Проект«Зимующие птицы»
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 6 — 7 лет.
Участники: педагог,дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
- презентация проекта,
- отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие | Задачи |
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» | Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. |
Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает» | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. |
Беседа «Птичья столовая» | Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. |
Трудовая деятельность:подкармливание птиц. | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. |
Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках» | Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки. |
Конструирование: «Голуби» (оригами) | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях. |
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей» | Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. |
Рисование«Как мы кормили птиц» | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения. |
Настольные игры:«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» | Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде. |
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» | Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им. |
Работа с родителями:
Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап — заключительный
— Оформление результатов проекта в виде презентации,
— представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц;
- Наблюдение за их поведением;
- Использование разных кормов;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
- Синицы – 30;
- Снегири – 4;
- Воробьи – 15;
- Вороны – 11;
- Голуби – 14;
- Свиристели – 13;
- Сороки – 7.
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 — 4, сороки, вороны – по одиночки;
- Кормушку посетили 7 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Фотоприложение
Ход проекта
Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.
Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.
Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.
Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?
Обсуждение проблемы принятия задачи.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?
Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.
Совместная поисково – исследовательская деятельность.
С 24. 02. 2022. по 28. 04. 2022.
Тема: «Зимующие птицы»
Цитата по теме:
«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э.Н. Голованова.
Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».
Понедельник: Понятие «зимующие птицы»
«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей»
Занятия
Речевое развитие:Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Умная галка».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Зимующие и перелётные птицы».
- «Чей хвост?» — части тела.
- «Что птица скажет о себе?» — характерные признаки птиц, отличие от других.
Настольные игры:
- «Обведи зимующих птиц».
- «Собери птичку» — части тела птиц.
Игра забава: «Прилетели птицы» — разделять названия птиц от других предметов.
Артикуляционная гимнастика: «Согреем птичку дыханием».
Физическая активность:
- Подвижная игра: «Птичьи стайки».
- Подвижная игра: «Коршун и наседка».
Терпенье и труд всё перетрут: Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Танцуем вместе:«Танец синичек».
Сундучок забав: Пословицы и поговорки о зимующих птицах.
Читальный зал: Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.
Музыкальная минутка: Пение песенки «Всем нужны друзья» — о воробьишке.
Картинная галерея: Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».
Тили-бом — открывается альбом: Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».
Краски, ножницы, бумага: Ручной труд: «Весёлые птички» — бросовый материал.
Мир раскрасок: Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».
Вторник: Многообразие видов зимующих птиц
«Птицу узнают по оперению и по полёту»
Занятия
Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».
Математическое развитие: «Весёлый птичий счёт»
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Четвёртый лишний».
- «Сравнилки» — сходство и различие птиц.
- «Назови особенность зимующих птиц» — внешний вид и повадки.
Настольные игры:
- Лего «Разные птицы».
- «Разрезные картинки птиц» — собрать целую картинку из частей.
Физическая активность:
- «Птицелов».
- «Куропатки и охотники».
Творческая игра: «Птичья школа танцев».
Картинная галерея: Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».
Хороводная игра: «Чёрный ворон на дубу».
Читальный зал: Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».
Физкультминутка: «Воробьиная аэробика».
Терпение и труд всё перетрут: Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.
Музыкальная минутка: Индивидуальная работа по пению «Чижик — пыжик».
Тили-бом открывается альбом: Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».
Краски, ножницы, бумага: Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
Игра-инсценировка: По сценке «Дятел – строитель».
Экскурсия в зимний парк: Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.
Психогимнастика: «Вороны и воробьи» — имитировать движения птиц.
Беседа: «Почему птицы остаются с нами зимовать?».
Среда. Классификация зимующих птиц по месту обитания
«Каждая птица в своём гнезде хозяйка»
Занятия
ОБЖ: «Когда птицы бывают опасны?».
Рисование: «Портреты зимующих птиц».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Кто где живёт?».
- «Каждую птицу на своё место» — место обитания.
- «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».
Настольные игры:
- «Найди тень птицы».
- «Птичьи истории».
Физическая активность:
- «Совушка».
- «Воробушки и автомобили».
Игра инсценировка: По стихотворению: «Птичья столовая».
Спортивные аттракционы:
- «Развесь ягоды на деревья для птиц».
- «Подкорми птенцов клестов семенами шишек».
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
Терпенье и труд всё перетрут: Добавление корма для птиц в кормушки.
Нравственная беседа: «Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».
Говорилки: Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».
Читальный зал: Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова-Микитова.
Сундучок забав:
- Кукольный театр: «Глупый птенец орла».
- Загадки о зимующих птицах».
Музыкальная минутка: Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».
Картинная галерея: Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».
Тили-бом открывается альбом: «Как мы зимой подкармливаем птиц».
Краски, ножницы, бумага: Аппликация: «Снегири и синички».
Развлечение с игрушками: «Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».
Четверг: Классификация зимующих птиц по способу питания
«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»
Занятия
Художественная литература: Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».
Краеведение: «Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Кто что ест».
- «Найди и покорми зимующих птиц».
- «Птичье меню».
Настольные игры:
- Домино «Птицы».
- Пазлы «Птицы».
Игра – забава: «Кто как голос подаёт?» — выбрать роль птицы и имитировать её голос.
Пальчиковая гимнастика: «Снегири».
Двигательная активность:
- «Клесты и птенчики».
- «Вороны».
Терпение и труд всё перетрут: Чистка и уборка в кормушках у птиц.
Читальный зал: Виталия Бианки: «Синичкин календарь».
Нравственная беседа: «Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?».
Сундучок забав:
- «Весёлые стихи о зимующих птицах».
- Показ народных тканевых игрушек «Птички».
Музыкальная минутка: Пение песни – шутки: «Филькины именины».
Картинная галерея: Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова «Синичкины думы».
Тили – бом открывается альбом: Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».
Конкурс художников: «Нарисуй самую необычную зимующую птицу».
Пятница: Зимняя подкормка и охрана птиц
«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»
Занятия
Природный мир: «Зимующие птицы» — комплексное занятие.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
- «Какую пользу приносят птицы».
- «Что перепутал художник».
- «Кто кому нужен» — логические цепочки экосистемы.
Настольные игры:
- Лабиринт «Зимующие птицы».
- «Птичье лото».
Беседа: «Что для птиц страшней зимой: голод или холод?».
Творческая игра: «Показ птичьих мод».
Развлечение с игрушками: «Заводная птичка».
Танцуем вместе: «Танец белых голубков».
Психогимнастика: «Птицы пугаются кошки»
Двигательная активность:
- «Дятел».
- «Зимняя охота ястреба».
Терпение и труд всё перетрут: Ремонт и замена кормушек для птиц.
Говорилки: «Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».
Читальный зал: Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»
Музыкальная минутка: Пение песенки – игры: «Две тетери».
Краски, ножницы, бумага:
- Конструирование из природного материала «Маленькая птичка — крапивник».
- Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».
Мир раскрасок: Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.
Картинная галерея: Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».
Хороводная игра: «В тёмном лесе вор — воробей».
Кроссвордия: Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.
Тили-бом открывается альбом: Показ набора открыток «Хищные птицы».
Взаимодействие с родителями:Доклад на родительском собрании на тему: «Изготовление кормушек для зимующих птиц. Мастер – класс».
Анкетирование: «Что вы знаете о зимующих птицах?».
Консультации для родителей:
- «Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц».
- «Покормите птиц зимой».
- «Дети и голуби. Безопасность в природе».
Выставка фотографий:
- «Экскурсия в зимний парк».
- «Птичий маскарад».
- Фоторепортаж с «Птичьего праздника».
- «Кормление птиц в кормушке на участке».
Выставка семейной поделки: «Пернатые друзья».
Выставка детских работ:
- Оригами: «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».
- Конструирование из бросового материала: «Весёлые птички».
- Рисование: «Портреты зимующих птиц».
- Ручной труд: «О чём поют воробушки?».
- Аппликация: «Снегири и синички».
- Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».
Подготовка костюмов, декораций и атрибутов к «Птичьему празднику».
Выставка:
- книг;
- журналов;
- наборов открыток;
- альбомов;
- картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.