Доклад Системно деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»


Доклад Системно деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Ясли-сад № 352 города Донецка»

Д О К Л А Д

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Установочный педсовет

от 2.09.2016г.

Доклад подготовила

воспитатель Iкатегории

Юрченко Т.В.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребенка, который в нём уже имеется.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ГОС до).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально – практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком, под руководством взрослого, ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приёмов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребёнка, развивающих личность ребёнка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Системно – деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Этот подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребёнка в учебном процессе.

Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.

Ребёнок учится самостоятельно ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, то есть учить себя. Такая деятельность является универсальным средством развития.

Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно – деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно – деятельностного подхода в образовании формирование личности ребёнка в продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Принцип деятельности выделяет ребёнка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Системно – деятельностный подход, как основа ГОС до.

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. Складывается она из действий.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определённой цели. Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность (Л.Г.Петерсон).

Деятельностный подход – это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.

Основная идея системно – деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребёнка. В результате использования форм, приёмов и методов воспитательно – образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение на чёткое выполнение определённых действий, деятельностей, а Человек (с большой буквы), способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Непременным условием эффективности воспитания в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребёнка, на внутреннюю логику его развития.

Этот взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребёнка позволяет увидеть системно – деятельностный подход к воспитанию как подход личностно ориентированный.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  • создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения ребёнком знаний мотивированным;
  • учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения;
  • помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений.

Системно деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели дошкольного образования как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учится, как компетенции;
  • от «изолированного» изучения дошкольниками системы научных понятий составляющих содержание образовательного процесса, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно – предметное содержание учебных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
  • от стихийности учебной деятельности ребёнка к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подаёт готовые образцы, создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

  • ребёнок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то – наблюдающий, то – действующий;
  • во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
  • обязательна смена мизансцен и движение;
  • очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
  • не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
  • отказаться от судейской роли: когда ребёнок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
  • учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий;
  • статистическая поза ребёнка не должна превышать 50% времени всего занятия;
  • в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
  • необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Этапы деятельности Содержание
  1. Создание проблемной ситуации
  2. Целевая установка
  3. Мотивирование к деятельности
Процесс вовлечения в деятельность:
  1. Что-то внести, чтобы больше детей заинтересовалось
  2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
  3. Приходит кто-то в гости или игрушка
  4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…)
  5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл.воспитателем в шашки и др.)
  6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, позже о ней поговорим»)
  7. Договориться с родителями, одеть на ребёнка что-то определённого цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то
  8. Специально организованная ситуация (всё мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
  9. День рождения у ребёнка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)
  10. Воспитателю нужна помощь в чём-то конкретном, он обращается с просьбой к детям. Если хочет сказать мальчик или застенчивый ребёнок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
  1. Проектированиерешений проблемной ситуации
  2. Выполнение действий
Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтобы ребёнок осмысливал каждый шаг.Если ребёнок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышлёного ребёнка
  1. Анализ результатов деятельности
Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы это сделали?», чтобы понять, осознал ли ребёнок цель
  1. Подведение итогов
Найти, кого, за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровое мотивирование, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогические поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

Формы самореализации дошкольников.

Выставки (тематические, авторские).

Персональные выставки детских робот.

Презентации.

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребёнка является его участие в проекте и продукт детской деятельности).

Коллекции.

Золотые правила деятельностного подхода.

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Значимость преобразований в системе дополнительного обучения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Современное общество выдвигает серьезные требования к процессу дополнительного образования. России необходимы нравственные, образованные, предприимчивые молодые люди, которые способны прогнозировать результаты своих поступков, готовые ощущать гордость и ответственность за свою семью, страну.

Так как приоритетом образовательной системы и общества считается подготовка молодежи, вступающей в новую жизнь, то результат обучения характеризуется их успешной адаптацией в социуме.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Учитель не может «вылепить», «сделать» ребенка при пассивном варианте обучения и воспитания. Только при вовлечении школьников в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.

Развитие индивидуальности

В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала.

Системно-деятельностный подход – основа эффективной реализации ФГОС второго поколения. Этот метод отличается от традиционных образовательных технологий многообразием форм, возможностью активного включения в поисковую и исследовательскую деятельность.

Чем еще отличаются инновационные образовательные технологии? Системно-деятельностный подход – основа ФГОС ООО, без него трудно выполнить те требования, которые предъявляет общество к уровню современного образования.

Основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций, должна стать систематическая смена способов и видов деятельности, что в полной мере обеспечивают инновационные образовательные технологии.

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС нуждается в обновленной методической базе. Она предполагает подбор совокупности инновационных подходов и приемов, позволяющих педагогу активизировать собственную деятельность школьников.

Актуальность метода

Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.

Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.

Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.

Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.

Сущность приема – в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.

Такой деятельностный подход – основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.

Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.

Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.

Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского. Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей.

Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.

Специфика подхода

Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС дошкольного образования. В конце прошлого века в отечественном образовании внимание уделялось только усвоению знаний. Никто не придавал значения вопросу, связанному с поиском эффективных способов усвоения теории, с развитием индивидуальности, становлением гражданственности и патриотичности у подрастающего поколения.

Обучение основывалось на вербальном способе и формах передачи готовой информации, обезличенности и монотонности, пассивном обучении ребят. Те сведения, которые они вынуждены были заучивать, являлись бесполезными, они не требовались школьникам в повседневной жизни, не способствовали социальной адаптации и успешности в профессии.

Формы и методы

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.

Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью.

Новые образовательные траектории

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС предполагает оценку качества образования по определенным критериям:

  • результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер;
  • качественные знания позволяют ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития;
  • дифференциация обучения допускается при сохранении единства теоретического материала;
  • проявляется повышенная мотивация школьников к учебе;
  • создаются условия для личностного и общекультурного совершенствования;
  • формирование компетентностей осуществляется в разных предметных областях.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.

История формирования

Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС стал результатом синтеза разных инновационных технологий, созданных в 20-м веке зарубежными и отечественными психологами и учеными. Он включил в себя лучший педагогический опыт нескольких десятилетий. Сегодня системно-деятельностный подход — это основа отечественного образования на всех ступенях, включая дошкольную систему.

Регламентируется воспитательный процесс в ДОУ государственными стандартами, разработанными к дошкольной образовательной программе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]