Методическая работа в ДОО — Цели и задачи методической работы


Цели и задачи методической работы

Методическая работа – это важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Основные задачи методической работы:

  • выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  • включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

  1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.

Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.

  1. Организация работы по изучению нормативных документов.
  2. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
  3. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

  1. системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
  2. дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
  3. этапность – показатели эффективности методической работы.

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ. К их числу относятся:

1. Аналитические

Анализ:

  • состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
  • уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
  • передового педагогического опыта;
  • новейших исследований в области педагогики и психологии;
  • результативности методической работы.

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Так, К. Ю. Белая, Ю. А. Конаржевский, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, П. Т. Фролов, Т. И. Шамова и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятии «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению детей [3]. Методическую работу в ДОО можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации [1].

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО. Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования [2].

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОО, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы

В качестве принципов организации методической работы, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности — выступают следующие: принципы актуальности, единства теории и практики; принцип научности; принцип системности и комплексности; принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости; принцип создания благоприятных условии работы; принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода; принцип постоянного самообразования педагогов; принцип креативности [5].

Между тем анализ литературы показывает, что ученые по — разному определяют задачи методической работы в образовательном учреждении.

Так например, Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы:

— повышение профессионального и культурного уровня педагога;

— совершенствование методов и стиля взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности;

— совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так и вне её;

— формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда;

— приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик [7].

Наиболее типичными недостатками в организации методической работы в ДОО являются:

1. Бессистемность.

2. Однообразие организационных форм методической работы.

3. Отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы.

4. Отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения квалификации педагогов.

5. Формализация деятельности организации ДОО.

6. Отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.

На сегодняшний день, большинство педагогов имеют ситуативный интерес к своей деятельности. Педагоги обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения возникших проблем в педагогической деятельности, но, не смотря на это, владеют недостаточно точными знаниями о современных требованиях к педагогу и имеют недостаточную потребность в саморазвитии и самосовершенствовании как специалистов. Стремление в постоянном пополнении знаний выражено недостаточно. Коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, также следует обратить внимание на развитие профессиональной и проектной деятельности. Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников.

Устранению названных недостатков способствует, как показывает практика, использование как инновационных, так и традиционных форм индивидуальной, групповой и коллективной работы с педагогами ДОО.

Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для конкретной дошкольной образовательной организации.

При выборе конкретного варианта методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) необходимо учитывать следующее:

1) количественный и качественный состав данного педагогического коллектива;

2) результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности;

3) особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);

4) сравнительную эффективность различных форм методической работы;

5) традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

6) материальные, морально-психологические условия в ДОО;

7) передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Чтобы эффективно организовать работу тактического уровня необходимо грамотно оценить профессиональную компетентность педагогов ДОО. Объектом изучения при оценке профессиональной компетентности педагогов ДОО является процесс развития профессиональной компетентности педагогов. Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО следует использовать требования государственного образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» [4].

Результаты диагностирования дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога и дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.

Наиболее эффективными формами организации методической работы в ДОО [6], способствующие повышению уровня профессиональной компетентности представлены в таблице

Уровень профессиональной компетентности Ценностно-смысловой компонент Гностический компонент Деятельностный компонент
Высокий — участие в работе педагогических и методических объединениях района; — Организация и проведение «Образовательного салона»

— курсы повышения квалификации;

— совет педагогов;

— мастер-классы;

— открытые показы педагогической деятельности;

— Выступление в роли наставника;

Средний — деловые игры

— социально- психологические тренинги

— семинары;

— педагогические советы;

— консультирование;

— курсы повышения квалификации;

— работа в творческой группе;

— круглый стол;

Низкий — психологические тренинги;

— работа в творческой группе;

— социально- психологические тренинги;

— индивидуальные и групповые консультации;

— педагогические советы;

— консультирование;

— курсы повышения квалификации;

— семинары-практикумы;

— открытые просмотры педагогической деятельности;

— круглый стол;

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т. к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

Подбор наставников для молодых специалистов должен основываться на желании педагогов детского сада, оказаться в данной роли (это можно выяснить, наблюдая за реакцией педагогов на результаты тестирования и его педагогическую направленность).

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, оправданы «внешние» мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений, знакомство с опытом работы других педагогов и т. д. Возможность участия в новой, экспериментальной деятельности (например, работа в творческой группе) помогает стимулировать интерес к работе. Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул- работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение работать углублённо по тому или иному направлению образовательной деятельности в рамках детского сада.

Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду — семинары- практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять своё время.

Таким образом, часть педагогов во время учебного года посещает все формы работы по повышению профессиональной компетентности, а другая часть организует, творческие мастерские или работает в творческой группе.

Методист организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Следует помнить, что успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами.

Повышение педагогической компетенции воспитателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе — оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива.

Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Литература:

1. Aрутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. — М.: Винити, 1980. — 44с.

2. Бaзaров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.

3. Белaя К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сферa. 2010–96с.

4. Белкин A. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.

5. Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72.

6. Волобуевa Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. № 6. — с. 70 -78.

7. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунaр. педаг. академия, 1995. -192 с.

Типы методической работы

Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, ″методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик″.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.

можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.

При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.

При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

Методический кабинет-центр методической работы в ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность. Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание.

Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: ″Новинки литературы″, ″Знакомьте детей с природой (по сезонам)″, ″В помощь воспитателю″ и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:

Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.

Методические рекомендации по данной теме.

Опыт работы, связанный с этой темой.

Литература по данной теме.

Наглядный материал связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]