- Доклады
- Окружающий мир
- Песок полезное ископаемое
Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения, расщепления и дробления твердых частичек на более мелкие.
Вода не только точит камень, но и полирует его. Постоянные приливы воды за счет постоянных соприкосновений привели к распаду некоторых минеральных элементов в толще морской воды, что привело к формированию залежей песка.
Различают три основных вида песка:
- острый, который формировался в почве;
- речной, более гладкий и обтесанный течением;
- морской, максимально приближенный к округлой форме.
По своей структуре песок выглядит в виде рыхлой смеси песчинок диаметром до 5 мм.
Количество областей применения песка просто поражает. Основным направлением, где он используется, было и остается строительство. Песок служит подушкой в дорожном строительстве, используется для насыпей, различные виды песка используются для декорирования территорий, в виде наполнителя, для цементного раствора, а кварцевый песок даже идет на производство силикатного кирпича или на создание материалов для сварки.
Песок – основной элемент при изготовлении железо-бетонных конструкций, тротуарной плитки и бордюрного камня, колец для колодцев. Песок является исходным элементом для выплавки стекла.
Песок бывает разных цветовых оттенков – желтого, белого, оранжевого и даже черного!
Интересным фактом является информация о том, что песок относится к первому классу радиоактивности, то есть считается радиационно безопасным. Только черные пески имеют радиоактивность.
Добывается песок достаточно легко. На земле экскаваторы копают карьеры, которые называются песчаные. Затем ковшами они грузят песок в грузовые машины, которые доставляют песок до места назначения. Если требуется речной песок – его черпают со дна водоемов. Но самый востребованный – мелкозерненый морской песок.
Песок был и остается самым важным, востребованным и популярным полезным ископаемым!
В песках
Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше— за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески.
Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков — барханы. Белые болота, засыпанные солью,— солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев— саксаульники. И такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как асфальт.
Ручьи и озёра там без воды—летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.
Камни в пустыне почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.
Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жуков. И удивительные происходят события.
Способы добычи и сферы применения полезного песка
Чрезмерное изобилие с повсеместной распространенностью способствует буквально на любой территории, где разведаны огромные запасы песка, относительно легко добывать полезное ископаемое в огромных количествах.
Правда добыча песка происходит различными способами:
- открытый,
- закрытый
- и скважинный.
Так самый популярный в окружающем мире сыпучий вид востребованного ископаемого извлекается закрытым методом забора грунта с глубокого дна водоема, где главный строительный материал донного отложения — речной песок разрыхляется грунтозаборным устройством дноуглубительного плавсредства — судовым земснарядом.
В результате эффективнейших гидронамывных работ при запуске механического двигателя с высокопроизводительным редуктором запускается мощнейший насос, ежеминутно засасывающий мутную струю чистейшего песка по толстому пульпопроводу.
Перекаченный с песчаного дна речного водоема на плавучую баржу поднятый грунт загружается в огромные кучи песка, где естественным образом избавляется от избыточной влаги, а под действием солнечного нагрева и окружающей вентиляции воздуха доставляется на грузовых баржах в удобные места:
- товарной разгрузки,
- последующей переработки
- и окончательного хранения
в виде высоких гор чистейшего песка, отчего строительный материал удивительным образом превращается в полноценный товар, имеющий свою рыночную стоимость.
Оттого видимо на холмистых просторах давно высохших древних морей образовалось неисчислимое количество золотисто-желтого песка, где самый востребованный после живительной воды природный ресурс долгое время по техническим характеристикам был абсолютно непригоден в строительном деле, поэтому считался бесполезным, а в отдельных случаях даже крайне вредным.
Уже в наши дни ученый мир Европы из некогда бесполезного песка жаркой пустыни создал биологически разлагаемый материал, успешно применяемый в строительной сфере. Тем самым уменьшив нагрузку на постепенно иссякающий природный ресурс – полезное ископаемое песок.
Открытым методом глубокой выемки полезного грунта из обводненных углублений земной коры добывают карьерный песок, где с помощью вскрышных скреперов снимают поверхностный слой почвы, а ковшовыми экскаваторами вынимают земную породу.
Скважинный метод гидродобычи кварцевого песка с точным расчетом залежей песка с отработанной технологией предполагает:
- на труднодоступных заболоченных местах и сельскохозяйственных угодий,
- в зонах вечной мерзлоты и огромными территориями лесных массивов ценных пород деревьев
со слабоустойчивой поверхностной кровлей и плавной просадкой с неглубоким залеганием в 20 метров пластовой породы доставлять ценное ископаемое на поверхность земли с сохранением первозданного ландшафта.
Скважинное оборудование для наклонно-горизонтального бурения с подземным трубопроводом для принудительного подъема на поверхность земли песчаной пульпы устанавливают на разведанных ранее запасах добываемой породы с общим объемом средней мощности в 1,5-2,5 млн. м3 тонн. Отчего экономическая эффективность данного способа добычи песка в несколько раз превышает:
- не только закрытый подводный способ добычи,
- но и открытый карьерный способ добычи.
Уже сегодня 85% всей мировой добычи полезных ископаемых приходится на минеральные ресурсы, где по статистическому учету ежегодная добыча песка и гравия перевалила отметку свыше 75 млрд тонн.
Главными потребителями гигантских объемов являются все та же строительная отрасль жилищных объектов недвижимости, где из полезного ископаемого возведены бетонные здания и выложены плиточные дорожки, которые в зимние холода превращаются в настолько скользкое покрытие, отчего его посыпают все тем же минеральным песком.
Огромное количество ценного песка уходит на дорожное строительство с возведение инженерных эстакад мостов и ремонт протяженных автомобильных дорог, нужды коммунального хозяйства и конструирование ландшафтного дизайна.
Рыхлый песок идет на укрепление, как береговых линий, так и постройки грузовых портов.
А основными отраслями использования добытых фракций ископаемого песка являются:
- изготовление сухих смесей для строительства и создание искусственных покрытий,
- литейное производство и нефтегазовая и медицинская промышленность,
- разработка наполнителей полимеров и лакокрасочных материалов,
- изготовление клея и пескоструйная обработка предметов и гладких поверхностей,
- производство стекла и очистка растворов с фильтрацией воды,
где перечисленные области применения могут быть расширены существенным образом.
Песчанкин дом
Сидела у норки Песчанка и радовалась: до чего же хорошо на солнышке! Би-биб, би-биб! То один бок погреешь, то другой. То спиной вверх, то животом. И если бы не дела и заботы, так весь бы день с боку на бок и переворачивалась. Но дела, дела — траву подгрызать и носить к норке надо. А тут ещё все мешают! Думаете, Орёл в небе просто так кружит? Это он нас, песчанок, высматривает. Думаете, Кот барханный за кустом просто так сидит? Тоже нас подкарауливает. Но Орла и Кота я не очень боюсь, им, здоровенным, в нору ко мне не пролезть. Мне, главное, не проглядеть бы Варана! От него и в норе не спасёшься. Ой — би-би-б! — а он тут как тут! Подкрался злодей зубатый!
Кинулась Песчанка в нору — как сквозь землю провалилась. Варан за ней. Сунул щучью голову в нору и шипит сквозь частые зубы:
— Слышу, слышу — недалеко спряталась. А ну, выходи по-ххорошему! Не ххочешшь? Тогда я к тебе сам приду!
Песчанкина нора — целый подземный лабиринт: ходы, тупики, отнорки. И везде кто-нибудь живёт. Продирается Варан по подземным ходам, а на пути — Жаба.
— Что это за чучело пучеглазое? — шипит Варан.— Ещё и пятнистое!
— Я не чучело,— отвечает Жаба,— я Зелёная Жаба, жиличка Песчанкина.
— А что ты тут, Зелёная Жаба, делаешь, а?
— Я тут ночую или, вернее, днюю. Я существо нежное, кожа у меня тонкая, мне днём под солнцем никак невозможно — засыхаю. Поэтому я днём сплю, а гуляю ночью. Утречком снова в нору. Я у Песчанки угол в норе занимаю. Самый сырой.
— А где же твоя хозяйка? — шипит Варан.—Покажи мне её, я по ней соскучился…
— Не покажу, ни за что! Песчанка меня приютила, а я ей злом за добро? Не хочу неблагодарной быть!
— Тогда я тебя съем, прямо в твоём сыром и тёмном углу! — рассердился Варан.— Вот сейчас и съем!
— А я невкусная, несъедобная,— заурчала Жаба, — у тебя живот заболит.
Щёлкнул Варан зубами, отпихнул Жабу когтистой лапой и давай дальше продираться по лабиринту. На пути у него — Жук-скарабей. Варан посмотрел на него и спрашивает:
— Ты кто такой, навозник, что ли?
Жук-скарабей обиделся:
— Я — священный Жук- скарабей! В древние времена моими изображениями люди дворцы украшали.
Очень удивился Варан:
— Если ты такой знаменитый, так что же ты не во дворце живёшь, а в тёмной норе копошишься?
— Я-то? — растерялся Жук- скарабей.— Так у меня же, как вы справедливо заметили, ещё одно имя есть—Жук-навозник. Так вот я и того… Кое- что собираю здесь—есть-то надо…
Ухмыльнулся Варан.
— Вот и мне надо есть. А Песчанка удрала. Отвечай — куда она спряталась?
— Всё я тебе рассказал,— заскрипел Жук-навозник.— А этого не скажу. Я друзей не выдаю.
— Ты не скажешь — другие скажут, — зашипел Варан,— много вас тут в норе, приживальщиков. Эй, бабочки, Песчанку видели?
В норе Песчанки скрывались от жары и солнечного света ночные бабочки. Они сидели на стенке норы и поводили усиками.
— Мы ничего не видели. Мы ничего не слышали, мы ничего не знаем!—зашелестели бабочки.— Нас тронешь — поперхнёшься, подавишься, задохнёшься!
Варан и сам знал, что крылья у бабочек сухие, жёсткие и в пыльце. Стал продираться дальше. Видит—в от- норке птичка Каменка притаилась. Спрашивает её ласково:
— А ты, Каменка-плясунья, что в норе делаешь? А? Уж не бабочек ли ловишь?
— Нет,— отвечает Каменка,— у меня тут гнездо в отнорке, а в гнезде яички лежат.
— Ага, проговорилась! — обрадовался Варан.— Где гнездо? Давно яиц не глотал, даже охрип маленько. Сейчас горло своё смягчу!
Перетрусила Каменка, стала Варана упрашивать:
— Я,— говорит,— всё сделаю для тебя, только гнездо не трогай.
— Ладно,— отвечает Варан,— не трону твоего гнезда, если ты мне Песчанку покажешь. А не покажешь — берегись!
— Покажу, покажу,— запищала Каменка.— Вон в том отнорке она. Поторопись!
— Вот как я ловко тебя запугал! — обрадовался Варан.— Теперь-то уж Песчанка моя!
И полез, шипя, в отнорок. А Каменка смотрит вслед и хихикает. Она-то знает, кто там, в отнорке, сидит. Нарочно Варана туда послала, чтобы Песчанку спасти.
Чует Варан, что кто-то сидит в отнорке, а кто — не видно. Только хотел спросить, а его самого спрашивают:
— Ты кто такой?
— Я? — удивился Варан.— Я гроза сусликов и песчанок. Я самая большая ящерица в пустыне! Шшшш!!!
— А я,—слышит в ответ,— Хорь-перевязка! Гроза песчанок, сусликов и варанов!
Испугался Варан, заговорил шёпотом:
— Отдай мне мою Песчанку—я и уйду.
А Перевязка ему отвечает:
— Нет тут ничего твоего! Тут всё моё! Я тут охочусь! А ты — моя добыча!
Сцепились Варан с Перевязкой — пыль по подземным ходам заклубилась. Притихли все вокруг, слушают— кто кого? И Песчанка слушает. Она давно из норы вылезла, наверху сидит.
— Страх берёт, как дерутся,— шепчет Песчанка.—
Может, и их, хищников, страх возьмёт, отвадят друг друга от моей норы? Эх, зажила бы я спокойно, в ладу со всеми своими жильцами. Хорошие они у меня, никто Варану не выдал.
Тут под землёй драка кончилась, разбежались Перевязка и Варан в разные стороны. Варан рядом с Песчанкой высунулся из-под земли.
— Эй, Песчанка, куда Перевязка удрала?
— Влево! — испугалась Песчанка.
— Тогда мне вправо! — фыркнул Варан и запылил по пескам.
Тут и Перевязка выскочила из норки:
— Ау, Песчанка, куда Варан побежал?
— Вон в ту сторону побежал! — опять испугалась Песчанка.
— Раз в ту, то мне в другую! — взвизгнула Перевязка и ускакала.
Песчанка посмотрела им вслед, успокоилась—да и за дело. Траву зубами косить, в зубах в нору носить.
Недостатки
Задумываясь над тем, что делать с кинетическим песком, родители сначала должны хорошенько подумать, нужно ли им вообще покупать своему ребенку подобную развивающую «игрушку». У нее, как и у любого предмета, есть свои недостатки.
Среди таковых выделяют:
- стоимость;
- необходимость регулярного прочищения;
- такой песок нельзя просеять через сито;
- возможность застревания песчинок в ткани;
- иногда издает неприятный запах.
Также некоторые родители говорят, что волшебный песок иногда липнет к рукам, особенно к детским ладошкам. Обычно такое происходит, если руки вспотели или намокли. Впрочем, если соблюдать правила использования подобной продукции, проблем быть не должно.
Черепаха
Странный след на песке — словно проехал игрушечный грузовик. Это проползла черепаха. Кончился её долгий зимний сон. Черепаха выползла из норы, в которой спала полгода, и отправилась искать свежую травку.
Вот бы удивились те, кто привык считать черепах медлительными,—черепаха почти бежала! Удивились бы и те, кто считает черепах неуклюжими,— черепаха ловко взбиралась на самые крутые склоны. Правда, однажды она сорвалась, скатилась вниз и перевернулась на спину. И тут бы удивились те, кто привык считать черепах неповоротливыми: черепаха вытянула шею, упёрлась головой в песок—раз! — и встала на ноги! И всё это было видно по её чётким следам.
А вот и сама черепаха. Бойко вышагивает по песку. На пути у неё ящерица—ушастая круглоголовка. Стоит на пяточках — горячо! — и хвостом обмахивается — жарко! Увидела черепаху—как разинет рот до ушей! И даже шире: в углах рта у неё раскрылись веером две красные складки, как уши. Рот с ушами!
Но черепаха даже в сторону не свернула. Знала, что круглоголовка только на вид страшная, а сама безобидная. И пугает она… со страху!
Заяц-песчаник встал столбиком — смотрит на черепаху. Тонкопалый суслик перестал песок рыть и тоже на черепаху смотрит. Саксаульная сойка промчалась мимо. Но черепаха на них не посмотрела. Скорее найти траву: полгода ведь не пила, не ела!
Встретилась на пути ящерица-агама. Надулась, поднялась на кривых ножках, на горле отвисла кожа — как синяя борода. И бока стали синими. Но и это черепаху не испугало — шагает себе напрямик!
Скорпиона не испугалась, фалангу не испугалась. Даже песчаного удав- чика не заметила, хотя он совсем рядом с нею прополз.
Но вот когда накрыла её тень орла, черепаха быстро спрятала в панцирь ноги и голову—словно юркнула в дом и дверь за собой захлопнула!
Орёл рухнул сверху. Скогтил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале, где он всегда расправлялся со своей добычей. Но тут к нему бросился другой орёл и стал отнимать поживу. Орлы сцепились в воздухе, хрипло крича, а черепаха упала вниз — прямо в густую траву. В ту самую, которую так долго искала!
На память о приключении остались на панцире длинные царапины — следы орлиных когтей.
Преимущества
Как играть с кинетическим песком? Все зависит от фантазии родителей, а также от возраста ребенка. Сначала выясним, насколько такая «игрушка» хорошая. Стоит ли вообще ее покупать?
Кинетический песок обладает следующими преимуществами:
- гипоаллергенен;
- легко собирается в кучу;
- не оставляет следов на поверхности;
- безопасен для использования детьми;
- легко промывается и просушивается;
- не засыхает и не требует увлажнения.
Такой песок может полностью заменить обычный песок из уличной песочницы. В нем не размножаются микробы, что делает продукцию совершенно безопасной.
Разговоры в песках
ВОРОБЕЙ САКСАУЛЬНЫЙ И ВОРОБЕЙ ПУСТЫННЫЙ
— До чего, сосед, я хитро устроился — взял и свил гнездо в узком дуплишке! Мне теперь даже барханный кот не страшен!
— А я, сосед, ещё хитрее придумал. Я своё гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не то, что барханный кот, мне теперь даже каракал — пустынная рысь нипочём. Орлы моё гнездо теперь охраняют!
СЫЧ И УДОД
— Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худо-тут! Худо-тут!»
— А потому, Сыч, что тут хорошо!
— Вот и кричал бы тогда: «Хорошо-тут! Хорошо- тут!»
— Ишь ты какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места прогнали? Ни за что! «Худо- тут! Худо-тут!»
ЁЖ И ЧЕРЕПАХА
— Эй, Черепаха, а вдруг тебя Лиса схватит, а?
— А я, Еж, в свой костяной панцирь спрячусь и лапками вход захлопну. Лиса зубами пощёлкает и за тобой побежит.
— А я в колобок съёжусь и колючки выставлю. Лиса нос уколет, заплачет, да и уйдёт ни с чем.
ЗАЯЦ-ПЕСЧАНИК И МОХНОНОГИЙ ТУШКАНЧИК
— У тебя, Тушканчик, четыре лапы, а следы на песке только от двух. Ты куда две ноги подевал?
— А у тебя, Заяц, задние лапы на следах почему-то впереди передних. Может, ты хвостом вперёд бегаешь?
— Это у меня, Тушканчик, от скорости: так тороплюсь, что задние ноги передние обгоняют!
— И у меня, Заяц, от скорости: на одних задних скачу, чтобы передние не задерживали!
Классификационная характеристика видов природного песка
Повсеместно встречающийся по всем странам планеты земля мелкозернистый минерал блестящего на солнце полезного ископаемого по характеру происхождения и разнообразию состава подразделяется:
- на природный песок
- и искусственный песок,
отчего процесс получения, не созданного в дикой природе образца материала, тесно связан с принудительным дроблением и тщательным измельчением каменного гранита и осколков мрамора с обломочным известняком, где размер песчинок находится в интервале от 0,7 мм до 5 мм.
Сама же величина зерен полезного ископаемого песка классифицируется тремя видами категорий:
- мелкозернистый от 0,1 мм до 0,2 мм,
- среднезернистый от 0,3 мм до 0,5 мм,
- крупнозернистый от 0,6 мм до 3 мм,
где самая мелкая фракция фактуры песка интуитивно напоминает по распознаванию прикосновения размолотую в невесомую пыль, приятно ощущаемую пушистую муку.
В связи с чем, агрегатные типы кристаллических модулей тел разделяют на основные две группы:
- одиночные монокристаллы с правильной формой кристаллической решетки
- и сросшееся множество различно ориентированных поликристаллов,
из-за чего по процентному набору состава входящих веществ:
- твердые монокристаллы содержат 90% основного вещества кремния и 10% малочисленной обманки рогового вещества морских кораллов и раковинных останков древнейших водных животных,
- поликристаллы содержат 50% полевого шпата и 50% кварца.
По условиям накопления и местом расположения природного вещества ископаемое песок характеризуется тремя видами:
- почвенный песок с острыми гранами,
- гладкий песок, обтесанный речным течением
- и морской песок максимально округлой формы
с естественным фоном активного излучения радиационной опасности химических элементов входящих веществ с природными цветовыми оттенками:
- от светлого до желтого, от белого до серого,
- от розового до оранжевого, от красного до лилового,
- от фиолетового до зеленого, от коричневого до черного,
где неоднородность песчинок различных размеров и смеси цветов имеет существенную разницу, напрямую зависящую не только от вида ископаемых пород с различным составом веществ, но и от характерного преобладания:
- каменистых осколков и блестящих стеклышек,
- базальтовой крошки и полудрагоценных камней,
- мелких крупиц известковых соединений водных ракушек и зерновых примесей минеральных отложений.
Загадочные истории
ПРОПАВШАЯ РУБАХА
Живёт в песках ящерица — сцинковый геккон. Очень красивый геккон. Особенно хороша у геккона кожа- рубаха— вся в золотых и медных чешуях-пуговицах. И штаны хоть куда: чешуйки, как рюшечки и оборочки.
Но всему свой срок: выцвела рубаха, запачкались штаны, протёрлись рукавчики на локотках. Пора одёжку менять.
Для геккона сменить костюм не задача. Надо укрыться в норку подальше от любопытных глаз, да и стянуть с себя лапками износившуюся кожицу-одежонку. А под ней уже готова новая: чистая, в блестящих чешуях, с белыми рюшечками и оборочками на штанах.
Геккон так и сделал: спрятался в тёмную норку и начал переодеваться. И вот геккон во всём новом.
Старой рубахи в норе нет. А старая где рубаха?
(Отгадка)
Старую рубаху, понятно, геккону ни в штопку, ни в стирку не сдать. Но и выбросить жалко!
Как только стянет её геккон с себя, так берёт в передние лапки, складывает в комочек, да и в рот! Съест целиком рубаху—ещё и оближется. Не пропадать же добру!
ГДЕ БЫ СПРЯТАТЬСЯ?
Ни густого деревца, ни зелёного кустика—один песок вокруг. Где же тут тень найти? Невозможно же в таком пекле жить, где от солнца укрыться? Как только обитатели песков не изжарятся?
(Отгадка)
Если бы обитатели песков не знали, куда от солнца прятаться, то многие бы и вправду изжарились заживо.
Песчанки, суслики, ночные бабочки, жуки прячутся в норы. Удавчики, сцинковые гекконы зарываются в глубь песка, во влажный слой. Мелкие птицы прячутся в норы, в колодцы, в тень камня. А орлы, бывает, кружат в тени высокого облака!
ЗАЧЕМ ТУШКАНЧИКУ ХВОСТ?
У тушканчика хвост вдвое длиннее тела: понятно, что он ему очень нужен. А зачем? Зачем тушканчику хвост?
У лошади хвост — мухобойка, у рыбы — весло, у дятла— подпорка. А у тушканчика? Мух ночью нет, плавать ему негде и по деревьям тушканчик, как дятел, не лазает. А хвост — длинней, чем у всех!
(Отгадка)
Сидит тушканчик на задних ножках, в передних держит веточку—обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть — на хвост опирается. Хвост у него — ПОДПОРКА И ТОЛКАЧ — помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах — а это труднее, чем прыгать на четырёх!—хвост помогает ему сохранять равновесие — хвост БАЛАНСИР. И это ещё не всё. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это УКАЗАТЕЛЬ — я тут, за мной! А для врагов — ОБМАНЩИК. Вильнёт на бегу белой кисточкой вправо, а сам прыгнет влево.
Популярные темы сообщений
- город Липецк
На берегах реки Воронеж раскинул свои границы город Липецк. Расположен он в центральной части Черноземья в 400 км. к юго-востоку от столицы РФ. Город был основан в начале XVIII века Петром I как слобода и имел единственный - Кроссовая подготовка
Кроссовый бег обязывает хорошую физическую подготовку. Важна, выносливость, быстрота бега – именно это и тренирует кроссовая подготовка. В нее включен комплекс упражнений, которые необходимы к выполнению каждому спортсмену. - Культуры Византии
В ходе своего многовекового существования византийцы смогли создать очень интересную, яркую, и разнообразную культуру. Византия стала наследницей античной культуры, ей достались многие из достижений римской цивилизации, и в тоже время она
Кинетический песок: играем дома и в детском саду круглый год
Содержание
На 98% кинетический песок – это обычный песокСвойства кинетического пескаВ чем польза кинетического песка для дошкольников?Примеры игр с кинетическим песком для дошкольниковОпыт профессионалаМеры предосторожности
На детской площадке песочница – настоящий центр притяжения всего «общества». Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушински
й еще в 19 веке писал: «
Самая лучшая игрушка для ребенка – кучка песка
». Дело в том, что помимо творческого развития детей, песок способствует социально-коммуникативному развитию, а его терапевтический эффект отмечал еще
Карл Густав Юнг
.
До недавнего времени игры с песком были сопряжены с рядом трудностей, ведь это не самый чистоплотный вид игры и доступен бывает только летом. Когда в Швеции в начале 2000-х изобрели кинетический песок, решивший эти проблемы, материал быстро взяли на вооружение родители и педагоги. А поклонники кинетического песка даже придумали свой праздник – Всемирный день кинетического песка, который отмечается 11 августа.
Чем хорош кинетический песок, и почему с ним удобно будет играть дома и в детском саду, рассказываем в нашем обзоре.
На 98% кинетический песок – это обычный песок
Член Американского химического общества Рик Сачлебен
рассказал, что кинетический песок, который на ощупь напоминает мокрый морской песок, обязан своей структурой силиконовому маслу, входящему в его состав. Силикон не относится к одному конкретному материалу, а к группе материалов, которые содержат кремний и кислород. Это полимеры, то есть молекулы, состоящие из длинных цепочек повторяющихся звеньев. Противникам «всякой химии» не стоит пугаться. Эксперт сразу же оговорился: «Такие соединения используются во всех видах продуктов: от косметики – лосьонов, шампуней и кондиционеров – до смазок и герметиков».
На производстве песок проходит специальную очистку, поэтому в нем нет болезнетворных микроорганизмов, он почти стерилен.
Свойства кинетического песка
Благодаря 2% состава кинетический песок имеет перед обычным песком и другими материалами для лепки целый ряд преимуществ.
✔ Очень пластичен и прекрасно держит форму.
Многие фантазии, которые у ребенка не получилось бы воплотить с обычным песком, потому что конструкция могла развалиться, с кинетическим приобретают вполне реальные очертания.
✔ Можно использовать многократно.
Если пластилин пачкается и приходит в негодность, а тесто быстро застывает, кинетический песок можно использовать заново, пока он не растеряется. Материал никогда не засыхает.
✔ Устойчив к влаге и загрязнениям.
Если кинетическим песок намочить, а потом высушить, он не потеряет своих свойств. Наоборот: некоторые виды кинетического песка можно даже мыть по мере необходимости.
✔ Не пачкает руки и все вокруг.
После увлеченного копания в песочнице, приходится долго приводить в порядок одежду ребенка и его самого. Кинетический песок не слишком сыпуч, поэтому грязи от него существенно меньше. Если все же одежда пострадала, в стиральной машинке она легко вернется к прежнему состоянию.
Игрушка не оставит пятен на ковре и мебели. Частички песка легко собираются пылесосом. Материал не пачкает руки в отличие от пластилина, глины, теста и обычного песка.
Именно это свойство кинетического песка делает его подходящим для использования дома и в ДОУ.
✔ Разнообразит привычные игры.
Кинетический песок выпускается в разных цветах, может быть даже тянущимся и светящимся в темноте, что делает его очень привлекательным для детей материалом для творчества.
Кинетический песок будет интересен детям и сам по себе, а если докупить к нему разные формочки, лопаточки и емкости, возможности для игры станут почти безграничными.
В чем польза кинетического песка для дошкольников?
Так ли необходим кинетический песок? Ведь много других игрушек. Кинетический песок доступен, прост и неприхотлив в использовании, но при этом решает множество задач развивающего и воспитательного характера. Вот только часть из них:
➢ Формируется усидчивость.
Самые неугомонные и шаловливые дети любят повозиться с песком. Это «на руку» родителям и воспитателям гиперактивных детей, которые тратят много сил и энергии, чтобы взять энергию воспитанников под контроль.
➢ Развивается мелкая моторика.
А вместе с ней речь, память, внимание и координация движений.
➢ Активно развивается творческий подход и образное мышление.
Об этом можно говорить в первую очередь. Ведь игры с песком дают такое пространство для фантазии, которого не дают некоторые игрушки со множеством сложных функций. Ребенок сам придумывает не только конструкции, фигуры из песка, но и сюжеты, в рамках которых они создаются.
➢ Сходит на нет стресс, пропадают фобии.
Лучше всего будет процитировать К.Г. Юнга
: «
Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике
». Занятия с песком снимают раздражительность, агрессивность и плаксивость. На Востоке песку приписываются медитативные свойства. Ребенок стабилизирует свое эмоциональное состояние просто запуская руку в песок. Все дело в его сыпучести, рыхлости, приятной прохладе, мельчайших частицах, которые воздействуют на нервные окончания.
➢ Гармонизируются детско-родительские отношения.
Если говорить об играх с родителями. Совместный положительный эмоциональный опыт в ходе игры будет сближать семью. Кроме того, игра не будет утомительна для взрослых, так как терапевтические свойства песка они тоже оценят.
Примеры игр с кинетическим песком для дошкольников
Кинетический песок – это не только «куличики», «башенки» и «пирожки». Можно придумать ему множество интересных и полезных применений в зависимости от возраста и увлечений ребенка.
«Отличия»
Ребенок рисует на песке любое изображение. Затем отворачивается, а родители, другие дети или воспитатель меняют детали рисунка. Дошкольнику нужно найти отличия. Так развивается память и внимание.
«Кладоискатели»
Прячем в песок различные мелкие предметы (фигурки, камешки, кристаллы). Это надолго займет ребенка, а в это время будет развиваться его мелкая моторика. Для детей постарше можно разнообразить игру рисованием карты сокровищ.
Песочная анимация
Это уже сложно, поэтому подойдет дошкольникам старшего возраста. В ходе игры ребенок может придумать свою сказку и показать ее дома или в саду. Рассказывая сюжет, он будет сопровождать повествование иллюстрацией на песке. Для этого ему нужны сразу две руки. Рисование двумя руками развивает взаимодействие правого и левого полушарий мозга. В раннем возрасте это очень важно, чтобы позже не возникало проблем с обучением. Ведь если взаимодействие не сформировано, информация будет обрабатываться мозгом неправильно.
У детей в ходе рисования улучшается пространственная ориентация. А в процессе создания сказки развивается память, речь и творческие качества.
☝ С помощью песка можно обучать ребенка. Совместно лепить животных, овощи, даже буквы и цифры. В процессе игры обучение не будет таким утомительным.
Опыт профессионала:
Психолог и педагог, резидент сообщества «Университет Детства», Инесса Кочубей
из города Братск, Иркутской области, рассказала о своем опыте использования песка в детском саду, который она назвала «Чудеса в песочнице». «Лет 20 мне не давали песком заниматься, потому что говорили, нечего грязь развозить», – смеется Инесса. С появлением кинетического песка этот аргумент потерял актуальность. А методика песочной терапии подтвердила свою эффективность.
Однажды педагога попросили присмотреть за расшалившимися детьми. Коллега жаловалась, что не может их успокоить, уже выбилась из сил, и ей нужна хотя бы десятиминутная передышка. Инесса Равильевна согласилась, дала детям песок и… не узнала маленьких хулиганов: «Сложно поверить, что эти дети вообще могли создавать какие-то проблемы педагогу». Дети так увлеклись совместным творчеством, начали дружно играть, что взрослые им просто не были нужны.
Но Инесса Кочубей не стала замыкать детей друг на друге и разработала целую систему занятий с песком два раза в неделю. Она устроила специальный световой стол в детском саду и практикует рисование на песке. Дети помладше просто получают удовольствие от того, что их ручной труд превращается в красивые картинки. Дети постарше придумывают целые сказки на песке.
В ходе таких занятий дети учатся взаимодействовать и договариваться. Показывают друг другу необычные творческие приемы, обучают друг друга. Так песок помогает решать вопросы личностного характера, бороться с застенчивостью.
Кинетический песок – материал довольно неприхотливый. С ним практически отсутствует шанс, что у ребенка ничего не получится, что он не сумеет ничего сделать. Поэтому дети учатся верить в себя и свои силы, раскрываются. У ребят усиливается желание экспериментировать, проявлять себя, они «загораются» и с энтузиазмом воплощают новые идеи.
Психолог подчеркивает важность кинетического песка для коррекционной работы. Он снимает мышечное напряжение, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Дети начинают чувствовать себя защищеннее, стабилизируется эмоциональное состояние, уходят капризы и плаксивость.
Педагог также обращает внимание коллег, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 3.3.4) прямо предписывает эксперименты с доступными материалами (в том числе, песком и водой) для развития познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников.
Меры предосторожности
Кинетический песок – материал довольно безопасный, но некоторые факторы все же следует учитывать, давая его детям в руки.
● Кинетический песок не едят.
Дети все тянут в рот и стремятся попробовать на вкус. Скорее всего, ничего страшного при употреблении малого количества кинетического песка не случится: при проглатывании он не вступает в реакцию с желудочным соком и выводится из организма естественным путем. Но лучше перестраховаться и не допускать гастрономических экспериментов. Если заметите, что ребенок съел некоторое количество песка, позвоните врачу: в справочной скорой помощи дают бесплатные консультации.
● Нельзя вдыхать кинетический песок.
Эта идея реже приходит в голову маленьким исследователям. Но все же не стоит терять бдительность. Рекомендуется давать песок детям от 3 лет.
● В редких случаях песок может вызывать аллергию.
Кинетический песок относят к гипоаллергенным материалам. Но индивидуальная непереносимость компонентов все же возможна. При появлении высыпаний или покраснений у ребенка, нужно хорошо промыть руки с мылом и немедленно прекратить игру. Если симптомы не проходят, стоит обратиться к врачу.
Лунина Анастасия
.
Фото ru.depositphotos.com.
Возраст на практике
Со скольки лет можно играть с кинетическим песком? С рекомендациями производителей мы ознакомились, но инструкции только остаются таковыми. Не все соблюдают их в реальной жизни. И ничего страшного в этом нет.
Волшебный песок можно использовать тогда, когда ребенок начинает интересоваться песочницей. Некоторые приобретают такую «игрушку» для развития малышам в возрасте 10-12 месяцев.
Впрочем, многое зависит от ребенка. Без присмотра играть с волшебным песком не рекомендуется детям до трех лет. До этого момента использование не запрещено, но только под пристальным наблюдением взрослых.
Важно: подобная продукция отлично подходит для развития мелкой моторики рук.
Правила использования
Как можно играть с кинетическим песком? Обычно игровой процесс ограничивается человеческой фантазией. Главное — правильно пользоваться «волшебным» песком. Иначе он потеряет свои свойства, хоть и временно.
Вот основные правила, о которых нужно помнить каждому:
- Использование песка должно происходить при комнатной температуре.
- В условиях пониженной влажности свойства «волшебной игрушки» снижаются — теряется пластичность. Чтобы ее восстановить, нужно добавить несколько капель воды.
- Перед тем как использовать «игрушку», нужно хорошо вымыть и высушить игровую поверхность. То же самое придется проделать с руками.
- Для хранения песка рекомендуется использовать контейнеры с крышками.
Вот и все. Но как играть с кинетическим песком? Далее вниманию будут представлены наиболее распространенные варианты для развития детей.
Штампы
Все еще интересно, как играть с кинетическим песком? Эта забава будет интересна не только маленьким детям, но и взрослым людям. Главное — проявить немного фантазии! Даже подростки будут с радостью играть с волшебным песком, ведь он — идеальный материал для лепки и моделирования.
Кроме перечисленных ранее игр, можно занять ребенка штампами. Для этого достаточно купить специальные формочки. Теперь нужно просто вдавливать их в рыхлый волшебный песок и смотреть на результат.
Кажется, ничего особенного в этом процессе нет. Но детям очень нравится делать штампы. А штампы из песка — это двойное удовольствие. Особенно для тех, кто не может ни дня провести без песочницы.