Экологический проект в средней группе «Зимующие птицы нашего края»


Проект в детском саду в старшей группе. Зимующие птицы

Проект «Зимующие птицы нашего края»
“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И.В.Гете1. Краткая аннотация проекта: Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать. Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее. 2. Вид проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный. По срокам реализации: 2 недели. Участники проекта: дети старшей группы детского сада, воспитатели. Место проведение: группа, участок детского сада. 3.Актуальность проекта: В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем. Тема проекта «Птицы зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. 4. Постановка проблемы Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время. 5. Цели и задачи проекта: Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них. Задачи проекта: для детей:
расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей:
формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов:
пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
6. Ожидаемый результат: для детей:
имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей:
проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
для педагогов:
более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
7. Мероприятия для реализации проекта: 1 этап Подготовительный Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. 2 этап Практический Познавательное развитие:
1.НОД «Зимующие птицы» 2.Беседа «Зимующие и перелетные птицы» 3.Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?» 4.Беседа «Для чего кормушке крыша?» 5.Дидактические игры: «Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. «Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными. «Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек). «Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Физическое развитие
1.Утренняя гимнастика. 2.Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом. 3.Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел». 4. Ритмическое упражнение: «Снегири»
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование — « Снегирь на ветке» Конструирование из бумаги «Синичка» Лепка – «Воробей из шишки» Исследовательская деятельность — обследование и рассматривание перьев; — называть части тела; — окраску; — чем питаются; — ОБЖ: Беседа «Чем кормить птиц?» «Как помочь птицам;» Чтение художественной литературы : В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко».
Речевое развитие
1.Рассматривание плаката «Зимующие птицы». 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки». 3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. 4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» Деятельность на прогулке Экскурсия по площадкам детского сада . Наблюдения за птицами. Труд — уборка сломанных веток на участке. Совместная работа с родителями Закреплять название зимующих птиц, нарисовать плакат птицы зимой Посоветовать сходить на экскурсию в лес, парк. Работа с логопедом по данной теме.
3. этап Заключительный Оформление выставки «Зимующие птицы». Просмотр обобщающей презентации: «Птицы зимой.» Развешивание кормушек на участке. Оформление лепбука «Зимующие птицы» В результате проведенной работы дети узнали: Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; Как различить птиц по окраске; Какие корма предпочитают птицы. Были сделаны следующие выводы: Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее; В ветреные дни птицы не прилетают; Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало; Воробьи, голуби (Они редко появляются, их больше в городе), свиристели прилетают стайками, синицы по 3 — 4, вороны – по одиночки. Кормушку посетили 5 видов птиц; За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект организации совместной НОД с детьми младшей группы. Птицы зимой Конспект НОД в средней группе. Зимующие птицы Стихи для детей 4-6 лет на тему: Птицы зимой Конспект образовательной деятельности в старшей группе: Птицы зимой

Похожие статьи:

Зимний праздник в 1-2 классе. Сценарий «Забота о птицах зимой»

Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Рассказ про голубя 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про канарейку для детей, 1-2 класс

Педагогический проект «Животные и птицы нашего края»


Тип проекта – творческо-исследовательский.

Участники – дети.

Масштаб – 2 месяца.

Условия – материал:

Фотографии и иллюстрации животных, птиц; следы; пищевые цепочки, интересные факты из жизни птиц, животных; мнемосхемы; сказки народов Севера; схема «Как помогает лесник диким животным?»; рассказы Г. Снегирёва; перо; дидактические игры; рассказы о праздниках народов Севера; словесные игры; ненецкие узоры; считалки; загадки, карта, глобус.

Пояснительная записка

Актуальность:

Многие россияне предпочитают проводить отпуск в других странах. Дети там получают знания, представления о флоре и фауне. У детей эти страны вызывают больше интереса, к сожалению, чем родные места. Я считаю, что дети должны знать в первую очередь родной край, так как знакомство детей с родным краем, его национальными, природными, географическими особенностями формирует любовь к малой Родине и заботу о её благосостоянии.

С введением в действие закона Российской Федерации «Об образовании» приоритетным стало знакомство детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурами наследием края, так как мира не узнаешь, не зная края своего.

Проблема:

Мною были проведены беседы, диагностика детей, которые показали, что 75% детей затрудняются ответить, какие представители фауны проживают в нашем крае (помимо известных – волк, заяц, лиса и т.д.), как они приспособились к жизни в суровых условиях. Знания детей оказались поверхностными, поэтому я решила, что знания детей нужно расширить и углубить.

Цель:

Создать условия для ознакомления детей 5-6 лет с фауной родного края (ЯНАО).

Задачи:

1) Обогащать краеведческие знания детей 5-6 лет;

2) Стимулировать у дошкольников опыт активного познания явления происходящих в природе;

3) Вызвать у детей бережное и созидательное отношение к природе;

4) Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в ходе проекта.

Гипотеза – воспитание краеведческой культуры детей дошкольного возраста будет эффективным, если в работе использовать продуктивные виды деятельности, дидактические и словесные игры, рассказы, сказки, стихотворения, исследовательскую деятельность (опыты) создание проблемных ситуаций, привлечение родителей. Это даст возможность расширить знания детей о жизни животных ЯНАО, сформировать устойчивый интерес к живой природе.

Ожидаемый результат:

  • Дети получают интересную и полезную информацию, которая расширит и обогатит их знания;
  • Обогащение словарного запаса детей;
  • Дети научатся бережно относится к природе, чтобы малочисленные представители фауны не исчезли;
  • Знания детей поднимутся на более высокий уровень (70% выше среднего, и 30% высокий).

Аннотация:

Реализация проекта будет способствовать:

1) Расширению и углублению знаний детей и взрослых о фауне нашего края.

2) Эмоциональному единению детей и взрослых через игры, создание среды проекта.

3) Повышение интереса к природе родного края.

4) Расширению знаний о праздниках, сказках, считалках народов Севера, уважительному отношению к их культуре.

5) Воспитанию нравственных качеств: желание представителей заботится, охранять, сберечь представителей фауны ЯНАО.

Реализация проекта

В начале проекта мы с ребятами рассмотрели животных, птиц нашего края. Отметили внешний вид, название. Далее были предложены схемы диких и домашних птиц, и животных. Дети находили сходства и отличия между ними, не забыли рассказать о жилище, питании, передвижении.

Закрепили знания в дидактических играх «Чей домик?»; «Составь семью»; «Чья мама?»; «Чей дом?»; «Кто как голос подаёт?»; «Кто как двигается?»;

Игра проводилась с мячом или с игрушкой. Необычна она тем, что просто слово подсказывать нельзя – нужно преподнести подсказку так, чтобы товарищ сам догадался об ответе.

Понравилась и вызвала сомнения у детей игра «Признаки живого организма». Ребята не могли представить, что животные пьют таблетки, а камни растут. Поэтому в беседы мы добавляем немного небылиц, что развивает у детей мышление, чувство юмора и повышает интерес деятельности. Так же мы приобрели и выращивали минералы. Дети увидели чудо! Из сухого вещества выросли красивые, причудливой формы камни. Как тут скажешь, что они не живые!

Потом мы искали с ребятами и родителями интересные факты о животных, птицах ЯНАО.

Они вызвали много удивления и восхищения. Оказалось, что хомяки-пищухи воруют друг у друга сено, что филин может съесть ежа с иголками; дятел спит прицепившись к дуплу лапкой; морж спит стоя в воде; Синице раньше давали охранную грамоту – кто её ловил – наказывали; волк и белка умеют плавать, горностай охотится ночью, а бурундук, если слышит, что его зовёт девочка (самка), бросает все дела и бежит к ней, оляпка ныряет под воду и зимой.

Ребята вспомнили, что все водоплавающие птицы ныряют под воду, но не мокнут. Мы решили это проверить и провели опыт с пером. После опыта мы размышляем «если бы у людей была такая не мокнущая одежда – это было бы хорошо или плохо?»

Интересные факты из жизни животных и птиц понравились и запомнились детям, и поэтому они с удовольствием составляли загадки для товарищей и родителей.

Что бы родители могли пополнить свои знания по этому вопросу – была создана картотека «Фауна ЯНАО».

В группе мы с ребятами устроили выставку книг: С.В. Сахарнова, Г. Снегирёва, Р. Киплинга, И.Истомина, и других писателей. Эти произведения познакомили детей с повадками и особенностями поведения животных нашего края. Сказки Р. Киплинга и И. Истомина вызвали большой интерес и обсуждение – «бывает ли такое на самом деле?» В дальнейшем это пригодится для придумывания сказок.

Затем мы с ребятами на карте и глобусе нашли нашу страну. Отметили, как она велика. И совсем не велик наш Ямал. Фотографии нам его показали и сверху, и снизу. Есть у нас тайга, и тундра, много озер и болот.

Определить место обитания животных помогла дидактическая игра «Природные зоны». В ней ребята составляли цепочки жильцов тундры, тайги, озёр, зоны льдов. Кстати пришлась и ненецкая сказка про медведей. Мы поменяли их место обитания, и представили, как бы они жили в других условиях.

Мы помним, что грамоте учиться всегда пригодиться – определили первую букву в названии животных и птиц. Потом составили буквенное депо.

— Во время беседы «Наш край» у ребят возник вопрос «Как выживают животные на Севере?» Зимой холодно, а шуб и квартиры у них нет. Чтобы ответить на вопрос, мы отправились в зимний лес. Поехали на оленьих упряжках (обручи или скакалки). Приехали и увидели много следов. Сразу узнали следы медведя и ежа.

Задумались – могли ли они оставить следы зимой? Удивили ребят следы зайца. Они были повсюду.

С помощью мнемотаблицы ребята нашли безопасное жильё для зайца и лося, подальше от хищников, поближе к белке и спящему медведю.

Зимой согревает животных не только шерсть, но и снег. У ребят было сомнение – как холодный снег согревает? Поэтому мы провели опыт с бутылками с водой. Детям стало понятно, почему птицы и животные спят под снегом.

Многие ребята высказывали мнение, что хищников нужно выселить от зверей в другое место, но оказалось, что это тоже будет неправильно. Доказали это пищевые цепочки. В природе всё взаимосвязано. Дети рассказали об этом родителям и подарили им рисунки с пищевыми цепочками.

Пережить холодную зиму животным и птицам помогают люди. Беседа «Кто такой лесник?» Рассказала детям что можно и нужно делать в лесу, и что нельзя.

Не секрет, что следствием необдуманных действий людей могут стать непригодные для жизни природные ресурсы. Мы вспомнили, как нужно беречь реки, землю. Много наносят вреда флоре и фауне пожары. Детям было предложено тушить пожар по совету К. Чуковского из стихотворения «Путаница».

Ребята предложили свои варианты, как тушить пожар и спасти животных.

Полученные знания закрепили с помощью дидактической игры «Правила поведения в природе». Ребята захотели поделиться своими впечатлениями с родителями и нарисовали для них правила

Затем ребята узнали о книге «Красная книга ЯНАО» о том какие животные и птицы внесены в нее и почему их нужно охранять. С помощью родителей мы подобрали иллюстрации с изображением охраняемых животных птиц ЯНАО и выпустили плакат коллаж «Их нужно сберечь»

Родители тоже считают важным учить детей заботливому, ответственному отношению к природе. Они активно помогают птицам, белкам пережить суровую зиму: делают кормушки приносят корм. Этот положительный пример надолго останется в памяти детей.

Приняли родители участие в оформлении выставки «Наша Арктика», экспонатами выставки стали животные, птицы сделанные детьми из пластилина, бумаги (оригами), природного материала.

Коренные жители – ненцы, много лет живут на этой земле. Мы решили спросить их (взять у них интервью), как они охраняют природу. Рассказали об этом жители посёлка Кутопьюган. Рассказ был интересным и поучительным.

Ненцы не только знают, как охранять природу, у них проводятся праздники: «Медвежий праздник»; «Проводы лебедя»; «День ворона».

Ребята познакомились с праздниками, и поиграли в ненецкую игру «Стой олень!» И сделали обрывную аппликацию «Ворон»; «Лебедь».

Олень – у ненцев священное животное, где есть он, там есть и жизнь. Он тоже внесён в Красную книгу ЯНАО. Ребята узнали особенности его организма, а потом разрисовали оленя красивыми узорами.

Вся жизнь ненцев проходит на природе, поэтому загадки, считалки они сами придумывают о том, что видят. Мы с ребятами разучили ненецкие считалки о животных, птицах. Научились разгадывать загадки.

Мастерицы народов Севера придумали узоры, их тоже они позаимствовали из флоры и фауны ЯНАО. Мы с ребятами рассмотрели узоры: «Уши зайца»; И «Локоть лисы»; «Оленья голова» и украсили ими сумочки. А сумочки подарили родителям.

В конце проекта мы с ребятами обращаемся к взрослым:

— Давайте беречь природу ЯНАО вместе, чтобы она сохранилась не только в загадках, считалках, узорах на сумочке и в реальной жизни!

Автор: Тохтиева Виктория Олеговна, воспитатель МКДОУ комбинированного вида «Детский сад «Буратино» г. Надыма», ЯНАО, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Проект в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Тема проекта

: «Зимующие птицы».

Вид проекта:

познавательно-исследовательский.

Тип проекта

: краткосрочный

Участники:

воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Требования внешней среды: Сейчас (зимой) птицы, в поисках пропитания, перекочевали ближе к людям. Нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц? В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Актуальность:

воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Проблема:

недостаточные представления детей о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.

Цель:

расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Задачи:

-расширить знания воспитанников о зимующих птицах;

-способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;

-прививать самостоятельность в продуктивной и познавательной деятельности;

-привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;

-пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Мероприятия по решению задач:

1 этап – подготовительный:

1. Определение уровня знаний детей:

Беседа с использованием иллюстративного материала «Что ты знаешь о птицах»;

Д/и «Зимующие птицы»; Д/и «Каких птиц не увидишь зимой?»

2. Подбор информации по теме проекта: «Трудно птицам зимовать»

3. Беседы с родителями по теме проекта:

«Покормите птиц зимой»

4. Оформление книжного уголка (подбор книг о зимующих птицах)

2 этап – основной:

1. Познавательная:

Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели», фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи»)

Презентация «Мы остались зимовать»

Беседы («Птицы зимой»; «Как дети и родители заботятся о птицах зимой?»; «Пользу или вред приносят человеку синицы зимой)

Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).

ФЭМП («Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]