Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ. Звук Ф
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ф]».
Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звука [ф] в слогах, словах, фразах; учить детей выделять звук [ф] в словах на слух, интонировать его в слове; отрабатывать правильное употребление существительного числа в именительном и родительном падежах; развивать интонационную выразительность речи. Материал: письмо, игрушка еж, мешочек с угощением (трава, кукла, гриб, орех, мячик, яблоко), ключик, маски ежей, изображения домик, дед, баба, мыши, 3 ежа, коробка. Словарь: ежи-ежей, мыши-мышей, футболка, фартук, кофта, шарф, туфли.
Ход занятия.
Стук в дверь. Заходит почтальон и передает детям письмо.Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Что же там написано. (Воспитатель достает письмо с загадкой и читает). Воспитатель: Идет, иголки на себе несет, свернется клубочком, ни головы, ни ног. Кто это? Дети: Ежик. Воспитатель: Верно, это ежик. Вот он, ребята, спрятался от нас. Давайте с вами послушаем песенку про ежа. Звучит песня «Маленький ежик». Маленький ежик, четверо ножек, Ежик по лесу идет, песенку поет, Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу: На спине листок несу, Все, что нужно принесу! Маленький ежик, четверо ножек, Ежик по лесу идет, песенку поет: Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу, На спине листок несу, Самый сильный я в лесу,- Все, что нужно принесу! Воспитатель: Какую песенку еж поет? Дети: Фу-ты, фу-ты, футы-ты, фу (хоровые и индивидуальные ответы). Воспитатель: Ребята, посмотрите на ежа. Что у него есть? Дети: Голова, лапки, хвост, иголки. Воспитатель: Чем питается ежик? Дети: Грибами, яблоками. Воспитатель: У большого ежа длинная песенка. Он поет – «ффффф». Давайте вместе споем. (Дети повторяют) Воспитатель: Когда ежам, что-то нравится, они говорят «фи-фи-фи», а когда им что-то не нравится – «фу-фу-фу». Как говорят ежи, когда им что-то нравится? (ответы детей). А когда ежам не нравится что-то, то они говорят что? (ответы детей). Ежик к нам долго добирался и проголодался. Давайте его покормим. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Ребенок достает из волшебного мешочка угощенье, показывает остальным детям, а они пытаются угадать, понравилось ли угощенье, отвечая определенным звукоподражанием «фи-фи», «фу-фу» (трава, кукла, гриб, орех, мячик, яблоко). В конце игры выясняется, что любят кушать ежи. Воспитатель: Еж покушал и теперь хочет с вами поиграть. Подвижная игра «Веселые ежики».Воспитатель: У меня есть волшебный ключик. Вы будете заводными ежами. Я вас заведу, и вы запоете песенку: «ф-ф-ф» (детям воспитатель одевает маски ежей). Воспитатель: Ежу очень понравилось с вами играть. А сейчас послушайте рассказ про ежей. Воспитатель: На лесной опушке, в маленькой избушке, жили – были дед и баба. А в лесу, недалеко от домика, жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали (хоровые и индивидуальные ответы). Ежи сторожили лес. Что делали ежи? (ответы детей). И, гуляя по лесным тропинкам, пели песенки. Вот одна из них: Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей. Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей. Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и пищали. Решили старики: «Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей». Воспитатель: Что решили сделать старики? (ответы детей). И вот ежи идут воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? (ответы детей). За ним Фок. Кто за Фуком? (ответы детей). А сзади Фэк. Кто сзади? (ответы детей). Ежи друг за другом идут, песенку поют: По тропинке мы идем — Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! И тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк! (Воспитатель повторяет песенку, дети хором произносят имена ежей). Воспитатель: Вот и прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, так же напевая песню: По тропинке мы идем, Фук, Фок, Фэк! И тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк! (дети договаривают имена) Воспитатель: Ребята, посмотрите, для нас ежик принес коробочку, посмотрим, что в ней. Дети: Угощенье. Воспитатель: Скажем спасибо ежику за подарок. Дети: Спасибо. Воспитатель: И ежику пора уходить, давайте скажем ему «До свидания!» Дети: «До свидания!» Воспитатель: О чем мы сегодня с вами разговаривали ребята? Кто к нам в гости приходил? Что вам понравилось?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»
Цель. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука [ф]; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собачку, говорит, что ее зовут Фунтик и предлагает послушать, как лает собачка. Педагог объясняет: «Чтобы получилось красивое аф, надо широко открывать рот» (повторно воспроизводит звукоподражание). Дети сначала все вместе, а затем по очереди произносят звукоподражание.
Собачка «подходит» к берету (или панаме), лежащему на столе, и пытается лечь на него. Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фу-у, Фунтик, фу-у». Собака еще раз пытается лечь на берет. Дети повторяют запрет хором и индивидуально (3–4 повторения).
Воспитатель убирает головной убор и показывает детям большую собаку. Объясняет, что большая собака лает громко, а маленькая тише. Затем спрашивает, как лает большая собака и как лает Фунтик. (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Педагог добивается, чтобы все дети правильно, четко и с разной громкостью произносили звукосочетания.
«Смотрите, – продолжает разговор педагог, – наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание детей на стоящего поодаль пингвина (утенка, лягушку или любую другую заводную игрушку). Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на пингвина, не пугали его: «Фу-фу, нельзя лаять!» (Индивидуальные повторения.)
Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, и Филя, подойди ближе»».
Пингвин останавливается. «Дети, протяните руки и погладьте пингвина, – предлагает педагог. – Со стульев не вставайте. Можно его так достать? Почему?» Подтверждает: «Да. Он далеко стоит. Скажите: «Далеко стоишь»». (Хоровые и несколько индивидуальных высказываний.)
Затем несколько детей (3–4) поочередно просят пингвина подойти ближе. Филя охотно откликается на каждую просьбу. Он подходит к детям. «Видите, как близко подошел пингвин к Оле (Диме, Игорьку), – говорит педагог. – Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Пингвин и к тебе подойдет. Дима, ты теперь смог дотянуться до пингвина? А почему? (Он близко, стоит рядом.) Теперь пингвин пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить».
Воспитатель убирает пингвина, а затем предлагает детям изобразить пингвинов. «Пингвины» уходят гулять, возвращаются, рассказывают воспитателю о том, что видели, когда ходили далеко-далеко, к морю.