Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты. предметно-игровая среда. сценарии сюжетно-ролевых игр (стр. 1 )

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 21 ВЕКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ.

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА. СЦЕНАРИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

  1. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Метеостанция»
  2. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Детективное агентство»
  3. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный медицинский
    центр»
  4. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Банк»
  5. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Пиццерия»
  6. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Швейное ателье»
  7. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Студия Аэродизайна» (с
    использованием техники «Твистинга»)
  8. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «ГИБДД»
  9. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Театр»
  10. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Техническое обслуживание
    машин»
  11. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры туристическое агентство
    «Вокруг света»
  12. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Фармсервис»
  13. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Служба спасения»
  14. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Хореографический
  15. фестиваль»
  16. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Цирк»
  17. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Дом мод»
  18. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ювелирный магазин
    «Алмаз»

Цель игры: формирование коммуникативной компетентности.

Задачи

  1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  2. Совершенствовать коммуникативные способности, расширять

словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.

  1. Знакомить детей с профессиями людей, работающих на

телевидении. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.

  1. Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать

условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа

Экскурсия на телевидение: рассматривание обстановки съёмочной площадки и оборудования, объяснение назначения стендов, табличек,

наблюдение за трудом работников телевидения. Наблюдение за тем, как проходит съёмка телепередач. Рассказ работников телевидения о своей работе.

Беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей: «Для чего нужно телевидение», «Любимые телепередачи», «Чем можно заменить телевизор», «Как снимается телепередача», просмотр презентации «Откуда пришло телевидение», «Кто работает на телевидении», просмотр познавательных и развлекательных телепередач.

Чтение литературных произведений А. Барто «Сильное кино», «В кинотеатре», М. Зощенко «Актер», М. Пришвин «Начало осени», Б. Житков «Как идет свет по проводам», М. Алимбаев «Что за странная страна».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Из какой это сказки?», «Чего не хватает?», «Корреспондент», «Составь мультфильм», «Кто больше назовет телепередач», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно режиссеру».

Выставка детских рисунков «Детское телевидение», «Кино глазами детей», «Реклама к спектаклю» (коллективная работа), рисование вывесок, коллективный коллаж «На телевидении».

Составление мини-энциклопедии «Все о телевидении».

Развивающая предметно-игровая среда: компьютеры, видеокамера, фотоаппараты, сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», микрофон, телефон, рации, «хлопушка»; символика различных программ; элементы костюмов, грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации, ширма, фотографии; костюмы для театрализованной деятельности, маски; логотип передачи в виде аппликации, значков-определителей для участников

съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).

Конструкт сюжетно-ролевой игры «Ресторан» под руководством Темеревой Л.П

-Дети, кто может работать в ресторане? (повар, официант, администратор)

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Какую работу выполняет каждый из сотрудников?

(повар – готовит; официант – приносит меню, записывает блюда, приносит заказ, убирает со стола; администратор – следит за работой сотрудников, приводит посетителей к столу, принимает заказ столиков в ресторане.)

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Как вы считаете, какими качествами должны обладать каждый из работников ресторана?

(повар – старательный, аккуратный; официант – добрый, вежливый, терпеливый, внимательный; администратор – добрый, вежливый.)

Воспитатель выслушивает ответы детей

-А какими должны быть посетители?

(добрые, вежливые, воспитанные, терпеливые.)

Воспитатель выслушивает ответы детей

-Как вы считаете, что могут говорить сотрудники ресторана и посетители?

(посетители — здравствуйте, добрый день, я бы хотел заказать, не могли бы вы принести, большое спасибо, до свидания; администратор – здравствуйте, добрый день, пройдемте пожалуйста, все ли вам нравится, до свидания; официант – добрый день, возьмите пожалуйста меню, не хотели бы вы попробовать, я бы хотел порекомендовать вам, приятного аппетита, до свидания; повар – заказ готов, возьмите пожалуйста заказ.)

Воспитатель выслушивает ответы детей

-А какие ваши любимые блюда? Могут ли их приготовить в нашем ресторане?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Дети, как вы думаете, что нам может понадобиться для игры?

(меню, продукты, одежда, приборы, место..)

Воспитатель выслушивает ответы детей

-Кто бы из вас хотел бы составить меню и придумать необычные названия блюдам?

-А кто хотел бы красиво разложить столовые приборы для наших будущих посетителей?

Воспитатель распределяет обязанности по желанию детей, если одно дело хотят выполнять несколько детей, то проводится жеребьевка.

-Дети, нам нужно определить, где будет работать повар, куда поставить столы и стулья для посетителей, как официант будет записывать заказы.

Воспитатель организует подготовку игрового пространства и оборудования. При необходимости оказывает помощь.

-Вы уже выбрали место для повара?

-Как вы разложили приборы?

-Какие блюда могут быть в ресторане? Давайте нарисуем меню вместе?

-Теперь распределим роли. Как мы можем это сделать?

(по желанию, жеребьевкой, считалкой)

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Можно сегодня я буду администратором ресторана?

Предполагаемые роли и игровые действия:

Главные

Режиссер — следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.

Помощник режиссёра — приглашает участников и зрителей на телепередачи.

Оператор — снимает на видеокамеру телепередачу.

Телеведущий, диктор — знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.

Репортер — корреспондент — берет интервью, ведет репортаж с места событий.

Художник-оформитель — рисует и ставит декорации.

Фотограф — делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.

Зрители, телезрители — смотрят фильм, передачу.

Участники телепередач — участвуют в телепередачах, дают интервью. Второстепенные

Директор — принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.

Гример — гримирует актеров.

Костюмер — одевает актеров в костюмы.

Охранник — следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.

Шофер — привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.

Грузчик- загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.

Методическая разработка «Планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе»

Елена Федосенко

Методическая разработка «Планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе»

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности

детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного

персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в

социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на

компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций,

поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно

развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и

общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к

самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным

диагностическим средством психического развития детей.

Таким образом, основной целью развития сюжетно – ролевой игры

является развитие свободной творческой личности ребенка, которое

определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности

детей.

Перспективный план сюжетно-ролевых игр

Месяц Название,

содержание Методическая работа

Сентябрь 1.«Магазин»

(овощной, продуктовый, обувной». Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Рассмотрение фотографий
«Магазин»
.

Беседы: «Как работает продавец»

,
«Вежливые покупатели»
,
«Поход в магазин»
;

2.«Салон красоты»

.

Учить детей организовывать игру. Познакомить с трудом парикмахера

Провести беседу

«Как мы ходили в парикмахерскую»

,

«В парикмахерской»

. В салоне работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову, причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны.

Октябрь 1.»Кино»

Подобрать эпизоды из разных сказок, где четко проявляются черты характера персонажей. Снимаем сказку «Красная шапочка»

волк прикидывается бабушкой,а Красная Шапочка интересуется: «А почему у тебя такие большие ушки?» и т. д

2 Игра «Улица»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Тематические прогулки — экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица»

.

Игровые роли. Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др.

Ноябрь 1.«Скорая помощь»

«Аптека»

Познакомить детей с людьми медицинских профессий, учить уважать их труд.Беседа: «Как мы измеряем вес и рост»

,

«Что делать, если поранились»

,

«Больница Айболита»

,
«Что продают в аптеке»
Чтение худ.лит-ры: «Доктор Айболит»

2.«Семья

Учить обыгрывать семейные ситуации, распределять обязанности между членами семьи.Беседа: «Кто дома ухаживает за детьми, кто любит детей»

,

Декабрь 1.«Детский сад»

Познакомить с трудом воспитателя Беседа «Кто такой воспитатель»

. Воспитатель встречает детей, играет с ними, проводит занятия.

Беседы: «Как мы играем и занимаемся в д/с

2. Игра «День рождения»

Цель. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов.

Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, воспитательница, братья, сестры, гости.

Январь 1 Игра «Завод»

Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика)

и что он производит Беседа о труде рабочих. Просмотр фрагментов фильма о людях рабочих специальностей. Чтение рассказа
«Автомобильный завод»
из книги А. Дорохова
«Сто послушных рук»
. Чтение отрывков из книг В. Маяковского
«Кем быть?»
, В. Авдиенко
«Все работы хороши»
2.«Поликлиника»

.

Познакомить детей с работой в поликлинике и причины обращения туда.

Ситуации: Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, измеряет температуру, ставит градусник. Медсестра выписывает рецепт, смазывает ранку, бинтует ее.

Февраль 1. Игра «Почта»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом.Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо»

, Е. С. Я. Маршака
«Почта»
. Показ фильма или мультфильма по теме
«Почта»
. Беседа по картине
«На почте»
.

2. Игра «Школа»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни. Экскурсия в школу,беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Игровой материал. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.

Март 1.«Транспорт, строительство»

Познакомить с транспортом.

«Пожарные»

Объяснить, что пожарные, тушат пожар, спасают людей.Рассматривание иллюстраций и беседа по ним: шоферы берут машины, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не, наехать на людей, возят материалы на строительство, строители строят гараж. На улице ездят разные машины, они возят грузы.

2.«Полиция»

«Армия»

.

Учить гордиться нашей Родиной, её защитниками.

Игра «Пограничники»

Воспитание у них смелости и выносливости. Рассматривание фотографий и иллюстраций. Организовать игру на улице.

Чтение нескольких рассказов о пограничниках, просмотр кинофильма. Рисование на тему «Граница»

.

Апрель 1.«Кафе»

Познакомить детей с теми, кто работает в кафе.Рассмотреть иллюстрации: «Кто работает в кафе»

повара закупают продукты в магазине, готовят еду, кормят посетителей.

2. Игра «Космонавты»

Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Совершенствование физической подготовки. Рассматривание иллюстративного. Чтение очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос»

.

Май «Цирк»

Закрепить знания детей о цирке, о его работниках.

Игра «Путешествие по реке»

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых – работников речного порта для городов и сел страны. Чтение стихов о цирке.

Прослушивание песен «Цирк Шапито»

,
«Клоуны и дети»
,
«Куда уехал цирк»
.

Чтение рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»

, Э. Успенский
«Школа клоунов»
.

Беседа «Воспоминание о цирке»

.

Варианты начала игры

  1. й вариант. «Телестудия». На телестудии работают редакторы, которые направляют деятельность всех работников студии, определяет тему и сюжет передач, очерёдность в показе телепередач, собирают нужную информацию, готовят текст. Дают указания художникам — оформителям для подготовки съёмочной площадки.
  2. й вариант. Телепередача «Наш любимый детский сад». Художники- оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место для съёмочной площадки и оформляют её. Корреспонденты отправляются на экскурсию по детскому саду и группам, берут интервью, составляют текст телепередачи. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на начало съёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале. Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке.
  3. й вариант. Открыть конкурс по отбору телеведущих, дикторов и актёров с последующим устройством на работу.
  4. й вариант. «Визит к гримёру, костюмеру». Телеведущие, актёры приходят к гримёру. Он изменяет их внешний вид: макияж, прическу. Ведёт их к костюмеру, объясняет, какая одежда нужна для телепередачи. Костюмер и его группа подбирают одежду для телеведущих, актёров в соответствии с заказом. Телеведущие, актёры благодарят костюмера и гримёра за хорошую работу.
  5. й вариант. Создание проблемных ситуаций:
  1. открытие кафе, где будет проходить дегустация соков и посещение бесплатного караоке клуба — обращаются за помощью к работникам телевидения;
  2. при открытии супермаркета незаметно для детей вносится пакет с посторонним предметом, ведется наблюдение за действиями детей: Возьмут ли в руки пакет? Обратятся ли к охране? Привлекается внимание работников телевидения, которые разрабатывают программу о правилах поведения при обнаружении посторонних предметов.

Значение сюжетных игр

Развитие маленького человечка невозможно без разнообразных игр. В раннем возрасте малышу достаточно взять в ручки погремушку и потрясти ее. Взрослеют дети, их привлекают новые игрушки, усложняются игровые правила. Малыш стремится вовлечь в игровой процесс окружающих, сначала маму, потом других детей. Проявляется творческое начало в личности дошкольника.

В игровой деятельности появляется сюжет: ребятня начинает распределять игровые роли, договариваются о правилах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников в старшей группе уже становятся более конкретизированными по теме: не просто «поиграть в куклы», а изобразить сюжетную сцену, например, чаепитие с гостями, где у каждого ребенка есть конкретная роль или разыграть сценку непослушания. Ребенок создает воображаемую ситуацию, которая позволяет примерить на себя любую роль, почувствовать себя главным действующим лицом.

В своих действиях дошкольник абсолютно самостоятелен: он может воображаемым ножом отрезать хлеб, маленькой палочкой, представив ее ключом, открыть замок в двери. Малыш представляет себя в больнице, в школе, в магазине, разыгрывая различные ситуации. Самовыражение ребенка проявляется особенно ярко в сюжетных игровых ситуациях.

Специалисты выделяют сюжетно-ролевые игры как отдельный творческий вид, которые характеризуются обязательным наличием сюжета, распределением ролей, при этом подчиняются определенным игровым правилам. Любой игровой процесс с сюжетом и распределенными ролями – это игровая деятельность коллектива. Здесь принимают участие несколько человек.

Значимая социализация происходит именно в совместной деятельности, когда дошкольники взаимодействуют друг с другом в соответствии с принятыми ролями. Малыш учится нормам социального, нравственного поведения, развивается коммуникативность. Непоседа учится проявлять самостоятельность, находить выход из запутанных ситуаций, идти на конструктивное общение во время конфликтов. У ребенка появляется опыт поведения в разных ситуациях.

К характерным особенностям всех сюжетно-ролевых игр старших дошкольников многие специалисты относят двойственность характера игрового процесса, которая проявляется в соединении вымышленного, воображаемого мира взрослых с реальностью действий дошкольников в игре. Например, малыш сидит на стуле, и одновременно в игровой реальности этот ребенок – водитель автобуса.

Игровые предметы заменяют в воображаемом мире предметы, которые присущи миру взрослых. Двойственность ситуации позволяет дошкольникам получать информацию и усваивать знания о неизвестных им ранее сторонах действительности. Малыш не может вылечить больного, вырвать зуб, но в игровом процессе он узнает, что делает врач, как надо вести себя в больнице, о том, что помогать людям – это хорошо.

Руководство игрой

  1. Обогащение содержания игры:
  • приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
  • приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, осветительных приборов, требование установить кабель- каналы.
  1. Советы:
  • открыть буфет или столовую для персонала и участников телепередач;
  • необходима хорошая реклама, анонс телепередачи, чтобы привлечь телезрителей;
  • выпуск и показ интересных и познавательных телепередач.
  1. Создание проблемных ситуаций:
  • Что делать, если во время съёмки сломалась видеокамера?
  • Что делать, если на съёмку не пришёл главный её участник?
  • У меня проблемы с нестандартной фигурой и я не могу подобрать себе платье, костюм для съёмки. Что делать? К кому обратиться?
  • Отключили свет, что делать? (Обзвонить участников телесъёмки, обговорить и определить удобное время и место съёмки);
  • Сломалась видеокамера, что делать? (Вызвать механика по ремонту оборудования);
  • Закончилась плёнка в видеокамере, что делать? (Обратиться к директору с просьбой привезти плёнку);
  • Сработала пожарная сигнализация, что делать? (Организовать вывод всех сотрудников из телестудии, позвонить в пожарную охрану).

Игры-спутники:

  • телепередачи на разные темы («Моя семья», «Наш город», «Школа будущего»);
  • реклама мероприятий («Театр», «Хореографический фестиваль», «Цирк»);
  • реклама предприятий («Супермаркет», «Медицинский , «Банк», «Техническое обслуживание машин»);
  • реклама продукции («Студия аэродизайна», «Ювелирный магазин «Алмаз», «Фармсервис», «Дом мод», «Пиццерия», «Швейное ателье», «Салон связи»);
  • прогноз погоды («Метеостанция»);
  • сводка происшествий («ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения»);

— интервью сотрудников разных предприятий («Туристическое агентство «Вокруг света», «Ветеринарный медицинский центр»

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

Получить текст

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]