Читаем художественную литературу с детьми в подготовительной группе детского сада


Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память,
  • развивать мышление и речь,
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации — оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные,
  • образовательные,
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию,
  • Скажи ласково,
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Проект в средней группе ДОУ «Любимые стихи»

  • 30 мая 2019

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно их средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Замечательные стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака имеют для дошкольников огромную пользу: заучивание поэтических произведений расширяется кругозор ребенка, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенной памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительное исполнение развивает технику речи: дикцию, дыхание.

Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправлено учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть – тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей заинтересованности и умения заучивать и выразительно читать стихи.

Задачи проекта:

1. Научить детей выразительно читать стихи.

2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.

3. Дать информацию родителям о важности заучивания и выразительного чтения стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.

4. Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться опытом.

Участники проекта: Дети средней группы (4-5 лет). Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Типология проекта:

Творческий, групповой, практико-ориентированный, средней продолжительности (2 месяца).

Прогнозируемый результат:

  • Развитие умения детей воспринимать и выразительно воспроизводить стихи, обогащение словарного фонда, развитие техники речи, увеличение объема памяти детей.
  • Повышение родительской компетенции по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта поможет воспитанию у дошкольников любви к поэзии, родному языку, развитию творческого воображения, юмора, что неоценимо в дальнейшей самореализации, адаптации, учебе в школе наших воспитанников.

Автор: Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МБОУ «Детский сад № 29», город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Проект Любимые стихи

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения,
  • подвижная игра,
  • дидактическая игра с движениями,
  • танцы,
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
  • Н. Носов «Огурцы»,
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»,
  • О. Смирнов «Степной пожар»,
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»,
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»,
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»,
  4. Б. Шергин «Рифмы»,
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»,
  6. Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»,
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»,
  8. С. Михалков «А что у вас?»,
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»,
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского),
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Этап НОДСодержание этапа
Цель и задачиФормировать представление о честности.
  • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление,
  • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам,
  • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
Оборудование
  • текст сказки,
  • портрет Л.Н. Толстого,
  • иллюстрации к сказке,
  • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
Вступительная частьПриветствие и настрой на работу. – Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. – Как ваше настроение? Игра «Найди косточку» – Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой. Знакомство с портретом писателя. – Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
Основная частьВоспитатель читает рассказ. Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня? — Кто заметил, что сливы не стало? — Почему Ваня решил съесть сливу? — Почему он не признался? — Почему беспокоился папа? — Как Ваня должен был поступить? Физкультминутка Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
  • Раз, два, три, четыре, пять!
  • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
  • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
  • Раз, два, три.
  • Наклонился левый бок.
  • Раз, два, три.
  • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
  • И дотянемся до тучки.
  • Сядем на дорожку (присели на пол),
  • Разомнём мы ножки.
  • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
  • Раз, два, три!
  • Согнём левую ножку,
  • Раз, два, три.
  • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
  • И немного подержали.
  • Головою покачали (движения головой).
  • И все дружно вместе встали (встали).

— Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка». — Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают? Словарная работа. — В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать? — Что означает слово «сочла»? Горница — это что?

Заключительная часть— Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали? — Почему он так называется? — Как бы поступили вы на месте Вани? — Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Конспект ОД в старшей группе детского сада. Чтение стихотворений о весне

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Чтение стихотворений о весне»
Цель: Приобщать детей к поэзии, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. Задачи воспитания: Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения.. Воспитывать любовь к художественному слову. Задачи развития: Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения. Способствовать развитию творческого воображения, начала логическое мышление. Обогащать и активизировать словарный запас за счет слов: небосклон, лазурь, слепит очи, хребет, древа обнажены, ветхий, незримый, заздравный; замечать выразительные средства. Задачи обучения: Продолжать знакомить детей с произведениями о весне; Формировать мотивационно — коммуникативные навыки, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений. Формировать элементарные умения анализировать произведение (его содержание ). Способствовать развитию умения выражать в речи свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
Конспект образовательной деятельности

-Ребята, послушайте, что это за звуки? (звуки пения птиц, шума дождя, журчания ручья). -К какому времени года можно отнести эти звуки? (весне) -Почему ты Надя (Лиза, Максим и т.д.) так думаешь? -Потому, что капель бывает весной. -Ребята, Вера загадала, мне загадку помогите, пожалуйста, ее отгадать. -Я раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня …(весна) -по каким признакам вы догадались, что это весна? -Спасибо за подсказку, я с вами согласна! — Как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим? — Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной? Солнышко поднимается все выше. Бегут ручьи. Снег тает. Набухают почки. Птицы возвращаются из теплых стран. После зимней спячки просыпается медведь. -Давайте подумаем, с какими предметами и явлениями можно сравнить весну? Ответы детей.(с капельками с сосулек, с яркими солнечными лучами, с цветущими подснежниками, с журчанием ручейков, с прилетом птиц) -Какие вы молодцы. Весна- это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях. -Что делают композиторы? Сочиняют музыку. -А художники? Пишут картины. -А поэты? Сочиняют стихи. -Каким другим словом можно назвать стихи?
Поэзия. -Я недавно прочитала одно замечательное сихотворение про весну, хотите чтобы я вам его прочитала? «Весна, весна! как воздух чист!…» Евгений Баратынский Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. (пауза) — А теперь, скажите мне, пожалуйста, какое настроение было у вас? Веселое, радостное, счастливое. -Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? Веселое, радостное. -Скажите ребята, какими словами автор описывает весеннее небо? Ответы детей. Подтверждаю высказывания детей строчками из стихотворения: (презентация Е. Баратынский) Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! -Как вы понимаете такое выражение автора: Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Яркий свет или блеск от снега светит в глаза так, что больно смотреть. Глазам больно. -Скажите, ребята, как вы думаете, с чем сравнивает автор весенний ветер? С птицей, как-будто у него есть крылья. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, -Какими словами автор описывает облака? Они плывут, ласкаются, тянутся к солнышку. Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! -Что говорится о весенних ручейках? Ручейки шумят, блестят. бегут, журчат. Шумят ручьи! блестят ручьи! -А о реке? Речка заревела, затрещала, как-будто победила, лед на ней треснул и она его понесла. Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! -А какими словами поэт описывает природу в своем стихотворении? Что деревья еще не одеты, листья старые под ногами шумят. Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. -О какой птице говорится в стихотворении? О жаворонке. -Что поэт пишет о нем, какими словами описывает его и его действия? Взлетает высоко так, что его не видно. -Что еще делает жаворонок? Песню поет. -Как вы думаете о чем он поет? О весне. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. -А как бы вы сказали о том, что происходит весной. Давайте подберем слова:( работа на интерактивной доске, развитие связной речи: «Дидактическая игра») Физкуль Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх) Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу). Тает снег от лучей, (Приседание) Звонко побежал ручей, (Бег по кругу). Вы за ручейком бегите, Лужи все перешагните, (Ходьба по кругу). Трудно или легко писать стихи, быть поэтом. -А хотите вы стать поэтами, давайте попробуем подобрать рифмы для слов: Тает снег….? Звенит капель…. -Молодцы! Как здорово у вас получается! А как вы думаете, что можно делать со стихами? Читать, петь, рассказывать. — А еще поэзию можно декламировать под музыку. А сейчас послушайте два музыкальных произведения(слушают по очереди произведения) Скажите, какое произведение, по вашему мнению, больше подходит нашему стихотворению? (ответы детей) — Молодцы ребята, и каждый прав по своему. Потому что каждый человек прослушав произведение видит или слышит его по своему. У каждого свое мнение. Повторное чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…» — О чем мы сегодня говорили? -Что вам больше всего сегодня запомнилось? — Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: Весна Конспект интегрированного занятия в старшей группе в детском саду на тему: Весна Конспект занятия на тему: Весна в старшей группе детского сада с презентацией Конспект НОД в разновозрастной группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели»

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Март

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Апрель

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Май

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]