Освоение второго десятка чисел
Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.
Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.
Развитие математических представлений. Состав числа из единиц (число 10)
Старшая группа № 2
Задачи: 1. Совершенствовать знания о составлении числа из единиц (число 10). 2. Закрепить:
- порядковый и количественный счет;
- представления о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;
- знания о временных отношениях: неделя, месяц.
Демонстрационный материал: 10 фигурок птиц и зверей. Раздаточный материал: мелкие игрушки: матрешки, цветы.
Ход занятия
Дети стоят перед доской, на которую воспитатель ставит в ряд животных и читает стихотворение.
В зоопарке мы гуляли И животных посчитали. Это птица, это зверь, Ровно десять их, проверь.
Дети считают зверей и птиц и говорят воспитателю, сколько всего.
Один – веселый попугай, Два – пантера. Не зевай! Три – мартышка-озорница, А четыре – чудо-птица. За павлином лев – он пятый. Шесть – тигренок полосатый. Семь – плывет в воде тюлень. Восемь – северный олень. Медвежонок – девять, А десятый – лебедь.
— Сколько всего животных птиц? — Как я составила число 10? — Каким по счету стоит лев? Тюлень? Медвежонок? — Кто стоит четвертым? Шестым? Десятым? — Посчитаем сейчас животных и птиц по порядку?
Воспитатель благодарит детей и приглашает пройти за столы, на которых лежат мелкие игрушки.
— Поставьте перед собой матрешек на 1 больше, чем 5. — Теперь сделаем так, чтобы матрешек стало 7. — А сейчас, мальчики, возьмите по 5 цветов. Сколько цветов вы взяли? — Отдайте эти цветы девочкам. — Девочки, сколько цветов отдали вам девочки? Количество цветов изменилось? Почему? — Верните эти цветы мальчикам. — Мальчики, сколько цветов отдали вам девочки? Количество цветов изменилось? Почему?
Дети делают вывод, что количество предметов не изменяется в результате их перемещения. Воспитатель благодарит детей и закрепляет с ними названия дней недели.
— Что-то я забыла, какой сегодня день недели? — А какой завтра будет? — Какой день недели был вчера? — А в какой день недели вы в детский сад не ходите? — Повторим с вами стихотворение с движениями:
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья.
Далее воспитатель закрепляет с детьми знание месяцев года.
— Какое сейчас время года? А какой месяц? — С какого месяца начинается год? — Какой месяц самый жаркий? — Назовите последний месяц года. — Назовите второй месяц осени. — Назовите третий месяц весны. — Какой месяц идет за октябрем?
Воспитатель благодарит детей за работу.
Использовала художественную литературу, стихотворения Н. Владимирова, П. Башмаков.
Увлекательное и эффективное обучение счету
В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:
- счетные палочки;
- счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
- кубики;
- самодельные карточки;
- числовые дома;
- игрушки или конфеты;
- пуговицы разного цвета.
Занятие 1: понятие о составе числа
Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин
Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.
Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).
- выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
- к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
- к одной монете прибавить две.
После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.
Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.
Занятие 2: работа с карточками
Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно
На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.
Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).
Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.
Занятие 3: подключение числовых домиков
Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами
Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.
Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.
Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.
Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:
Вариант 2: