«Традиционные и нетрадиционные техники лепки»
Традиционные и нетрадиционные техники лепки.
Составила: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №39»
По программе ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основная задача направлена на формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Одно из направлений данной образовательной области «художественное творчество». Основная цель – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности; дети создают «продукт» – рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Остановим свое внимание на таком виде деятельности как лепка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагога и родителя.
Лепка – вид художественной деятельности, имеющей много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия. В комплексной лепке дети произвольно или для решения постановленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Лепить можно из резных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса.
Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для лепки. Она эластична, нейтральна по цвету, что важно для восприятия формы. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки проверяют следующим образом: небольшой кусочек глины разминают, раскатывают в «колбаску» и сворачивают в кольцо. Если кольцо потрескалось, значит глина суховатая и ее надо сбрызнуть водой или добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно оставить ее на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась. Вылепленные поделки высушивают, обжигают, а затем грунтуют и оформляют красками.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен как глина, но имеет свои преимущества. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции.
Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Да и от рук тесто отмывается легко. Поделки из соленого теста похожи на настоящие шедевры. Вот только поделки из соленого теста нужно очень долго и хорошо высушить. Их можно покрыть лаком и хранить много-много лет.
Творческие работы детей во многом зависят от выбранного способа лепки. При конструктивном способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).
Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.
Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.
Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозайки или конструирование из одинаковых деталей. Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец. Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.
Лепка из пластин. С помощью этого редко применяемого способа можно рационально, экономно и достаточно быстро создавать объемные, полые поделки. И лепка на форме. Когда раскатывают, например, пластилин равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором.
Использование дополнительных материалов и инструментов зависит от того из какого материала будет выполняться работа. Это доска для лепки; стеки – деревянные или пластиковые; салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной. Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья. Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.). Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные), бисер, пуговицы. Формочки для теста или для игр с песком.
В качестве наиболее популярного материала, используемого педагогами в работе с детьми, является пластилин. Лепка пластилином – это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе, в семье. Большой интерес этот материал вызывает и у детей. Использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности по все образовательным областям программы «От рождения до школы».
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.
«Пластелиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки. Это обогащает и разнообразит палитру пластилина, сближает лепку с рисованием красками. Условно можно выделить два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивание разных цветов получается окраска «под мрамор». При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщипнуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однородного цвета. Но сначала можно поэкспериментировать с акварельными красками. Это поможет узнать, что желтый и красный цвета при смешивании дают оранжевый, синий и желтый – зеленый, а из красного и синего получается фиолетовый. Опыт с гуашью наглядно показывает, что белый цвет помогает создать целую гамму оттенков любого цвета. Стоит только изменить пропорции. Чем больше белого, тем нежнее и светлее цвет.
Преимущество пластилинографии перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.
При работе с пластилином может возникнуть ряд трудностей:
долго лежащий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.
Все эти неприятности можно избежать, если следовать следующим рекомендациям;
Твердый пластилин разогреть перед непосредственно образовательной деятельностью.
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания,
расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Картон лучше использовать лакированный.
Чтобы картина со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишней пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убрать пыль.
На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая влажная салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. Проводя непосредственно образовательную деятельность важно, чтобы она содержала не только познавательную информацию, но и была насыщена играми, физкультминутками, пальчиковой гимнастикой, игровыми ситуациями,
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения сложности: начинать лучше с простых изображений небольшого размера и постепенно переходить к созданию более сложных. Выполняя пластилинографические изображения, дети постепенно осваивают приемы «рисования» пластилином, а именно: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, налепование, прижимание, примазывание, придавливание, намазывание, размазывание. Успешно используют все виды пластилинографии: прямую, витражную, контурную, многослойную, модульную, мозаичную, фактурную. Дети постепенно научатся создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут подарить своим близким и друзьям. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы.
Хранить детские шедевры, сделанные на картоне можно в обычных файлах скрепленные в папке. Можно красиво оформить в рамку.
Список литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная прог
рамма дошкольного образования /
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – ОООТЦ «Сфера», 2000.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2014,
Хаски
Вам понадобится: пластилин серого, белого, чёрного, голубого, красного и жёлтого цвета, зубочистка, стеки.
Мастер-класс
- Скатайте шарик из серого пластилина.
- Наметьте стеком 2 треугольника в верхней части шарика.
- Прикрепите 2 плоских треугольника из белого пластилина.
- Покройте белым пластилином нижнюю часть шара.
- Скатайте продолговатый овал из белого пластилина и прикрепите в качестве мордочки.
- Скатайте носик из чёрного пластилина и прикрепите к мордочке.
- Слепите глазки из голубого, чёрного и белого пластилина и прикрепите их к белым треугольничкам.
- Слепите язычок из красного пластилина и закрепите его.
- Слепите нижнюю часть пасти из белого пластилина и прикрепите под язык.
- Слепите 2 треугольника из серого пластилина и прикрепите в качестве ушей.
- Проработайте черты мордочки стеком.
- Слепите из серого пластилина туловище, вставьте зубочистку и закрепите голову.
- Покройте белым пластилином пузико собаки.
- Скатайте 2 колбаски из серого пластилина и прикрепите их в качестве передних лап.
- Слепите 4 лепёшки из белого пластилина и прикрепите их к лапкам, как показано на изображении.
- Скатайте колбаску из серого пластилина, слепите хвостик в форме полумесяца.
- Обработайте стеком хвостик, добавив пушистости, затем прикрепите его.
- Слепите ошейник из голубого пластилина, а из желтого сделайте застёжку, затем проделайте отверстия зубочисткой.
- Прорисуйте стеком ушки, мордочку и лапы.
Хаски из пластилина готова!
Соленое тесто
Этот вид творчества был в почете еще у наших далеких предков, которые украшали пироги и караваи фигурками, плетеными колосками и ягодками. Использовать тесто могут даже самые маленькие дети, основное преимущество подобного материала – его полная безопасности и экологическая чистота.
Можно приготовить материал для поделок так:
- взять по стакану муки и соли, добавить ½ стакана очень холодной воды, тщательное вымесить до образования однородной массы;
- к трем ранее описанным компонентам добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла либо жирного глицеринового крема.
Месить тесто допустимо как вручную, так и миксером. Первый вариант подходит для создания мелких элементов и деталей, а второй идеален для более масштабной лепки.
Если ребенок уже длительное время занимается лепкой и преуспел в этом деле, можно приготовить для него усовершенствованный вариант теста, позволяющий создать более прочные поделки и раскрашивать их. Для этого потребуются:
- мука — 1,5 стакана;
- соль (мелкая Экстра) – 1 стакан;
- вода – ½ стакана;
- клей ПВА или обойный – 2-3 столовые ложки (можно без клея).
Такой вариант позволяет создавать и крупные детали, и мелкие элементы.
Ромашка
Вам понадобится: пластилин белого, жёлтого и зелёного цвета, стеки, булька, шпажка.
Мастер-класс
- Слепите каплю из белого пластилина, затем расплющьте, придав ей форму лепестка.
- Прорисуйте стеком линии.
- Слепите 20 белых лепестков.
- Скатайте жёлтую серединку цветка.
- Подготовьте полосу желтого пластилина и прорежьте бахрому.
- Прилепите полоску по окружности жёлтой серединки.
- Прилепите белые лепестки по кругу, размещая их в шахматном порядке.
- Облепите зелёным пластилином шпажку, оставив кончик свободным.
- Сделайте лепёшку из зелёного пластилина и вылепите цветоложе.
- Прилепите бутон к цветоложе.
- Прорисуйте сетчатую фактуру на жёлтой серединке.
- Слепите листочек, прорисуйте фактуру и прилепите к стеблю.
Ромашка из пластилина готова!
Подвеска «Снеговик»
Вам понадобится: лист картона, простой карандаш, ножницы, верёвочка, скотч, пластилин белого, оранжевого, коричневого, чёрного, синего, фиолетового и зелёного цвета, шпажка, стек.
Мастер-класс
- Начертите круг на листе картона, затем вырежьте его.
- Облепите белым пластилином, одну из сторон круга.
- Слепите овальные ножки из фиолетового пластилина, затем прикрепите их к нижней части круга.
- Скатайте овальный носик из оранжевого пластилина, затем прикрепите его.
- Слепите из чёрного пластилина глазки и улыбку снеговичку.
- Скатайте 2 пуговки из синего пластилина, прикрепите их и проделайте шпажкой по 2 отверстия в пуговках.
- Скатайте колбаски из фиолетового и синего пластилина, затем сформируйте шапочку, как показано на изображении.
- Скатайте шарик из белого пластилина и прикрепите его в качестве помпона, затем проделайте шпажкой «пушистую» фактуру.
- Слепите ручки-палочки из коричневого пластилина, затем прикрепите их по разным сторонам круга.
- Сделайте блики на носике и глазках из белого пластилина.
- Прорисуйте вязанный узор на шапке, используя шпажку.
- Прорисуйте линии на ножках, как показано на изображении.
- Слепите из зелёного пластилина 3 листика и скатайте 3 оранжевых ягодки, затем украсьте шапку.
- Прикрепите верёвочку к обратной стороне, используя скотч.
Подвеска «Снеговик» из пластилина готова!
Яблоко
Вам понадобится: пластилин красного, зелёного, чёрного, белого и коричневого цвета, стеки, зубочистка.
Мастер-класс
- Скатайте шар из красного пластилина.
- Придайте шару форму яблока.
- Подготовьте полосочку коричневого пластилина и нарежьте мелкую бахрому.
- Сделайте небольшое углубление в яблоке для тычинок.
- Отрежьте небольшой кусочек тычинок, закрутите их и присоедините к яблоку.
- Слепите плодоножку из коричневого пластилина, как показано на изображении.
- Проделайте небольшое углубление в яблоке и прилепите плодоножку.
- Слепите 2 листочка из зелёного пластилина и прорисуйте линии, используя стек и зубочистку.
- Прилепите листочки к основанию черенка, затем придайте им изогнутую форму.
- Слепите капельку из белого пластилина, расплющьте и прилепите к яблоку в качестве блика.
- Скатайте 5 шариков из зелёного пластилина и сформируйте гусеницу.
- Скатайте 2 очень маленьких шарика из чёрного пластилина и прилепите их в качестве глаз гусеницы.
- Прилепите гусеницу к яблоку.
Яблоко из пластилина готово!
Ананас
Вам понадобится: пластилин жёлтого, зелёного, тёмно-зелёного и любого цвета, стек, зубочистка.
Мастер-класс
- Скатайте шарик из коричневого пластилина (для основы можно использовать остатки пластилина любого цвета).
- Придайте шарику форму груши, а основание сделайте устойчивым.
- Скатайте шар из тёмно-зелёного пластилина, затем раскатайте в овальную лепёшку.
- Сделайте лепёшку большего размера из жёлтого пластилина.
- Соедините зелёную и жёлтую лепёшку, затем раскатайте их.
- Переверните заготовку жёлтой стороной вверх и прорисуйте стеком сетку.
- Оберните коричневую заготовку ананаса жёлтой лепёшкой.
- Срежьте излишки пластилина и сгладьте стыки пальцами.
- Слепите продолговатые листочки из зелёного пластилина и прорежьте зубчатый контур.
- Прилепите листья к верхушке ананаса, как показано на изображении.
Ананас из пластилина готов! Также просмотрите ананас из шампанского и конфет.
Панда
Вам понадобится: пластилин чёрного, белого и зелёного цвета, зубочистки, стеки.
Мастер-класс
- Скатайте шарик из белого пластилина.
- Продавите две ямки для глаз.
- Скатайте шарики из чёрного пластилина, затем прикрепите и расплющьте их.
- Скатайте плоский овал из белого пластилина и прикрепите его к нижней части головы.
- Прикрепите чёрный носик.
- Слепите глазки из белого, зелёного и чёрного пластилина, затем прикрепите их.
- Слепите чёрные ушки и прикрепите их к верхней части головы.
- Скатайте валик из чёрного пластилина, сплющьте его в центре и загните кончики.
- Скатайте шар из белого пластилина и приклейте его к чёрной заготовке.
- Соедините заготовку и голову, используя зубочистку.
- Слепите и прикрепите чёрные нижние лапки.
- Скатайте шарики из белого пластилина и прикрепите их в качестве подушечек на лапки.
- Нарисуйте бровки зубочисткой.
- Скатайте шарик из чёрного пластилина и прикрепите его на место хвостика.
- Слепите бамбуковую палочку из зелёного пластина и закрепите на теле пандочки.
Панда из пластилина готова! Рекомендую к просмотру данное видео!
Лепим Смешарика Кроша из пластилина. Мультик. Kikoriki made of plasticine.
Виноград
Вам понадобится: пластилин фиолетового, коричневого и зелёного цвета, стек, тонкая проволока.
Мастер-класс
- Слепите жгут из фиолетового пластилина.
- Разрежьте его на кусочки.
- Скатайте каждый кусочек в шарики.
- Слепите конус из фиолетового пластилина.
- Облепите конус виноградинками, оставив верхнюю часть свободной.
- Подготовьте отрезок тонкой проволоки и облепите его коричневым пластилином, как показано на изображении.
- Прорисуйте линии, создав веточную фактуру.
- Закрепите проволоку-веточку в верхушке винограда, затем облепите виноградинками.
- Сделайте лепёшку из зелёного пластилина.
- Наметьте контур листика и вырежьте его, затем прорисуйте фактуру.
- Скатайте тоненькую полоску из зелёного пластилина, аккуратно закрутите и прилепите к винограду.
Виноград из пластилина готов! Рекомендую к просмотру данное видео!
Воздушный пластилин для детей, учимся лепить розы
Глина
Специалисты рекомендуют использовать этот материал обязательно, даже параллельно с пластилином, поскольку глина не окрашена в цвета и не отвлекает внимание непосредственно от формы. Этот податливый и мягкий материал позволяет создавать разнообразные фигурки, в том числе посуду, человечков, животных. Далее их можно раскрасить в яркие цвета, создать необычную композицию. Ключевое преимущество материала, выгодно отличающее его от пластилина, – возможность хранить поделку длительное время.
Далее рассмотрим несколько вариантов глины для детского творчества.
Полимерная
Продается практически в каждом магазине художественных товаров, доступна по цене, податлива, но после запекания становится твердой. Представлена в различных цветах, в том числе и ярких, что придется малышу по вкусу. Не требуется предварительная подготовка – материал уже готов к работе, осталось лишь сесть и приступить к лепке.
Обратите внимание, что малышам не стоит давать возможность заниматься с глиной без присмотра, поскольку редкий ребенок сможет избежать соблазна засунуть яркую субстанцию в рот.
Натуральная
Первое преимущество – отсутствие примесей и красителей. Это экологически чистый продукт, расфасованный по пакетам. И в этом же состоит его главный недостаток – перед работой глину нужно будет замесить. Чаще всего используется обычная серая глина, мягкий и пластичный материал.
Не каждый малыш придет в восторг от этого натурального материала – полимерные красочные варианты, как правило, нравятся юным скульпторам гораздо больше. Но это личный выбор каждого, кому-то может оказаться по душе возможность сначала вылепить фигурку, а затем – разукрасить ее.