Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте
Человек тогда в полном смысле человек, если он — человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир.
Ф.Шиллер
По А. Гину “Педагогические приемы — это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся” [4]. Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников. Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра. В Большой советской энциклопедии отмечено: “Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе” [5].
Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В ФГОС указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Но не стоит уменьшать значимость и двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест — игр.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест — игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест — технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест — игра — это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания” [3].
Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Следует отметить по мнению Бачуриной. В., что “современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме” [2].
В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.
“«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий” [6].
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.
Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Например, любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Как показал анализ терминов, “квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.“ [7].
Технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО. Квест — занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.
Открытое квест-занятие проводится в детском саду для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:
Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.
Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.
Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.
Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.
Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.
Основными критериями качественного квеста являются:
соблюдение правил безопасности;
оригинальность замысла темы и сценария;
логичность заданий и целостность сюжета;
создание привлекательного и яркого игрового пространства.
Технология квест игр постоянно используется инструктором по физической культуре и учителем –логопедом на занятиях в детском саду № 14 «Колосок» села Бобровы Дворы
Во время проведения этих игр предусматривается комплексное решение задач, предложенное Овчинниковой Т. С. таких как:
“Обучающие
‒ расширять и закреплять знания детей с детства о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.
‒ обучать, уточнять и закреплять знания о видах спорта, о навыках личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, о знании спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека, формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, соблюдения режима дня.
‒ обучение решению обучающих задач, путем проведения опытов;
‒ обучение самостоятельному умозаключению;
‒ обучать проведению звукового анализа слова;
‒ обучать составлять рассказ по схеме- закрепление умений работать с нетрадиционным материалом;
‒ закрепление временных представлений.
Развивающие
‒ развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми,
‒ развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;
‒ создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
‒ развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти;
‒ развивать логическое мышление, закреплять навыки сравнения и обобщения;
‒ развивать мелкую моторику;
‒ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
‒ развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительно-эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения
Воспитывающие
‒ воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность
‒ воспитание положительных нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь.
‒ воспитание навыков сотрудничества;
‒ воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;
‒ воспитывать интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм, воспитывать усидчивость, взаимопомощь” [8].
Все эти задачи осуществлялись нами в течении года на различных квест — играх таких как: «ЗОЖ- в гостях у Борбоскиных», «Путешествие в страну Витаминию»,
«Путешествие в страну Спортландию», «Поможем Смешарикам найти сокровища» — где дети переходили от одного задания к другому, на всей территории здания детского сада.
Многие игры проводилась на улице, где задания располагались на всех участках детского сада. «В поисках тайны черепахи Тортилы», «Отель для насекомых»,
«Огородная страда».
В квест- игре «Научим Незнайку правилам дорожного движения» детки закрепляли знания ПДД, проигрывали различные ситуации и находили нужное решение.
«По морям — по волнам» ребята с удовольствием отправились с капитаном в морское путешествие.
В играх «Моя родина — Россия» дети подготовительной группы выполняли задание связанные со знанием страны. А в квест- игре «Моя Белгородчина» со знанием родного края.
Ребята старшей группы отправлялись в путешествие за знаниями о животных и месте где они обитают в различных регионах планеты: Квест-игры «Веселые джунгли», «Северный полюс — какой он», «Самая жаркое место планеты — пустыня», «Четырехэтажная тайга» и др.
Также мы побывали с нашими воспитанниками в космическом пространстве, путешествие — «Белке и Стрелке нужна помощь», «Парад планет».
В сентябре 2022 года была проведена игра с приглашением первоклассников Боброводворской СОШ. Где общее количество участников составило 30 человек, дети были поделены на три команды. Продолжительность квеста составила 1 час, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определенный маршрут общей протяжённостью 1,5 км.
Квест, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.
Заслуживает быть отмеченным, что задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.
В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: квесты, как правило, коллективная игра, что также выступает большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней. Такие приключенческие игры требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Лучше игру проводить на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей. Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.
Из сказанного становится очевидным то, что любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.
Литература:
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. — 2008 — № 5.
- Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. — М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 176 с. — (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
- Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10
- Гин. А Приемы педагогической техники (https://docplayer.ru/30465089-Priemy-pedagogicheskoy-tehniki-nekotorye-priyomy-pedagogicheskoy-tehniki-po-a-ginu.html)
- Игра (вид деятельности) — статья из Большой советской энциклопедии.
- Квест — https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
- Квест-игра — https://ru-wiki.ru/wiki/Adventure_game
- Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях — КАРО, 2006–176с.
Квест технологии в ДОУ
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через«ворота детской игры».
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной
модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и
смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е.работает самостоятельно, выполняет творческие задания) интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в
концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью дляпедагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы
подразумеваем, когда говорим о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест, можно трактовать как«поиск» или даже «приключение».
Квест-это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует
формированию умений решать определенные задачи на основе выбора
вариантов, через реализацию определенного сюжета.Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном
университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры.Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрятьи в Европе, а затем и в России (2013г.).
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.
Додж, Т. Марч и др.)в основе квест технологий лежит деятельность по
формированию информационных и коммуникативных компетентностей
дошкольников.
При применении квест-технологии дети проходят полный цикл
мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным
материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.Квест, как недавно
определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы
мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач,
возложенных на вышеперечисленные технологии.
Ирина Николана Сокол рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя(наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения,знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющи практическую значимость.
Квест-технология — актуальна в контексте требований ФГОС ДО;
способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе
решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных
образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных
образовательных технологий.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей
дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью
соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют
интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской
деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех
участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и
педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и
занимательной форме.
Главное преимущество квеста в том,что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом занимательном виде способствует активизаци познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:реализовать проектную и игровую деятельность,познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты
помогают реализовать следующие задачи:
образовательные
— участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие
– в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности,
творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков,самореализация детей;
воспитательные
– формируются навыки взаимодействия со сверстниками,доброжелательность, взаимопомощь и другие.
В квестах можно выделить такие виды:
— линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
— штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения,но
пути решения выбирают сами;
— кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключены в круг. В этом
случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своемупути к финишу.
По типу образовательных задач
(классификация Б. Доджа и Т. Марча).
Квесты могут иметь следующие формы:
— создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
— планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе
заданных условий;
— трансформация информации, полученной из разных источников;
— поиск и систематизация информации;
Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Подготовка
осуществляется в 3 этапа:
— подготовка условий, оборудования, материала квеста;
— разработка маршрута и карты, сценария квеста;
— подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение,
игра).
Квест игры в образовательном процессе, который выстраивается системно, поэтапно вчетырёх направлениях:
- работа с детьми,
- работа с родителями воспитанников,
- методическое сопровождение,
- создание развивающей предметно-пространственной среды.
Проводятся квесты в самых разных местах: в группе, в зале, в музее, квесты
на природе, на участке, на экскурсии.
Квест игры используются в рамках не прерывной образовательной
деятельности с детьми.
Квест — игра активирует активное включение родителей воспитанников в
образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в
некоторых квест – играх и участниками, а это является одной из главных задач,которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
В процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду:
— создаётся
атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех
участников образовательного процесса;
— воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность
в достижениях детей;
— в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;
— старшие дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое
мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое
взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою
позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и
детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь
педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-
образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся,
увлекательным, весёлым, игровым.
Опыт работы по квесту
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с ОРВ «Малыш» г. Усмани
Опыт работы на тему:
«Квест-технология в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила: Демихова Людмила Юрьевна
2020 г.
Актуальность
: Современного ребёнка с самого рождения окружает насыщенная информационная среда. Всё большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей всё сложнее чем-то удивить. Это, конечно, накладывает определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Наиболее соответствующей потребностям и интересам детей дошкольного возраста, по моему мнению, является технология квест, которая отвечает современным требованиям и сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.
С английского языка «квест» означает «поиск», «разыскиваемый предмет». Квест-технология рассматривается, как интерактивная образовательная среда для активизации образовательной деятельности дошкольников. В последние два года эта форма вызывает интерес у меня и у специалистов нашего ДОУ.
Главная особенность квеста – это цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными. Новизна: Квест-технология — актуальна в контексте требований ФГОС ДО; способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников, воспитателей, специалистов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Цель моей работы
: создать условия для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса через постановку поисковых задач в ходе организации деятельности посредством определённого сюжета.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели решала следующие задачи:
-Определила преимущества и особенности использования квест-игр в работе с детьми дошкольного возраста;
— Включила в практику работы с детьми дошкольного возраста квест-игру;
— Обеспечила взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, специалистов) через включение в работу квест-игр.
Теоретической базой моей работы стали исследования отечественных и зарубежных учёных и педагогов. Сокол И.Н. в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для дошкольников, которые отличают детские образовательные квесты от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов, а для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при их разработке.
Изучив эту технологию, пообщавшись с автором и создателем квест-игр Ю.Луговской, вот уже на протяжении двух лет включаю квест-игры в образовательный процесс, который выстраиваю системно, поэтапно в четырёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, работа с педагогами, создание развивающей предметно-пространственной среды. Квест-игры использую в рамках непрерывной образовательной деятельности и досуговой деятельности с детьми. Большую часть квестов провожу при активном участии родителей воспитанников.
Квест-игры провожу с детьми второй младшей и подготовительной группы. Большой популярностью у моих коллег пользуются рекомендации по проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с использованием дидактического пособия.
Особый интерес у моих воспитанников вызывают тематические квесты, такие как «В поисках сокровищ», «По следам снежного человека», «Путешествие к Королеве Математики», «В поисках диких животных», провожу квесты по обучению детей правилам дорожного движения, «Юный водитель», «По тропе безопасности». Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.
В детском саду со своими коллегами я организую творческие, познавательные, литературные, спортивные квесты. Интересным и запоминающимся стал квест, посвящённый Дню знаний «Путешествие к дереву знаний», который провела с участием родителей. Для ознакомления педагогов с квест-технологией были проведены разнообразные мастер-классы, такие как «Квест о квесте», «5 шагов к освоению квеста», семинар-практикум «основные подходы к квест-технологии и опыт её применения в образовательном процессе, анкетирование.
Квесты стали интересной основой для методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами. Квест-технология нашла своё применение в работе с родителями воспитанников. Провела и составила рекомендации по проведению родительских собраний в формате квест.
Изюминкой своего опыта считаю пособия для проведения квест-игр. Квесты требуют большой подготовки, хорошо продуманной предметно-пространственной среды большое количество реквизитов, которые будут наталкивать детей на самостоятельный поиск и решение проблемных ситуаций. Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест — технологии в детском саду: — создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса; — воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей; — в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, — дети подготовительной группы умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку. Таким образом, квест стал отличной возможностью для меня и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, оказывает мне неоценимую помощь, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, делать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым. Уважаемые, коллеги, если вас заинтересовал мой опыт работы, я с большим удовольствием поделюсь с вами.
Игровые квесты как культурная практика поддержки детской правовой инициативы
ИГРОВЫЕ КВЕСТЫ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ ИНИЦИАТИВЫ
- ; Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Теремок» П. Новомальтинск.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли правовых знаний, формирования их основ в дошкольном возрасте, возможностях использования игровых квестов для поддержки детской инициативы.
Ключевые слова: правовые знания, дошкольник, культурные практики, правовые практики, игровые квесты.
На современном этапе развития общества отмечается усиление внимания к ребенку, как к личности. Все чаще ребенок воспринимается как член общества, который имеет определенные права, и защита прав детей является одной из актуальных задач.
отмечают, что развитие внимания к основам правовых знаний, начиная с детского возраста, является одним из характерных признаков общественного прогресса и развития общества, поскольку прогрессивные изменения в обществе всегда предполагают развитие правового сознания, правовых знаний граждан, позволяющих им следовать своей гражданской позиции [1].
В современном обществе востребована социально зрелая личность, свободная личность, которая обладает определенными правовыми знаниями и умеет их применять. Концептуальные подходы к рассмотрению воспитания на данный момент базируются на понимании смысла жизни и предназначения человека. При этом основной ценностью является понимание возможностей человека, как создателя своей собственной жизни. Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях, обустройстве общества, формируются в дошкольный период.
Формирование основ правовых знаний является важным базисом для развития правового сознания. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте у детей формируются только элементы правового сознания развитие предпосылок, которые связаны с формированием определенных правовых знаний и готовностью применять эти знания в специально создаваемых образовательных ситуациях и спонтанно возникающих жизненных ситуациях, является одной из актуальных задач.
Формирование у детей основ правовых знаний в дошкольном возрасте может осуществляться посредством культурных практик. В ряде современных исследований (, и др.), посвященных проблематике реализации культурологического подхода, определяется сущность культурных практик, их значение, их виды. Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта [4,5].
В работе под культурными практиками понимается ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в разных группах. Культурные практики в условиях дошкольного учреждения реализуются во второй половине дня. Они ориентированы на создание условий для проявления самостоятельности, активности и инициативности детей в разных видах деятельности [5].
Основное значение культурных практик заключается в создании атмосферы свободы выбора, самовыражения и сотрудничества взрослого и детей. Одним из видов культурных практик являются правовые практики. Это практики готовности ребенка отстаивать свои права и права других людей, используя для этого знания своих прав и свобод и умение их реализовывать.
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, использование правовых практик в работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию у детей уважения и терпимости друг у другу, формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, развитию чувства ответственности, развитию умения контролировать свое поведение, включение в деятельность, которая соответствует общепринятым нормам и правилам.
Правовые практики позволяют не только обогатить, систематизировать и закрепить основы правовых знаний у детей, но, и самое главное, сформировать умения реализовывать свои знания в разных ситуациях, чему помогает получаемый в процессе совместной деятельности со взрослым опыт.
Правовые практики могут осуществляться с использованием разных технологий. Одной из таких технологий, на наш взгляд, могут выступать игровые квесты.
«Квест» в переводе с английского означает «приключение», «игра», и является одним из жанров компьютерных игр в виде интерактивной истории с главным героем, который управляется игроком. В игровых крестах участникам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с персонажами в игре, решать головоломки, перемещаться по карте и т. д.[2]
Квесты являются коллективной игрой. Главная идея квеста заключается в том, чтобы участники, перемещаясь по определенным точкам, в соответствии с картой, выполняли разные задания. Отличительной особенностью такой организации игровой деятельности является то, что выполнение задания помогает детям получить подсказку и перейти к выполнению следующего задания.
Проведение игровых квестов в ДОО базируется на учете ряда принципов. К их числу относятся: принцип безопасности (все предметы в игре и игровые действия должны быть безопасными), принцип соответствия возрасту и индивидуальным особенностям, принцип уважения достоинства ребенка, принцип постоянной смены деятельности, принцип связанности, последовательности и логичности, принцип эмоциональной окрашенности игры.
Игровые квесты бывают разных видов. По количеству участников они разделяется на одиночные и групповые, по продолжительности они бывают кратковременные и долговременные, по содержанию — сюжетные и не сюжетные.
Структура сюжета в игровом квесте может быть разной: линейной, штурмовой, кольцевой. Линейная структура сюжета игрового квеста строится по цепочке: разгадка одного задания влечет за собой получение следующего задания, пока участники не дойдут до финиша. Штурмовая структура сюжета характеризуется тем, что каждый игрок решает цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевая структура сюжета отличается тем, что траектория движения участников является кольцевой — выполняя определенные задания они вновь и вновь возвращаются в изначальный пункт.
Игровые квесты по форме проведения могут быть также различными. В частности, они могут быть представлены в качестве соревнований, проектов, исследований, экспериментов.
В игровом квесте дети получают разные задания, связанные с поиском «сокровищ», расследованием происшествий, оказанием помощи героям, путешествием, приключением по мотивам художественных произведений.
Подготовка игрового квеста содержит в себе ряд этапов. Первый этап предполагает определение целей и задач, выбор места проведения игры. Второй этап включает в себя составление карты маршрута или паспорта этапов, формирование состава участников. Третий этап — разработка легенды игры, ее формата, правил, написание сценария, подготовка реквизитов для игры. Четвертый этап — это проведение самой игры.
Привлекательность игровых квестов для использования их с детьми дошкольного возраста заключается в их потенциальных возможностях. Прежде всего, игровые квесты помогают активизировать внимание детей, развивать их познавательные интересы, формировать навыки сотрудничества. Игровой квест представляет собой особый многосторонний тип коммуникации, который возникает как между педагогом и детьми, так и между детьми.
В ходе проведения игрового квеста можно осуществлять интеграцию разных образовательных областей, использовать разные виды детской деятельности, формы работы с детьми, что значительно расширяет возможности игрового квеста в решении различных воспитательных, развивающих, образовательных задач.
Немаловажное значение имеет использование игровых квестов для развития самостоятельности и инициативы детей, что важно в контексте развития основ правовых знаний.
Таким образом, анализ проблемы показал, что игровые квесты выступают в качестве культурной практики поддержки детской правовой инициативы, поскольку в игровых квестах дети могут не только закреплять сформированные у них правовые знания, но и, самое главное, научиться применять эти знания в разных ситуациях. В результате у детей сформируется значимый опыт, который позволит им более эффективно адаптироваться в социуме.
Литература
Ган, мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / . Екатеринбург, 2002 218 c. Комарова, в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / , . Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. Крылова, культурологического подхода в современной педагогике / // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. –С. 132–138. Лыкова, практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки / , Е. Ю, Протасова // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика», 2015. – № 5. – С. 6–18. Масловская, и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников: Учебное пособие / . М: Издательство «ФЛИНТА», 2014. – 108 с.
Получить текст