Картотека пальчиковых игр во 2-ой младшей группе.картотека (младшая группа) по теме


Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

  • Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
  • На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
  • Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Фотогалерея: пособия и атрибуты для пальчиковых игр с детьми раннего возраста

наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков Куклы-«ходилки» с отверстиями для пальчиков в раннем возрасте используют в индивидуальной работе Такие рельефные дорожки, выложенные пуговицами, развивают и координацию, и тактильную чувствительность В сенсорной коробке детишки под присмотром педагога могут искать и прятать самые разнообразные предметы Набирают всё большую популярность игры с массажными мячиками Су-Джок Навинчивание крышечек также можно облечь в игровой сюжет: цветочкам требуется подобрать серединки Если у воспитателя налажен контакт с родителями, мамы и бабушки, умеющие вязать, охотно помогут в изготовлении пальчиклвых кукол Куклы би-ба-бо привлекают малышей и позволяют приобщиться к удивительному миру театра Исследуя лоскутки ткани и меха, ребёнок получает массу тактильных впечатлений Грецкие орехи и каштаны — очень удобный и оригинальный материал для пальчиковых игр

Советы родителям

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

  • Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
  • Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
  • Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
  • Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
  • Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
  • Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
  • Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Источники

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-palchikovoj-gimnastikoj-v-detskom-sadu-dlya-detej-3-4-let
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kartoteka-mladshaya-gruppa-na-temu-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html

[свернуть]

Картотека пальчиковой гимнастики

Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

Огород

«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

Рыбка

«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

Червячки

«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

«Не хотели расставаться» – разожмите руки;

«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

Пирожки

«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

«Второй для мамочки» – указательный;

«Третий для дедули» – средний;

«Четвертый для бабули» – безымянный;

«А пятый для меня» – загните мизинец.

Аналогичные действия произведите с правой рукой.

Приготовим капусту

«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

Зверята

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

Пчелки

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

Формы организации пальчиковых игр

Пальчиковые игры с детьми третьего года жизни могут проводиться в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Таблица: особенности организации пальчиковых игр в зависимости от формы занятия

Форма организацииКоличество детей, длительностьОсновные отличительные моменты
ФронтальнаяВсе дети группы. 7–10 минут.
  • Чаще всего проводится в первую половину дня после завтрака как непосредственная образовательная деятельность (НОД).
  • Рекомендуется использовать наглядность (изображения, предметы), а также аудиозаписи, короткие видеоролики, мотивирующие детей к игре ( появление игрового персонажа, звучание любимой песенки, потешки).
  • Нецелесообразно использовать пальчиковые игрушки-колпачки, фигурки персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети не смогут самостоятельно надеть и снять их, а всем помочь педагог не в состоянии, может возникнуть заминка, которая снизит динамику занятия и погасит интерес детей к нему. Удачным будет применения таких пособий, как дорожки для «ходьбы» пальчиками, коробок с сыпучими материалами для закапывания и поиска предметов, игры с прищепками, шнуровками, липучками.
  • Если у ребёнка не получается выполнить какое-то упражнение, внимание на этом не заостряют. Педагог берёт малыша на заметку и отрабатывает навык индивидуально.
Подгрупповое4–8 человек. До 7 минут.
  • Можно применять все виды наглядности и игрового материала, нетрадиционное оборудование («колючие» мячики, каштаны, грецкие орехи).
  • Отработка навыков возможна прямо на занятии.
Индивидуальное1–3 человека. До 5 минут.
  • Проводится для коррекции навыков (если у ребёнка что-то не получается, вызывает постоянные трудности) и компенсации пропущенного времени (с длительно отсутствовавшими).
  • Может проводиться с новичками для установления эмоционального контакта, дружеских отношений, снятия тревожности, негативного отношения к новой обстановке.
  • Как общеразвивающие проводятся по очереди со всеми детьми группы.
  • Используются все виды материалов для игр, поскольку педагог имеет возможность помочь каждому ребёнку научиться обращаться с ними.
Примечания
  • Безопасность детей должна быть для воспитателя на первом месте. Проводя подгрупповые и индивидуальные занятия, педагог не может уделять внимание остальным малышам. Оставлять детей младшего возраста играть самостоятельно без присмотра взрослых недопустимо. Учитывая это, подгрупповые и индивидуальные формы работы организуют только тогда, когда помощник воспитателя (няня) может взять на себя контроль за группой и организацию деятельности других детишек.
  • Организуя игры с песком, крупой, необходимо следить, чтобы дети не брали их в рот, не засовывали в нос, уши. Малыши третьего года жизни активно стремятся исследовать мир, но представления об охране собственного здоровья и опасности у них ещё не сформированы.

Структура и временные рамки фронтального занятия в первой младшей группе:

  1. Вступительная часть. Организация детей, создание положительного настроения, сюрпризный или игровой момент, появление сказочного персонажа. До 2 мин.
  2. Основная часть. Вступительная беседа, демонстрация иллюстративного или другого наглядного материала, собственно пальчиковая игра, дидактическая игра. 5–7 мин.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов, поощрительное слово педагога. До 1 мин.

Таблица: картотека художественных произведений для пальчиковой гимнастики, разработала Р. Р. Гайнуллина

«Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)«Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка — крошка? (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу). Хоть держалась крепко, Вытянута репка.
«Радуются взрослые и дети» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! (Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка — сжимать и разжимать кулачок).«Моя семья» Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья. (По ходу чтения, загибается на ручке ребёнка пальчик, начиная с большого пальчика).
«Ёжик» Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки).«Помощник» Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, (Потирать ладошки друг об друга, «мыть посуду»). Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения).
«Дружба» Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем.Раз, два, три, четыре, пять – (Начинаем разгибать. Дети сжимают пальцы в кулачки,а затем расслабляют их и разжимают).«Ноги ходят по дороге» Большие ноги: Шли по дороге. Топ-топ-топ.. Маленькие ножки Побежали по дорожке: Топ-топ-топ. (Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми).
«Пароходик» Пароходик в море был. (Ладони соединить в форме чаши). Вот он к пристани приплыл. (Сделать волнообразные движения в воздухе). Загудел в свою трубу: «У — у — у !» (Одновременно пошевелить большими пальцами).«Лошадки» По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки: Чок-чок-чок. Чок- чок-чок. Скачет резвый табунок (Пальцы скачут по столу,повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок»).

Таблица: конспект НОД в 1 младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки», разработала Н. В. Шандина

Этап НОДСодержание этапа
Задачи
  • Формировать умения детей узнавать и называть животных.
  • Закрепить знание основных частей тела животных.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать добрые чувства к животным.
МатериалИгрушки: зайка, мишка; белка, грецкие орехи; макеты деревьев.
Вступительная частьВоспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла. (показывает коробочку). Давайте посмотрим, что в коробочке есть? Это орешки. Вот послушайте стихотворение.
  • Мой орешек покатился Прямо по дорожке, Покрутился, покружился На моей ладошке. В кулачок орешек — прыг! Притаился озорник! Где орешек покажись, Кулачок наш разожмись! (С.Елисеева)

Воспитатель: Давайте мы с вами сходим в лес и найдём того, кто потерял эти орешки.

Основная частьДети «идут в лес». Под деревом сидит заяц. Воспитатель: Посмотрите-ка, кто это? Что есть у зайки? Дети: Ушки, лапки, хвостик, глазки. Воспитатель: Зайка, скажи нам, не ты ли потерял орешки? Заяц: Нет. Это не я. Я люблю морковку. Воспитатель: Ребята, угостим зайчика морковкой. Проводится подвижная игра «Зайка беленький сидит». Дети прощаются с зайцем. Воспитатель: Посмотрите, кто это под ёлкой в сугробе спит? Дети: Мишка. Воспитатель: Давайте разбудим мишку:
  • Мишка, мишка Хватит спать. Выйди с нами поиграть! Нас тут много,ты — один, спать тебе мы не дадим! (Е. Колесова)

Дети рассматривают медведя, имитируют его движения. Воспитатель: Ребята, давайте повеселим мишку. Вот у меня есть волшебные втулочки. Дидактическая игра со втулочками. Воспитатель: Мишка, это ты потерял орешки? Мишка: Нет, не я. Вот может белочка, что на дереве сидит. Она любит орешки грызть. Воспитатель: Белочка, не ты ли потеряла орешки? Белочка: Да, я потеряла орешки. Спасибо, вам дети. Воспитатель: Белочка, послушай, какую потешку мы знаем о тебе.

  • Сидит белочка в тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в роток, Кому в лапочку. (дети поочерёдно загибают пальчики от мизинца к большому).

Белочка: Ребята, у меня много орехов и я хочу угостить вас ими. Дети угощаются, благодарят белочку.

Заключительная частьВоспитатель: Спасибо, а нам пора возвращаться в детский сад. Где мы побывали, ребята? Кого встретили? Сегодня вы были очень внимательные, молодцы, весело поиграли со зверятами.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]