Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр
Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:
- Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
- На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
- Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.
Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.
Фотогалерея: пособия и атрибуты для пальчиковых игр с детьми раннего возраста
наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков Куклы-«ходилки» с отверстиями для пальчиков в раннем возрасте используют в индивидуальной работе Такие рельефные дорожки, выложенные пуговицами, развивают и координацию, и тактильную чувствительность В сенсорной коробке детишки под присмотром педагога могут искать и прятать самые разнообразные предметы Набирают всё большую популярность игры с массажными мячиками Су-Джок Навинчивание крышечек также можно облечь в игровой сюжет: цветочкам требуется подобрать серединки Если у воспитателя налажен контакт с родителями, мамы и бабушки, умеющие вязать, охотно помогут в изготовлении пальчиклвых кукол Куклы би-ба-бо привлекают малышей и позволяют приобщиться к удивительному миру театра Исследуя лоскутки ткани и меха, ребёнок получает массу тактильных впечатлений Грецкие орехи и каштаны — очень удобный и оригинальный материал для пальчиковых игр
Советы родителям
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
- Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
- Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
- Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
- Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
- Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
- Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
- Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Источники
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-palchikovoj-gimnastikoj-v-detskom-sadu-dlya-detej-3-4-let
- https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
- https://malchishki-i-devchonki.ru/kartoteka-mladshaya-gruppa-na-temu-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html
[свернуть]
Картотека пальчиковой гимнастики
Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.
Огород
«Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;
«Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;
«Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;
«Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;
«Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.
Рыбка
«Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;
«Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;
«Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;
«Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.
Червячки
«Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;
«Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;
«Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;
«Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;
«Не хотели расставаться» – разожмите руки;
«Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.
Пирожки
«У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;
«Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;
«Второй для мамочки» – указательный;
«Третий для дедули» – средний;
«Четвертый для бабули» – безымянный;
«А пятый для меня» – загните мизинец.
Аналогичные действия произведите с правой рукой.
Приготовим капусту
«Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;
«Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;
«Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;
«Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.
Зверята
«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;
«Это – сердитый волчонок» – безымянный;
«Это – красивый лисенок» – средний;
«Это – колючий ежонок» – указательный;
«Это – косолапый мишка» – большой;
«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.
Кто это летает
«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;
«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;
«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;
«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;
«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.
Кормушка
«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;
«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;
«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;
«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;
«Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.
Пчелки
«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.
«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;
«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.
Лето
«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;
«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;
«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;
«Настала летняя пора» – разведите руки.
Зарядка
«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;
«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;
«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;
«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.
Солнышко
«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;
«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;
«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;
«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.
Формы организации пальчиковых игр
Пальчиковые игры с детьми третьего года жизни могут проводиться в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Таблица: особенности организации пальчиковых игр в зависимости от формы занятия
Форма организации | Количество детей, длительность | Основные отличительные моменты |
Фронтальная | Все дети группы. 7–10 минут. |
|
Подгрупповое | 4–8 человек. До 7 минут. |
|
Индивидуальное | 1–3 человека. До 5 минут. |
|
Примечания |
|
Структура и временные рамки фронтального занятия в первой младшей группе:
- Вступительная часть. Организация детей, создание положительного настроения, сюрпризный или игровой момент, появление сказочного персонажа. До 2 мин.
- Основная часть. Вступительная беседа, демонстрация иллюстративного или другого наглядного материала, собственно пальчиковая игра, дидактическая игра. 5–7 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов, поощрительное слово педагога. До 1 мин.
Таблица: картотека художественных произведений для пальчиковой гимнастики, разработала Р. Р. Гайнуллина
«Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) | «Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка — крошка? (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу). Хоть держалась крепко, Вытянута репка. |
«Радуются взрослые и дети» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! (Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка — сжимать и разжимать кулачок). | «Моя семья» Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья. (По ходу чтения, загибается на ручке ребёнка пальчик, начиная с большого пальчика). |
«Ёжик» Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки). | «Помощник» Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, (Потирать ладошки друг об друга, «мыть посуду»). Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения). |
«Дружба» Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем.Раз, два, три, четыре, пять – (Начинаем разгибать. Дети сжимают пальцы в кулачки,а затем расслабляют их и разжимают). | «Ноги ходят по дороге» Большие ноги: Шли по дороге. Топ-топ-топ.. Маленькие ножки Побежали по дорожке: Топ-топ-топ. (Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми). |
«Пароходик» Пароходик в море был. (Ладони соединить в форме чаши). Вот он к пристани приплыл. (Сделать волнообразные движения в воздухе). Загудел в свою трубу: «У — у — у !» (Одновременно пошевелить большими пальцами). | «Лошадки» По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошадки: Чок-чок-чок. Чок- чок-чок. Скачет резвый табунок (Пальцы скачут по столу,повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок»). |
Таблица: конспект НОД в 1 младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки», разработала Н. В. Шандина
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материал | Игрушки: зайка, мишка; белка, грецкие орехи; макеты деревьев. |
Вступительная часть | Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла. (показывает коробочку). Давайте посмотрим, что в коробочке есть? Это орешки. Вот послушайте стихотворение.
Воспитатель: Давайте мы с вами сходим в лес и найдём того, кто потерял эти орешки. |
Основная часть | Дети «идут в лес». Под деревом сидит заяц. Воспитатель: Посмотрите-ка, кто это? Что есть у зайки? Дети: Ушки, лапки, хвостик, глазки. Воспитатель: Зайка, скажи нам, не ты ли потерял орешки? Заяц: Нет. Это не я. Я люблю морковку. Воспитатель: Ребята, угостим зайчика морковкой. Проводится подвижная игра «Зайка беленький сидит». Дети прощаются с зайцем. Воспитатель: Посмотрите, кто это под ёлкой в сугробе спит? Дети: Мишка. Воспитатель: Давайте разбудим мишку:
Дети рассматривают медведя, имитируют его движения. Воспитатель: Ребята, давайте повеселим мишку. Вот у меня есть волшебные втулочки. Дидактическая игра со втулочками. Воспитатель: Мишка, это ты потерял орешки? Мишка: Нет, не я. Вот может белочка, что на дереве сидит. Она любит орешки грызть. Воспитатель: Белочка, не ты ли потеряла орешки? Белочка: Да, я потеряла орешки. Спасибо, вам дети. Воспитатель: Белочка, послушай, какую потешку мы знаем о тебе.
Белочка: Ребята, у меня много орехов и я хочу угостить вас ими. Дети угощаются, благодарят белочку. |
Заключительная часть | Воспитатель: Спасибо, а нам пора возвращаться в детский сад. Где мы побывали, ребята? Кого встретили? Сегодня вы были очень внимательные, молодцы, весело поиграли со зверятами. |