В песках. (Из цикла «С севера на юг») — Сладков Н.И.

  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Песок полезное ископаемое

Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения, расщепления и дробления твердых частичек на более мелкие.

Вода не только точит камень, но и полирует его. Постоянные приливы воды за счет постоянных соприкосновений привели к распаду некоторых минеральных элементов в толще морской воды, что привело к формированию залежей песка.

Различают три основных вида песка:

  • острый, который формировался в почве;
  • речной, более гладкий и обтесанный течением;
  • морской, максимально приближенный к округлой форме.

По своей структуре песок выглядит в виде рыхлой смеси песчинок диаметром до 5 мм.

Количество областей применения песка просто поражает. Основным направлением, где он используется, было и остается строительство. Песок служит подушкой в дорожном строительстве, используется для насыпей, различные виды песка используются для декорирования территорий, в виде наполнителя, для цементного раствора, а кварцевый песок даже идет на производство силикатного кирпича или на создание материалов для сварки.

Песок – основной элемент при изготовлении железо-бетонных конструкций, тротуарной плитки и бордюрного камня, колец для колодцев. Песок является исходным элементом для выплавки стекла.

Песок бывает разных цветовых оттенков – желтого, белого, оранжевого и даже черного!

Интересным фактом является информация о том, что песок относится к первому классу радиоактивности, то есть считается радиационно безопасным. Только черные пески имеют радиоактивность.

Добывается песок достаточно легко. На земле экскаваторы копают карьеры, которые называются песчаные. Затем ковшами они грузят песок в грузовые машины, которые доставляют песок до места назначения. Если требуется речной песок – его черпают со дна водоемов. Но самый востребованный – мелкозерненый морской песок.

Песок был и остается самым важным, востребованным и популярным полезным ископаемым!

В песках

Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё даль­ше— за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне та­кое же неоглядное, как и пески.

Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды зо­лотистых песков — барханы. Белые болота, засыпанные солью,— солончаки. Рощицы кривых полузасохших де­ревьев— саксаульники. И такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как асфальт.

Ручьи и озёра там без воды—летом вода пересыха­ет. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

Камни в пустыне почернели от солнца, глина по­трескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жу­ков. И удивительные происходят события.

Способы добычи и сферы применения полезного песка

Чрезмерное изобилие с повсеместной распространенностью способствует буквально на любой территории, где разведаны огромные запасы песка, относительно легко добывать полезное ископаемое в огромных количествах.

Правда добыча песка происходит различными способами:

  1. открытый,
  2. закрытый
  3. и скважинный.

Так самый популярный в окружающем мире сыпучий вид востребованного ископаемого извлекается закрытым методом забора грунта с глубокого дна водоема, где главный строительный материал донного отложения — речной песок разрыхляется грунтозаборным устройством дноуглубительного плавсредства — судовым земснарядом.

В результате эффективнейших гидронамывных работ при запуске механического двигателя с высокопроизводительным редуктором запускается мощнейший насос, ежеминутно засасывающий мутную струю чистейшего песка по толстому пульпопроводу.

Перекаченный с песчаного дна речного водоема на плавучую баржу поднятый грунт загружается в огромные кучи песка, где естественным образом избавляется от избыточной влаги, а под действием солнечного нагрева и окружающей вентиляции воздуха доставляется на грузовых баржах в удобные места:

  • товарной разгрузки,
  • последующей переработки
  • и окончательного хранения

в виде высоких гор чистейшего песка, отчего строительный материал удивительным образом превращается в полноценный товар, имеющий свою рыночную стоимость.

Оттого видимо на холмистых просторах давно высохших древних морей образовалось неисчислимое количество золотисто-желтого песка, где самый востребованный после живительной воды природный ресурс долгое время по техническим характеристикам был абсолютно непригоден в строительном деле, поэтому считался бесполезным, а в отдельных случаях даже крайне вредным.

Уже в наши дни ученый мир Европы из некогда бесполезного песка жаркой пустыни создал биологически разлагаемый материал, успешно применяемый в строительной сфере. Тем самым уменьшив нагрузку на постепенно иссякающий природный ресурс – полезное ископаемое песок.

Открытым методом глубокой выемки полезного грунта из обводненных углублений земной коры добывают карьерный песок, где с помощью вскрышных скреперов снимают поверхностный слой почвы, а ковшовыми экскаваторами вынимают земную породу.

Скважинный метод гидродобычи кварцевого песка с точным расчетом залежей песка с отработанной технологией предполагает:

  1. на труднодоступных заболоченных местах и сельскохозяйственных угодий,
  2. в зонах вечной мерзлоты и огромными территориями лесных массивов ценных пород деревьев

со слабоустойчивой поверхностной кровлей и плавной просадкой с неглубоким залеганием в 20 метров пластовой породы доставлять ценное ископаемое на поверхность земли с сохранением первозданного ландшафта.

Скважинное оборудование для наклонно-горизонтального бурения с подземным трубопроводом для принудительного подъема на поверхность земли песчаной пульпы устанавливают на разведанных ранее запасах добываемой породы с общим объемом средней мощности в 1,5-2,5 млн. м3 тонн. Отчего экономическая эффективность данного способа добычи песка в несколько раз превышает:

  • не только закрытый подводный способ добычи,
  • но и открытый карьерный способ добычи.

Уже сегодня 85% всей мировой добычи полезных ископаемых приходится на минеральные ресурсы, где по статистическому учету ежегодная добыча песка и гравия перевалила отметку свыше 75 млрд тонн.

Главными потребителями гигантских объемов являются все та же строительная отрасль жилищных объектов недвижимости, где из полезного ископаемого возведены бетонные здания и выложены плиточные дорожки, которые в зимние холода превращаются в настолько скользкое покрытие, отчего его посыпают все тем же минеральным песком.

Огромное количество ценного песка уходит на дорожное строительство с возведение инженерных эстакад мостов и ремонт протяженных автомобильных дорог, нужды коммунального хозяйства и конструирование ландшафтного дизайна.

Рыхлый песок идет на укрепление, как береговых линий, так и постройки грузовых портов.

А основными отраслями использования добытых фракций ископаемого песка являются:

  1. изготовление сухих смесей для строительства и создание искусственных покрытий,
  2. литейное производство и нефтегазовая и медицинская промышленность,
  3. разработка наполнителей полимеров и лакокрасочных материалов,
  4. изготовление клея и пескоструйная обработка предметов и гладких поверхностей,
  5. производство стекла и очистка растворов с фильтрацией воды,

где перечисленные области применения могут быть расширены существенным образом.

Песчанкин дом

Сидела у норки Песчанка и радовалась: до чего же хорошо на солнышке! Би-биб, би-биб! То один бок по­греешь, то другой. То спиной вверх, то животом. И если бы не дела и заботы, так весь бы день с боку на бок и переворачивалась. Но дела, дела — траву подгрызать и носить к норке надо. А тут ещё все мешают! Думаете, Орёл в небе просто так кружит? Это он нас, песчанок, высматривает. Думаете, Кот барханный за кустом про­сто так сидит? Тоже нас подкарауливает. Но Орла и Ко­та я не очень боюсь, им, здоровенным, в нору ко мне не пролезть. Мне, главное, не проглядеть бы Варана! От него и в норе не спасёшься. Ой — би-би-б! — а он тут как тут! Подкрался злодей зубатый!

Кинулась Песчанка в нору — как сквозь землю про­валилась. Варан за ней. Сунул щучью голову в нору и шипит сквозь частые зубы:

— Слышу, слышу — недалеко спряталась. А ну, вы­ходи по-ххорошему! Не ххочешшь? Тогда я к тебе сам приду!

Песчанкина нора — целый подземный лабиринт: ходы, тупики, отнорки. И везде кто-нибудь живёт. Продирается Варан по подземным ходам, а на пути — Жаба.

— Что это за чучело пучеглазое? — шипит Варан.— Ещё и пятнистое!

— Я не чучело,— отвечает Жаба,— я Зелёная Жаба, жиличка Песчанкина.

— А что ты тут, Зелёная Жаба, делаешь, а?

— Я тут ночую или, вернее, днюю. Я существо неж­ное, кожа у меня тонкая, мне днём под солнцем никак невозможно — засыхаю. Поэтому я днём сплю, а гуляю ночью. Утречком снова в нору. Я у Песчанки угол в но­ре занимаю. Самый сырой.

— А где же твоя хозяйка? — шипит Варан.—Покажи мне её, я по ней соску­чился…

— Не покажу, ни за что! Песчанка меня приютила, а я ей злом за добро? Не хочу не­благодарной быть!

— Тогда я тебя съем, пря­мо в твоём сыром и тёмном углу! — рассердился Варан.— Вот сейчас и съем!

— А я невкусная, несъе­добная,— заурчала Жаба, — у тебя живот заболит.

Щёлкнул Варан зубами, от­пихнул Жабу когтистой ла­пой и давай дальше продирать­ся по лабиринту. На пути у него — Жук-скарабей. Варан посмотрел на него и спраши­вает:

— Ты кто такой, навозник, что ли?

Жук-скарабей обиделся:

— Я — священный Жук- скарабей! В древние времена моими изображениями люди дворцы украшали.

Очень удивился Варан:

— Если ты такой знамени­тый, так что же ты не во двор­це живёшь, а в тёмной норе копошишься?

— Я-то? — растерялся Жук- скарабей.— Так у меня же, как вы справедливо заметили, ещё одно имя есть—Жук-навозник. Так вот я и того… Кое- что собираю здесь—есть-то надо…

Ухмыльнулся Варан.

— Вот и мне надо есть. А Песчанка удрала. Отвечай — куда она спряталась?

— Всё я тебе рассказал,— заскрипел Жук-навозник.— А этого не скажу. Я друзей не выдаю.

— Ты не скажешь — дру­гие скажут, — зашипел Ва­ран,— много вас тут в норе, приживальщиков. Эй, бабочки, Песчанку видели?

В норе Песчанки скрыва­лись от жары и солнечного света ночные бабочки. Они си­дели на стенке норы и поводи­ли усиками.

— Мы ничего не видели. Мы ничего не слышали, мы ничего не знаем!—зашелесте­ли бабочки.— Нас тронешь — поперхнёшься, подавишься, за­дохнёшься!

Варан и сам знал, что крылья у бабочек сухие, жёст­кие и в пыльце. Стал проди­раться дальше. Видит—в от- норке птичка Каменка прита­илась. Спрашивает её ласково:

— А ты, Каменка-плясунья, что в норе делаешь? А? Уж не бабочек ли ловишь?

— Нет,— отвечает Каменка,— у меня тут гнездо в отнорке, а в гнезде яички лежат.

— Ага, проговорилась! — обрадовался Варан.— Где гнездо? Давно яиц не глотал, даже охрип маленько. Сейчас горло своё смягчу!

Перетрусила Каменка, стала Варана упрашивать:

— Я,— говорит,— всё сделаю для тебя, только гнездо не трогай.

— Ладно,— отвечает Варан,— не трону твоего гнез­да, если ты мне Песчанку покажешь. А не пока­жешь — берегись!

— Покажу, покажу,— запищала Каменка.— Вон в том отнорке она. Поторопись!

— Вот как я ловко тебя запугал! — обрадовался Варан.— Теперь-то уж Песчанка моя!

И полез, шипя, в отнорок. А Каменка смотрит вслед и хихикает. Она-то знает, кто там, в отнорке, сидит. На­рочно Варана туда послала, чтобы Песчанку спасти.

Чует Варан, что кто-то сидит в отнорке, а кто — не видно. Только хотел спросить, а его самого спраши­вают:

— Ты кто такой?

— Я? — удивился Варан.— Я гроза сусликов и песча­нок. Я самая большая ящерица в пустыне! Шшшш!!!

— А я,—слышит в ответ,— Хорь-перевязка! Гроза песчанок, сусликов и варанов!

Испугался Варан, заговорил шёпотом:

— Отдай мне мою Песчанку—я и уйду.

А Перевязка ему отвечает:

— Нет тут ничего твоего! Тут всё моё! Я тут охо­чусь! А ты — моя добыча!

Сцепились Варан с Перевязкой — пыль по подзем­ным ходам заклубилась. Притихли все вокруг, слуша­ют— кто кого? И Песчанка слушает. Она давно из норы вылезла, наверху сидит.

— Страх берёт, как дерутся,— шепчет Песчанка.—

Может, и их, хищников, страх возьмёт, отвадят друг друга от моей норы? Эх, зажила бы я спокойно, в ладу со всеми своими жильцами. Хорошие они у меня, никто Варану не выдал.

Тут под землёй драка кончилась, разбежались Пере­вязка и Варан в разные стороны. Варан рядом с Песчан­кой высунулся из-под земли.

— Эй, Песчанка, куда Перевязка удрала?

— Влево! — испугалась Песчанка.

— Тогда мне вправо! — фыркнул Варан и запылил по пескам.

Тут и Перевязка выскочила из норки:

— Ау, Песчанка, куда Варан побежал?

— Вон в ту сторону побежал! — опять испугалась Песчанка.

— Раз в ту, то мне в другую! — взвизгнула Перевяз­ка и ускакала.

Песчанка посмотрела им вслед, успокоилась—да и за дело. Траву зубами косить, в зубах в нору носить.

Недостатки

Задумываясь над тем, что делать с кинетическим песком, родители сначала должны хорошенько подумать, нужно ли им вообще покупать своему ребенку подобную развивающую «игрушку». У нее, как и у любого предмета, есть свои недостатки.

Среди таковых выделяют:

  • стоимость;
  • необходимость регулярного прочищения;
  • такой песок нельзя просеять через сито;
  • возможность застревания песчинок в ткани;
  • иногда издает неприятный запах.

Также некоторые родители говорят, что волшебный песок иногда липнет к рукам, особенно к детским ладошкам. Обычно такое происходит, если руки вспотели или намокли. Впрочем, если соблюдать правила использования подобной продукции, проблем быть не должно.

Черепаха

Странный след на песке — словно проехал игрушеч­ный грузовик. Это проползла черепаха. Кончился её долгий зимний сон. Черепаха выползла из норы, в кото­рой спала полгода, и отправилась искать свежую травку.

Вот бы удивились те, кто привык считать черепах медлительными,—черепаха почти бежала! Удивились бы и те, кто считает черепах неуклюжими,— черепаха ловко взбиралась на самые крутые склоны. Правда, од­нажды она сорвалась, скатилась вниз и перевернулась на спину. И тут бы удивились те, кто привык считать черепах неповоротливыми: черепаха вытянула шею, упёрлась головой в песок—раз! — и встала на ноги! И всё это было видно по её чётким следам.

А вот и сама черепаха. Бойко вышагивает по песку. На пути у неё ящерица—ушастая круглоголовка. Стоит на пяточках — горячо! — и хвостом обмахивается — жар­ко! Увидела черепаху—как разинет рот до ушей! И да­же шире: в углах рта у неё раскрылись веером две красные складки, как уши. Рот с ушами!

Но черепаха даже в сто­рону не свернула. Знала, что круглоголовка только на вид страшная, а сама безобидная. И пугает она… со страху!

Заяц-песчаник встал стол­биком — смотрит на черепаху. Тонкопалый суслик перестал песок рыть и тоже на чере­паху смотрит. Саксаульная сойка промчалась мимо. Но черепаха на них не посмотре­ла. Скорее найти траву: пол­года ведь не пила, не ела!

Встретилась на пути ящерица-агама. Надулась, поднялась на кривых нож­ках, на горле отвисла ко­жа — как синяя борода. И бока стали синими. Но и это черепаху не испугало — шагает себе напрямик!

Скорпиона не испуга­лась, фалангу не испуга­лась. Даже песчаного удав- чика не заметила, хотя он совсем рядом с нею про­полз.

Но вот когда накрыла её тень орла, черепаха быстро спрятала в панцирь ноги и голову—словно юркнула в дом и дверь за собой за­хлопнула!

Орёл рухнул сверху. Скогтил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале, где он всегда расправлялся со своей добычей. Но тут к нему бросился другой орёл и стал отнимать поживу. Орлы сцепились в воздухе, хрипло крича, а черепаха упала вниз — прямо в гу­стую траву. В ту самую, ко­торую так долго искала!

На память о приключе­нии остались на панцире длинные царапины — сле­ды орлиных когтей.

Преимущества

Как играть с кинетическим песком? Все зависит от фантазии родителей, а также от возраста ребенка. Сначала выясним, насколько такая «игрушка» хорошая. Стоит ли вообще ее покупать?

Кинетический песок обладает следующими преимуществами:

  • гипоаллергенен;
  • легко собирается в кучу;
  • не оставляет следов на поверхности;
  • безопасен для использования детьми;
  • легко промывается и просушивается;
  • не засыхает и не требует увлажнения.

Такой песок может полностью заменить обычный песок из уличной песочницы. В нем не размножаются микробы, что делает продукцию совершенно безопасной.

Разговоры в песках

ВОРОБЕЙ САКСАУЛЬНЫЙ И ВОРОБЕЙ ПУСТЫННЫЙ

— До чего, сосед, я хитро устроился — взял и свил гнездо в узком дуплишке! Мне теперь даже барханный кот не страшен!

— А я, сосед, ещё хитрее придумал. Я своё гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не то, что бар­ханный кот, мне теперь даже каракал — пустынная рысь нипочём. Орлы моё гнездо теперь охраняют!

СЫЧ И УДОД

— Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худо-тут! Худо-тут!»

— А потому, Сыч, что тут хорошо!

— Вот и кричал бы тогда: «Хорошо-тут! Хорошо- тут!»

— Ишь ты какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! «Худо- тут! Худо-тут!»

ЁЖ И ЧЕРЕПАХА

— Эй, Черепаха, а вдруг тебя Лиса схватит, а?

— А я, Еж, в свой костяной панцирь спрячусь и лап­ками вход захлопну. Лиса зубами пощёлкает и за тобой побежит.

— А я в колобок съёжусь и колючки выставлю. Ли­са нос уколет, заплачет, да и уйдёт ни с чем.

ЗАЯЦ-ПЕСЧАНИК И МОХНОНОГИЙ ТУШКАНЧИК

— У тебя, Тушканчик, четыре лапы, а следы на песке только от двух. Ты куда две ноги подевал?

— А у тебя, Заяц, задние лапы на следах почему-то впереди передних. Может, ты хвостом вперёд бегаешь?

— Это у меня, Тушканчик, от скорости: так то­роплюсь, что задние ноги передние обгоняют!

— И у меня, Заяц, от скорости: на одних задних скачу, чтобы передние не задерживали!

Классификационная характеристика видов природного песка

Повсеместно встречающийся по всем странам планеты земля мелкозернистый минерал блестящего на солнце полезного ископаемого по характеру происхождения и разнообразию состава подразделяется:

  • на природный песок
  • и искусственный песок,

отчего процесс получения, не созданного в дикой природе образца материала, тесно связан с принудительным дроблением и тщательным измельчением каменного гранита и осколков мрамора с обломочным известняком, где размер песчинок находится в интервале от 0,7 мм до 5 мм.

Сама же величина зерен полезного ископаемого песка классифицируется тремя видами категорий:

  1. мелкозернистый от 0,1 мм до 0,2 мм,
  2. среднезернистый от 0,3 мм до 0,5 мм,
  3. крупнозернистый от 0,6 мм до 3 мм,

где самая мелкая фракция фактуры песка интуитивно напоминает по распознаванию прикосновения размолотую в невесомую пыль, приятно ощущаемую пушистую муку.

В связи с чем, агрегатные типы кристаллических модулей тел разделяют на основные две группы:

  1. одиночные монокристаллы с правильной формой кристаллической решетки
  2. и сросшееся множество различно ориентированных поликристаллов,

из-за чего по процентному набору состава входящих веществ:

  • твердые монокристаллы содержат 90% основного вещества кремния и 10% малочисленной обманки рогового вещества морских кораллов и раковинных останков древнейших водных животных,
  • поликристаллы содержат 50% полевого шпата и 50% кварца.

По условиям накопления и местом расположения природного вещества ископаемое песок характеризуется тремя видами:

  1. почвенный песок с острыми гранами,
  2. гладкий песок, обтесанный речным течением
  3. и морской песок максимально округлой формы


с естественным фоном активного излучения радиационной опасности химических элементов входящих веществ с природными цветовыми оттенками:

  • от светлого до желтого, от белого до серого,
  • от розового до оранжевого, от красного до лилового,
  • от фиолетового до зеленого, от коричневого до черного,

где неоднородность песчинок различных размеров и смеси цветов имеет существенную разницу, напрямую зависящую не только от вида ископаемых пород с различным составом веществ, но и от характерного преобладания:

  1. каменистых осколков и блестящих стеклышек,
  2. базальтовой крошки и полудрагоценных камней,
  3. мелких крупиц известковых соединений водных ракушек и зерновых примесей минеральных отложений.

Загадочные истории

ПРОПАВШАЯ РУБАХА

Живёт в песках ящерица — сцинковый геккон. Очень красивый геккон. Особенно хороша у геккона кожа- рубаха— вся в золотых и медных чешуях-пуговицах. И штаны хоть куда: чешуйки, как рюшечки и оборочки.

Но всему свой срок: выцвела рубаха, запачкались штаны, протёрлись рукавчики на локотках. Пора одёж­ку менять.

Для геккона сменить костюм не задача. Надо укрыться в норку подальше от любопытных глаз, да и стянуть с себя лапками износившуюся кожицу-одежон­ку. А под ней уже готова новая: чистая, в блестящих чешуях, с белыми рюшечками и оборочками на штанах.

Геккон так и сделал: спрятался в тёмную норку и начал переодеваться. И вот геккон во всём новом.

Старой рубахи в норе нет. А старая где рубаха?

(Отгадка)

Старую рубаху, понятно, геккону ни в штопку, ни в стирку не сдать. Но и выбросить жалко!

Как только стянет её геккон с себя, так берёт в передние лапки, складывает в комочек, да и в рот! Съест целиком рубаху—ещё и оближется. Не пропа­дать же добру!

ГДЕ БЫ СПРЯТАТЬСЯ?

Ни густого деревца, ни зелёного кустика—один пе­сок вокруг. Где же тут тень найти? Невозможно же в таком пекле жить, где от солнца укрыться? Как толь­ко обитатели песков не изжарятся?

(Отгадка)

Если бы обитатели песков не знали, куда от солнца прятаться, то многие бы и вправду изжарились заживо.

Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норы. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются в глубь песка, во влажный слой. Мелкие птицы прячут­ся в норы, в колодцы, в тень камня. А орлы, бывает, кружат в тени высокого облака!

ЗАЧЕМ ТУШКАНЧИКУ ХВОСТ?

У тушканчика хвост вдвое длиннее тела: понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост?

У лошади хвост — мухобойка, у рыбы — весло, у дят­ла— подпорка. А у тушканчика? Мух ночью нет, пла­вать ему негде и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост — длинней, чем у всех!

(Отгадка)

Сидит тушканчик на задних ножках, в передних держит веточку—обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть — на хвост опирается. Хвост у него — ПОД­ПОРКА И ТОЛКАЧ — помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах — а это труднее, чем прыгать на четырёх!—хвост помогает ему сохранять равновесие — хвост БАЛАНСИР. И это ещё не всё. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это УКАЗАТЕЛЬ — я тут, за мной! А для врагов — ОБМАНЩИК. Вильнёт на бегу белой кисточ­кой вправо, а сам прыгнет влево.

Популярные темы сообщений

  • город Липецк
    На берегах реки Воронеж раскинул свои границы город Липецк. Расположен он в центральной части Черноземья в 400 км. к юго-востоку от столицы РФ. Город был основан в начале XVIII века Петром I как слобода и имел единственный
  • Кроссовая подготовка
    Кроссовый бег обязывает хорошую физическую подготовку. Важна, выносливость, быстрота бега – именно это и тренирует кроссовая подготовка. В нее включен комплекс упражнений, которые необходимы к выполнению каждому спортсмену.
  • Культуры Византии
    В ходе своего многовекового существования византийцы смогли создать очень интересную, яркую, и разнообразную культуру. Византия стала наследницей античной культуры, ей достались многие из достижений римской цивилизации, и в тоже время она

Кинетический песок: играем дома и в детском саду круглый год

Содержание

На 98% кинетический песок – это обычный песокСвойства кинетического пескаВ чем польза кинетического песка для дошкольников?Примеры игр с кинетическим песком для дошкольниковОпыт профессионалаМеры предосторожности

На детской площадке песочница – настоящий центр притяжения всего «общества». Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушински

й еще в 19 веке писал: «
Самая лучшая игрушка для ребенка – кучка песка
». Дело в том, что помимо творческого развития детей, песок способствует социально-коммуникативному развитию, а его терапевтический эффект отмечал еще
Карл Густав Юнг
.

До недавнего времени игры с песком были сопряжены с рядом трудностей, ведь это не самый чистоплотный вид игры и доступен бывает только летом. Когда в Швеции в начале 2000-х изобрели кинетический песок, решивший эти проблемы, материал быстро взяли на вооружение родители и педагоги. А поклонники кинетического песка даже придумали свой праздник – Всемирный день кинетического песка, который отмечается 11 августа.

Чем хорош кинетический песок, и почему с ним удобно будет играть дома и в детском саду, рассказываем в нашем обзоре.

На 98% кинетический песок – это обычный песок

Член Американского химического общества Рик Сачлебен

рассказал, что кинетический песок, который на ощупь напоминает мокрый морской песок, обязан своей структурой силиконовому маслу, входящему в его состав. Силикон не относится к одному конкретному материалу, а к группе материалов, которые содержат кремний и кислород. Это полимеры, то есть молекулы, состоящие из длинных цепочек повторяющихся звеньев. Противникам «всякой химии» не стоит пугаться. Эксперт сразу же оговорился: «Такие соединения используются во всех видах продуктов: от косметики – лосьонов, шампуней и кондиционеров – до смазок и герметиков».

На производстве песок проходит специальную очистку, поэтому в нем нет болезнетворных микроорганизмов, он почти стерилен.

Свойства кинетического песка

Благодаря 2% состава кинетический песок имеет перед обычным песком и другими материалами для лепки целый ряд преимуществ.

✔ Очень пластичен и прекрасно держит форму.

Многие фантазии, которые у ребенка не получилось бы воплотить с обычным песком, потому что конструкция могла развалиться, с кинетическим приобретают вполне реальные очертания.

✔ Можно использовать многократно.

Если пластилин пачкается и приходит в негодность, а тесто быстро застывает, кинетический песок можно использовать заново, пока он не растеряется. Материал никогда не засыхает.

✔ Устойчив к влаге и загрязнениям.

Если кинетическим песок намочить, а потом высушить, он не потеряет своих свойств. Наоборот: некоторые виды кинетического песка можно даже мыть по мере необходимости.

✔ Не пачкает руки и все вокруг.

После увлеченного копания в песочнице, приходится долго приводить в порядок одежду ребенка и его самого. Кинетический песок не слишком сыпуч, поэтому грязи от него существенно меньше. Если все же одежда пострадала, в стиральной машинке она легко вернется к прежнему состоянию.

Игрушка не оставит пятен на ковре и мебели. Частички песка легко собираются пылесосом. Материал не пачкает руки в отличие от пластилина, глины, теста и обычного песка.

Именно это свойство кинетического песка делает его подходящим для использования дома и в ДОУ.

✔ Разнообразит привычные игры.

Кинетический песок выпускается в разных цветах, может быть даже тянущимся и светящимся в темноте, что делает его очень привлекательным для детей материалом для творчества.

Кинетический песок будет интересен детям и сам по себе, а если докупить к нему разные формочки, лопаточки и емкости, возможности для игры станут почти безграничными.

В чем польза кинетического песка для дошкольников?

Так ли необходим кинетический песок? Ведь много других игрушек. Кинетический песок доступен, прост и неприхотлив в использовании, но при этом решает множество задач развивающего и воспитательного характера. Вот только часть из них:

➢ Формируется усидчивость.

Самые неугомонные и шаловливые дети любят повозиться с песком. Это «на руку» родителям и воспитателям гиперактивных детей, которые тратят много сил и энергии, чтобы взять энергию воспитанников под контроль.

➢ Развивается мелкая моторика.

А вместе с ней речь, память, внимание и координация движений.

➢ Активно развивается творческий подход и образное мышление.

Об этом можно говорить в первую очередь. Ведь игры с песком дают такое пространство для фантазии, которого не дают некоторые игрушки со множеством сложных функций. Ребенок сам придумывает не только конструкции, фигуры из песка, но и сюжеты, в рамках которых они создаются.

➢ Сходит на нет стресс, пропадают фобии.

Лучше всего будет процитировать К.Г. Юнга

: «
Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике
». Занятия с песком снимают раздражительность, агрессивность и плаксивость. На Востоке песку приписываются медитативные свойства. Ребенок стабилизирует свое эмоциональное состояние просто запуская руку в песок. Все дело в его сыпучести, рыхлости, приятной прохладе, мельчайших частицах, которые воздействуют на нервные окончания.

➢ Гармонизируются детско-родительские отношения.

Если говорить об играх с родителями. Совместный положительный эмоциональный опыт в ходе игры будет сближать семью. Кроме того, игра не будет утомительна для взрослых, так как терапевтические свойства песка они тоже оценят.

Примеры игр с кинетическим песком для дошкольников

Кинетический песок – это не только «куличики», «башенки» и «пирожки». Можно придумать ему множество интересных и полезных применений в зависимости от возраста и увлечений ребенка.

«Отличия»

Ребенок рисует на песке любое изображение. Затем отворачивается, а родители, другие дети или воспитатель меняют детали рисунка. Дошкольнику нужно найти отличия. Так развивается память и внимание.

«Кладоискатели»

Прячем в песок различные мелкие предметы (фигурки, камешки, кристаллы). Это надолго займет ребенка, а в это время будет развиваться его мелкая моторика. Для детей постарше можно разнообразить игру рисованием карты сокровищ.

Песочная анимация

Это уже сложно, поэтому подойдет дошкольникам старшего возраста. В ходе игры ребенок может придумать свою сказку и показать ее дома или в саду. Рассказывая сюжет, он будет сопровождать повествование иллюстрацией на песке. Для этого ему нужны сразу две руки. Рисование двумя руками развивает взаимодействие правого и левого полушарий мозга. В раннем возрасте это очень важно, чтобы позже не возникало проблем с обучением. Ведь если взаимодействие не сформировано, информация будет обрабатываться мозгом неправильно.

У детей в ходе рисования улучшается пространственная ориентация. А в процессе создания сказки развивается память, речь и творческие качества.

☝ С помощью песка можно обучать ребенка. Совместно лепить животных, овощи, даже буквы и цифры. В процессе игры обучение не будет таким утомительным.

Опыт профессионала:

Психолог и педагог, резидент сообщества «Университет Детства», Инесса Кочубей

из города Братск, Иркутской области, рассказала о своем опыте использования песка в детском саду, который она назвала «Чудеса в песочнице». «Лет 20 мне не давали песком заниматься, потому что говорили, нечего грязь развозить», – смеется Инесса. С появлением кинетического песка этот аргумент потерял актуальность. А методика песочной терапии подтвердила свою эффективность.

Однажды педагога попросили присмотреть за расшалившимися детьми. Коллега жаловалась, что не может их успокоить, уже выбилась из сил, и ей нужна хотя бы десятиминутная передышка. Инесса Равильевна согласилась, дала детям песок и… не узнала маленьких хулиганов: «Сложно поверить, что эти дети вообще могли создавать какие-то проблемы педагогу». Дети так увлеклись совместным творчеством, начали дружно играть, что взрослые им просто не были нужны.

Но Инесса Кочубей не стала замыкать детей друг на друге и разработала целую систему занятий с песком два раза в неделю. Она устроила специальный световой стол в детском саду и практикует рисование на песке. Дети помладше просто получают удовольствие от того, что их ручной труд превращается в красивые картинки. Дети постарше придумывают целые сказки на песке.

В ходе таких занятий дети учатся взаимодействовать и договариваться. Показывают друг другу необычные творческие приемы, обучают друг друга. Так песок помогает решать вопросы личностного характера, бороться с застенчивостью.

Кинетический песок – материал довольно неприхотливый. С ним практически отсутствует шанс, что у ребенка ничего не получится, что он не сумеет ничего сделать. Поэтому дети учатся верить в себя и свои силы, раскрываются. У ребят усиливается желание экспериментировать, проявлять себя, они «загораются» и с энтузиазмом воплощают новые идеи.

Психолог подчеркивает важность кинетического песка для коррекционной работы. Он снимает мышечное напряжение, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Дети начинают чувствовать себя защищеннее, стабилизируется эмоциональное состояние, уходят капризы и плаксивость.

Педагог также обращает внимание коллег, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 3.3.4) прямо предписывает эксперименты с доступными материалами (в том числе, песком и водой) для развития познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников.

Меры предосторожности

Кинетический песок – материал довольно безопасный, но некоторые факторы все же следует учитывать, давая его детям в руки.

● Кинетический песок не едят.

Дети все тянут в рот и стремятся попробовать на вкус. Скорее всего, ничего страшного при употреблении малого количества кинетического песка не случится: при проглатывании он не вступает в реакцию с желудочным соком и выводится из организма естественным путем. Но лучше перестраховаться и не допускать гастрономических экспериментов. Если заметите, что ребенок съел некоторое количество песка, позвоните врачу: в справочной скорой помощи дают бесплатные консультации.

● Нельзя вдыхать кинетический песок.

Эта идея реже приходит в голову маленьким исследователям. Но все же не стоит терять бдительность. Рекомендуется давать песок детям от 3 лет.

● В редких случаях песок может вызывать аллергию.

Кинетический песок относят к гипоаллергенным материалам. Но индивидуальная непереносимость компонентов все же возможна. При появлении высыпаний или покраснений у ребенка, нужно хорошо промыть руки с мылом и немедленно прекратить игру. Если симптомы не проходят, стоит обратиться к врачу.

Лунина Анастасия

.

Фото ru.depositphotos.com.

Возраст на практике

Со скольки лет можно играть с кинетическим песком? С рекомендациями производителей мы ознакомились, но инструкции только остаются таковыми. Не все соблюдают их в реальной жизни. И ничего страшного в этом нет.

Волшебный песок можно использовать тогда, когда ребенок начинает интересоваться песочницей. Некоторые приобретают такую «игрушку» для развития малышам в возрасте 10-12 месяцев.

Впрочем, многое зависит от ребенка. Без присмотра играть с волшебным песком не рекомендуется детям до трех лет. До этого момента использование не запрещено, но только под пристальным наблюдением взрослых.

Важно: подобная продукция отлично подходит для развития мелкой моторики рук.

Правила использования

Как можно играть с кинетическим песком? Обычно игровой процесс ограничивается человеческой фантазией. Главное — правильно пользоваться «волшебным» песком. Иначе он потеряет свои свойства, хоть и временно.

Вот основные правила, о которых нужно помнить каждому:

  1. Использование песка должно происходить при комнатной температуре.
  2. В условиях пониженной влажности свойства «волшебной игрушки» снижаются — теряется пластичность. Чтобы ее восстановить, нужно добавить несколько капель воды.
  3. Перед тем как использовать «игрушку», нужно хорошо вымыть и высушить игровую поверхность. То же самое придется проделать с руками.
  4. Для хранения песка рекомендуется использовать контейнеры с крышками.

Вот и все. Но как играть с кинетическим песком? Далее вниманию будут представлены наиболее распространенные варианты для развития детей.

Штампы

Все еще интересно, как играть с кинетическим песком? Эта забава будет интересна не только маленьким детям, но и взрослым людям. Главное — проявить немного фантазии! Даже подростки будут с радостью играть с волшебным песком, ведь он — идеальный материал для лепки и моделирования.

Кроме перечисленных ранее игр, можно занять ребенка штампами. Для этого достаточно купить специальные формочки. Теперь нужно просто вдавливать их в рыхлый волшебный песок и смотреть на результат.

Кажется, ничего особенного в этом процессе нет. Но детям очень нравится делать штампы. А штампы из песка — это двойное удовольствие. Особенно для тех, кто не может ни дня провести без песочницы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]