Экспериментальные процедуры для изучения игровой и продуктивной деятельности дошкольников.консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Анкетирование.
  1. Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование или интервьюирование родителей. II . Вопросы для родителей: 1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? 2.Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? 3.Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка? 4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? 5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? 6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? 7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр. III .Вопросы для воспитателей: 1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете? 2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры? 3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов) 4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям? 5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются? 6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете? 7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей? 8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам? Анкета для родителей

    Вопросы

    Варианты ответов
    Часто ли Ваш ребенок играет дома? Да нет Свой вариант
    Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? да нет Свой вариант
    Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? да нет Свой вариант
    Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? Меньше 1 часа От 1 до 2 часов Свой вариант
    Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает Предлагаю я, по мере надобности Выбирает самостоятельно Свой вариант
    Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? Из игр детского сада Телевидения и компьютерных игр Свой вариант
    В какие игры чаще всего играет ваш ребенок настольные Сюжетно-ролевые Свой вариант
    Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру да нет Свой вариант
    настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания? да нет Свой вариант
    Как выбираются вами игры для ребенка? На свое усмотрение На усмотрение ребенка Свой вариант

    Анкетирование воспитателей

    вопросы Варианты ответов
    Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников да нет Свой вариант
    Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры Да нет Свой вариант
    Как вы планируете игровую деятельность детей С учетом детских интересов Четко по программным рекомендациям Свой вариант
    Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой да нет Свой вариант
    Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям Да, конечно Нет, но программа требует Свой вариант
    Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты Пока не надоест ребенку прежний сюжет игры Стараюсь предлагать сюжет раз в 1 — 2 недели Свой вариант
    Откуда данные сюжеты появляются Из программы из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом Свой вариант
    Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете Да, создаем атрибуты совместно с детьми Нет, используем только подручные средства Свой вариант
    Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр да Нет (чего именно не хватает) Свой вариант
    Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей да Нет (что именно не соответствует) Свой вариант
    Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам Да, конечно Однозначно, нет Свой в
  2. Вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание: — на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; — на любимые сюжеты и роли; — на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.

Имя ребенка Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок Игровой материал Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

  • Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников.

Анализ проведения подвижной игры.

Количество детей: 25 детей.

Название игры: «Хитрая лиса»

Воспитатель (И.Ф.О): Игнатьева Наталья Сергеевна.

Дата: 07.08.2014 г.

Ход игры:

Д стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, воспитатель обозначает дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой.

Воспитатель: Дети, а теперь я вам предлагаю открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, выяснить, кто из вас хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь?

Дети: (хором три раза с небольшими промежутками спрашивает) «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?», «Хитрая лиса, где ты?»

При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» — будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит ….

Играющий (Ваня): «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2—3 детей…

Воспитатель: «В круг!»

Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-нибудь из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Вопросы к анализу Анализ игровой деятельности
Время начала игры 11.00
Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Количество играющих детей Вся группа (25 человек)
Кто является инициатором игры Дети
Создание интереса к игре у детей Воспитатель проводит предварительную работу с детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Объяснение новой игре воспитателем (повторение правил знакомой игры) Воспитатель раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Распределение ролей в игре Водящего воспитатель может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим
Уровень выполнения детьми движений в игре Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость) Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
Выполнение этических норм поведения во время игры Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать, умеют договариваться, но и судят по справедливости.
Присутствие отрицательных качеств Некоторые желают быть первым, спорят между собой.
Роль воспитателя Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами, часто принимает наблюдательную позицию, выбор ведущего осуществляется считалкой.
Окончание игры, подведение итогов После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры. Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.
Количество повторений, длительность игры Повторение 3 раза, длительность 15 минут.

Мониторинг.Диагностические игры

Ход игры

«Матрешка» – это одна из техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании таких техник, успех упражнения во многом зависит от тренера (педагога). Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников игры, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие…

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях… А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.

Рефлексия.

Как вы думаете, что нам дала эта игра?

Какие качества (особенности) личности позволила увидеть?

Результат.

Если ребенок называет только (или большинство) свои отрицательные качества — самооценка занижена. Только (или большинство) положительные качества-самооценка завышена.

Игр с веревкой или шнуром великое множество. Это могут быть спортивные игры, а могут быть и диагностические.

«Енотовы круги -1».

Цель: выявление лидера.

Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру — треугольник, квадрат и т.п. Как усложнение – предложить сделать это с закрытыми глазами, в полной тишине.

Рефлексия.

Как вы думаете, что нам дала эта игра?

Какие качества (особенности) личности позволила увидеть?

Результат

. В любой игре кто-то из детей берет на себя роль организатора и начинает руководить группой. Даже при условии полной тишины организатор (лидер) может руководить группой при помощи движения глаз.

В детстве все мы читали сказки, придумывали их сами. Вспомните, какие сказочные герои были у вас самыми любимыми.

«Сказочная страна»

Цель: выявление лидера.

Педагоги называют своих любимых сказочных героев, ведущий записывает их на доске.

А сейчас поделитесь на тройки так, как вам удобно, комфортно. Я предлагаю каждой тройке придумать маленькую сказку, в которой присутствуют все названные герои. На работу вам дается три минуты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]