Первичное знакомство
Вводное родительское собрание в детском саду можно посвятить информированию родителей об организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Целесообразнее всего провести его в начале учебного года, чтобы у пап и мам сложилось представление о работе детского сада, появилась возможность принимать активное участие в воспитательном процессе.
Методика организации и проведения родительских собраний
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Методика организации и проведения родительских собраний
Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа». Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся могут быть как традиционные, так и не традиционные.
К традиционным относятся:
- родительские собрания;
- общешкольные и классные конференции;
- индивидуальные консультации педагога;
- посещения на дому.
К нетрадиционным относятся:
- тематические консультации;
- родительские чтения;
- родительские вечера
Важно предварительно сообщить родителям о сроках проведения родительских собраний, уже во время первой встречи ознакомить их с расписанием общих мероприятий на учебный год. Такая предусмотрительность педагогов очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа интересуется проблемами семьи и уделяет сотрудничеству с ней большое внимание.
Классные родительские собрания.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительском собрании идёт обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик. К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
-Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учёбе.
-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося. Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка. Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Главное назначение родительского собрания — обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.
Функции родительских собраний
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и другихпроблем)
Родительские собрания должны отвечать таким педагогическим требованиям:
- способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, воспитанию социально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;
- проводиться систематически, обеспечивать предстоящее в решении воспитательных заданий;
- способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на воспитанников;
- способствовать повышению авторитета учителей, школы и родителей;
показывать родителям успехи их детей в учебе и воспитании как результат деятельностиучителей-воспитателей.
Советы психологов классному руководителю:
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.
- Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
Этапы проведения родительского собрания
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний.
3. Психолого-педагогическое просвещение.
Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов
(экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями.
На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Задачи организуемой встречи
Первое родительское собрание в детском саду предполагает решение следующих важных задач:
- усиление контакта между семьей и дошкольным образовательным учреждением путем моделирования перспектив взаимодействия на учебный год;
- развитие педагогической компетентности родителей;
- улучшение качества образовательного и воспитательного процесса;
- стимуляция заинтересованности представителей семьи в развитии и воспитании своих детей.
Такое родительское собрание в детском саду проводится с участием заведующей ДОУ, заместителей по АХР, ВМР, медицинской сестры, родителей.
Сначала воспитатель рассказывает о том, что в детском саду сложилась добрая традиция – проведение общей встречи.
Обязательно ведутся протоколы родительских собраний. Младшей группе детского сада, представителям подготовительной, старшей групп предлагается сюрприз. Детям предварительно задавали вопрос: «Почему вы любите свою маму, папу, дедушку, бабушку». Присутствующие внимательно слушают ответы малышей, кому-то удается узнать голос своего сына или дочки.
Воспитатель, который ведет собрание, отмечает, что самыми любимыми и дорогими людьми для любого малыша являются его родители. Ребенок нуждается в их поддержке и понимании. Без взаимосвязи между детским садом и семьей невозможно создать для малыша радостной и комфортной обстановки. Что должен представлять собой такой союз? Что могут сделать мамы и папы? Чем может помочь детский сад? Родительское собрание, образец которого предложен читателям, направлено на знакомство с деятельностью ДОУ.
Консультация для педагогов «Организация родительских собраний в детском саду»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Консультация для педагогов
Тема: «Организация и проведение родительского собрания в ДОУ»
Подготовила: воспитатель Попова Е.Е.
п. Космынино
2019г.
Цель:
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах организации и проведении родительских собраний.
Задачи:
- Познакомить воспитателей с требованиями к проведению родительских собраний;
- Познакомить воспитателей с методами и этапами проведения родительского собрания;
- Познакомить воспитателей с правами родительского собрания.
Участники:
педагоги ДОУ.
Материалы и оборудование:
- методические рекомендации Метеновой Н.М.;
- примеры сценариев родительских собраний и протоколов;
- столы и стулья по количеству педагогов;
- памятка для педагогов.
Ход консультации:
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли детей, являются мать и отец»
В. А. Сухомлинский
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллектива.
Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.
Если подойти к родительским собраниям неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Основные цели родительских собраний:
- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.
Требования к проведению родительского собрания по ФГОС
- Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал. (сентябрь, декабрь, март и май или июнь — итоговое).
- Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.
- Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.
- Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО вести протокол родительского собрания.
- Заполнять явочный лист.
- Знакомить органы управления дошкольного образовательного учреждения с решениями группового родительского собрания.
Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания
- Собрание должно начинаться в строго установленное время.
- Максимальная продолжительность -1 ч (40 мин с родителями и 20 мин с участием детей).
- Проведение родительского собрания требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
- Как правило родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссии и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей).
- Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения всевозможных проблем.
Собрания можно условно разделить:
- организационные;
- установочные (инструктивные);
- знакомящие с аналитическими материалами, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре без упоминания фамилий детей и родителей;
- консультативные;
- собрания, созываемые по поводу какой – либо черезвычайной ситуации;
- совместные с детьми и родителями;
- с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
- тематические;
- собрания – диспуты;
- информационно – просветительные;
- отчетные (итоговые).
В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:
- лекция;
- дискуссия;
- исследование;
- социально – педагогический тренинг;
- диагностика;
- психологические игры;
- мастер – классы.
Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить дважды: первый раз – за 1 – 2 недели до его проведения, и второй раз – не позднее, чем за 2 – 3 дня, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения собрания.
Пригласительные изготовляются вместе с детьми.
Организация родительского собрания
- подбирается музыкальный фон
- видео презентация, видеофильм
- листы бумаги и ручки
- фотовыставка
- выставка детских работ
- оформление плакатов, стенгазет
- анкетирование
- мастер-класс
- конкурс
- памятки для родителей (обязательно)
- чаепитие
Основные этапы проведения родительского собрания
- Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей.
- Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом и др.) Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы.
- Выступление ведущего по теме собрания. Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным.
- Выступление по теме собрания узкого специалиста (психолога, медсестры, заведующей, учителя).
- Обсуждение проблемы родителями.
- Анализ воспитателем результатов воспитательно – образовательной работы с детьми по теме собрания.
- Выполнение практических заданий всеми родителями.
- Совместная работа родителей с детьми.
- Заключительная часть собрания. Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников.
Важно следить за временем и завершить собрание – встречу в установленное время. Если какой – то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Специально определите время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой.
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Права родительского собрания
- выбирать Родительский комитет группы и учреждения;
- требовать у Родительского комитета группы выполнения и (или) контроля выполнения его решений.
Каждый член родительского собрания имеет право:
- потребовать обсуждения родительским собранием любого вопроса, входящего в его компетенцию, если это предложение поддержит не менее одной трети членов собрания;
- при несогласии с решением родительского собрания высказывать свое мотивированное мнение, которое должно быть занесено в протокол.
Чего не стоит делать на собрании?
- Обсуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку конкретному ребёнку и/или всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон, не нормативную лексику.
Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.
Родительское собрание
- Сценарий проведения родительского собрания
- Памятки для родителей
- Памятка для воспитателя
- Ход родительского собрания
- Решение родительского собрания
- Протокол родительского собрания
Если проводилось анкетирование, то анкеты
Таких комплектов должно быть 4 шт. за учебный год
Памятка для воспитателя
«Организация и проведение родительского собрания в ДОУ»
Требования к проведению родительского собрания по ФГОС
- Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал. (сентябрь, декабрь, март и май или июнь — итоговое).
- Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.
- Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.
- Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО вести протокол родительского собрания.
- Знакомить органы управления дошкольного образовательного учреждения с решениями группового родительского собрания.
Основные этапы проведения родительского собрания
- Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей.
- Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом и др.) Проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы.
- Выступление ведущего по теме собрания. Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным.
- Выступление по теме собрания узкого специалиста (психолога, медсестры, заведующей, учителя).
- Обсуждение проблемы родителями.
- Анализ воспитателем результатов воспитательно – образовательной работы с детьми по теме собрания.
- Выполнение практических заданий всеми родителями.
- Совместная работа родителей с детьми.
- Заключительная часть собрания. Завершая родительское собрание, целесообразно подвести итоги, в которых дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников.
Родительское собрание
- Сценарий проведения родительского собрания
- Памятки для родителей
- Памятка для воспитателя
- Ход родительского собрания
- Решение родительского собрания
- Протокол родительского собрания
Выступление заведующей
Именно родители являются первыми педагогами. Они должны с раннего детства заложить в своих малышах основы интеллектуального, нравственного, физического развития. Родительское собрание в группе детского сада – это возможность получить обратную связь, познакомить с направления воспитательной деятельности ДОУ, ответить на те вопросы, которые возникают у мам и пап в процессе воспитания. Детский сад работает по основной образовательной программе дополнительного обучения в полном соответствии с новыми федеральными государственными стандартами.
Специалисты ДОУ проводят множество интересных и познавательных мероприятий не только для воспитанников, но и для родителей.
Совместная деятельность необходима, поэтому родители должны стать для малышей советчиками и помощниками. Далее заведующий предлагает родителям разойтись по группам, продолжить беседы с воспитателем.
Формы проведения
Можно брать разные темы родительских собраний в детском саду, учитывая возрастные особенности дошкольников. К примеру, в ходе встречи составляют послания детям, в которых родители рассказывают о тех чувствах, что они к ним испытывают. Готовые материалы, содержащие не только тексты, но и рисунки воспитатель предлагает размещать на стенде, чтобы малыши видели, что они любимы своими мамами и папами.
Родительские собрания в старшей группе детского сада воспитатель иногда проводит вместе с детьми, превращая встречу в настоящий семейный праздник. Совместная деятельность сближает малышей с их родителями, формирует взаимопонимание между ними. Как можно продумать такое родительское собрание в детском саду? В старшей группе малышам нравится активная деятельность. Для встречи с родителями, они вместе с воспитателем могут подготовить небольшой концерт, продемонстрировав свой артистизм и актерское мастерство.
Как можно провести родительское собрание в детском саду? В старшей группе, помимо песен, танцев, дошкольники могут прочитать стихи, показать мамам и папам небольшое кукольное представление. Ответным словом родителей станет сказочное путешествие по «стране Почемучек», в ходе которого всем предстоит знакомство с правилами поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Вариант нетрадиционного собрания
Родительские собрания в старшей группе детского сада можно проводить в необычном виде. Например, воспитатель предлагает мероприятие по теме «Все дети – настоящие артисты». В соответствии со стандартами второго поколения в качестве приоритетного направления воспитания выступает формирование личностных качеств ребенка, ранняя диагностика талантливых малышей.
Основной идеей является способствование установлению, развитию сотрудничества и партнерства между ребенком и его родителями.
Такие темы родительских собраний в детском саду являются актуальными, так как позволяют решать следующие задачи:
- расширять возможности понимания малыша его родителями;
- улучшают рефлексию отношений;
- помогают вырабатывать навыки общения с ребенком.
Как проводят такие родительские собрания в детском саду? ФГОС допускает применение модели круглого стола с определенными практическими советами.
Основной целью организуемой встречи является знакомство родителей воспитанников с понятием одаренности, созданием оптимальных условий для реализации способностей талантливых детей, стимулирования и активизации их творческой работы.
Задачи мероприятия:
- вовлечение мам и пап в активное обсуждение проблемы воздействия взрослых на формирование одаренности;
- анализ отношения общества к талантливым детям.
Собранию предшествует серьезная подготовительная работа со стороны воспитателя. Он составляет небольшие рекомендации для родителей, памятки, связанные с тематикой встречи.
Для самого собрания воспитатель составляет тематическую презентацию в программе Power Point. В качестве сувениров для участников встречи педагог использует божьих коровок, изготовленных руками детей.
Ниже представлен образец протокола родительского собрания в детском саду. Он подразумевает указание темы встречи, количества участников, вариантов обсуждаемых вопросов, принятых по ним решений.
Проводится собрание с чаепитием, родителей рассаживают по кругу. Воспитатель начинает встречу в «Академии талантов» с приветствия, вручения благодарственных писем, грамот тем мамам и папам, работа которых имеет неоценимое значение для функционирования дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель отмечает, что в рамках ФГОС нового поколения, в процессе воспитания и обучения дошкольников приоритетным направлением является развитие личностных качеств, причем отдельное внимание уделяется поиску и развитию одаренных детей.
В природе нет неодаренных малышей, поэтому задачей педагога и родителей является своевременное обнаружение у дошкольников определенных талантов, помощь в саморазвитии, самосовершенствовании. Кто-то интересуется математикой, кому-то по душе химия, биология, а некоторые ребята с ранних лет проявляют интерес к спорту, разнообразным путешествиям.
Ответственной задачей родителей, педагога, является терпение и любовь к своим малышам. Некоторые дети достаточно стеснительные, поэтому нужно найти к ним подход, пробудить желание к соревнованиям.
В ходе собрания воспитатель предлагает мамам и папам стать активными участниками игр, которые направлены на развитие левого и правого полушарий головного мозга.
Можно провести аналогичные родительские собрания в средней группе детского сада. В качестве задания воспитатель предлагает родителям упражнение «зеркальное рисование». На стол кладется чистый лист бумаги, раздаются карандаши. Мамы (папы) должны одновременно рисовать обеими руками зеркально-симметричные буквы, рисунки. В процессе выполнения такого упражнения, должно ощущаться расслабление рук и глаз, так как одновременная работа обоих полушарий способствует эффективной деятельности всего мозга.
В программу таких нетрадиционных родительских собраний в средней группе детского сада также можно включать игру «Колечко». Суть ее в том, что нужно быстро и поочередно перебирать пальцы рук, объединяя в кольцо большой палец с мизинцем, безымянным, средним, указательным пальцами. Во время разминки упражнение выполняют одной рукой, потом включаются обе руки.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Башкирова Ольга Петровна, воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 179» городского округа Самара
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны [1, с. 28].
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Исходя из этого, следует, что вопрос взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка и повышение педагогической культуры родителей.
Задачи родительского собрания
- Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
- Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
- Оказывать помощь родителям в овладении педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
- Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива [2].
Структура тематического родительского собрания состоит из трех этапов [3].
I этап — Подготовительный
- Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.
- К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
- Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.
II этап – Основной
Первая или вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание (сообщения темы, формы собрания с помощью коротких игр и занятий).
Вторая часть (раскрытие темы собрания) начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой темы.
Третья часть — «разное» — обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Четвертая часть — решение, подводятся итоги встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
III этап — Завершающий (рефлексивный)
Подводя итоги важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, — все это в последствие станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.
Проводя родительское собрание нужно соблюдать все этапы его структуру. Это нам поможет не только сохранить его функцию, но и донести тему собрания, а так же комфортное нахождение всех участников. Таким образом, родительское собрание будет эффективным.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005
- Сягина Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 518-521.
Следующая > |
Дискуссия по теме встречи
Воспитатель предлагает родителям интересную историю. На далеких островах, расположенных в Тихом океане, появился мальчик, имеющий задатки гениального Моцарта. Какое музыкальное будущее ждет малыша, если на острове отсутствуют музыкальные инструменты?
Ученым удалось доказать, что любая деятельность предполагает овладение человеком определенными качествами. Они помогают справляться с конкретной деятельностью, демонстрируют успешность человека в данном направлении.
В психологии подобные качества именуют индивидуально-психологическими особенностями. Способные люди отличаются быстротой освоения разных видов деятельности, скорейшим достижением поставленной цели.
Специфика одаренности
Способности можно считать сложным образованием, которое включает в себя не только разные психологические процессы, но и гармоничное развитие личности.
В общем проявлении они обеспечивают достаточно легкое и продуктивное овладение знаниями в различных сферах деятельности, что и именуется одаренностью. Проявляться она может в различных сферах деятельности:
- учебной;
- интеллектуальной;
- художественной;
- творческой;
- учебной;
- коммуникативной;
- художественной.
Для развития определенных способностей важно создавать для ребенка оптимальные условия. Сензитивный период — это время максимальных возможностей для лучшего развития какой-то части психики.
Также для формирования одаренности нужна настойчивость, умение максимально концентрироваться для достижения поставленной цели.
Что еще можно включить в родительское собрание в детском саду. Средняя группа — отличное время для формирования позитивного отношения у малышей к своим необычным способностям, поиска механизма их развития и совершенствования.
Для того чтобы помогать совершенствованию одаренности, важно предоставлять ребенку свободу в выборе видов деятельности, их чередовании. Взрослые должны осуществлять доброжелательную и ненавязчивую помощь и поддержку, но не ограничивать самостоятельность детей в решение определенных задач, разрешение сформировавшихся конфликтов.
Необязательно включать полный текст беседы в образец протокола родительского собрания в детском саду, можно ограничиться только тезисным вариантом.
Как составляется протокол родительского собрания
Во время проведения собрания необходимо оформлять протокол — это делает секретарь мероприятия. Им может быть любой воспитатель дошкольного учреждения. Секретарь может разрабатывать и применять заранее созданный шаблон протокола и заполнять его в процессе собрания. Шаблоны и образцы протоколов родительских собраний в детском саду представлены в конце статьи.
Протоколы собраний ДОУ :
- фиксируют ход встречи;
- предоставляют отчет вышестоящему руководству о выполнении поставленных задач;
- фиксируют имеющиеся поручения;
- предоставляют возможность получить отчет исполнения заданий;
- помогают в урегулировании спорных ситуаций.
Законодательство не обязывает применять определенные рамки оформления документа. Он может быть оформлен на бумаге формата А4, а заполнен вручную или при помощи компьютера. Шапка документа должна содержать:
- название дошкольного учреждения;
- тему собрания;
- дату и место проведения;
- количество участников.
В разделе «Повестка» должны отображаться вопросы, которые будут обсуждаться. Формулировать их нужно кратко.
В разделе «Доклады» содержатся:
- краткое содержание выступлений участников;
- вопросы участников;
- ответы на них.
По завершение собрания в протоколе должны содержаться все сведения о различных проблемах, обсужденных на заседании, всех докладах, а также выработанных решениях.
Протокол родительского собрания в детском саду должен быть заверен председателем и секретарем собрания. Иногда протокол так же подписывается членами родительского комитета. Если целью собрания было информирование родителей о чём-то важном (Например: эпидемия гриппа, опасность от клещей и пр.), можно оформить «Лист ознакомления». В нём расписываются все присутствующие и он добавляется к протоколу собрания в качестве приложения.
Решения, принятые в ходе собрания обязательны для соблюдения всеми детьми и родителями, в не зависимости от их присутствия на собрании. Если в ходе собрания было принято важное решение, необходимо ознакомить с ним всех родителей (даже тех, кто отсутствовал). Для этого можно позвонить по телефону или разместить объявление в «родительском уголке».
Полезная информация
Воспитатель предлагает знакомство с индивидуальными особенностями каждого дошкольного возраста в необычной форме. Он выдает родителям, присутствующим на собрании, определенные карточки, в которых указаны психические и физические характеристики детей:
- В таком возрасте дети любят слушать волшебные сказки.
- К пяти годам появляются различные жалобы детей о том, что другие малыши неправильно выполняют определенные задания и поручения.
- В 4-5 летнем возрасте рост ребенка приостанавливается на уровне 4-5 сантиметров за год.
- До 5 лет ребенка важно оберегать от серьезных физических нагрузок, приводящих к деформации позвоночника.
В родительские собрания в младшей группе детского сада полезно включать выступление медицинского работника, детского психолога. Они не только познакомят мам и пап с возрастными и физическими особенностями малышей, но и дадут советы по проведению диагностических исследований.
Воспитатель может рассказать в рамках встречи с родителями о важности выполнения детьми несложной физической работы, мелких поручений. К примеру, малыш может помыть пол, вытереть пыль, или пропылесосить ковер в комнате.
Ученые установили, что именно первые пять лет жизни являются золотым временем выявления и совершенствования одаренности. В 4-5 летнем возрасте дети учатся уважать старших, выстраивать взаимоотношения со сверстниками, среди них выявляются лидеры.
Родители также должны быть проинформированы о том, что хрусталик глаза дошкольника отличается от такового у взрослого человека по форме. Именно поэтому так важно обращать внимание на освещение рабочего стола, за которым дошкольник читает, рисует, играет.
Для обучения ребенка правилам поведения, недостаточно их просто рассказать. Важно, чтобы малыш периодически выполнял подобные действия, то есть на практике отрабатывал полученную теоретическую информацию. Только при формировании умений, навыков, их отработке, постепенном усложнении, можно рассчитывать на достижение поставленной задачи.
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольников»
Родительское собрание
Тема:
«Роль семьи в воспитании дошкольников».
Форма проведения – круглый стол.
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком. 3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
План собрания:
1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста — сообщение педагога.
2 часть: Дискуссия, – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».
3 часть: Роль старшего поколения – бабушек и дедушек в воспитании детей в современных семьях.
4 часть: Семейные традиции.
5 часть: Детские праздники в семье.
6 часть: Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».
Ход собрания
:
1 часть:
Семья –
это громкое слово!
Семья –
это звонкое слово!
Семья –
это важное слово, Об этом
вам
скажет каждый.
Семья –
это солнце светит,
Семья –
это звезды на небе,
Семья –
это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!… А.В. Сидорова
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают, правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
«Дети – зеркало семьи» — это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.
2 часть:
Я предлагаю вам дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».
Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».
1 тезис.
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2 тезис.
Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».
3 тезис.
За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.
4 тезис.
Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
5 тезис.
Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.
6 тезис.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
7 тезис.
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.
8 тезис.
Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
3 часть:
Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости? Я думаю, что все вы согласитесь – нельзя! В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем. Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. У нас очень богатые и давние традиции воспитания детей. Они передаются по наследству.
4 часть:
А что же такое семейные традиции?
Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.
Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей».
Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.
Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!
5 часть:
Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?
Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?
Итог:
И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!
Закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители — во всем мудрей, Любимый папа — друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже, На этой сказочной земле. (Раздаем памятки родителям)
Что такое НЛП
Отдельной темой для разговора с родителями дошкольников, может стать рассмотрение механизма нейролингвистического программирования.
С его помощью можно избавиться от значительного эмоционального напряжения, улучшить работоспособность, развивать мышление, формировать межполушарные связи. Воспитатель предлагает родителям выполнить упражнение. Они получают лист бумаги с буквами русского алфавита. Под каждой буквой указано: Л, П, либо В. Верхнюю букву необходимо проговаривать, Л — предполагает поднимание левой руки влево, а П — движение правой руки вправо, В – это одновременное поднятие вверх рук. Сложность упражнения заключается в том, что выполнять такие манипуляции необходимо одновременно.