Конспект игры – драматизации « Теремок» в средней группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 107 «Светлячок»
Конспект
игры – драматизации « Теремок»
в средней группе.
Выполнила воспитатель:
Чернецова С. Ю.
г. Ульяновск, 2022г.
Цель
: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Познавательное развитие: учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа, продолжать знакомить с основами театральной деятельности.
2. Речевое развитие: учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность, способствовать развитию диалогической речи, развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.
3.Физическое развитие :развивать умение передавать характерные движения и двигательные особенности персонажей.
4.Художественно — эстетическое развитие: развивать артистические способности, музыкальные способности, танцевальные движения, умение имитировать характерные действия персонажей.
5.Социально-коммуникативное развитие: воспитывать вежливость, уверенность, дружеские отношения, сочувствие друг к другу, побуждать к взаимодействию с партнёрами.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Теремок».
2. Обыгрывание сюжета сказки в хороводной игре « Теремок».
3. Рассказывание сказки по ролям.
4. Драматизация сказки с использованием различных видов театра.
5. Рассматривание иллюстраций к сказке.
6. Проведение дидактической игры «Собери сказку по цепочке из картинок «Теремок».
7. Индивидуальная работа по выполнению роли, действий в соответствии с текстом.
Оборудование
: домик – теремок, стол, стулья для героев, веник, посуда, чугунок, ложка деревянная ,цветы в горшках, лейка, тряпочка, балалайка, костюмы, маски, угощение.
Планируемые результаты
: Формирование у детей интереса к театру, развитие культуры речи, эмоциональности, любви к русским народным сказкам.
Ход:
Вед: Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло на наше выступление. Давайте, все дружно поздороваемся (дети здороваются). А теперь, дорогие артисты, садимся на свои места, наша сказка начинается.
Вед: Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети,
Сказки учат нас добру и прилежному труду,
Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить.
Теремок на новый лад нам покажет детский сад.
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок.
Никто в теремке не живёт, никто в гости не зовёт.
Игра-драматизация в младшем дошкольном возрасте
Игровая деятельность дошкольников связана с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространство и время игры. В период с 3 до 6-7 лет, с помощью взрослого и самостоятельно, он/она осваивает различные виды индивидуальных и коллективных игр.
Каждый вид игры вносит вклад в развитие познавательной и творческой активности, в формирование личности ребенка и его отношений с миром, и конкретно влияет на формирование условий для учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде. Игра является для детей четвертого года жизни своеобразной «экспериментальной площадкой» для знакомства с предметным и социальным миром, проверки себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления будущих способностей.
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало игровым, необходимо целенаправленное педагогическое воздействие. Основными педагогическими задачами являются:
- Помощь детям в приобретении игровых навыков, обогащение их игрового опыта;
- расширение представлений детей о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые затем могут быть воспроизведены в игре
- Поощрение инициативы детей в использовании индивидуальных, парных и групповых игр;
- Создание условий для занятий детей игровой деятельностью в течение дня и т.д.
Игры-драматизации — это специальные игры, в которых ребенок заново разыгрывает знакомую историю, развивает ее или придумывает новую. Важно, что в этой игре ребенок создает свой собственный маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом действия. Он управляет действиями персонажей и выстраивает их взаимоотношения. Малыш в игре превращается в актера, а также в режиссера и сценариста. В таких играх ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он или она озвучивает персонажей, придумывает сюжет, проживает то, что в обычной жизни дается ему или ей нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественное и количественное обогащение словарного запаса, воображения, творческих способностей ребенка, умения контролировать себя, удерживать внимание в соответствии с действием, логического и самостоятельного мышления. Все это становится особенно важным в когнитивном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации чрезвычайно полезны и необходимы ребенку на разных этапах его развития.
В играх-драматизациях содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием литературного произведения, сказки и т.д. Они похожи на ролевые игры: Оба они основаны на условном воспроизведении событий, действий, межличностных отношений и т.д., а также имеют элементы творчества. Особенностью театрализованных игр является то, что дети играют определенные роли в соответствии с сюжетом рассказа или сказки, воспроизводят события в точном порядке.
Основой для игр-драматизаций обычно служат сказки. В сказках персонажи наиболее четко очерчены, они привлекают детей динамичностью и четкой мотивацией действий, действия четко отделены, и дошкольники любят в них играть. Легко драматизируются любимые народные сказки детей «Репка», «Колобок», «Кошелек или жизнь», «Три медведя» и др. В театрализованных играх используются рифмы с диалогами, которые позволяют воспроизвести содержание в ролевой форме.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи.
Особенности усвоения литературного текста детьми дошкольного возраста
Произведения литературы способствуют развитию языка, дают образцы русского литературного языка. С помощью литературного слова еще до школы, еще до изучения грамматических правил, ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с лексикой. Ребенок узнает из книги много новых слов, образных выражений, его язык обогащается эмоциональным словарным запасом.
Художественное произведение ценно тем, что оно непосредственно затрагивает ребенка. Создавая его, автор, конечно же, предоставляет возможность для самостоятельного изучения ребенком содержания, добиваясь эмоциональности и доходчивости рассказа, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому цель многих методических приемов — облегчить процесс слушания и понимания (помочь запомнить произведение, глубже его прочувствовать).
Во введении к литературному тексту прослеживается четкая связь между развитием языка и эстетическим, язык изучается в его эстетической функции. Знание средств языковой выразительности служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Задачи и содержание ознакомления детей с литературой в условиях дошкольного учреждения определяются на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детских садов.
В общем виде эти задачи сформулированы методистами С.И. Карповой и В.В. Мамаева следующим образом:
- Прививать интерес к художественной литературе, развивать способность целостно воспринимать произведения разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведения и эмоциональную реакцию на него;
- сформировать первые представления об особенностях художественной литературы
- способствовать развитию литературного и художественного вкуса, умению понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений, развивать поэтический слух.
У детей также формируется умение элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, включающий пассивное созерцание и активность, воплощающуюся во внутреннем содействии, сопереживании персонажам, воображаемом переносе события на себя, «ментальном действии», создается эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
О.С. Ушакова и О.И. Никифорова выделяют три этапа в развитии восприятия произведения искусства: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (на основе работы воображения); понимание идейного содержания произведения (на основе мышления); воздействие художественной литературы на личность учителя (через чувства и сознание)».
Восприятие ребенком искусства в дошкольном возрасте развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственных исследований рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературных произведений и выделяет «два периода в их эстетическом развитии: от 2-5 лет, когда ребенок еще не четко отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и языковое, становится для ребенка самоценным».