Проект «Птицы-наши друзья» (подготовительная группа)
Юлия Култышева
Проект «Птицы-наши друзья» (подготовительная группа)
МК ДОУ Павловский детский сад №8
Воспитатель: Култышева Ю. Ю.
Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группе
Тема «Птицы – наши друзья»
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Актуальность
Детям необходимо с раннего возраста давать элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознавать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая, каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.
Проведенная предварительно диагностика показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.
Формы работы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсии, продуктивная деятельность, работа с родителями.
Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
• закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
• провести наблюдения за птицами нашего края;
• развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
• уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;
• развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме;
• вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
•Развивать творческие способности: учить детей рисовать,
• лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал
Предполагаемые результаты:
• Усвоение детьми знаний о птицах.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
• -Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
• .Улучшение предметно-развивающей среды по теме проекта
Предварительная работа:
— наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
— поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы«
Этапы реализации проекта:
Iэтап: подготовительный
•Создание необходимых условий для реализации проекта
•Перспективное планирование проекта
•Разработка и накопление методических материалов
II этап – основной (практический)
•Реализация проекта
•Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап — заключительный
•Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц»
.
•оформление выставки «Птицы такие разные«
•Оформление результата проекта в виде фотоотчета.
Реализация проекта:
1.Познавательное развитие:
•экскурсия по территории д/сада;
•экскурсия в лес
•наблюдение и сравнение птиц на кормушках, участке
•наблюдение за редкими птицами (зеленый дятел, поползень)
•наблюдение- какие звуки издают птицы
•счёт разных птиц на участке,
•беседы о птицах,НОД: «Птицы-наши друзья«, «Удивительный мир птиц«, «Зимующие птицы«, «Перелетные птицы«, «Пернатые соседи», КВН «Наши пернатые друзья«, «Птицы нашего края«
• составление альбома «Птицы нашего края«
•знакомство с народным календарем, обсуждение народных примет
•рассматривание проблемных ситуаций
•наблюдение и сравнение следов на снегу
•рассматривание энциклопедий, журналов
2.Развитие речи и чтение художественной литературы:
•оформление выставки книг и иллюстраций о птицах нашего края
•подбор иллюстраций с изображением птиц и оформление альбомов «Зимующие птицы»
, «Перелетные
птицы«
•составление рассказов про птиц
•дидактические, словесные игры
•заучивание стихов, скороговорок, потешек, считалок, закличек о птицах, чтение сказок и рассказов по теме проекта
•театрализованная деятельность
•рассматривание картин
•вечер загадок про птиц.
•Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц»
•пальчиковая гимнастика
3.Продуктивная деятельность:
•рисование «зимующие птицы«, «Птицы весной«, «стайка воробьев» ,»сорока-белобока», «лесной доктор»
•оформление коллажа «Пернатые друзья»
;
•аппликация «Птицы на кормушке»
, «Скворечник для скворца», «Птички-синички», «Снегирь на ветке рябины»
•раскрашивание птиц в раскрасках
•лепка «Птицы нашего участка«
•Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.
•Выставка рисунков «Наши пернатые гости»
4. Экспериментирование
•опыт «Какой материал более устойчив к влаге для строительства кормушки»
;
•опыт с перьями «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания».
5.Игровая деятельность:
. дидактические, сюжетно-ролевые, словесные, строительные, режисерские, подвижные, театрализованные;
6.Конструирование:
•конструирование гнезда из веточек,
•изготовление совместно с родителями кормушек для птиц из разного материала
•конструирование из бумаги «Снегирь», Птичка-невеличка»
7. Работа с родителями.
Консультация для родителей «Знать и уметь», «Покормите птиц зимой«, конкурс — «Мастерим кормушки для птиц»
Проект длился с осени по весну. К нему была проведена большая подготовка. Дети получили много познавательного материала.
Воспитатели сумели привлечь к проведению этого проекта не только воспитанников, но и родителей. Родители совместно с детьми мастерили кормушки для птиц.
Проектспособствовал развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников: дети много рисовали, лепили птиц и делали аппликации на эту тему.
Дети смотрели иллюстрации, альбомы о птицах, расширяя кругозор.
Дети охотно, ежедневно кормили зимующих птиц. Они заботливо относились к птицам. А птицы и рады, со всех сторон слетались синицы и воробьи, каждый день прилетал пестрый дятел, а иногда и зеленый дятел, и поползень. А в этом году первый раз прибегала полакомится в кормушках и белка. Наблюдая за птицами не первый год, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и то же время, птицы привыкли к постоянным местам кормежки и прилетали в одно и то же время.
Считаю, что проект цели своей достиг. У детей сформировано начальное бережное отношение к птицам.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
Используемая литература:
1. 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс. 2010
2. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия -чудо всюду» — Мир животных и растений
Ярославь, Акадения развития, 1988.
3. Л. П. Молодова «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников.Мн:ООО «Асар», 2001
4.
5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.
8. Бандаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»Воронеж: ТЦ » Учтель» 2002
9. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»
, 2000.
Конспект НОД на тему «Птицы наши друзья». Старшая группа
НОД в старшей группе «Птицы наши друзья»
ЦЕЛЬ: выявить знания детей о птицах. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. ЗАДАЧИ:: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; учить логически, мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам,заботиться о птицах- кормить их. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций; чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы; рисование птиц, аппликация, лепка.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Скажите: Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -. (ПТИЦЫ) Воспитатель:Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Как перелетные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (дети высказывают свои предположения). Как вы думаете ,почему птицы улетают в теплые края?(высказывания детей) Воспитатель:А сейчас вставайте в круг, и давайте поиграем. Игра называется «Перелетные — зимующие». Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить перелетная это птица или зимующая. (проводится игра). Воспитатель: Какое время года сейчас? Дети:Зима — А как живётся зимой птицам? Дети: Голодно птицам, насекомым в зимней спячке, плоды, ягоды , семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые тёплые , перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода Воспитатель: В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода. — Жалко? Дети: очень жалко Воспитатель: — Послушайте стихотворение Н. Грибчева. Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой- ой – ой! Даже белые берёзы В серой корке ледяной. Даже белки – непоседки В ожидании тепла Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из тепла И голодная синица Тихо плачет у окна: «Негде греться и кормиться, Ни козявки, ни зерна. День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны, Замерзаю, голодаю, « Не дожить мне до весны!» — Ребята, кто же может помочь зимующим птицам? (люди) Воспитатель : А как, люди могут помочь птицам?(сделать кормушки ,подкармливать птиц.) Воспитатель: Синичке можно предложить кусочек несоленого сала; воробьям ,снегирям — хлебные крошки, семена, крупу, зерна. И еще, чтобы накормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: 1. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно, в одно и то же время. 2. Кормить птиц надо ежедневно; нельзя подкармливать время от времени! Особенно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили. 3. Во время подкормки не сорить, убирать за собой мусор. Воспитатель : : Птицы защищают леса и поля от вредителей, насекомых ,а еще, птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы: – Если воробьи в холодную погоду купаются в воде, к теплу; – Снегири под окнами щебечут – будет оттепель; – Синички перебрались к жилью человека – начало зимы, зима будет снежной и холодной.. Расскажите своим мамам и папам о приметах. Спросите у родителей ,какие народные приметы о птицах они знают. Воспитатель: Ребята давайте представим что мы птицы Физкультминутка. Вот и утро! Хватит спать! Перед тем, как вылетать, Надо крылышки размять. Вверх крыло, вниз крыло, А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.) Крылья в стороны разводим, А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Вправо-влево наклонились, И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево- вправо, вперёд-назад.) По команде приседаем — Раз- два- три-четыре-пять. Упражненье выполняем. Чур, друзья, не отставать! (Приседания.) Крылья в стороны и летать. Воспитатель: отдохнули, а теперь отгадайте загадки? Кто глядит на тротуар И кричит нам с ветки: «Карр!»? Покроши кусок батона — Прилетит поесть… (ворона) Прилетели стайкой гулкой Птицы с ярко-красной грудкой. За окошко посмотри — Там на ветках… (снегири) Кто красуется на ветке В желтой праздничной жилетке? Эта маленькая птичка А зовут ее… (синичка) Что за птица на суку В рощице поет: «Ку-ку»? Неприметная пеструшка, А зовут ее… (кукушка) Догадайтесь, что за птица: Ночью ей совсем не спится, Не поможет сон-трава, Только днем заснет… (сова) Воспитатель Ребята, птицы — наши друзья, обижать их нельзя. Скажите, какую пользу приносят птицы? (ответы детей) Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку) Правильно, можно сделать кормушки. Задание на дом. Сделайте дома с родителями кормушку и принесите в детский сад. Итог занятия: Птицы — это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно — игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Познавательное занятие Тема: «Птицы – наши друзья»
Загадки:
1.Серый маленький комочек: Чик-чирик — замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? ( Слайд Воробей)
2. Желтенькое брюшко — воробья подружка. (Слайд Синица)
3.Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая .( Слайд Ворона)
Воспитатель: — Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
— Почему их так называют? (они никуда не улетают, зимуют в городе)
— Чем птицы питаются зимой? (семенами, ягодами рябины)
— Что для птиц зимой страшнее холод или голод? (голод)
4.Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины.(Слайд Ласточки)
Воспитатель. Ребята , а Ласточка зимует с нами?
Дети: нет
Воспитатель: Это перелетная птичка?
Дети: (….)
Воспитатель:Ребята, а давайте с вами поиграем в игу «Птичья столовая».
Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.)
А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли,
В гости к нам синицы прилетели. (В центр выходят дети — синицы.)
А потом и , снегири. (В центр выходят дети — снегири.)
И от куда не возьмись с ветки спрыгнула ворона.(Выходят дети — вороны.)
А соседнего двора стая смелых воробьев прилетела тоже.. (Выходят дети — воробьи.)
Толька голубь не прилетел он на снегу крошки ел. (Дети — голуби.)
Было общее веселье!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все запомнили своих птичек и прилетели в свое названое время , не ошиблись.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Давайте скажем нашим гостям дасвидание.
Заключение.
— Кто к нам приходил?
— Зачем? (хотел узнать о птицах).
— Что вы узнали сегодня на занятии? (Узнали, что все птицы разные, но у них есть общее – клюв, перья крылья, хвост.) Но не все, у кого есть крылья – птицы. Ребята, сейчас мы будем собираться на прогулку и какое угощение возьмем для птиц? В зимнее время ребята , не забывайте заботиться о наших маленьких друзьях.
Сегодня в группе №17 прошло открытый показ НОД на тему: «Птицы – наши друзья». Основными целями и задачами занятия воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Формировать познавательный интерес к окружающей среде: учить детей доброте; приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Уточнить представления о зиме, как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе.