Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш реже болел, рос здоровым и крепким. Но с началом посещения детского сада большинство деток начинают болеть без перерыва. Один из самых действенных способов повысить устойчивость малыша к вирусам – начать закалять его. Педиатры уверены: чем раньше вы начнете приучать ребенка к воздействию окружающей среды, тем лучше. Сегодня мы поговорим об основных правилах закаливания, узнаем, с чего начать, какие виды процедур существуют и есть ли у них противопоказания.

Что такое закаливание

Процедуры по укреплению иммунитета – это не просто эпизодическое обливание холодной водой. Закаливание детей – целый комплекс мероприятий, который помогает постепенно привыкнуть к раздражающему воздействию. Его цель – научить организм реагировать на изменения внешней среды.

Оставаться здоровыми нам помогает иммунитет, а точнее – барьерные функции слизистых оболочек и кожи. У малышей механизмы защиты от вирусов пока несовершенны. Если ребенок содержится в «тепличных» условиях, организму не приходится сопротивляться стрессовому воздействию. Защитные функции слабеют, и малыш заболевает от малейшего ветерка. При условии грамотного закаливания можно укрепить естественную защиту организма от вирусов и «научить» ее противостоять стрессу. Важно знать, что человек становится здоровее не от холода, а от постепенного привыкания к перепаду температур.

Почему нужно закаливать малышей

Трудно переоценить значимость закаливания для растущего организма. Малыши дошкольного возраста, которые не боятся холода, меньше болеют, а значит, лучше развиваются, больше общаются со сверстниками. Закаленный ребенок вряд ли заболеет во время проветривания комнаты, от съеденного мороженого или если вспотеет на прогулке.

Домашнее закаливание подразумевает не только регулярные процедуры, но иногда и смену образа жизни. К сожалению, не все взрослые готовы перестроиться на новый режим, а ведь именно собственным примером мы показываем ребенку, что хорошо, а что плохо.

И все же закаливание не полностью исключает вероятность ОРВИ. Каким бы крепким ни был иммунитет, ни один человек не может быть на 100 % застрахован от воздействия вирусов. Однако, закаленный организм легче перенесет подхваченную инфекцию и справится с ней быстрее.

Правила закаливания

Если вы твердо решили начать укреплять иммунитет малыша, действовать нужно с умом. Подбирая подходящий способ приучения ребенка к перепаду температур, придерживайтесь нескольких общих правил.

Главное – настрой! Никакие манипуляции по закаливанию нельзя проводить с неподготовленным ребенком. Как минимум малыш испугается, заплачет, а вы потеряете решительный настрой и, скорее всего, забросите свои попытки. Объясните крохе, что вы будете делать, расскажите на самом простом уровне, зачем нужно закаляться. Лучше всего показать своим примером, что в холодной воде или воздухе нет ничего страшного. И главное: не делайте с ребенком того, что вы не готовы опробовать на себе. Ни один специалист по закаливанию, педагог или педиатр не расскажет вам, что чувствует человек, который впервые обливается холодной водой. Прочувствовать это можно только на себе.

Регулярность процедур. Нередко родители успешно приступают к закаливанию ребенка, и малыш поначалу относится к процедурам спокойно. Но со временем он начинает капризничать, плакать, отказываться выполнять, казалось бы, привычные действия. Следует помнить, что даже небольшой перерыв сведет на нет все ваши усилия. Считается, что уже после 7–10 дней без процедур эффект адаптации исчезает. Поэтому необходимо придерживаться выбранной схемы, если малыш здоров и причиной капризов не является плохое самочувствие.

В таком случае родителям нужно проявить находчивость и изобретательность: проводить процедуры в игровой форме, изменить время, способы закаливания и т. д. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка и сможете найти к нему правильный подход. Одни детки после процедур закаливания быстро засыпают, другие, наоборот, перевозбуждаются. Последним лучше перенести все манипуляции на утренние часы, чтобы помочь проснуться и зарядиться бодростью.

Постепенность. Начинайте воздействие с небольшого участка кожи, лучше со стоп или кистей рук. Постепенно увеличивайте площадь и в последнюю очередь переходите к спине и груди. Время воздействия увеличивайте также поэтапно. Начинать нужно буквально с нескольких секунд. Верным признаком, что все идет нормально, является хорошее самочувствие малыша и отсутствие беспокойства.

Индивидуальный подход. Во время любой процедуры не доверяйте слепо ничьим советам (кроме врача), обязательно учитывайте особенности своего ребенка. Всех деток можно условно разделить на несколько групп:

  • условно здоровые,
  • с функциональными нарушениями,
  • с хроническими заболеваниями,
  • ослабленные и в период после болезни или травмы,
  • имеющие ряд противопоказаний.

Для деток, относящихся к 3-й и 4-й группам, температура воздуха, воды при закаливании должна быть выше на 2–4 градуса на каждом этапе. Площадь воздействия на кожу тоже нужно увеличивать в 2 раза медленнее. Консультация педиатр обязательна.

Комплексность. Не ограничивайтесь одним способом закаливания. Если в качестве раздражителя вы выбрали прохладную воду, разнообразьте приемы: используйте обливание, обтирание, контрастный душ. Такой подход поможет поддерживать интерес ребенка к процедурам и позволит организму адаптироваться к самым разным внешним условиям.

Начало закаливания ребенка не должно приходиться на момент, когда малыш заболел, также лучше переждать период эпидемии гриппа, который обычно проходит в январе-феврале. Нарушение этих принципов может привести к самым неприятным последствиям. Как минимум ваши усилия окажутся напрасными, при неблагоприятном исходе вы рискуете исчерпать адаптационные ресурсы организма. На то, что вы все делаете правильно, указывают хорошее настроение малыша, здоровый сон, нормальный аппетит.

Контрастное и нетрадиционное закаливание.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).

Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.

Этапы закаливания

Процесс закаливания можно условно разделить на два периода:

  • начальный этап. Это первые шаги на пути к закаливанию, во время которых организм учится реагировать на холод и вырабатывает определенную привычку. В это время нагрузку нужно увеличивать постепенно, в соответствии с выбранным методом закаливания и самочувствием ребенка;
  • поддерживающий этап. В этот период основные усилия направлены на сохранение полученных результатов. Положительный эффект достигается за счет регулярности процедур.

Все мероприятия по закаливанию можно разделить на общие и специальные. Общие включают соблюдение режима дня, норм гигиены, следование принципам правильного питания, прогулки на свежем воздухе, плавание. Выполнение этих простых правил — проверенное средство для повышения иммунитета и создания благоприятных условий для роста и развития ребенка. К специальным можно отнести более сложные манипуляции: закаливание на воздухе с помощью солнца и водных процедур.

Закаливание на воздухе

Воздушные ванны – это первая закаливающая процедура, которая показана деткам с рождения. Грудничков с первых дней жизни держат несколько минут голенькими при температуре +22…+24 °С. Далее постепенно увеличивают время процедуры.

Такой способ закаливания применим не только к новорожденным. Деткам в возрасте 3 лет полезно оставаться в одних трусиках при комнатной температуре. Держать окно открытым можно, если выдался не слишком ветреный день. Приступайте к закаливанию летом, по несколько минут в день, постепенно увеличивая время воздушных ванн. Для начала оставьте на ребенке легкие штанишки и футболку. Первая воздушная ванна может длиться около 5 минут. В это время ребенок должен активно играть и двигаться. Неподвижное сидение перед экраном телевизора пользы не принесет.

Следите, чтобы малыш не замерз. Такие признаки, как озноб, мурашки, указывают, что стресс слишком велик, вы слишком резко увеличили продолжительность воздушной ванны или сильно уменьшили температуру по отношению к привычной. Поведение и самочувствие ребенка подскажут, когда пора завершить процедуру. Постепенно ваш кроха научится сам оценивать, тепло ему или холодно, а пока вы должны держать ситуацию под контролем.

Чтобы ребенок не замерз, заранее продумайте, во что хотите поиграть с ним. Особенно полезны физические упражнения с мячом, маленькими гантелями или обручем. Подойдут и обычные танцы или прыжки, главное, чтобы малышу было весело и интересно.

Температура в комнате. Не менее важно постоянно поддерживать в комнате подходящий температурный режим. Даже в помещении нужно следить, чтобы ребенку не было слишком жарко. Температура в комнате, где находится малыш, не должна превышать 24 °С, в идеале – 20–22 °С. Необходимо чаще проветривать помещение. Дети, особенно малыши-дошкольники, чувствительны к отсутствию свежего воздуха. В душной жаркой комнате они становятся вялыми, раздражительными, у них снижается аппетит, нарушается сон. В теплую погоду лучше держать окна постоянно приоткрытыми. В период холодов используйте зимнее проветривание или слегка приоткрывайте форточку и не забывайте тщательно проветривать комнаты несколько раз в день.

Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание — важный элементздорового образа жизничеловека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения;

Воздушные закаливающие процедурывходят в обычный режим дня:

  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18…20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.

Закаливание солнцемначинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Закаливание солнцем: продолжительность воздушной ванны в первые дни 2-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Наиболее эффективный метод закаливания —закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

  • мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
  • чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
  • полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

  • обтирания тела. Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7—10 дней. Затем производятся влажные обтирания, температуру воды снижают с 30…32 °С до комнатной на 1 °С каждые 2 дня. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание;
  • с целью закаливания дошкольников можно использоватьконтрастное обливаниестоп водой. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (+38…36°С), затем +28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст: +38 — +18 — +38 — +18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Обливание проводят из кувшина или лейки с перфорированной насадкой.
  • можно использоватьконтрастные обливания для рук, температурный режим такой же, как и при обливании стоп.
  • общие обливания телапроводятся водой с начальной температуры +36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в неделю, а длительность увеличивается до 35 секунд.
  • Хорошо в плане закаливания себя зарекомендовала « Дорожка здоровья»:

1) резиновый коврик с шипами

2) циновка

3) коврик с шипами

4) ребристая доска

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками

1-ая часть-мешковина, смоченная водой 40С охлаждается до 35-36С, за ней полотенце;

2-ая часть –дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

В случае болезни ребенка, закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное —плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм,плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка:

  • Приступать к закаливанию можно в любое время года.
  • Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  • Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  • Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  • Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции, Осторожность, постепенность, систематичность— три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

Водные процедуры

Закаливание водой – один из самых популярных методов укрепления иммунитета. Начинать процедуры можно в любое время года, главное, чтобы в комнате была подходящая температура.

Обтирания. Это самый мягкий вариант закаливания, который практически не имеет противопоказаний. Начните с обтирания мягким влажным полотенцем, смоченным водой комфортной температуры. Для начала ориентируйтесь на данные из таблицы, приведенной ниже. Постепенно снижайте температуру на 1–2 °С. Продолжительность обтирания не должна превышать 2–4 минуты. После процедуры ребенка нужно насухо вытереть полотенцем до легкой красноты. Детям раннего возраста сперва проводят обтирание сухой фланелью, совмещая процедуру с воздушной ванной. Спустя две недели пеленку можно слегка смочить теплой водой.

Воздушные ванны.

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. — 21°С, от 3 мес. до 1 года — 20°С; старше 1 года — 18°С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 — 5 раз в день по 10 — 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 — 2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 — 40 мин, быстро увеличивая время до 6 — 8 ч в день.

Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 — 3 недель при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 — 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 — 2 ч 2 раза в день.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 — 22° С (для грудных детей) и 18 — 19°С (для детей 1 — 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 — 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Примерная температура воды для обтираний, °С

ВозрастНачальная температураКонечная температура
ЗимаЛетоЗимаЛето
3–6 месяцев36353028
7–12 месяцев34332826
1–3 года33322624

Обливание водой. Такая процедура может не сразу прийтись ребенку по душе, поэтому приучать к ней нужно постепенно. Сначала обливайте теплой водой ручки и ножки малыша и сразу растирайте их полотенцем. Постепенно переходите к обливанию спины и грудной клетки. Температуру снижайте поэтапно, на 1–2 °С в 5–7 дней. Если малыш плохо засыпает, такую процедуру лучше проводить в первой половине дня.

ВозрастНачальная температураКонечная температура
ЗимаЛетоЗимаЛето
9–12 месяцев36353028
1–3 года34332825
4–5 лет33322622–24

Контрастный душ. Если ребенок хорошо переносит обливания, можно переходить к более интенсивному способу закаливания. Контрастный душ подойдет подросшим закаленным детям, которые не боятся воды и холода. Если до этого вы пробовали обтирания и обливания, сосуды малыша должны быть уже достаточно натренированы. Сначала приучите ребенка к тому, что в конце ежедневных водных процедур будете постепенно снижать температуру. В первый раз включите прохладную воду буквально на пару секунд и полейте малышу на ножки. Постепенно увеличивайте время процедуры до 10 секунд, потом начинайте понемногу снижать температуру воды. Сразу разотрите ребенка сухим полотенцем легкими массирующими движениями. Если вы все делаете правильно и плавно, малыш не почувствует дискомфорта от контакта с более прохладной водой. Не допускайте появления гусиной кожи и не обливайте замерзшего ребенка прохладной водичкой.

Контрастные температуры. Попеременное воздействие холодной и горячей воды оказывает сильное воздействие на организм. Этот метод закаливания подойдет окрепшим деткам. Чаще используют контрастное обливание ручек и ножек, обтирание и душ. Например, в один таз наливают воду фиксированной температуры (38–39 °С), а в другой — на 1–2 °С в холоднее. Сначала нужно опустить ножки в горячую воду (на 1–2 минуты), потом на 5 секунд в холодную. Процедуру повторяют 3–5 раз, после чего вытирают ножки полотенцем. Раз в 5–7 дней температуру во втором тазике понижают на градус, постепенно доводя до 18 °С. Окрепшим деткам можно завершить процедуру холодной водой, ослабленным лучше в конце погреть ножки в теплой водичке.

Бассейн. Сложно переоценить пользу плавания летом в открытом водоеме. А в холодное время года для укрепления иммунитета полезно записать ребенка в бассейн. Начинать лучше все же весной или летом, чтобы малыш не подстыл, выходя на холод после тренировки. Занятия в воде полезны деткам любого возраста. Сейчас мамы могут выбрать бассейн с маленькой ванной, где обучают малышей практически с рождения.

Плавание помогает не только в борьбе с вирусами. Детки, которые регулярно занимаются в бассейне, имеют правильную осанку, крепкие мышцы и сосуды. Они регулярно тренируют дыхательную систему, поэтому легче переносят ОРВИ. Плавание снимает мышечное и эмоциональное напряжение, дисциплинирует и закаляет характер.

Баня и сауна. Посещать парную можно деткам с 3–4 лет. Начинать ходить в баню нужно очень осторожно, постепенно увеличивая время пребывания. Малыш в этом возрасте еще не может оценить свое самочувствие и не сумеет вовремя сообщить, что ему стало слишком жарко. Температура не должна превышать 80 °С в, в первый раз находиться в парной можно не более 3–5 минут. Малышу достаточно побывать в парилке, принять душ и отдохнуть. При этом время отдыха в два раза превышает время посещения парной.

Для закаливания в русской бане и сауне имеются противопоказания:

  • повышенная температура;
  • сыпь, раздражение на коже;
  • респираторные заболевания;
  • судороги;
  • травмы головы;
  • болезни почек;
  • заболевания мочевыводящих путей;
  • нарушения работы эндокринной системы.

Методика закаливания в детском садуконсультация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

Методика закаливания в детском саду

Инструктор физической культуры:

Моисеева Юлия Дмитриевна

г. Нижневартовск

Система закаливающих мероприятий

В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При правильно проводимом закаливании:

  1. Повышается устойчивость организма ребенка к меняющимся условиям внешней среды, контрастным изменениям отдельных ее факторов.
  2. Возрастает сопротивляемость организма болезням.
  3. Стимулируется общее физическое и нервно — психическое развитие.
  4. Повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам.

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, — он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

«ВОДА»

Вода — общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил: 1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди. 2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты». 3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. 2. Обливание — бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании. 3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время — является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 — 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 — 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

«ВОЗДУХ»

Воздух — это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей — непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

«СОЛНЦЕ»

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

— в младших группах до 20-25 мин.

— в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды; г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Закаливание детей раннего и младшего дошкольного возраста

Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.

Используется следующая схема:

1 младшая группа:

1 квартал: постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

2 квартал: ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд, обширное умывание.

3 квартал: ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты, обширное умывание.

4 квартал: солнечные и воздушные ванны, обширное умывание.

2 младшая группа:

1 полугодие: ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 до минуты во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.

2 полугодие: игры на мокрых дорожках до 2 — 2,5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики.

Закаливание детей среднего и старшего дошкольного возраста

Средняя группа:

1. Сон на свежем воздухе.

2. Воздушно — контрастное закаливание.

3. Обширное умывание после дневного сна.

4. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов С) — 4 квартал.

5. Полоскание рта прохладной водой после дневного сна.

6. Ходьба босиком.

Старшая и подготовительная к школе группы:

1. Сон на свежем воздухе.

2. Воздушно — контрастное закаливание.

3. Обширное умывание после утренней гимнастики и дневного сна.

4. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов С) — 4 квартал.

5. Полоскание рта прохладной водой после дневного сна, после еды.

6. Ходьба босиком.

Методика закаливающих мероприятий

Обширное умывание

Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет «1» — растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет «2» — кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет «3» — растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет «4» — одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет «5» — обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

Ходьба по мокрым дорожкам

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «Дорожке Здоровья».

«Дорожка Здоровья» представляет собой полсу из легко стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при температуре пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а!».

Сон на свежем воздухе

Оздоровительно действие воздуха необходимо также использовать при дневном сне.

Во время сна ребенку необходим тепловой комфорт, который достигается путем подбора одежды соответственной температуре воздуха в помещении. Температура в спальне постепенно снижается от +18 до +15 градусов С. Вид одежды: байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, теплое одеяло.

Во время сна, для поддержания нужной температуры воздуха, открывают с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20 -30 минут до подъема детей.

В теплое время года, во время сна, надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети должно быт проветренным.

В спальне должен находиться градусник измерения температуры воздуха.

Обливание ног

В ногомойку ставят стул, два ведра с водой и ковшом. Пол застилается ковриком или одеялом. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем (3квартал).

По мере привыкания (4 квартал), ребенок обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется 2 ковша воды.

Примечание: обливание ног (стоп) не проводится, пока ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

Литература

  1. В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка», Москва, 1993г.
  2. Современный методы закаливания детей в дошкольных учреждениях. Информационное письмо. Иваново, 1991г.
  3. Н.Н.Усов «Здоровый ребенок», Минск, 1994г.

Закаляемся на солнце

Солнце, воздух и вода – ваши верные помощники в укреплении иммунитета малыша. В последнее время солнечная активность возросла во много раз. Это связано с процессом разрушения озонового слоя, который стал слабее защищать нас от ультрафиолетового излучения. Из-за этого многие мамы опасаются гулять с малышом на солнце, особенно в жаркое время года. При этом многие дети испытывают дефицит витамина D, который вырабатывается в организме именно благодаря воздействию солнышка. Поэтому старайтесь выводить ребенка на прогулку не только в вечерние, но и в утренние часы. Летом нужно соблюдать осторожность – в период с 11 до 16 часов лучше оставаться дома или находиться в тени. Особенно внимательным нужно быть, если у ребенка светлая кожа, такие малыши легко обгорают даже в полутени. Крохе нужно обязательно надеть головной убор, желательно светлых оттенков.

Закаливание солнцем имеет ряд противопоказаний:

  • повышенная температура тела;
  • острый период заболевания;
  • раздражение, сыпь на коже;
  • болезни крови.

Традиционные методики

Стандартная система закаливания детей включает следующие этапы.

  • С рождения до 3 месяцев: ежедневные общие ванны в воде с температурой 36–37 °C;
  • обливания после ванны водой с температурой 34–36 °C;
  • умывание начиная с температуры 28 °C с постепенным снижением до 20 °C;
  • обтирания сухой пеленкой;
  • обтирание влажным полотенцем с температурой 33–36 °С (только ручки и ножки), с понижением температуры на 1 градус каждые пять дней (минимум – 28 °C).
  • С 3 до 9 месяцев:
      сохраняем установившийся температурный режим для купания и умывания;
  • обтирание ручек, ножек, живота и спины при температуре воды 33–36 °C с последующем вытиранием насухо.
  • С 9 до 12 месяцев:
      ванны и обтирания проводятся так же, как и в предыдущих возрастных группах;
  • можно попробовать перейти к обливаниям.
  • С года до 3 лет:
      можно постепенно понижать температуру обтираний до 24 °C;
  • контрастный душ с полутора лет.
  • После 3 лет продолжительность процедур должна соответствовать таблице.

    Продолжительность укрепляющих процедур для детей 3–8 лет

    ПроцедураВремя сутокПродолжительность
    Прогулки на улицеВ течение дняОт 2 часов и более
    Солнечные ванныС утра до 11 и после 16–17 часовОт 10 до 40 минут
    Воздушные ванныДо или после снаНа улице: в соответствии с погодой. В помещении: 1–2 раза по 30 минут.
    ОбтираниеУтром3–4 минуты
    ДушУтром, после зарядки1–1,5 минуты
    Обливание водойПосле зарядки или перед сном1 минута
    ГимнастикаВ любое удобное время, не менее чем через полчаса после едыот 10 минут и более

    Закаливаниеплан-конспект занятия (подготовительная группа)

    Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе «Здравствуй солнышко в окошке»

    Цель: способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию. Проводить профилактическую работу по укреплению свода стопы и формированию правильной осанки. Совершенствовать навыки ходьбы, бега, выполнению ОРУ в общем темпе. Продолжать учить следить за дыханием. Укреплять здоровье детей. Воспитывать осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.

    Оборудование: профилактические дорожки, 3 тазика, градусник, одеяла, индивидуальные полотенца.

    ^ Ход: под звучание классической музыки дети просыпаются и выполняют упражнения в постели.

    1 упражнение: «Глазки просыпаются».

    Слегка глазки растираем, А потом сладко зеваем.

    И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4слегка погладить закрытые глаза, 5-8 сделать расслабляющий звук зевоты. Д – 8. Т – медленный.

    ^ 2 упражнение: «Головка проснулась»

    Мы почти уже проснулись И друг другу улыбнулись.

    И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 – поворот головы на подушке вправо, 3-4 – и.п., 5-6 – поворот головы на подушке влево, 7-8 – и.п. при повороте головы улыбаться друг другу. Д – 8. Т – медленный.

    ^ 3 упражнение: «Ручки проснулись»

    Потянулись мы немножко, Здравствуй солнышко в окошке!

    И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1 –поднять правую руку вверх, 2-3 – потянуть правую руку вверх, 4 – опустить на постель правую руку, то же для левой руки. Д – 8. Т – средний.

    ^ 4 упражнение: «Ножки проснулись»

    Хотим тоже потянуться И совсем, совсем проснуться.

    И.п.: то же. 1-прямую правую ногу поднять вверх, 2-3 – потянуть правую ногу, 4 – опустить правую ногу, то же для левой ноги. Д – 8. Т – средний.

    ^ 5 упражнение: «Ножки совсем проснулись».

    Ножками мы поболтаем И до трёх мы посчитаем.

    И.п.: лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Д – 8. Т – средний.

    ^ 6 упражнение: «Мы встаем умываться идём»

    Умываться мы идём, Одеваться мы идём- Очень дружные ребята! Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Вот такие мы друзья!

    И.п.: стоя у кроватей. 1-4 –марш на месте на последние слова вытянуть вперёд прямые руки, выставив большой палец вверх. Д – 6. Т – средний.

    Дети проходят по дорожкам «здоровья», разложенным между рядами кроватей, и бегут в группу, где температура воздуха ниже, чем в спальне на 6 градусов, по периметру ковра пробегают 2 круга, переходят на ходьбу восстанавливают дыхание. На ковре выполняют ОРУ для профилактики нарушения осанки.

    ^ 1 упражнение: «Глазки» (кинезиологическое)

    Зорче глазки чтоб глядели – Разотрём их еле-еле.

    Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз в течении 1 минуты.

    ^ 2 упражнение: «Вырастим большими»

    И.п.: ноги на ширине стопы. 1-2 – поднять руки вперёд – вверх, выпрямляя спину, и подняться на носочки. 3-4 и.п., 5-6 – отвести руки максимально вниз — назад, поворачивая ладони вперёд, отставить правую (левую) ногу назад на носок и прогнуть спину, 7-8 – и.п. Д – 8. Т – медленный.

    ^ 3 упражнение: «Наклонись»

    И .п.: ноги на ширине плеч. 1-2 – наклонить туловище вперёд, прогибая спину и отведя вытянутые руки в стороны, голову держать прямо. 3-4 – и.п. Д – 8 Т – средний.

    ^ 4 упражнение: «Присядем»

    И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. 1-2 сделать приседание с широким разведением колен и отведением рук в стороны. 3-4 и.п. Д – 6. Т средний.

    ^ 5 упражнение: «Согни ногу».

    И.п.: ноги на ширине стопы, руки вдоль туловища. 1- согнуть правую ногу в колене, притягивая бедро к животу, 2-и.п., то же левой ногой. Д – 8. Т – средний.

    6 упражнение: «Обними друзей»

    и.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-развести руки в стороны, сводя лопатки, 2- обнять себя, 3 – развести руки в стороны, 4 и.п. Д – 8. Т – средний.

    ^ 7 упражнение: «Ножницы»

    И.п. ноги вместе, руки на плечах. Прыжки «ножницы»

    Д – 10-10-10. Т – быстрый.

    8 упражнение: «Крылья» (дыхательное упражнение)

    Крылья вместо рук у нас, Так летим мы – высший класс.

    И.п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1 – руки поднять через стороны вверх – вдох, 2 – опустить руки вниз – выдох. Д – 4. Т – медленный.

    На внешней стороне стопы дети возвращаются в спальню, проводится игра: «Собери ногами» Воспитатель рассыпает на полу пробки, дети пальцами ног собирают пробки и кладут их в корзинку.

    А сейчас бегом, бегом, За большим, большим мячом.

    ^ Второй раз дети поскоками выбегают в проветренную группу и возвращаются в спальню. Проводится игра: «Задержи мяч»

    Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Водящий по очереди прокатывает мяч ногой каждому из стоящих в кругу. Тот к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему.

    За мячом я бегу черепаху догоню

    Дети обычным бегом перебегают в группу с переходом на ходьбу восстанавливая дыхание. Возвращаясь в спальню, проводится контрастное водное закаливание, и растирают стопы полотенцем. Проводится массаж спины «Черепаха» Ребята встают в колонне, можно в две колонны и выполняют друг другу массаж

    Шла купаться черепаха И кусала всех от страха кусь – кусь — кусь Ни кого я не боюсь

    (при повторе четверостишия выполняется разные действия, обязательно снизу вверх)

    • Похлопывание по спине.
    • Постукивание кулачками.
    • Постукивание ребром ладоней.
    • Поглаживание.

    ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СОЧЕТАНИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

    1. Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по Назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении Их в помещении температура воздуха постепенно снижается через Каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

    Имеющиеся исследования педагогов, опыт работы многих детских садов подтверждают высокий результат таких систематических занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания, вырабатывается известная выносливость.

    2. Водные мероприятия — обтирание, обливание. Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка

    При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не мерзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.

    Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

    3. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.

    Опыт лучших детских садов подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении, только тогда оно приобретает привычный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.

    Система закаливающих мероприятий

    Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

    Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

    Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

    При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

    1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

    2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

    3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

    4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

    5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

    6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

    Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

    • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

    • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

    • повышенная температура у ребенка вечером,

    • страх у ребенка перед закаливанием.

    Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

    Закаливание солнцем

    Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

    Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

    Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

    Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

    Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года — в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°

    Перед дневным сном мы проводим специальное контрастное воздушное закаливание, его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот (игровой прием «Перелет птиц», «Самолеты» «Сороконожка» «Поезд» и т. д). Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 — 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки) .

    Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.

    Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

    Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

    Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

    Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

    Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

    Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

    Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

    Закаливание водой

    Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

    Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются — обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

    До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

    После физкультурных занятий проводятся аппликации водой — похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

    В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

    Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1С и доводится до 20-22С с целью достижения закаливающегося эффекта.

    Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

    Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

    Интенсивные методы

    Некоторые родители практикуют более интенсивное воздействие холода. Такие методы закаливания детей обычно предполагают обтирание снегом, обливание ледяной водой. Педиатры рекомендуют с осторожностью относиться к таким рекомендациям и приучать малыша к закаливанию постепенно. В противном случае можно не только переохладить ребенка, но и снизить защитные свойства организма. И ни в коем случае не практикуйте купание в ледяной воде и моржевание с грудными детьми.

    Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

    Закаливание детей в средней группе детского сада ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОУ В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС)

    особое значение уделяют
    закаливанию организма. Микляева Н.М. отмечает, что одним из факторов воспитания здоровых детей является организация правильного режима…
    Проект «Закаливание детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время…

    Мнение доктора Комаровского

    Знаменитый доктор Комаровский, который дает консультации по вопросам детского здоровья в телевизионных передачах, считает, что новорожденный ребенок не нуждается в специальных манипуляциях по закаливанию. У него работают природные защитные механизмы, которые всего лишь нужно поддерживать подходящим уходом. Комаровский рекомендует:

    • не кутать малышей;
    • создавать контрасты температуры;
    • не бояться сквозняков;
    • побольше гулять в любую погоду;
    • поддерживать в комнате подходящий температурный режим;
    • увлажнять воздух и чаще проветривать комнату.

    При соблюдении этих условий малыш сможет вырасти здоровым без обливания холодной водой и хождения по снегу босиком. Если же кроха с раннего возраста находился в душном помещении, с ним мало гуляли и всячески оберегали, он будет гораздо больше подвержен вирусам. Родителям таких деток он рекомендует начать не с закаливания, а с создания оптимальных условий для ребенка, при которых защитные функции организма снова заработают.

    Он предлагает обратить внимание на следующие аспекты:

    • Одежда. Если ребенку жарко, он заболеет быстрее. Не кутайте малыша и помните, что его нужно одевать чуть легче, чем взрослого. Подходящая одежда не должна сковывать движения.
    • Питание. Не кормите ребенка насильно. При регулярных прогулках и оптимальной температуре в помещении аппетит крохи наладится сам собой.
    • Активное времяпровождение. Чтобы ребенок не замерз на прогулке, он должен активно двигаться и играть. Придумайте развлечение, которое понравится вам обоим и проводите время на улице с удовольствием.

    Также доктор Комаровский призывает учитывать индивидуальные особенности ребенка и не навязывать ему закаливающие процедуры.

    Закаливание требует от родителей настойчивости, уверенности в своих силах и внимательного отношения к малышу. Любые процедуры нужно проводить с умом, заранее посоветовавшись с педиатром, особенно если ребенок ослаблен или имеет хронические заболевания. Главное в закаливании – постепенность, поэтому не торопите события. Со временем вы и ваш малыш адаптируетесь к новым условиям, и вам будут не так страшны вирусы и плохая погода.

    Окончательное решение о том, стоит ли закаливать ребенка и какие процедуры выбрать, принимают только родители. Важно, чтобы они руководствовались здравым смыслом и обращали внимание на реакцию своего малыша на любые манипуляции.

    Виды закаливающих процедур и правила их проведения

    Все способы закаливания делятся на 2 группы: общие и специальные. Первые включают в себя режим дня, физическую активность и правильное питание. Специальные – это закаливание с помощью естественных факторов (воздух, солнце и вода). Педиатры рекомендуют начинать (особенно часто болеющим детям) с наименее сложного способа – воздушных ванн.

    Воздушные ванны

    Самый простой метод, который подходит даже грудничкам. После сна и перед ним малышу можно дать полежать без одежды пару минут. Температуру в квартире нужно снижать, но не резко (в течение нескольких месяцев) до 18° С. А саму продолжительность процедуры нужно увеличивать до 15-20 минут.

    Важно завершить мероприятие до того, как кожа ребёнка покроется мурашками. Перед тем, как одеваться, можно осторожно растереть кожу малыша тканевой мягкой рукавичкой.

    Закаливание на воздухе включает следующие методы:

    Прогулки и игры

    Игры на свежем воздухе укрепляют иммунитет, повышают двигательную активность ребёнка и дарят хорошее настроение. Грудничкам прогулки на открытом воздухе помогают крепко спать.

    Ребёнок должен быть одет по сезону, но не укутан множественными слоями одежды. Следить нужно как за тем, чтобы он не замерз, так и за тем, чтобы он не вспотел – это показатель того, что вы слишком тепло одели малыша.

    Узнайте, как правильно одевать ребёнка осенью или в зимнюю погоду.

    Дети и подростки должны гулять при любых погодных условиях, а продолжительность прогулки следует корректировать, согласно погодным условиям (от 1 часа до нескольких часов в день). Но необходимо учитывать, что если на улице -15° С и ниже, время прогулки стоит сократить, чтобы не случилось переохлаждения.

    Проветривание

    Проветривайте помещение, где живёт малыш, минимум 4 раза в день, особенно перед сном и после него – утром. Летом, когда тепло, окно можно и вовсе оставить открытым на всю ночь. Оптимальная температура воздуха в детской должна быть следующей:

    ВозрастЛетоЗима
    До 3-х лет20-22° С22-23 °С
    Старше 3-х лет20-18 ° С20-22 ° С

    Рекомендованная влажность воздуха 40-60%. Будет прекрасно, если в детском саду, куда ходит ребёнок, также будут придерживаться данных рекомендаций.

    Правильно подобранная одежда

    Малыша с рождения важно не утеплять чрезмерно, чтобы он не потел и не перегревался. Идеальная детская одежда – лёгкая, удобная и сухая.

    Ходьба босиком

    Данная процедура не только улучшает здоровье, но и представляет собой великолепную профилактику плоскостопия. Начинать ходить босиком нужно дома, далее, когда на улице потеплеет, можно пробовать гулять босиком и там: сначала по более приятным поверхностям – песку и траве, потом и по мелким камушкам, гальке и ракушкам. Лучше гулять на пляже, даче, в парках, где невелик риск травмировать ножку малыша мусором.

    Закаливание водой

    Это один из самых действенных методов иммунопрофилактики, но начинать его стоит после того, как ребёнок освоил воздушный способ закалки. Способ состоит из различных процедур: контрастный душ, протирание мокрым полотенцем, обливания и плавания в открытых водоёмах.

    Закаливание грудничков (до года):

    Маленьких детей с 2 месяцев можно протирать влажными, прохладными салфетками. В качестве подготовки кроху до небольшого покраснения растирают сухой махровой варежкой. Кожа адаптируется и после этого следует приступить к обтиранию. Сначала температура воды должна быть не прохладнее 35° С. Затем каждые несколько дней её понижают на один градус.

    Когда малыш адаптируется, переходят уже к активным действиям.

    Инструкция, как закалять малышей с первых дней:

    1. Приступить к привычному купанию для ребёнка.
    2. Подготовленного малыша поднять над ванной и облить водой на 10° С прохладнее, чем вода в его ванной. Обливание проходит по схеме: пяточки, ножки, спинка (то есть снизу вверх). Вся процедура должна занять около 5 секунд.
    3. Спустя 10-15 минут одеть кроху.

    Каждые 3-4 дня температуру воды понижайте на 1 градус, пока разница не станет в 15 градусов. Когда это произойдёт, малыша во время купания нужно продолжать обливать прохладной водой.

    Необходимо помнить: процедура очень тонизирует и бодрит, поэтому перед сном её проводить нельзя. Зато для начала дня она подойдёт идеально.

    Закаливание детей от 1 года:

    К 2-3 годам дети, как правило, начинают посещать дошкольные учреждения. И многие малыши начинают часто болеть. Поэтому важно укреплять иммунитет ребёнка закаливанием:

    1. Посадить ребёнка в ванную с привычной температурой воды. Если он не любитель посидеть в воде или у вас душевая кабина, можно организовать ему тёплый душ.
    2. Родители устраивают ребёнку холодный дождь – душ с водой прохладнее на 15 градусов (сначала под него подставляют ручки, ненадолго).
    3. Малыш отправляется в тёплую воду (ванная или душ). Процедура проводится не меньше трёх раз и заканчивается прохладной водой.
    4. В следующие разы под прохладную воду подставляются не только ручки, но и ножки, спинка, воротниковая зона.
    5. В конце родители не вытирают ребёнка, а заворачивают его в полотенце.
    6. Одеться рекомендуется спустя 10-15 минут.

    Школьникам или подросткам, которые ещё не имеют опыта в закаливании, придутся по нраву умывания холодной водой. Как правило, это даётся им легче, чем обливания. Когда такое умывание станет обычным делом, можно постепенно переходить на шею, плечи, руки до локтей, а затем и на всё тело. Температура воды для начинающих должна быть теплой – 28-30° С, затем постепенно её нужно понизить до 15-18° С. Делать это нужно медленно: не более 1° С через 5-10 дней.

    Также можно мыть и руки прохладной водой, важно лишь убедиться, что ребёнок не замёрз, чтобы не ухудшить его состояние.

    Морская вода в домашней ванной

    О пользе морских купаний наслышаны все, но мало кто знает, что в простой ванне можно устроить настоящее море – для этого понадобится только морская соль. Ещё в прошлом веке учёные доказали, чем полезны такие ванны: хлоридно-натриевая вода воздействует не только на терморецепторы кожи, но и нормализует деятельность нервной системы. Продолжительность купания в соли не должна превышать 15 минут.

    Обливания прохладной солёной водой заметно улучшают кровообращение. Если после такой ванны не ополаскивать ребёнка, то оставшийся «соляной слой» на коже продлит эффект на несколько часов.

    Контрастный душ

    Ещё один великолепный метод – душ с чередованием холодной и горячей воды. Эффект вы получите сильнее, если разница температур будет максимальной. Начинать стоит осторожно и постепенно. Сперва нужно прогреть ребёнка, а затем облить его прохладной водой, а ступни и руки можно окунуть в холодную воду и снова включить теплую. После трёх повторений, душ следует закончить холодным обливанием. В окончании ребёнка заворачивают в полотенце.

    Обливание

    Процедура подразумевает обливание тела водой. Начинают с комфортной температуры воды, а каждые 1-2 дня понижают на градус. Если к столь радикальным мерам вы не готовы, можно попробовать сперва обливать только ноги. Помните, что обливание прохладной и холодной водой – вещи разные и детям, безусловно, рекомендуется выбрать менее агрессивный вариант.

    Купание в открытом водоёме

    Плавание в водоёме или бассейне – это одновременно и закалка, и спорт. Температура воды для начала не должна быть ниже 22 ° С, а само время плавания ребёнка нужно контролировать: чем он младше, тем меньше времени должен купаться. Если у малыша посинели губы, мурашки по коже, следует незамедлительно вытащить его из водоёма или бассейна, согреть и дать тёплый напиток.

    Закаливание солнцем

    Солнечные ванны начинают с прогулки в тени деревьев. Оптимальная температура воздуха от 22° до 29 ° С. Ребёнок обязательно должен быть в панаме. Через 1-2 дня выставляют на солнце открытые ручки и ножки малыша на 5 минут. После появления у ребёнка лёгкого загара, допустимо раздеть его до трусиков. Пребывание на солнце за 1 раз увеличивают с 5 до 10 минут, при этом находиться под прямыми лучами рекомендовано до 50 минут в день. Во время процедуры предлагайте малышу пить больше жидкости, а после желательно облить с головы до ног прохладной водой.

    Важно всегда помнить: пребывание на солнце возможно только утром с 9 – 11 часов и после обеда с 16 до 18 часов, когда солнечная активность не столь высока.

    Если же ребёнок сильно вспотел, а его лицо покраснело, возможно, у него перегрев. Малыша необходимо срочно увести в тень, напоить и умыть прохладной водой.

    Для хорошего результата, важно сочетать вышеперечисленные методы. Подробнее о них в видео:

    Это традиционные методы закаливания. Нетрадиционные же основаны на резком контрасте температур – это обливание ледяной водой, растирание снегом и т.п. Безусловно, эти способы имеют противопоказания, и относиться к ним следует осторожно. Детям, особенно дошкольного возраста, они не рекомендуются.

    Закаливание горла

    Укреплять горло важно и детям, и взрослым, чтобы уберечься от осложнений при простуде, а также повысить иммунитет. Основной принцип этого метода – на слизистую горла происходит воздействие холодом. Как результат, слизистая привыкает и в дальнейшем спокойно реагирует на переохлаждение, холодные напитки и мороженое.

    Пробовать закалять горло лучше в летнее время, когда ещё не стартовал сезон ОРВИ. Такие тренировки будут действенными, если их проводить дважды в день: с утра и вечером.

    Методики закаливания горла:

    – питье

    Этот метод даёт эффект очень быстро. Начинают с жидкости (вода, морс) комнатной температуры, постепенно понижая градус. Пьют маленькими глотками.

    – полоскания

    Наиболее безопасный способ даже для тех, кто часто болеет. Метод заключается в полоскании дважды в день горла водой температурой 25° С. Каждые 4 дня градусы понижают, постепенно доводя воду до температуры 15° С.

    – мороженое

    Самая желанная процедура у детей и не только. Начинают с 1 чайной ложки размягчённого мороженого, постепенно увеличивая порцию. Но не злоупотребляйте сладким лакомством.

    А как быть зимой?

    С наступлением морозов, с закаливанием необходимо проявлять осторожность. Если ребёнок простыл, процедуры лучше отложить. Но когда малыш здоров, даже зимой не стоит пренебрегать закаливанием, лучше соблюдать правила:

    • увеличивать разницу температур нужно с осторожностью.
    • процедуры следует сократить по времени.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]