово.
Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документальное, публицистическое слово, и как художественное.
В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа выступают различные виды искусства, которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, танца и отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты показать общественные процессы, раскрыть накал конфликта. «Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперед действие» [2, 52]. они используются как продолжение мысли или действия, как «второй план» к устному выступлению, как зрительный образ.
Искусство в качестве выразительного средства театрализованного массового действа может выступать в нем и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методический прием продолжения этой мысли средствами искусства.
Есть еще и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовом действе — ассоциация, т. е. стремление с помощью образов уже существующих, знакомых, усилить звучание тех или иных компонентов сюжета, сделать ярче, глубже, понятнее реальный образ современника.
Так, в массовом празднике, посвященном Дню Победы эпизод «Никто не забыт».Выход на сцену реальных героев- поисковиков, которые побывали на местах боевых действий, с участием их родных, погибших под Ленинградом. Через всю сценическую площадку участники прошлик экрану с букетами из гвоздик, в вазе-гильзе очень большой величины. Наэкранах демонстрировали фото-слайды посещения братских могил, места погребения родственников, чтениеКорана и осыпаниемогил землей из Мовзолея Хожа Ахмета Йассауи в Туркестане. Этот эпизодсоздал ассоциацию личного присутствия на долгожданной встрече безизвестного прошлого и реального сегодня. Все зрители из зала стали участниками минуты встречи войны и мира, беззаветного подвига воинов, портреты которых демонстрировались по ходу шествия и повествования о солдатах — героях.
Эти действия могут быть заменены другими приемами ассоциации.Алый стяг медленно разворачивался на площадке с выносом солдатских касок и преклонением колен перед ними.
Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.
Остановимся несколько подробнее на использовании музыки. Она может быть очень уместно использована в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее самостоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Это задача сложная, она требует умения искусно монтировать музыкальные отрывки, определенной музыкальной эрудиции.
Уместно использование хора как действующего лица на празднике. Выражая основную идею праздника68-летия Победы советских войск в Великой Отечественной Войне, хор исполнял последовательно в течение всего действия три песни: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Мы все за мир» С. Туликова.«Бейбіт күн үшін» Ш.Калдаякова.Прием, использованный подобно античному хору, превратился в участника массового действия, выражая скорбь и протест народа против войны. Музыка может стать лейтмотивом всего действия, способом усиления эмоциональной поддержки происходящего, акцентировать ассоциативность восприятия.
Подобно музыке и песне режиссер массового действа может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвященные истории родной земли, боевому пути армии, трудового народа.
Таким был кинопролог, открывавший торжественное праздничное представление в ЮКГУ, посвященного 70летию университета.На весь экран проецируются кадры документальной хроники, оживляющие в памяти этапы становления и развития вуза начиная с 1943 года — года открытия института. В конце этого кинопролога мы видим студентов, выбегающих из аудитории. Как бы продолжая киномонтаж, из глубины сцены бегут студенты хореографы, начиная праздничное представление.
Киноматериал позволяет усилить в нужном направлении звучание эпизода, укрупнить его до массового действа. В театрализованном концерте, посвященном юбилею ЮКГУ им. М.Ауезова танцевальный номер «Дружба народов» шел«аккомпанементом» кинокадров о единстве народа Казахстана, о том, что малая Ассамблея студентов, обучающихся в университете — частица,символ миролюбия казахстанцев. Танец демонстрировался одновременно на трех экранах и как бы расширял границы танца, превращающих его в своеобразный символ единства.
Широко распространенным приемом является использование в построении праздничного действа фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в корпоротивных представлениях, где есть возможность показать героя праздника более крупным планом.
Раскрыть биографию героя, оживить страницы его молодости.Возможности использования кино или видеосюжета как выразительного средства в театрализованном массовом действе чрезвычайно многообразны.
Современные праздники трудно представить без танцев. На одном из праздников в Шымкенте, посвященном Дню победы над фашизмом, танец, символизирующий жестокую битву с врагами, органически плавно переходил в «разорванный круг», выстроенный из застывших монументовобнимающихся матерей и детей, разных национальностей со свечами в руках. Это мизансценическое решение прочитывалось как образ Родины, скорбящей по своим погибшим сыновьям. Эта образная мизансцена «Скорбящих матерей», не только вошла в ткань сюжета, но и придала действу ассоциативный характер. Круг в миропонимании казахов — неразрывность, единство, нерушимость связи, входящих в этот круг. Война разрушила эту связь.
В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Образное оформление, продуманность отдельных символических деталей, несущих особую смысловую и эмоциональную нагрузку — все имеет значение в возможности подчеркнуть основной замысел. Так, к празднованию юбилея области художник (заслуженный деятель культуры РК Жумакулов К.) задумал интересный образ сценической площадки в виде одеяния старца, голова которого возвышалась над полотнищем-одеждой у колосника. От плеч его и до красной линии вся площадка была покрыта его одеянием-накидкой. На поверхности которой возникали и скрывались исполнители, т. е. происходили действия о семидесяти годах области, в фактах, выступлениях героев, артистов и т. д. Земля оставалась свидетелем всего происходящего и вела комментарий вместе со «своими детьми» — ведущими.
Таким образом, видно, что конкретная площадка действия может подсказать художнику-постановщику интересный декоративно-художественный образ праздника.
Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами воздействия света и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратуры безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов.
Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вызвать в памяти любое историческое событие, «перенести» участников действия то на площадь Независимости, то на площадку космодрома, прослушать выступления выдающихся деятелей страны.
Помимо сценарных выразительных средств театрализованного праздника есть еще и специфические самостоятельные возможности усиления эмоционального воздействия праздников. Это выразительные средства искусства театра. Они построены на создании символических и аллегорических действий, используемых в сценических действиях — мизансценах; материальных предметов, несущих духовно-знаковый эффект внешнего и содержательного воздействия. [3,461] Они находят отражение в атрибутах, одежде, реквизитах, оформлении сценической площадки. Видам, содержаниям и технологиям их использования должна быть посвящена следющая статья.
Литература:
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика — С.П.б, 2001.
- Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- Москва:Просвещение, 2000.- 2-е изд. — 461 С.
- Конович А. А. Театрализованные праздники. М. Высш. шк.,1999. — 206С.