Двигательная активность детей в режиме дня
Тигр спину прогибает – глубоко, глубоко! (прогнуть спину назад)
Белки там сидят на ветке, мы попрыгаем как белки! (прыжки на двух ногах)
Закрывают зоопарк, закрывают двери, а ребята, словно мышки, тихо, тихо сели.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарат;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Например:
Упражнение «Паровоз».
Чух, чух паровоз,
Далеко меня повез,
За леса, за моря,
Где творятся чудеса.
(дети садятся на корточки и гудят – глубокий вдох-выдох «Ту-ту-ту»)
Упражнение «Дровосек».
Дровосек к нам приходил
И дрова нам порубил!
(Руки в замок над головой, вдох носом, на выдохе резко опустить руки, выдохнуть ртом, сказать «Ух!»)
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова, И. Д. Маханева указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17].
В работах С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5].
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.
Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.
При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т. д.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой [9, с.22].
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.
Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.
Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.
Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:
— физкультурного занятия;
— утренней гимнастики;
— Физкультминутки
— упражнений после дневного сна;
— организованной двигательной активности детей на прогулках;
— коррекционного занятия [20, с.39].
Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой — в помещении).
Физкультминутка — комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.
Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.
Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.
Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.
Коррекционное занятие — комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.
Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.
Принципиально важно то, чтобы в занятиях постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов — турника, лесенки, бревна и др.
Формы занятий по физическому воспитанию в ДОУ
Форма занятия | Количество и продолжительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей | |||
3–4 года | 5–6 (7) лет | |||
Физкультурно-оздоровительная работа | Физкультурное занятие | 2–5 раз в неделю | ||
15–20 мин | 25–35 мин | |||
Утренняя гимнастика | Ежедневно | |||
5–7 мин | 8–12 мин | |||
Физкультминутка | Ежедневно 1–3 мин в зависимости от вида и содержания занятий | |||
Физкультурная пауза | Ежедневно 10–12 мин в зависимости от вида и содержания занятий | |||
Упражнения после дневного сна | Ежедневно 7–15 мин | |||
Организованная двигательная активность детей на прогулке | 2 раза в день | |||
20–25 мин | 25–30 мин | |||
Коррекционное занятие | Проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня | |||
Самостоятельная двигательная деятельность детей | Свободная двигательная активность | Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей |
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезка. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру: 3 года — 9000–9500 движений, 4 года — 10000–10500, 5 лет — 11000–12000, 6 лет — 13000–13500, 7 лет — 14000–15000 [16, с.19].
Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).
Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи — оздоровительные, образовательные и воспитательные. Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений — стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп — плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т. д. Затем следуют упражнения в основных движениях — обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2–3 движений. Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскок, лазание и т. п.).
Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игры малой подвижности с двигательными заданиями.
С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста: 3–4 года — 15–20 минут, 4–5 лет — 20–25 минут, 5–6 лет — 25–30 минут, 6–7 лет — 30–35 минут. Каждая из частей занимает соответственно: вводная — 2–6 минут, основная — 15–25 минут, заключительная — 2–4 минуты. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3–7 минут, на основные виды движений — 8–12 минут и на подвижную игру — 4–5 минут [20, с.40].
Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушений дисциплины.
Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:
Общая плотность = полезное время х 100 / продолжительность занятия
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80–90 %.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70–85 % [16, с.20].
Моторная плотность = время, затраченное на движение х 100 / общее время занятия.
Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изображение частоты сердечных сокращений.
Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15–20 %, в основной части — на 50–60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70–90 % (до 100 %).
В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5–10 %, после занятий (спустя 2–3 минуты) возвращается к исходному уровню.
Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5–7 лет — 140–150 уд/мин; 3–4 лет — 130–140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.
В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3–4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятий на 2–3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20–15 % [16, с.21].
Важное значение при оценке двигательного режима приобретает определение внешних признаков утомления (покраснение лица, потливость, дыхание, общее самочувствие). Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.
Заключение
Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности доказана исследованиями учёных и практиков. Нами были изучены особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития двигательной деятельности детей. Выявлено, что развитие двигательной деятельности связано с возрастом ребёнка и формированием физических качеств.
Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают специально организованную двигательную деятельности и самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке, в физкультурном зале. Разнообразные формы и виды двигательной деятельности способствуют полноценному развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации двигательной деятельности детей в первой и второй половинах дня.
Литература:
1. Антонов, Ю. Е., Иванова, Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — № 1. — С.5–6.
2. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. [Текст] / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981.
3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. [Текст] / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999.
4. Голицына, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н. С. Голицына. — М.: Скрипторий 2003, 2008. — С. 12.
5. Громова, С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики [Текст] / С. Громова // Дошкольное воспитание. — 1996.- № № 6, 8, 10.
6. Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.5–8.
Центр двигательной активности в детском саду по ФГОС
Организация центра двигательной активности в группах детского сада.
Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.
Младший дошкольный возраст Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении. Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др. В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря: — доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см); — гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см); — доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см); — две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см); — два куба (ребро 25-30 см); — ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см); — лесенка-стремянка (высота 1,5 м); — мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера; — один-два надувных мяча (диаметр 40 см); — игрушки-каталки (по два комплекта разных видов); — бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см); — оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.); — крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх); — шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм); — погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей; — четыре гимнастические палки (длина 75-80 см); — гимнастический шест (длина 1,8-2 м). Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы». Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого. Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам. Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию. Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру. Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий. Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями. Средний дошкольный возраст По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности. Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю. При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки. Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью: — кегли (один-два набора); — игра «Дартс» (с шариками на липучках); — ракетки с мячиками на липучках; — напольные и подвесные кольцебросы; — игра «Городки» (из пластмассы); — поролоновые и матерчатые мячи; — две-три скакалки, шнур; — султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора); — два-три мешочка весом 200 г; — два-три обруча; — бубен, музыкальный молоточек; — оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.). Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений. Старший и подготовительный дошкольный возраст Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование. В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности. Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.). Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр. В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др. В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды). Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке. Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений. Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем. Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка: — игра «Городки» (из пластмассы); — ракетки и мячи для пинг-понга (два набора); — кегли (один-два набора); — малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи; — игра «Дартс» (с шариками на липучках); — кольцеброс; — один-два резиновых эспандера; — два диска «Здоровье»; — беговая мини-дорожка; — ролик-трекол; — две-три скакалки и резинки; — султанчики, ленточки, косички; — бубен; — два-три обруча; — настольные спортивные игры; — тренажёры (ножные, ручные); — массажёры (ножные, ручные). Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Повышение самостоятельной двигательной активности детей рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Список литературы 1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981. 2. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999. 3. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10. 4. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999. 5. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. 6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М., 2000. 7. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. — М.: Академия, 2000. 8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. 9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с. 10. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. — №9. — С.39-42. 11. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. – 272 с. 12. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. 13. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. 14. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976. 15. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996
Рекомендуем посмотреть:
Программа для детского сада по физической культуре ДОУ, Младшая — средняя группа Рабочая программа по физической культуре в ДОУ с учетом ФГОС. Старшая — подготовительная группа Организация двигательной активности детей на прогулке в ДОУ Самостоятельная двигательная активность в детском саду
Похожие статьи:
Роль фольклора в физическом воспитании дошкольников
Утренняя гимнастика во второй младшей группе в игровой форме
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
подготовительная группа
Двигательный режим | Алгоритм проведения | Длительность | Примечание |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 10-12 мин | Кол-во ОРУ: 8-10 (повторы 5-6 раз) Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое |
Музыкальное занятие | 2 раза в неделю | ||
Физкультурное занятие | 3 рааз в неделю | 30 мин вводн.ч – 3-5 мин. Осн.ч. – 21- 26 м. Заключ. ч. – 3-4 мин. | Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету |
Физкультминутка | По необходимости | 1-3 мин | Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. |
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты | ежедневно | 10 -15 мин | 2-3 игры разной подвижности |
1 раз в неделю | В соответствии с программой и временем года | ||
1 раз в неделю | 15 мин | По плану воспитательно-образовательной работы | |
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты | ежедневно | 10-15 мин | по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья |
Физкультурный досуг | 1 раз в неделю | 40 мин. | 2я неделя месяца |
Неделя здоровья | 2 раза в год: февраль | 2я неделя месяца | |
День здоровья | ежедневно | 15 мин | 1-я неделя месяца |
Активный двигательный подъем | ежедневно | 15 мин | После сна |
Дыхательная гимнастика | ежедневно | 1-2 упр | Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. |
Инд. раб. с детьми по развитию движений | ежедневно | 5-10 мин |
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |
Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Старшая группа
Двигательный режим | Алгоритм проведения | Длительность | Примечание |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 8-10 мин | Кол-во ОРУ: 6-8 (повторы 4-5 раз) Комплекс состоитсяся на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое |
Музыкальное занятие | 2 раза в неделю | ||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю | 25 мин вводн. ч. – 3-4 мин. Осн-я ч.- 15-22 м. Закл.ч.- 3-4 мин. | Кол-во ОРУ: 6-8(повторы 4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету |
Физкультминутка | По необходимости | 1-3 мин | Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. |
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты | ежедневно | 10 -15 мин | 2-3 игры разной подвижности |
1 раз в неделю | В соответствии с программой и временем года | ||
1 раз в неделю | 15 мин | По плану воспитательно-образовательной работы | |
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты | ежедневно | 10-15 мин | по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья |
Физкультурный досуг | 1 раз в неделю | 15-20 мин. | 2я неделя месяца |
Неделя здоровья | 2 раза в год: февраль | 2я неделя месяца | |
День здоровья | ежедневно | 15 мин | 1-я неделя месяца |
Активный двигательный подъем | ежедневно | 15-20 мин | После сна |
Дыхательная гимнастика | ежедневно | 5-10 мин |
Спортивная электронная библиотека
- Тема №1 «Физическая культура — органическая часть культуры общества»
- 1. Физическая культура (ФК), ее сущность и строение
- 2. Функции физической культуры
- 3. Формы физической культуры
- Тема №2 «Направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры»
- 1. Профессия, специальность, квалификация
- 2. Сфера профессиональной деятельности
- 3. Основные направления и профили деятельности специалиста физической культуры
- Тема №3 «Виды деятельности специалистов физической культуры»
- 1. Педагогическая система физического воспитания
- 2. Профессиограмма и модель специалиста
- 3. Квалификационные характеристики специалиста по физической культуре
- 4. Виды, формы и компоненты профессиональной деятельности
- Тема №4 «Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности»
- 1. Содержание и формы двигательной деятельности
- 2. Двигательные действия
- 3. Двигательная активность
- 4. Культура двигательной деятельности
- Тема № 5 «Теория и методика физической культуры как наука и учебный предмет»
- 1. Предмет ТМФК
- 2. Периодизация исторического развития науки
- 3. Система понятий учебной дисциплины
- 4. Структура ТМФК
- Тема №6 «Содержание и система физического воспитания»
- 1. Физическое воспитание как педагогический процесс
- 2. Система физического воспитания в России
- 3. Цель и задачи физического воспитания
- Тема № 7 «Средства физического воспитания»
- 1. Физические упражнения — основное средство физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений
- 3. Структура системы движений. Технические характеристики движений
- 4. Педагогическое значение физических упражнений
- 5. Вспомогательные средства физического воспитания
- Тема № 8 «Методы физического воспитания»
- 1. Типологическая характеристика методов
- 2. Структурная основа процесса упражнения
- 3. Специфические методы физического воспитания
- 4. Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания
- Тема № 9 «Принципы физического воспитания»
- 1. Законы “упражнения” и “гармонии”
- 2. Дидактические принципы
- 3. Специфические принципы
- Тема №10 «Воспитание физических качеств»
- 1. Физические качества и закономерности их развития
- 2. Сила и методы ее воспитания
- 3. Быстрота и методы ее воспитания
- 4. Выносливость и методы ее воспитания
- 5. Ловкость и методы ее воспитания
- Тема № 11 «Обучение двигательным действиям»
- 1. Двигательные действия как предмет обучения
- 2. Закономерности формирования двигательных умений и навыков
- 3. Средства и методы обучения движениям
- 4. Структура процесса обучения движениям
- Тема №12 «Планирование процесса физического воспитания»
- 1. Общие требования, предъявляемые к планированию
- 2. Исходные данные и направления педагогического планирования процесса физического воспитания
- 3. Виды, формы и методики планирования
- 4. Основные документы планирования в школе
- Тема №13 «Организация и построение занятий в физическом воспитании»
- 1. Общая характеристика форм построения занятий
- 2. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры
- 3. Структура урока физической культуры
- 4. Особенности самодеятельных форм занятий
- Тема №14 «Контроль в физическом воспитании»
- 1. Учет и контроль
- 2. Направления педагогического контроля
- 3. Виды педагогического контроля
- 4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры
- Тема №16 «Формы организации занятий физическими упражнениями в школе»
- 1. Деятельность учителя на уроке физической культуры
- 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы
- 3. Основы методики внеклассных занятий
- 4. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
- Тема №15 «Физическое воспитание в школе»
- 1. Характеристика школьных программ по физическому воспитанию
- 2. Возрастная периодизация и задачи физического воспитания школьников
- 3. Возрастные особенности индивидуального развития и обучения двигательным действиям
- 4. Возрастные особенности воспитания физических качеств
- Список литературы
Помимо книг о спорте, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, научные и аналитические статьи, а также многое другое.
Тэги
теория физической культурыметодикаКурс лекций
- «Истинное» каратэ
- Пути совершенствования. Проблемы и методика преподавания шахмат. 2-е издание
Зак В.Г.
- Волейбол в школе
Железняк Ю. Д.
- Интеллектуальная подготовка в физкультуре и спорте (Практическое пособие) (Часть 1)
Мигашкин Н. В.
- Чак Норрис. Тайная сила внутри нас.
- Кэндо полное практическое руководство
Хироси Одзава
- Дао медитации. Путь к просветлению.
Чжоу Цзунхуа
- Дао тайцзи-цюаня. Путь к омоложению.
Чжоу Цзунхуа
Социальные комментарии Cackle